Чечня и дагестан в период завоевания их русским царизмом 1 страница
I
В Чечне и Дагестане в период завоевания их русским царизмом существовали и переплетались разные формы социально-экономических укладов — начиная от патриархально-родового быта (в стадии его разложения), первобытных форм полупатриархального, полуфеодального быта и кончая сравнительно развитым феодализмом с зачатками складывающихся товарно-денежных отношений.
Чечня и Дагестан не представляли собой единой политически и экономически целостной территории. На сравнительно обширной территории Чечни и Дагестана (почти в 70 тыс. км2) расположились многочисленные, исторически сложившиеся, государственные и полугосударственные образования, более или менее прочно связанные и имеющие ряд общих черт. г
Чечню и Дагестан можно разбить на три группы районов в социально-экономическом и политическом отношениях: 1) Чечня, 2) Нагорный и Северный Дагестан, 3) Приморский Дагестан, включая весь юг и Аварию. Это, конечно, не значит, что внутри этих групп нет специфически отличных черт одного района от другого, но в нашу задачу не входит подробный анализ этого вопроса.
Чечня занимает территорию, расположенную между Осетией и Кумыкской плоскостью; населяют ее многочисленные племена:
1 Р. Ф. Розен. Описание экономич. положения и политич. состояния части племен Чечни и Дагестана. 1830. И. Ф. П а с к е в и ч. Краткий обзор геогр. положения и политич. состояния Дагестана. 1830. Ведомость Кавказских народов с сведениями об их народонаселении и политическом состоянии. 1833. И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. 1834. («Материалы по истории Чечни и Дагестана 1-й пол. XIX в.в, вып. 1).
ингуши, назрановцы, карабулаки, галашевцы, кистинцы, дже-рахи, галгаевцы, цоринцы, качкалыки, мичиковцы, ауховцы, брагуны, чабирлойцы. Главной частью Чечни является Сунженская долина, которая, по словам Норденштамма, 1 занимает «счастливое положение в физическом и топографическом отношениях». Эта местность отличается «плодородием»: 2 Чечня производила «более хлеба, чем нужно для прокормления жителей, которые променивают избытки оного соседям своим кистинцам и лезгинам, в бесплодных горах живущим, на шерсть, бурки, грубое сукно и другие произведения. Посевы в Чечне состоят из небольшого количества пшеницы и ячменя, а более кукурузы и проса, которые родятся очень хорошо и не требуют большой разработки земли».3 Более зажиточная часть населения продавала «большое количество хлеба», особенно кукурузы. На усадебных землях разводились овощи. «Горцам, — пишет в своих мемуарах Абдурахман, один из ближайших сподвижников Шамиля, — много легче было выступать в Чечню, чем в районы Дагестана, всего легче было конным, так как Чеченская земля была изобильная, с дешевым фуражом и продовольствием. Поэтому горцы в большинстве случаев, при выступлении против русских, сами со своими конями и животными жили за счет средств и зерна чеченцев».
«Обилие воды является главной причиной пышной растительности и здорового климата, отличающих Чечню... Почва настолько плодородна, что везде образуются буйные заросли кустарника... Здесь встречается масса разнообразной дичи... В долинах и на плоскогорьях превосходно растут все виды злаков. Виноградные лозы достигают необычайного роста и толщины. Трава также растет везде в пышном изобилии. Скотоводство является главным источником доходов населения. Земледелием тоже занимаются усердно, насколько это позволяет первобытная культура и неблагоприятные военные условия страны». 4
Население, живущее в Сунженской долине, разводит скот в сравнительно небольших размерах вследствие «недостатка пастбищных мест». И разводимый ими рогатый скот «мал ростом и средней доброты». 6
Помимо земледелия и скотоводства жители Чечни занимались кустарными промыслами и ремеслами: тканьем сукна для домашнего обихода, иногда и для продажи, изготовлением разного рода ковров, войлоков, бурок и шитьем обуви.
1 И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. ЦВИА, ВУА, № 18507. 1834.
2 Кастильон. Письма к Гизо. «Историк-марксист», № 5, 1936.
8 И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. ЦВИА, ВУА, № 18507. 1834.
* Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus undihre Freiheitskampfe gegen die Russen. 2. Aufl. 1855.
5И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. ЦВИА, ВУА, № 18507. 1834.
Среди жителей долины торговля была хорошо развита сравнительно с горными районами. Через посредничество кизляр-ских купцов жители Сунженской долины покупали привозимые из Ирана и России материи, железо, медную посуду и соль.
На значительное развитие торговли в Сунженской долине в 40-е годы XIX в. указывает и ген. Пулло в своей записке: «Ежегодно до 40 тыс. горцев приходили на линию для сбыта своих продуктов, и звонкая монета... усилилась в обращении». *
Население горной Чечни (расположенной в 30 верстах от реки Сунжи) находилось в менее благоприятных экономических условиях. Чеченцы, живущие в верховьях Аргуна, «очень бедны и мало занимаются хлебопашеством, вследствие чего не имеют достаточно хлеба для личных потребностей. Они получают хлеб и соль от жителей нижних деревень в обмен на воск, шерсть, грубые сукна, ковры низшего разряда, звериные шкуры, бурки, сафьяны, выделанные из козлиных шкур». Жители долины, выгоняя свои стада в горы, «снабжают жителей оных хлебом и другими произведениями, которых у них нет». «Сия меновая торговля большею частию производится в Брагулах и Гедермесе, а также в Новом Аксае и Андрееве».2
Одним из главных занятий чеченцев и соседних с ними племен была продажа леса, который заготовлялся зимой и в половодье сплавлялся по Сунже и Тереку до самого Кизляра. В Кизляр ежегодно сплавлялось от 500 до 800 плотов строевого леса, ценой за каждый плот от 50 до 80 руб. сер., что составляло в среднем 25 тыс. руб. Доставка в Кизляр таркалов (кольев, поддерживающих виноградные лозы) составляла не менее важный промысел чеченцев и отчасти кумыков: они ежегодно привозили в Кизляр от 5 до 6 тыс. арб таркалов, ценой за каждую арбу от 3 до 5 руб. Сравнительно значительные доходы чеченцы получали от продажи обручей и бочарных досок — 30 руб. за каждую тысячу досок (Норденштамм).
В горной Чечне было развито скотоводство. «Овец в горной части очень много, и хорошей породы; там держат также много коз, ишаков» (Норденштамм). Из шерсти овец выделывают «изрядные сукна», остальная шерсть используется, как замечает Норденштамм, на изготовление бурок, которые чеченцы «в небольшом количестве продают андийцам и соседним другим народам». Из Дагестана и из шамхальства Тарковского чеченцы получали соль. В борьбе горцев за независимость против русского царизма районы Горной Чечни имели громадное значение как труднодоступные для нападающей стороны. «Горы эти, покрытые лесом, не отличаются высотой, но следует отметить их причудливое очертание, делающее, так сказать, неприступной эту часть Чечни.
1 А. П. Пулло. Докладная записка «О положении дел на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 г.». ЦВИА, ВУА, № 6438.
3 И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. ЦВИА, ВУА, № 18507, л. 41. 1834.
Склоны их, которые поднимаются отвесно вдоль равнины, представляют собой недоступные горы. Единственным выходом являются некоторые ущелья, недоступные для разведки и предоставляющие для неприятельской армии проход, столько же опасный, сколько он удобен для преграждения». х
В период систематического политического завоевания Чечни русским царизмом в ней еще были значительны остатки «форм родовых учреждений» патриархально-родового быта (в стадии их разложения). Многоплеменное население Чечни, в конце первой половины XIX в. исчислявшееся примерно в 100 с лишним тыс. чел. (Кастильон, Норденштамм и др.), было «тесно связано с фамильными отношениями».
«Каждая фамилия называлась именем своего родоначальника, водворившего ее в Чечне, гордилась этим именем и наблюдала фамильный интерес от ущерба со стороны других фамилий. Это были в своем роде многие мелкие республики, объединенные общим языком». 2
Боденштедт также пишет о «существующем уже несколько тысячелетий раздроблении народа на бесконечное количество мелких племен, делавших невозможным слияние их в единое целое благодаря непрерывным внутренним распрям и благодаря тому, что их разлучала дикая природа страны». 3
Многоплеменное население Чечни подразделялось на отдельные общества — тайпы 4 и отдельные роды — тухумы, которые, по свидетельству многих источников, носили названия тех аулов, из которых вышли их родоначальники при переселении племен на равнину. Каждый тухум управлялся отдельно и не вмешивался в дела своего соседа. Старший в роде был посредником и вместе судьею в ссорах и тяжбах, происходивших между родственниками его тухума. В селении, где имелось несколько тухумов, каждый из них выбирал своего старика — родоначальника. В этом случае ссоры и иски между лицами разных тухумов разбирались выбранными стариками по адату. Круг обязанностей стариков был весьма ограничен, и их власть не имела того значения, как в далеком прошлом. Решения их уже во второй половине XIX в. были необязательны, а исполнение в значительной части зависело от права сильного. 6
1 Кастильон. Письма к Гизо. «Историк-марксист», № 5, стр. 114. 1936.
2 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 11.
3 Bodenstedt. Die Volker des Kaukasus und ihre Freiheitskampfe gegen die Russen. 2. Aufl. 1855.
4 «Родственная связь членов фамилии по-чеченски называется тайпан,
или тайпа, что означает: одна фамилия, род или одно племя» (У. Лаудаев).
6 «Постановления эти чеченцы называли дедиль, или адиль, т. е. обычай. Это же выражается словом адат. Но и суд старших в фамилиях был недостаточен в вольном чеченском народе, потому что некому было блюсти 8а исполнением его постановлений; сильные фамилии отрицали его компетентность, а потому он существовал только между слабыми и для слабых фамилий» (У. Лаудаев).
«Сильный побеждал слабого, часто убивал его, чтобы завладеть его ничтожным имуществом: оружием, платьем, конем или ослом». 1
Общественный строй Чечни накануне завоевания ее русским царизмом имел целый ряд характерных черт патриархального родового быта в стадии его разложения. «У чеченцев нет и никогда не было своих князей, или каких-нибудь других владетелей: все равны. Личные достоинства и богатство одни могут дать преимущество; власти, кроме права сильного, никакой над собой не признают» 2 (Норденштамм, Розен, Пулло и др.).
Обратимся к французскому автору, виконту Кастильону, который в 40-х годах XIX в. был в Чечне и Дагестане. В своих письмах он также указывает на наличие у чеченцев «остатков патриархально-родового быта с внутренними раздорами, увековеченными законом кровной мести». 3 Для подтверждения этих данных об общественном строе тогдашней Чечни обратимся к местному историку У. Лаудаеву.
Последний по этому поводу писал: «Чеченцы не имели князей и были равны между собой, а если случалось, что инородцы высших сословий селились между ними, то и они утрачивали свой высокий род и сравнивались с чеченцами.
Чеченцы называют себя узденями (озди или уздень); слово это у них имеет другое значение, чем у их соседей. У последних узденство делилось на степени, у чеченцев же все люди стояли на одной степени узденства, различаясь между собой только качествами: умом, богатством, щедростью, храбростью, а нередко и дурными делами, разбоями, воровством и т. д. Слово уздень, заимствованное ими от соседей, означает у чеченцев: человек свободный, вольный и независимый... Соседи их жили на княжеских землях, по праву ли или силою приобретенных; у чеченцев же земля была общею, и если случалось, что они селились на княжеских землях, с условием платить подать, то, усилившись, переставали ее платить и завладевали землею. По понятиям об узденстве, чеченец не мог подчинить себя другому лицу, ибо тогда узденство его теряло значение». 4 То же самое мы читаем и у Дубровина: 6 «Все чеченцы пользуются одинаковыми правами и составляют один общий класс узденей, без всякого подразделения на сословия... Мы все уздени, говорят чеченцы, понимая под этим смыслом зависящих только от себя. Слово уздень на чеченском языке произносится — езюдан и
1 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 15.
2 И. И. Норденштамм. Краткое военно-статист, и экономич. описание Чечни. ЦВИА, ВУА, № 18507. 1834.
3 Кастильон. Письма к Гизо. «Историк-марксист», № 5, стр. 115. 1936.
4 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 24.
5 Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе, кн. I, стр. 451.
происходит от слов езю — от и дан — себя, т. е. не зависящий от других».
Но в то же время процесс разложения патриархально-родового быта в Чечне уже начался — задолго до завоевания ее русским царизмом — и шел самыми различными путями. Отметим главные из них на основе имеющихся в нашем распоряжении фактических данных.
Лаудаев, Кастильон и другие авторы указывают на складывание индивидуальной поземельной собственности в тогдашней Чечне. Земля захватывалась различными способами: «покупкою, силою оружия или тяжбами». «Менее счастливые оставались без нее (земли. — С. Б.) и назывались безземельными (мохк-бацу)». 1 Отсюда вытекали постоянные «несогласия и раздоры за поземельные участки». 2 Вся история Чечни того времени насыщена борьбой между сильными, состоятельными и безземельными. Один из исследователей, специально выясняя зависимые отношения в Чечне до царского завоевания, указывал на имевшие место почти во всех обществах Чечни захваты общественной земли и, в связи с этим, недовольство, которое выказывали при этом безземельные классы, т. е. разорявшиеся уздени. «Вопрос о захватах общественной земли очень серьезный и важный. Он существует во всех обществах. Многие зажиточные члены общества, не имея права занимать новые земли, но желая увеличить свои владения, делали это незаметно, прибавляя к существующим уже займищам смежные неразработанные земли.
Безземельный класс в обществах очень недоволен положением, занятым имущим классом».3
Родовая знать, сосредоточившая в своих руках общественные земли и скот, ускоряла разложение патриархально-родовых отношений в Чечне. Все меньше и меньше становилось общинной земли, занятой выгонами и пастбищами. Родовые учреждения уступали место совету зажиточных представителей родовой знати и духовенства — мулл, которые также были сравнительно состоятельными владельцами «движимого и недвижимого имущества» .
«Мечети владели загонами («меджик каа») и мечетными покосами («меджик дуана»), а также стадами «мечетных овец» («меджик джа»). В каждом обществе, состоящем из нескольких селений, имеется одна главная и несколько второстепенных мечетей. При главной мечети живет мулла, и здесь собирается общественный собор для решения духовных, общественных и административных дел. Экономическое положение муллы отчасти зависит от доходов мечети, от ее имущества, а также от пожертвований прихожан на благотворительные дела или «заката», которые они обязаны делать ежегодно в размере одной десятой части
1 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 14.
2 Там же, стр. 12.
3 Иваненков. Горные чеченцы, стр. 48—49. Владикавказ 1910.
с урожая хлеба и такой же части скота и овец». 1 Абдурахман в своих воспоминаниях указывает, что у мулл «доходов много, а дел мало».
Среди многоплеменного населения Чечни в первой половине XIX в., уже в 20—40-х годах, были «богатые», становившиеся зажиточной феодализирующейся верхушкой, и бедные, мало обеспеченные землей и скотом. В это время в Чечне существовало и рабство, выгодами которого пользовалась опять-таки зажиточная родовая знать. Этот немногочисленный класс личных рабов
Ряс. 2. ЧЕЧЕНСКИЙ АУЛ фототипия us альбома Горшельта
образовался из военнопленных, постоянно захватываемых чеченцами во время военных набегов. Рабов подразделяли на две группы: лаев и ясыров.
Лаями назывались те пленные, которые уже забыли свое происхождение. Эта своеобразная социальная группа пополнялась потомством, происходящим от браков и связей лаев с пленницами. Лай никогда не мог быть выкуплен, он считался «неотъемлемою собственностью владельца». «Положение лаев в Чечне, — как указывает Берже, — со временем превратилось в то безусловное рабство, какое существовало в древнем мире. Лай считался «вещью своего господина», который имел над ним безграничную власть. Лай мог быть продан, наказываем по произволу, лишаем жизни по прихоти своего господина». 2 Эта группа населения была совершенно бесправной. В редких случаях «лай от страха
1 Иваненков. Горные чеченцы, стр. 88. Владикавказ 1910.
2 Берже. Чечня и чеченцы, стр. 90. Тифлис 1859.
жестокого наказания покидал своего господина и прибегал под защиту другого, более сильного». 1 Последний давал ему иногда прибежище и уговаривал лаевладельца смягчить наказание. Защитник лая не мог удержать его у себя против воли лаевладельца из опасения навлечь на себя преследование за нарушение права собственности.
Рост личной поземельной собственности и вместе с ней имущественного неравенства усиливал процесс феодализации зажиточной верхушки, которая, на ряду с общинной землей, концентрировала в своих руках также и рабов.
Вторую группу рабов составляли ясыры. Эта группа состояла из пленных, которые могли еще надеяться на выкуп. Ясыровла-делец мягче обходился с порабощенным ясыром, потому что надеялся получить за него выкуп. По мере того как уменьшалась надежда на выкуп, ясыр лишался некоторых «снисходительных прав» господина и приравнивался к лаю. И тот и другой находились в состоянии полного сословного бесправия и были прикреплены к своим владельцам. Нужно отметить, что у чеченцев вошло в правило отпускать рабов на волю. В таких случаях отпущенный на волю раб, а также и его дети пользовались правами коренных жителей и со дня своего увольнения сразу становились в равные отношения со всем обществом. Но это были только формально равные отношения при фактическом неравенстве. На это указывают Дубровин, Иваненко и Берже.
В ряде мест Чечни к началу завоевания ее царизмом уже складывались типичные для феодализма повинности (подати, «ясак»), складывались различные формы личной зависимости узденства, часть которого уже стала безземельной, от родовой знати, становившейся личными владельцами земли, т. е. феодалами. •
Население «плодоносной Ичкерии» платило аварскому хану ясак, ила подать, с определенных земельных участков. «Ясак, или подать, платили по условиям хана с жителями; условия эти, смотря по обстоятельству, т. е. большему или меньшему влиянию хана на страну, изменялись, т. е. подати увеличивались или уменьшались в зависимости от соотношения сил. Обыкновенно платили от количества голов рогатого скота, овец, лошадей и пр. Бывали примеры, что от овец платили 3%, от скота 1%; случалось, что от овец давали только 1 %, а от скота ничего не платили. Многое здесь зависело от соотношения сил той и другой стороны. Было даже так, что от слабых фамилий брали подать, по условиям их с ханом, тогда как сильные фамилии не выполняли этих условий и ничего не давали, а в случае востребования сопротивлялись силою своего оружия. Усилившись в Ичкерии, они стали нерадеть об уплате ясака, со временем же вовсе перестали его давать, завладев землею, как своей собственностью».2 Родо-
1 Берже. Чечня и чеченцы, стр. 91. Тифлис 1859.
2 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 13.
вая знать в Чечне, опираясь на свое, экономическое превосходство, претендовала на сбор ясака с местного населения в свою пользу.
На разложение патриархально-родового быта в Чечне сильно влияла также торговля, которая велась через посредство кизлярских купцов. Они вкупе с ростовщиками ускоряли разложение патриархально-родовых отношений, способствуя тем самым складыванию феодализма.
Отношения между родовой знатью, зажиточной верхушкой и муллами, с одной стороны, и так называемыми «вольными узденями» и рабами, с другой, порождали острые противоречия, приводившие к постоянным столкновениям и классовым конфликтам. Правда, источники умалчивают об этом, упоминая лишь мимоходом, что в таком-то селении прогнали муллу, сменили родоначальника, устранили старшину. Глухо упоминают отдельные исследователя и о «ропоте населения на богачей, которые захватили общинные земли». Приводятся отдельные случаи борьбы лаев и ясыров против их владельцев. Подробно освещена деятельность «мирской сходки» в Чечне, в известной мере отражавшая классовую борьбу.
Тяжбы и спорные вопросы решались в Чечне советом старшин, причем решения совета старшин не всегда приводились в исполнение, а нарушались зажиточными и состоятельными. «Кулачное право» -г- право сильного и влиятельного — брало верх. Сходки сопровождались шумом, криком и нередко заканчивались жесточайшими драками. Часто ссоры так обострялись, что все население делилось на две враждебные части; побежденные бывали вынуждены оставить свое место жительства и селиться на новых местах. Общественные сходки у чеченцев были важнейшим институтом в их общественной жизни; влияние их сохранялось даже в период разложения родовых отношений, в период складывания феодализма (Дубровин, Берже, Фрейтаг, Иваненков).
II
С экономическим и социальным строем Чечни имели ряд сходных черт прилегающие к ней районы Северного и Среднего Дагестана.
В общем горцы Дагестана в сравнении с горцами Чечни были менее зажиточны. Их сельское хозяйство было крайне раздроблено, и техника его стояла на весьма низком уровне. Голодные годы в этих местах были частым явлением. Главнейшими сельскохозяйственными культурами были просо, составлявшее «почти единственную пищу горцев», рожь и ячмень, дающие небольшой урожай: рожь сам 3—4, ячмень сам б—8. В более умеренных полосах Дагестана сеяли в небольшом количестве овес, горох и кукурузу. Пшеницу сеяли только в восточной половине Дагестана, но хорошие урожаи она давала редко. «Большая часть дагестанцев получают от своих полей хлеба только на три месяца или на полгода, для остального времени выменивают через посредничество своих соседей». 1
Местное население нуждалось в сырьевых сельскохозяйственных ресурсах Чечни. «Гористая и скалистая природа дагестанских племен не изобиловала хлебом, а потому они меняли на чеченский хлеб свои произведения: фрукты, ковры, шелк и пр.» 2
Помимо Чечни дагестанцы вывозили также хлеб из Кахетии, Джар, Казикумыхского и Мехтулинского ханств, из владений шамхала тарковского и султана элисуйского, из Нухи и даже с Кавказской линии. Огородничество в Дагестане было развито слабо, фруктовые сады имелись преимущественно в обществах, прилежащих к прибрежной полосе Каспийского моря.
В районах Северного и Среднего Дагестана основным средством существования было скотоводство. Особо важное значение имело разведение овец, из шерсти которых ткали разные грубые материи, а также выделывали войлоки и бурки. Нужно отметить, что войлоки и бурки — один из предметов сбыта горцев. Дагестанские бурки оценивались от 2 до 15—20 руб. сер., особенно белые, которые считались предметом роскоши. Молочные продукты — масло и сыр — в значительном количестве шли на продажу. Из шкур рогатого скота горцы выделывали кожи. Значительное место в жизни горцев Дагестана занимала охота. Из шкур оленей и туров выделывали обувь и другие предметы домашнего обихода.
Для торговли жители Дагестана ездили в Кизляр, Тарки, Хунзах, Кумых, Цудахар, Анди, Акушу, Кубечи, Дербент, За-каталы, Телав, Сигнах и даже Тифлис, где меняли продукты своего натурального хозяйства — бурки, кинжалы, шерсть и шерстяные ткани, масло, сыр, сырые кожи на хлопчатобумажные и шелковые ткани.
М. Н. Покровский утверждал, что «Дагестан никогда не в состоянии был прокормиться своим хлебом», и считал Чечню «житницей Дагестана». 3 Это не совсем верно, ибо в самом Дагестане, не говоря уже о приморской его части, такие районы, как, например, Ратлу-Ахвах, Кель, Андаляль и отчасти Дарго, не нуждались в привозном хлебе, так как он там производился в достаточном количестве. Вследствие неблагоприятных условий транспорта — бесчисленного количества трудных горных перевалов на пути из Чечни в Дагестан, хлеб в Дагестан доставлялся преимущественно из приморских его областей и земледельческих районов Северного Кавказа.
1 Мочульский. Война на Кавказе и Дагестан, ч. I, политическая. ЦВИА, ВУА, № 49741.
2 У. Лаудаев. Чеченское племя, стр. 29.
8М. Покровский. Дипломатия и войны царской России в XIX столетии, стр. 223.
Теперь перейдем к рассмотрению экономической и общественной жизни так называемых «вольных обществ» Северного и Среднего Дагестана.
С а л а т а у. Вольное общество с сильно развитым скотоводством. Хорошо развито земледелие: «пшеница, ячмень и полба произрастают хорошо». «Садоводство развито в местностях, прилегающих к р. Сулаку, и состоит из разведения винограда, грецкого ореха, кураги и вишней».1
Г у м б е т. Вольное общество с сильно развитым скотоводством.2
Рис. 4. СРЕДНИЙ ДАГЕСТАН. ПЛОЩАДЬ В ЦУДАХАРВ С литографии мэ альбома Г. Гагарина
Жители Койсубу «живут в весьма крепких местах, природою укрепленных».3 Основным занятием жителей было скотоводство. В зимнее время они пасли свои стада в пределах Мех-тулинского ханства. Оттуда же путем «обмена» получали хлеб, соль и другие предметы потребления. Важнейший аул общества Гимры (родина Гази-Мухаммеда и Шамиля) играл большую роль
1 Мочупьский. Война на Кавказе и Дагестан, ч. II, топографическая. ЦВИА, ВУА, № 6528. 1844.
2 Там же.
3 Краткое военно-географическое описание Дагестана, сост. при ген. штабе отд. Кавк. корпуса. ЦВИА, ВУА, № 6512, л. 79 об.
в борьбе горцев Дагестана за независимость при Гази-Мухаммедв и Шамиле. В районе Гимр имелось много фруктовых садов, виноградников, здесь разводили шелковицу. «Пшеницы сеют мало. Кукурузу и пшеницу выменивают на фрукты». Селение Унцу-куль, «самый большой из койсубулинских аулов», считается «месторождением искусных кузнецов этого аула, особенно кузнеца Хаджи Джабраила, который лил пушки и делал кинжалы и ружья» (Абдурахман).
А н д и я. «Андия всегда была сильное общество, довольно воинственное, а главное — торговое; оно имело влияние на все мелкие общества, к западу от него лежащие, куда пути из Чечни и Гумбета пролегают через Андию».1 В первые годы XIX в. Андия играла большую роль в торговле между горцами; туда свободно приезжал каждый торгующий. На рынках производился торг лошадьми и оружием, привозимым из Кубечи, Ирана и Турции. «Главнейший торг, от которого богатела Андия, был торг людьми — пленными». Наличие больших нагорных нив и пастбищ способствовало развитию скотоводства и изготовлению бурок. «Нет ни одного аула, который не производил бы бурок. Их пища и одежда — все от бурок». Последние развозятся во все части Дагестана. В Андии ежегодно изготовляется до 8 тыс. бурок (от 3 до 18 руб.) «Андийцы — народ богатый и торговый» (Мочульский).
Ч а р б и л и. Главное занятие населения — скотоводство. Многие жители общества торговали продуктами своего сельского хозяйства.
Т е х н у с а л. Значительная часть жителей аулов (Асальта, Зиберху, Тандб, Шодрода) сеяли пшеницу, просо, ячмень и другие зерновые культуры. «Скота достаточно, особенно много коз». Жители также «торгуют андийскими бурками», причем в малом количестве изготовляют их и сами. В аулах Миарсу и Ботлихе имелось не мало садов; плоды и фрукты продавали в Андии за шерсть, зерно или мануфактуру.
Чамалал — гористая плодородная местность, где сильно развито скотоводство, особенно овцеводство. Из шерсти овец жители изготовляли бурки и продавали их в Грузию. Многие жители занимались торговлей. Имелось большое количество садов, разводился виноград.
Б а г у л а л. Сильно развито скотоводство: «богатые имеют здесь до 20 голов рогатого скота и до 300 баранов». Население занималось также земледелием, продавая излишки на месте. В Хуштаде, Тлоандаде, Коандаде «имеются плодовые сады» (сливы, персики, орехи) и виноградники. Это общество, по мнению одного обозревателя, «менее других нуждается в своих соседях», если не считать соли, которую получает из сел Конхи-датль, Буно, Карата и из Аварии.