Статья 19. Приостановление действия прав
1.Органы власти, совместно или каждый в отдельности, не могут приостанавливать действие прав и свобод и их гарантий, за исключением случаев осадного или чрезвычайного положения, объявленных в соответствии с Конституцией.
2. Осадное или чрезвычайное положение может быть введено на всей национальной территории или ее части лишь в случаях осуществляемой или готовящейся агрессии со стороны иностранных вооруженных сил, серьезной угрозы или нарушения демократического конституционного строя или стихийного бедствия.
3. Чрезвычайное положение вводится, когда события, служащие основанием для его введения, упомянутые в предыдущем пункте, влекут за собой не очень тяжелые последствия и могут потребовать лишь приостановки отдельных прав, свобод и их гарантий, продиктованной обстоятельствами.
4. Выбор введения осадного или чрезвычайного положения, соответствующий порядок их объявления, а также осуществления предусмотренных мер должны опираться на принцип разумной необходимости и ограничиваться, в частности, в том, что касается действия указанных положений в пространстве и времени и характера предпринимаемых мер, исключительно тем, что необходимо для скорейшего восстановления конституционного строя в полном объеме.
5. Введение осадного или чрезвычайного положения адекватным образом обосновывается и содержит список прав и свобод и их гарантий, осуществление которых приостанавливается, при этом продолжительность введенного положения не может составлять более пятнадцати дней или срока, закрепленного в законе вследствие объявления войны, не препятствуя возможному продлению сроков с соблюдением тех же пределов.
6. Введение осадного или чрезвычайного положения ни в коем случае не может затрагивать право на жизнь, на личную неприкосновенность, на индивидуальность, на гражданскую дееспособность и на гражданство, а также запрет на установление обратной силы уголовного закона, право на защиту подсудимого и свободу совести и вероисповедания.
7. Введение осадного или чрезвычайного положения может изменять конституционный строй лишь в рамках, предусмотренных Конституцией и законом, при этом, в частности, не может затрагиваться применение конституционных правил, относящихся к компетенции и деятельности органов государственной власти и собственных органов автономных областей, или права и иммунитеты соответствующих должностных лиц.
8. С введением осадного или чрезвычайного положения органы власти наделяются полномочиями по осуществлению необходимых и адекватных мер для скорейшего восстановления конституционного строя в полном объеме.
Статья 20. Доступ к правовым актам и в суды
1.Каждому гарантируется доступ к правовым актам и защита его прав и законных интересов в суде, причем в правосудии не может быть отказано вследствие недостатка экономических средств.
2. Каждый имеет право, согласно закону, на юридическую информацию и консультации, а также на судебную защиту и на сопровождение адвоката при общении с органами и представителями власти.
3. Закон определяет и обеспечивает адекватную защиту тайн правосудия.
4. Каждый имеет право на рассмотрение его дела в разумные сроки и с использованием справедливых процедур.
5. Для защиты личных прав, свобод и их гарантий закон гарантирует гражданам судебные процедуры, характеризуемые быстротой и приоритетностью, с тем чтобы они могли получить эффективную и своевременную судебную защиту в случае угрозы нарушения или нарушения указанных прав.
Статья 21. Право на сопротивление
Каждый пользуется правом оказывать сопротивление любому приказу, который наносит ущерб его правам и свободам и их гарантиям, а также применять силу для отпора любой агрессии, если невозможно обратиться к представителям власти.
Статья 22. Ответственность публичных учреждений
Государство и другие публичные учреждения совместно с их должностными лицами, служащими и представителями несут гражданскую ответственность за действия или бездействие, допущенные при исполнении служебных обязанностей, если в результате этого нарушены права и свободы человека и их гарантии или нанесен ущерб другим.