Ii. политическое и экономическое развитие стран европы и америки в 1918-1945 гг.
II. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В 1918-1945 ГГ.
А. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В 1918-1938 ГГ.
Веймарская конституция
11 августа1919 года
(извлечение)
11 августа 1919 г. вошла в силу принятая национальным собранием в Веймаре новая конституция Германии. Германия провозглашалась республикой. Формально устанавливались буржуазно-демократические свободы. Веймарская конституция в то же время давала правящим кругам Германии юридическое основание (например, статья 48) для того, чтобы в случае обострения классовой борьбы в стране отбросить парламентскую форму правления и заменить ее открытой диктатурой. После прихода фашистов к власти рейхстаг 24 марта 1933 г. издал закон о наделении правительства Гитлера чрезвычайными полномочиями. Тем самым Веймарская конституция была упразднена, рейхстаг как орган буржуазной демократии был ликвидирован.
Статья 5. Государственная власть осуществляется по имперским делам органами империи на основании имперской конституции, по делам областей – органами областей на основании конституции областей.
Статья 20. Рейхстаг состоит из депутатов германского народа.
Статья 21. Депутаты являются представителями всего народа. Они подчиняются только своей совести и не связаны мандатами.
Статья 22. Депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорционального представительства, мужчинами и женщинами, достигшими 20-летнего возраста. Выборы должны производиться в воскресенье или в дни общественного отдыха. Подробности устанавливает имперский избирательный закон.
Статья 23. Рейхстаг избирается на 4 года. Новые выборы должны быть произведены не позже как на 60-й день со времени истечения этого срока...
Статья 25. Президент империи может распускать рейхстаг, но не более одного раза по данному поводу.
Новые выборы должны быть произведены не позже чем на 60-й день после роспуска.
Статья 41. Президент империи избирается всем германским народом.
Может быть избран каждый немец, которому исполнилось 35 лет.
Статья 43. Президент империи избирается на 7 лет. Переизбрание допускается...
Статья 47. Президенту империи принадлежит верховное командование всеми вооруженными силами империи.
Статья 48. Если какая-нибудь область не выполняет обязанностей, возложенных на нее конституцией или имперскими законами, то президент империи может принудить ее к этому с помощью вооруженной силы.
Если в пределах Германской империи серьезно нарушены общественная безопасность и порядок или если грозит серьезная опасность такого нарушения, то президент империи может принимать меры, необходимые для восстановления общественной безопасности и порядка, в случае надобности с помощью вооруженной силы. С этой целью он может временно приостанавливать полностью или частично гарантии основных прав, данные ст. 114, 115, 117, 118, 123, 124 и 153...
Статья 54. Рейхсканцлер и имперские министры нуждаются для отправления своих должностей в доверии рейхстага. Каждый из них должен подать в отставку, если рейхстаг определенным постановлением лишает его доверия.
Статья 60. Для представительства германских областей в законодательстве и управлении империи образуется рейхсрат.
Статья 61. В рейхсрате каждая область имеет по крайней мере один голос. Более крупные области получают по одному голосу на 700 тыс. жителей…Ни одна область не может быть представлена более чем 2/5 всех голосов… Число голосов устанавливается рейхсратом заново всякий раз после производства всеобщей переписи.
Статья 64. Имперское правительство обязано созывать рейхсрат по требованию 1/3 его членов.
Статья 68. Законопроекты вносятся либо имперским правительством, либо по инициативе членов рейхстага.
Имперские законы издаются рейхстагом.
Статья 69. Внесение законопроектов имперским правительством требует согласия рейхсрата. Если между имперским правительством и рейхсратом не состоялось соглашение, то имперское правительство все-таки может внести законопроект, но обязано при этом представить отдельное мнение рейхсрата.
Если рейхсрат принимает законопроект, который не одобрен имперским правительством, то последнее обязано внести его в рейхстаг с изложением своей точки зрения.
Статья 74. Рейхсрат имеет право опротестования законов, принятых рейхстагом…
Статья 109. Все немцы равны перед законом.
Мужчины и женщины имеют в принципе одинаковые гражданские права и несут одинаковые обязанности.
Публично-правовые привилегии и ограничения, обусловленные рождением или сословием, подлежат отмене. Дворянские обозначения считаются лишь за часть фамилии и впредь не могут даваться...
Статья 114. Свобода личности неприкосновенна. Ограничение или лишение личной свободы публичной властью допускается только на основании законов.
Лица, лишаемые свободы, должны быть не позже, как на следующий день, 'поставлены в известность, какими властями и на каком основании отдано распоряжение о лишении свободы; немедленно им должна быть дана возможность представить возражения против лишения их свободы.
Статья 115. Жилище каждого немца есть его свободное убежище. Оно неприкосновенно. Исключения допускаются только на основании законов.
Статья 117. Тайна переписки, равно как тайна почтовых, телеграфных и телефонных сношении, неприкосновенна. Исключения могут быть допущены только на основании имперских законов.
Статья 118. Каждый немец имеет право в пределах общих законов свободно выражать свои мнения устно, письменно, в печати, посредством изображения или иначе. В этом праве его не должны стеснять никакие отношения по работе или службе, и никто не имеет права причинять ему ущерб за то, что он пользуется этим правом. Цензура не допускается.
Статья 123. Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, не делая предварительного заявления и не спрашивая особого разрешения.
Для собраний под открытым небом имперский закон может устанавливать обязательность предварительного заявления и в случае непосредственной опасности для общественного спокойствия воспрещать их.
Статья 124. Все немцы имеют право образовывать союзы или общества в целях, не противных уголовным законам. Это право не может подвергаться ограничению мерами принудительного характера. Для религиозных союзов и обществ действуют те же постановления...
Статья 125. Гарантируются свобода и тайна выборов...
Статья 153. Собственность обеспечивается конституцией...
Правительства в Пруссии
20 июля 1932 года
Проталкивая фашистов к власти, президент Гинденбург 20 июля 1932 г. назначил канцлера Папена верховным комиссаром Пруссии. В тот же день Папен разогнал социал-демократическое правительство в Пруссии. Этот акт явился грубым нарушением Веймарской конституции.
В конце мая 1932 года было свергнуто правительство Брюнинга. Вместо него Гинденбург назначил так называемый кабинет Немецкого клуба[1], правительство Папена, которое 20 июля совершило в Пруссии открытый государственный переворот и просто-напросто сместило Прусское правительство, в том числе двух социал-демократов, премьер-министра Брауна и министра внутренних дел Зеверинга и, кроме того, полицей-президента Берлина Гржезинского. Коммунистическая партия Германии немедленно обратилась к руководству СДПГ с предложением совместно выступить против правительства Папена, чтобы сорвать мероприятия этого правительства. Правление социал-демократической партии и на этот раз отклонило предложение, хотя в результате проведения предложенных совместных действий еще можно было бы изменить ход событий. При существующем обострении противоречий дело могло бы дойти до вооруженной борьбы между рабочим классом и нацистской бандой. Но в этой вооруженной борьбе сплотившиеся массы рабочих могли бы еще разгромить гитлеровские банды и тем самым сорвать планы монополистического капитала по установлению фашистской диктатуры с целью подготовки войны. Таким образом, социал-демократические вожди упустили последнюю возможность для рабочего класса, так как из страха перед революционным развитием событий они не хотели допустить массового выступления. Для успокоения рабочих социал-демократов правление социал-демократической партии заявило, что оно хочет остаться в рамках легальности и возбудит в государственном трибунале дело по обвинению Папена в государственном перевороте.
Pieck W. Reden und Aufsätze. Bd. I. Berlin, 1950. S.399-400. Цит. по:
Хрестоматия… Т. 1. С.310.
Вестминстерский статут
11 декабря 1931 года
(извлечение)
После первой мировой войны обострился процесс распада Британской империи. Имперская конференция 1926 г. провозгласила полную самостоятельность доминионов в области внутренней и внешней политики и их равноправие с Англией в рамках Британской империи при сохранении формального подданства английской короне. Очередная имперская конференция, проходившая в октябре - ноябре 1930 г., утвердила рекомендации и предложила английскому парламенту оформить их в законодательном порядке до конца 1931 г. Соответственный закон был 24 ноября 1931 г. утвержден английским парламентом и вошел в силу 11 декабря 1931 г., получив наименование Вестминстерского статута 1931 г.
1. В этом Акте термин “доминион” означает любой из следующих доминионов, то есть, доминион Канада, Австралийский Союз, доминион Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ирландское Свободное Государство и Нью-Фаундленд.
2. (1). Акт о действии колониальных законов, 1865 г., не должен применяться к какому-либо закону, принятому парламентом доминиона после вступления в силу настоящего Акта.
(2). Ни один закон и ни одно положение закона, изданные парламентом доминиона после вступления в силу настоящего Акта, не будут считаться недействительными или не имеющими силы на основании того, что они противоречат закону Англии, или положениям любого ныне действующего или будущего Акта парламента Соединенного Королевства, или любому указу, предписанию или распоряжению, изданному на основании любого такого Акта, и в правомочие парламента доминиона будет входить право на отмену любого такого Акта или на внесение поправок к нему, на отмену любого такого указа, предписания или распоряжения или внесения к ним поправок, постольку, поскольку они являются частью закона доминиона...
7.-(1). Ни одно положение настоящего Акта не будет применяться для отмены, внесения поправок или для изменения Актов о Британской Северной Америке, 1867 г. - 1930 г., либо указа правила или распоряжения, изданного на основании этих Актов.
(2). Положение статьи второй настоящего Акта распространяется на законы, изданные в любой из провинций Канады и на правомочия, присущие законодательным учреждениям этих провинций.
(3). Права, переданные настоящим Актом парламенту Канады или законодательным учреждениям провинций, ограничены принятием законов по вопросам, входящим в компетенцию парламента Канады или соответственно любого из законодательных учреждений провинций.
8. Ни одно из положений настоящего Акта не будет рассматриваться как предоставляющее иначе, нежели в соответствии с законом, действовавшим до вступления в силу настоящего Акта, какое-либо право осуществлять отмену или изменение Конституции или Акта о конституции Австралийского Союза или Акта о конституции доминиона Новая Зеландия.
9.- (1). Ни одно из положений настоящего Акта не будет рассматриваться, как уполномачивающее парламент Австралийского Союза издавать законы по какому-либо вопросу, входящему в компетенцию Австралийских Штатов, но не входящему в компетенцию парламента или правительства Австралийского Союза...
11. Несмотря на положение Акта о толковании, 1889 г., термин “колония” не будет в каком-либо Акте парламента Соединенного Королевства, принятом после вступления в силу настоящего Акта, включать доминион или провинцию, или штат, составляющий часть доминиона.
Wheare K.C. The Statute of Westminster and Dominion Statute. Oxford, 1942. App. II. The Statute of Westminster, 1931. P.308-312. Цит. по:
Хрестоматия, т. 1. С.344-345.
Коммунистической печати
26 августа 1939 года
Несмотря на готовность Французской коммунистической партии активно бороться с нацизмом в защиту национальной независимости страны и буржуазно-демократических свобод, французское правительство приняло декрет, подписанный министрами юстиции и внутренних дел, дающий право правительству запрещать газеты и публикации, “опасные для общественного порядка и национальных интересов”. На основании этого декрета уже 25 августа 1939 г. были конфискованы 10 тысяч экземпляров вечерней коммунистической газеты “Се суар” и матрицы газеты “Юманите” за 26 августа. На этом же основании была вообще запрещена вся коммунистическая печать, и в течение всей второй мировой войны она существовала только подпольно. Однако правительство не использовало этот декрет для конфискации или запрещения пронацистской прессы, которая в большом количестве имелась во Франции.
Статья 1. С момента, когда начнется, в условиях, указанных в статье 1 настоящего закона, исполнение тех или иных мер, предусмотренных законом от 11 июля 1938 года об организации нации во время войны, префект полиции Парижа и префекты департаментов смогут дать приказ о конфискации в административном порядке всех газет, периодических и непериодических изданий, публикация которых наносит вред делу национальной обороны.
В подобном же случае министр внутренних дел будет иметь право путем издания постановления запретить публикацию всякой газеты или периодического издания.
Всякое нарушение постановления, предусмотренного в абзаце 2 настоящей статьи, подлежит наказанию тюремным заключением сроком от одного до шести месяцев и штрафу в сумме от 1000 до 10 000 франков. Это наказание может быть удвоено в случае повторного нарушения постановления.
Статья 2. Настоящий декрет будет передан для ратификации палатам согласно положениям закона от 19 марта 1939 года.
//Le Temps. 27.VIII.1939. P.4. Цит. по: Хрестоматия, т. 1. С.380-381.
Партии
11 июня 1936 года
(извлечение)
Америка в опасности. Благосостояние американцев и будущее их детей поставлено на карту. Мы будем бороться за сохранение их политической свободы и их личных прав, за то, чтобы они могли остаться свободными гражданами, чему впервые угрожает само правительство.
Вот уже в течение трех долгих лет правительство нового курса попирает американские традиции и вопиющим образом нарушает клятвы, под флагом которых демократическая партия добивалась и получила общественную поддержку. Власть конгресса узурпирована президентом. Попираются неприкосновенность и авторитет Верховного суда. Нарушаются права и свободы американских граждан. Получившие право гражданства монополии вытесняют свободное предпринимательство. Правительство нового курса все время стремится узурпировать права штатов и народа...
Мы клянемся:
...проблема безработицы может быть решена нами кардинально только путем привлечения безработных в промышленность и сельское хозяйство. С этой целью мы выступаем:
за отмену ограничений на производство продукции,
за отказ от политики нового курса, которая ведет к удорожанию производства и росту стоимости жизни, а следовательно, к уменьшению покупательной способности населения и производства товаров и мешает устранению безработицы,
за поощрение законной деловой деятельности и против установления помех на ее пути,
за отказ правительства от конкуренции с частными предпринимателями...
Благосостояние рабочих прямо зависит от увеличения производства и освобождения их от эксплуатации.
Мы клянемся:
защищать право рабочих организовываться и вести переговоры о заключении коллективных договоров через избранных ими представителей, без какого бы то ни 'было постороннего вмешательства...
способствовать принятию федеральных законов и законов штатов, направленных на уничтожение потогонного и детского труда, а также на защиту женского и детского труда с точки зрения максимальной продолжительности рабочего дня, минимального уровня заработной платы и других условий труда....
способствовать развитию производства и потребления продуктов на основе их изобилия, а не на основе нехваток…
Мы клянемся:
положить конец практике безрассудного и бесконтрольного расходования денежных средств;
сбалансировать бюджет, и сделать это не при помощи увеличения налогов, а при помощи сокращения расходов, и провести это сокращение немедленно и самым решительным образом...
Следуя традиционному внешнеполитическому курсу Америки и выполняя неоднократно выраженную волю американского народа, мы клянемся, что Америка не станет членом Лиги наций или Всемирного Суда и что в области внешних отношений она не станет заключать союзов, которые смогут связать ее свободу действий...
Мы выступаем за то, чтобы наша армия и военно-морской флот, включая сюда военно-воздушные силы, соответствовали бы действительным нуждам нашей национальной обороны...
мы приложим все усилия, чтобы получить с иностранных государств военные долги, которые достигают 12 миллиардов долларов, т. е. одной трети 'нашего национального долга.
Documents of American History. Ed. by H. Commager. N. Y., 1945. Р. 534-538. Цит. по: Хрестоматия… Т.1. С. 534-536.
Б. Политическая платформа
Демократической партии
25 июня 1936 года
(извлечение)
Мы считаем очевидной истиной, что в условиях современной цивилизации правительство несет перед своими гражданами определенные 0бязанности, включая сюда:
(1) защиту семьи и жилища;
(2) установление равных возможностей для всего народа;
(3) оказание помощи тем, кто находится в бедственном положении.
Эти обязанности, которые в течение двенадцати лет игнорировались старым руководством страны, снова признаны американским правительством. Новое руководство никогда не будет игнорировать эти обязанности...
Мы сдержали данное нами фермерам торжественное обещание использовать все возможные средства, чтобы повысить доходность ферм и поднять покупательную способность фермеров до предвоенного уровня...
С помощью федерального законодательства мы смогли снизить задолженность фермеров и удвоить их чистый доход...
Мы выступаем за производство всех товаров в таком объеме, который может быть поглощен внутренним и внешним рынками, а также за создание такого резерва этих товаров, который обеспечил бы установление на них справедливых с точки зрения потребителя цен...
Мы дали армии американских индустриальных рабочих кое-что гораздо более существенное, чем республиканская похлебка, состоящая из одних обещаний. Мы повысили заработную плату рабочего и сократили его рабочий день. Мы пытались положить конец изнурительной работе его жены и его детей. Мы вписали в законы страны право на ведение переговоров о заключении коллективных договоров и на самоорганизацию, свободную от вмешательства предпринимателей...
Мы вывели американского бизнесмена из тупика. Мы спасли его банк и подвели под последний более твердое основание. Мы расширили кредиты. Мы снизили проценты. Мы предприняли попытку спасти его от разорительных последствий конкуренции не на жизнь, а на смерть...
Совершенно ясно, какой вопрос будет решен в ходе предстоящих перевыборов. Американский народ должен сделать выбор между республиканским правительством, которое управляло и снова будет управлять им в интересах привилегированных групп, и демократическим правительством, которое посвящает себя установлению равных экономических возможностей для всего народа.
Мы верим в судьбу нашей нации. Мы достаточно богаты природными ресурсами и производственными мощностями, чтобы обеспечить для всех такой уровень жизни, который отвечает стандартам действительно американского образа жизни...
Documents of American History. Ed. by H. Commager. N. Y., 1945. Р. 538-541. Цит. по:Хрестоматия…Т.1. 536-537
Программа помощи крестьянам
15 мая 1931 года
Центральный Комитет Коммунистической партии Германии 15 мая 1931 г. принял программу помощи крестьянам, которая явилась дальнейшим развитием программы национального и социального освобождения немецкого народа.
Долги мелкого и среднего крестьянства, виноградарей, овощеводов и мелких рыбаков составляют по крайней мере 5 миллиардов марок.
Мы требуем ликвидации этого долгового бремени. Проценты с долгов, выплачиваемые трудящимися крестьянами банкам и ростовщикам, составляют ежегодно не менее 500 миллионов марок.
Долой выплачивание этой дани финансовому капиталу! Прямые налоги, выплачиваемые мелкими крестьянами, составляют ежегодно не менее 150 миллионов марок.
Мы требуем ликвидации этого налогового бремени и снижения налогов для среднего крестьянства!
Косвенные налоги, ложащиеся тяжелым бременем на трудящихся крестьян при закупке продуктов, сильно сокращающие в результате удорожания стоимости жизни городских масс сбыт сельскохозяйственных продуктов и являющиеся главной причиной наличия большого разрыва между производительными и потребительскими ценами, составляют около 5 миллиардов марок.
Мы требуем отмены этих косвенных налогов! Арендные расходы трудящихся крестьян составляют ежегодно не менее. 400 миллионов марок.
Мы требуем прекращения выплаты этой дани крупным землевладельцам!
18000 крупных сельских хозяйств владеют в Германии 5,2 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий (исключая лесовладение).
Мы требуем безвозмездной экспроприации крупных землевладельцев и бесплатной передачи земли безземельным крестьянам и сыновьям крестьян!
Правительство Брюнинга дает в порядке восточной помощи остэльбским юнкерам, кулакам и банкирам 2,5 миллиарда марок.
Мы требуем оказания государственной помощи трудящимся крестьянам, предоставления 2,5 миллиарда марок, выделенных для восточной помощи, исключительно трудящимся!
Фуражная и промышленно-пошлинная политика правительства Брюнинга - Шиле повышает производственные издержки крестьянского хозяйства примерно на 40 процентов. Пошлины на зерно ведут к удорожанию жизни мелких крестьян, вынужденных прикупать хлеб, резко сокращают покупательную способность масс и тем самым возможности сбыта продуктов крестьянского хозяйства.
Мы требуем отмены антинародных пошлин! Сотни тысяч мелких крестьян, крестьянских сыновей и дочерей потеряли в результате массовой безработицы необходимый для обеспечения существования крестьян заработок на стороне. Только массовая безработица и неполная рабочая неделя в Германии означают сокращение дохода и покупательной способности масс на 5 миллиардов марок ежегодно. Восстановление этой покупательной способности означает расширение рынка сбыта сельскохозяйственных продуктов на 40 процентов от общего объема сельскохозяйственного производства Германии. Выдвинутая Коммунистической партией программа обеспечения всех работой путем сокращения рабочего времени до 40 часов в неделю без снижения заработной платы, жилищного, дорожного, гидротехнического строительства и т. д. дает возможность дать работу всем безработным и поднять покупательную способность масс.
Мы требуем скорейшего осуществления программы Коммунистической партии по обеспечению всех работой!
Рейхстаг и правительство определили законами и постановлениями, что десятки тысяч вынужденных работать по найму мелких крестьян, представителей крестьянской молодежи и мелких рыбаков, которые оказались без работы, не должны получать пособия по безработице, что ускоряет разорение их мелких хозяйств.
Мы требуем выплаты пособий в полном объеме на все время пребывания без работы также и для мелких крестьян, крестьянской молодежи и мелких рыбаков, оказавшихся безработными!
Для сотен тысяч крестьянских хозяйств стало непосильным выделение средств на заслуженное обеспечение престарелых крестьян на закате их жизни. Расходы на лечение заболевших членов семьи (врач, лекарства и т. д.) не в состоянии более нести большинство крестьянских масс. Выделение средств для обеспечения престарелых и расходы на лечение ложатся на крестьянские хозяйства тяжелым бременем, равным не менее 500 миллионов марок ежегодно.
Мы требуем государственного обеспечения по старости и по болезни для мелкого крестьянства, виноградарей и рыбаков!
Своим фашистским распоряжением от 27 марта 1931 года правительство Брюнинга - Шиле ввело принудительное ограничение посевов сахарной свеклы на 30-40 процентов для крестьян-производителей сахарной свеклы в пользу крупных аграриев. С помощью государственной монополии на водку правительство вводит в интересах крупных винокуренных заводов неслыханное ограничение права производства вина для мелких крестьян-винокуров.
Мы требуем немедленной отмены постановления об ограничении посевов сахарной свеклы от 27 марта 1931 года и отмены ограничения права производства вина для мелких крестьян-виноделов!
Предприниматели ведут неслыханное наступление с целью сокращения заработной платы рабочих и служащих на 10- 30 процентов. Осуществление этого грабежа означало бы снижение покупательной способности масс еще на 4-5 миллиардов марок и тем самым сокращение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции примерно на 30-40 процентов от общего объема сельскохозяйственного производства Германии. Кроме того, это означало бы уменьшение доходов еще работающих по найму мелких крестьян и крестьянской молодежи. Поэтому трудящееся крестьянство должно поддерживать под руководством Коммунистической партии и революционной профсоюзной оппозиции борьбу пролетариата.
Против какого бы то ни было снижения заработной платы!
Около 2 миллиардов марок ежегодно составляют определенные по плану Юнга репарационные расходы, эту сумму немецкие капиталисты целиком и полностью выжимают из трудящихся масс.
Мы требуем прекращения выплаты репараций!
Буржуазия болтает о снижении и отмене репараций, но при этом думает о денежных мешках богачей и повышении своих прибылей.
Их лозунг гласит: “Богачам дать, у бедных украсть!”
Поэтому все эти боевые требования по оказанию помощи трудящемуся крестьянству это правительство капиталистов оставляет без внимания и самым решительным образом борется против них.
Трудящееся сельское население должно выступить под руководством Коммунистической партии в поддержку этих крестьянских требований и в прочном союзе с промышленным пролетариатом повсюду вести борьбу за осуществление этих требований. Единственной гарантией осуществления этих требовании является совместная борьба за свержение капиталистического господства, за создание рабоче-крестьянского правительства, то есть за свободную социалистическую Советскую Германию
//Rote Fahne. 22. V. 1931. Цит. по: Хрестоматия… Т.1. С.307-309.
Экономики
16 июля 1933 года
(извлечение)
Закон об оздоровлении национальной промышленности, поощрении здоровой конкуренции, организации полезных общественных работ и достижении некоторых других целей
Настоящим признается, что страна находится в состоянии всеобщего бедствия, которое чревато дальнейшим широким распространением безработицы и дезорганизацией промышленности, что в свою очередь тяжело ложится на межштатную и внешнюю торговлю, наносит ущерб народному благосостоянию и подрывает жизненный уровень американского народа. Настоящим заявляется также, что конгресс будет следовать политике, направленной на устранение трудностей, стоящих на пути свободного развития межштатной и внешней торговли, которая способствует ослаблению этого напряженного положения; на достижение всеобщего благосостояния путем поощрения организации промышленности и совместных действий различных профессиональных групп; на то, чтобы побуждать и поддерживать совместные действия труда и предпринимателей на основе равного их признания со стороны правительства и под его наблюдением; на уничтожение несправедливой практики в деловой деятельности; на поощрение наиболее полного использования имеющихся производственных мощностей; на то, чтобы избегать ненужных ограничений производства (за исключением тех случаев, когда это будет временно необходимо); на увеличение потребления промышленных и сельскохозяйственных продуктов путем повышения покупательной способности населения; на уменьшение безработицы и оказание здесь необходимой помощи и на улучшение условий труда; а также любыми другими способами стремиться к оздоровлению промышленности и сохранению естественных богатств...
По поступлении на имя президента соответствующих прошений от одной или более профессиональных или промышленных ассоциаций или групп президент может утверждать кодекс или кодексы о справедливой конкуренции для данной профессии или отрасли промышленности или их отдельных организаций в соответствии с внесенными просителем или просителями предложениями, если он найдет: (1) что эти ассоциации или группы не ставят никому неравных ограничений при принятии своих членов и что они действительно являются представителями указанных в прошении профессий или отраслей промышленности или входящих в них организаций;
(2) что предложенные кодекс или кодексы о справедливой конкуренции не направлены на развитие монополий или на уничтожение или подавление мелкого предпринимательства и что они будут способствовать проведению в жизнь политики, предусмотренной настоящим законом...
По утверждении президентом какого-либо из вышеупомянутых кодексов о справедливой конкуренции положения этого кодекса будут рассматриваться как нормы, регулирующие справедливую конкурентную практику для данной профессии или отрасли промышленности или входящих в них организаций. Любое нарушение этих норм при совершении какой-либо межштатной или внешнеторговой коммерческой сделки или затрагивающее эту сделку будет рассматриваться как нечестная коммерческая конкуренция, понимая этот термин так, как он трактуется в действующем законе о правах Федеральной торговой комиссии...
Раздел 7. (а) Все кодексы о справедливой конкуренции, а также соглашения или лицензии, одобренные, заключенные или выданные в соответствии с настоящим законом, должны предусматривать: (1) что все, работающие по найму лица, имеют право на организацию и на заключение коллективных договоров через ими самими выбранных представителей и что работодатели или их представители не могут вмешиваться, оказывать давление или иным способом ограничивать их совместные действия при выборе ими своих представителей или самоорганизации с целью ведения переговоров о коллективном соглашении или предпринятия других мер взаимопомощи или защиты; (2) что ни одному работающему или ищущему работу по найму лицу не будет поставлено условием его нахождения на работе вступление в тот или иной компанейский союз или воздержание от вступления, организации или оказания помощи выбранному им по собственному усмотрению рабочему союзу; (3) что наниматели согласны с максимальной продолжительностью рабочего дня, минимальным уровнем оплаты и другими условиями найма, одобренными или предписанными президентом...
Чрезвычайное федеральное управление общественныхработ
Имея в виду проведение в жизнь настоящего закона, президент уполномачивается настоящим создать чрезвычайное федеральное управление общественных работ, все полномочия которого будут осуществляться федеральным чрезвычайным администратором общественных работ...
Администратор, действуя в соответствии с указаниями президента, подготовляет широкую программу ведения общественных работ, которая, наряду с другими работами, должна включать в себя нижеследующие: (а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств; (б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи включая сюда контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений...
Имея при этом в виду, что никакие речные или портовые усовершенствования не будут предприниматься, если они не были или не будут после утверждения настоящего закона одобрены конгрессом или рекомендованы главным инженером армии Соединенных Штатов...
И если по мнению президента это будет желательным, строительство военно-морских судов и летательных аппаратов, в соответствии с условиями Лондонского военно-морского договора 1930 года, строительство летательных аппаратов тяжелее воздуха и технических сооружений для армейской авиации, строительство таких жилых армейских помещений, которые будут одобрены президентом, и поставку основного оборудования, необходимого для целей механизации и моторизации армейских тактических подразделений в одобренных президентом размерах...
Documents of American History. Ed. by H. Commager. N. Y„ 1945. Р. 452-455. Цит. по: Хрестоматия… Т. 1. С.524-526.
г) кодекс о справедливой конкуренции для
Промышленности
17 июля 1933 года
(извлечение)
Со дня вступления в силу настоящего кодекса о справедливой конкуренции устанавливается, что все предприниматели в хлопчатобумажной текстильной промышленности обязаны выплачивать всем работающим у них по найму лицам, за исключением учеников в течение шести недель их ученичества, рабочих, занятых на очистке хлопка, и сезонных рабочих, минимум заработной платы в 12 долларов в неделю в южном поясе и 13 долларов в неделю в северном поясе за 40 часов работы.
Со дня вступления в силу настоящего кодекса о справедливой конкуренции устанавливается, что предприниматели хлопчатобумажной текстильной промышленности должны планировать работу всех работающих у них по найму лиц, за исключением ремонтных рабочих, механиков, электриков, пожарных, служащих, а также управленческого аппарата, транспортных, сторожевых и других бригад, работающих за пределами территории предприятия таким образом, чтобы время их работы не превышало 40 часов в неделю, и работу механического оборудования таким образом, чтобы для его обслуживания не требовалось введения более двух смен, каждая из которых равнялась бы сорока рабочим часам в неделю...
Documents of American History. Ed. by H. Commager. N. Y., 1945. Р. 457. Цит. по: Хрестоматия… Т. 1. С.526-527.
д) закон Джонсона
13 апреля 1934 года
(извлечение)
Закон о запрещении финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед Соединенными Штатами
Настоящим устанавливается, что на территории Соединенных Штатов или в любом другом месте, находящемся под юрисдикцией Соединенных Штатов, считается незаконным кому бы то ни было покупать или продавать боны, облигации или другие обязательства какого бы то ни было иностранного правительства или его политического представительства, или какой бы то ни было организации или ассоциации, действующей в пользу или от имени иностранного правительства или его политического представительства, если эти обязательства выпущены после принятия настоящего закона, или предоставлять заем иностранному правительству, политическому представительству, организации или ассоциации, если дело не идет о возобновлении или пересмотре уже существующей задолженности, пока такое правительство, политическое представительство, организация или ассоциация не погасят своей полной или частичной задолженности правительству Соединенных Штат