Ii. политическое и экономическое развитие стран европы и америки в 1918-1945 гг.

II. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В 1918-1945 ГГ.

А. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ В 1918-1938 ГГ.

Веймарская конституция

11 августа1919 года

(извлечение)

11 августа 1919 г. вошла в силу принятая национальным собра­нием в Веймаре новая конституция Германии. Германия про­возглашалась республикой. Формально устанавливались буржуазно-демократические свободы. Веймарская конституция в то же время давала правящим кругам Германии юридическое основание (напри­мер, статья 48) для того, чтобы в случае обострения классовой борьбы в стране отбросить парламентскую форму правления и заменить ее открытой диктатурой. После прихода фашистов к власти рейхстаг 24 марта 1933 г. издал закон о наделении правительства Гитлера чрезвычайными полномочиями. Тем самым Веймарская конституция была упразднена, рейхстаг как орган буржуазной демократии был ликвидирован.

Статья 5. Государственная власть осуществляется по имперским делам органами империи на основании имперской конституции, по делам областей – органами областей на основании конституции областей.

Статья 20. Рейхстаг состоит из депутатов германского народа.

Статья 21. Депутаты являются представителями всего народа. Они подчиняются только своей совести и не связаны мандатами.

Статья 22. Депутаты избираются всеобщей, равной, прямой и тайной подачей голосов на началах пропорциональ­ного представительства, мужчинами и женщинами, достиг­шими 20-летнего возраста. Выборы должны производиться в воскресенье или в дни общественного отдыха. Подробности устанавливает имперский избирательный закон.

Статья 23. Рейхстаг избирается на 4 года. Новые вы­боры должны быть произведены не позже как на 60-й день со времени истечения этого срока...

Статья 25. Президент империи может распускать рейхс­таг, но не более одного раза по данному поводу.

Новые выборы должны быть произведены не позже чем на 60-й день после роспуска.

Статья 41. Президент империи избирается всем герман­ским народом.

Может быть избран каждый немец, которому исполнилось 35 лет.

Статья 43. Президент империи избирается на 7 лет. Переизбрание допускается...

Статья 47. Президенту империи принадлежит верхов­ное командование всеми вооруженными силами империи.

Статья 48. Если какая-нибудь область не выполняет обязанностей, возложенных на нее конституцией или импер­скими законами, то президент империи может принудить ее к этому с помощью вооруженной силы.

Если в пределах Германской империи серьезно нарушены общественная безопасность и порядок или если грозит серь­езная опасность такого нарушения, то президент империи может принимать меры, необходимые для восстановления об­щественной безопасности и порядка, в случае надобности с помощью вооруженной силы. С этой целью он может вре­менно приостанавливать полностью или частично гарантии основных прав, данные ст. 114, 115, 117, 118, 123, 124 и 153...

Статья 54. Рейхсканцлер и имперские министры нуж­даются для отправления своих должностей в доверии рейхс­тага. Каждый из них должен подать в отставку, если рейхс­таг определенным постановлением лишает его доверия.

Статья 60. Для представительства германских областей в законодательстве и управлении империи образуется рейхсрат.

Статья 61. В рейхсрате каждая область имеет по крайней мере один голос. Более крупные области получают по одному голосу на 700 тыс. жителей…Ни одна область не может быть представлена более чем 2/5 всех голосов… Число голосов устанавливается рейхсратом заново всякий раз после производства всеобщей переписи.

Статья 64. Имперское правительство обязано созывать рейхсрат по требованию 1/3 его членов.

Статья 68. Законопроекты вносятся либо имперским правительством, либо по инициативе членов рейхстага.

Имперские законы издаются рейхстагом.

Статья 69. Внесение законопроектов имперским правительством требует согласия рейхсрата. Если между имперским правительством и рейхсратом не состоялось соглашение, то имперское правительство все-таки может внести законопроект, но обязано при этом представить отдельное мнение рейхсрата.

Если рейхсрат принимает законопроект, который не одобрен имперским правительством, то последнее обязано внести его в рейхстаг с изложением своей точки зрения.

Статья 74. Рейхсрат имеет право опротестования законов, принятых рейхстагом…

Статья 109. Все немцы равны перед законом.

Мужчины и женщины имеют в принципе одинаковые гражданские права и несут одинаковые обязанности.

Публично-правовые привилегии и ограничения, обуслов­ленные рождением или сословием, подлежат отмене. Дворян­ские обозначения считаются лишь за часть фамилии и впредь не могут даваться...

Статья 114. Свобода личности неприкосновенна. Огра­ничение или лишение личной свободы публичной властью до­пускается только на основании законов.

Лица, лишаемые свободы, должны быть не позже, как на следующий день, 'поставлены в известность, какими властями и на каком основании отдано распоряжение о лишении сво­боды; немедленно им должна быть дана возможность пред­ставить возражения против лишения их свободы.

Статья 115. Жилище каждого немца есть его свободное убежище. Оно неприкосновенно. Исключения допускаются только на основании законов.

Статья 117. Тайна переписки, равно как тайна почто­вых, телеграфных и телефонных сношении, неприкосновенна. Исключения могут быть допущены только на основании им­перских законов.

Статья 118. Каждый немец имеет право в пределах об­щих законов свободно выражать свои мнения устно, пись­менно, в печати, посредством изображения или иначе. В этом праве его не должны стеснять никакие отношения по работе или службе, и никто не имеет права причинять ему ущерб за то, что он пользуется этим правом. Цензура не допускается.

Статья 123. Все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, не делая предварительного заявления и не спрашивая особого разрешения.

Для собраний под открытым небом имперский закон мо­жет устанавливать обязательность предварительного заявле­ния и в случае непосредственной опасности для обществен­ного спокойствия воспрещать их.

Статья 124. Все немцы имеют право образовывать союзы или общества в целях, не противных уголовным зако­нам. Это право не может подвергаться ограничению мерами принудительного характера. Для религиозных союзов и об­ществ действуют те же постановления...

Статья 125. Гарантируются свобода и тайна выборов...

Статья 153. Собственность обеспечивается конститу­цией...

Правительства в Пруссии

20 июля 1932 года

Проталкивая фашистов к власти, президент Гинденбург 20 июля 1932 г. назначил канцлера Папена верховным комиссаром Пруссии. В тот же день Папен разогнал социал-демократическое правитель­ство в Пруссии. Этот акт явился грубым нарушением Веймарской конституции.

В конце мая 1932 года было свергнуто правительство Брюнинга. Вместо него Гинденбург назначил так называе­мый кабинет Немецкого клуба[1], правительство Папена, которое 20 июля совершило в Пруссии открытый государственный переворот и просто-напросто сместило Прусское правительство, в том числе двух социал-демократов, премьер-министра Брауна и министра внутренних дел Зеверинга и, кроме того, полицей-президента Берлина Гржезинского. Коммунистическая партия Германии немедленно обрати­лась к руководству СДПГ с предложением совместно выступить против правительства Папена, чтобы сорвать мероприятия этого правительства. Правление социал-демократической партии и на этот раз отклонило предложение, хотя в резуль­тате проведения предложенных совместных действий еще можно было бы изменить ход событий. При существующем обострении противоречий дело могло бы дойти до вооружен­ной борьбы между рабочим классом и нацистской бандой. Но в этой вооруженной борьбе сплотившиеся массы рабочих могли бы еще разгромить гитлеровские банды и тем самым сорвать планы монополистического капитала по установле­нию фашистской диктатуры с целью подготовки войны. Та­ким образом, социал-демократические вожди упустили по­следнюю возможность для рабочего класса, так как из страха перед революционным развитием событий они не хотели до­пустить массового выступления. Для успокоения рабочих со­циал-демократов правление социал-демократической партии заявило, что оно хочет остаться в рамках легальности и возбудит в государственном трибунале дело по обвинению Па­пена в государственном перевороте.

Pieck W. Reden und Aufsätze. Bd. I. Berlin, 1950. S.399-400. Цит. по:

Хрестоматия… Т. 1. С.310.

Вестминстерский статут

11 декабря 1931 года

(извлечение)

После первой мировой войны обострился процесс распада Бри­танской империи. Имперская конференция 1926 г. провозгласила пол­ную самостоятельность доминионов в области внутренней и внешней политики и их равноправие с Англией в рамках Британской империи при сохранении формального подданства английской короне. Оче­редная имперская конференция, проходившая в октябре - ноябре 1930 г., утвердила рекомендации и предложила английскому парла­менту оформить их в законодательном порядке до конца 1931 г. Соответственный закон был 24 ноября 1931 г. утвержден английским парламентом и вошел в силу 11 декабря 1931 г., получив наимено­вание Вестминстерского статута 1931 г.

1. В этом Акте термин “доминион” означает любой из следующих доминионов, то есть, доминион Канада, Австра­лийский Союз, доминион Новая Зеландия, Южно-Африкан­ский Союз, Ирландское Свободное Государство и Нью-Фаундленд.

2. (1). Акт о действии колониальных законов, 1865 г., не должен применяться к какому-либо закону, принятому парла­ментом доминиона после вступления в силу настоящего Акта.

(2). Ни один закон и ни одно положение закона, издан­ные парламентом доминиона после вступления в силу на­стоящего Акта, не будут считаться недействительными или не имеющими силы на основании того, что они противоречат за­кону Англии, или положениям любого ныне действующего или будущего Акта парламента Соединенного Королевства, или любому указу, предписанию или распоряжению, изданному на основании любого такого Акта, и в правомочие парла­мента доминиона будет входить право на отмену любого та­кого Акта или на внесение поправок к нему, на отмену лю­бого такого указа, предписания или распоряжения или вне­сения к ним поправок, постольку, поскольку они являются частью закона доминиона...

7.-(1). Ни одно положение настоящего Акта не будет применяться для отмены, внесения поправок или для изме­нения Актов о Британской Северной Америке, 1867 г. - 1930 г., либо указа правила или распоряжения, изданного на осно­вании этих Актов.

(2). Положение статьи второй настоящего Акта распро­страняется на законы, изданные в любой из провинций Канады и на правомочия, присущие законодательным учреж­дениям этих провинций.

(3). Права, переданные настоящим Актом парламенту Ка­нады или законодательным учреждениям провинций, огра­ничены принятием законов по вопросам, входящим в компе­тенцию парламента Канады или соответственно любого из законодательных учреждений провинций.

8. Ни одно из положений настоящего Акта не будет рассматриваться как предоставляющее иначе, нежели в соответ­ствии с законом, действовавшим до вступления в силу насто­ящего Акта, какое-либо право осуществлять отмену или изменение Конституции или Акта о конституции Австралий­ского Союза или Акта о конституции доминиона Новая Зеландия.

9.- (1). Ни одно из положений настоящего Акта не будет рассматриваться, как уполномачивающее парламент Австра­лийского Союза издавать законы по какому-либо вопросу, входящему в компетенцию Австралийских Штатов, но не вхо­дящему в компетенцию парламента или правительства Австралийского Союза...

11. Несмотря на положение Акта о толковании, 1889 г., термин “колония” не будет в каком-либо Акте парламента Соединенного Королевства, принятом после вступления в силу настоящего Акта, включать доминион или провинцию, или штат, составляющий часть доминиона.

Wheare K.C. The Statute of Westminster and Dominion Statute. Oxford, 1942. App. II. The Statute of Westminster, 1931. P.308-312. Цит. по:

Хрестоматия, т. 1. С.344-345.

Коммунистической печати

26 августа 1939 года

Несмотря на готовность Французской коммунистической партии активно бороться с нацизмом в защиту национальной независимости страны и буржуазно-демократических свобод, фран­цузское правительство приняло декрет, подписанный министрами юстиции и внутренних дел, дающий право правительству запрещать газеты и публикации, “опасные для общественного порядка и нацио­нальных интересов”. На основании этого декрета уже 25 августа 1939 г. были конфискованы 10 тысяч экземпляров вечерней коммуни­стической газеты “Се суар” и матрицы газеты “Юманите” за 26 августа. На этом же основании была вообще запрещена вся коммунистическая печать, и в течение всей второй мировой войны она существовала только подпольно. Однако правительство не использо­вало этот декрет для конфискации или запрещения пронацистской прессы, которая в большом количестве имелась во Франции.

Статья 1. С момента, когда начнется, в условиях, ука­занных в статье 1 настоящего закона, исполнение тех или иных мер, предусмотренных законом от 11 июля 1938 года об организации нации во время войны, префект полиции Па­рижа и префекты департаментов смогут дать приказ о кон­фискации в административном порядке всех газет, периоди­ческих и непериодических изданий, публикация которых нано­сит вред делу национальной обороны.

В подобном же случае министр внутренних дел будет иметь право путем издания постановления запретить публи­кацию всякой газеты или периодического издания.

Всякое нарушение постановления, предусмотренного в абзаце 2 настоящей статьи, подлежит наказанию тюремным заключением сроком от одного до шести месяцев и штрафу в сумме от 1000 до 10 000 франков. Это наказание может быть удвоено в случае повторного нарушения постановления.

Статья 2. Настоящий декрет будет передан для рати­фикации палатам согласно положениям закона от 19 марта 1939 года.

//Le Temps. 27.VIII.1939. P.4. Цит. по: Хрестоматия, т. 1. С.380-381.

Партии

11 июня 1936 года

(извлечение)

Америка в опасности. Благосостояние американцев и бу­дущее их детей поставлено на карту. Мы будем бороться за сохранение их политической свободы и их личных прав, за то, чтобы они могли остаться свободными гражданами, чему впервые угрожает само правительство.

Вот уже в течение трех долгих лет правительство нового курса попирает американские традиции и вопиющим об­разом нарушает клятвы, под флагом которых демократиче­ская партия добивалась и получила общественную поддержку. Власть конгресса узурпирована президентом. Попираются не­прикосновенность и авторитет Верховного суда. Нарушаются права и свободы американских граждан. Получившие право гражданства монополии вытесняют свободное предпринима­тельство. Правительство нового курса все время стремится узурпировать права штатов и народа...

Мы клянемся:

...проблема безработицы может быть решена нами карди­нально только путем привлечения безработных в промышлен­ность и сельское хозяйство. С этой целью мы выступаем:

за отмену ограничений на производство продукции,

за отказ от политики нового курса, которая ведет к удоро­жанию производства и росту стоимости жизни, а следова­тельно, к уменьшению покупательной способности населения и производства товаров и мешает устранению безработицы,

за поощрение законной деловой деятельности и против установления помех на ее пути,

за отказ правительства от конкуренции с частными пред­принимателями...

Благосостояние рабочих прямо зависит от увеличения про­изводства и освобождения их от эксплуатации.

Мы клянемся:

защищать право рабочих организовываться и вести пере­говоры о заключении коллективных договоров через избран­ных ими представителей, без какого бы то ни 'было посторон­него вмешательства...

способствовать принятию федеральных законов и законов штатов, направленных на уничтожение потогонного и детского труда, а также на защиту женского и детского труда с точки зрения максимальной продолжительности рабочего дня, мини­мального уровня заработной платы и других условий труда....

способствовать развитию производства и потребления про­дуктов на основе их изобилия, а не на основе нехваток…

Мы клянемся:

положить конец практике безрассудного и бесконтроль­ного расходования денежных средств;

сбалансировать бюджет, и сделать это не при помощи уве­личения налогов, а при помощи сокращения расходов, и про­вести это сокращение немедленно и самым решительным образом...

Следуя традиционному внешнеполитическому курсу Аме­рики и выполняя неоднократно выраженную волю американ­ского народа, мы клянемся, что Америка не станет членом Лиги наций или Всемирного Суда и что в области внешних от­ношений она не станет заключать союзов, которые смогут свя­зать ее свободу действий...

Мы выступаем за то, чтобы наша армия и военно-мор­ской флот, включая сюда военно-воздушные силы, соответ­ствовали бы действительным нуждам нашей национальной обороны...

мы приложим все усилия, чтобы получить с иностран­ных государств военные долги, которые достигают 12 мил­лиардов долларов, т. е. одной трети 'нашего национального долга.

Documents of American History. Ed. by H. Commager. N. Y., 1945. Р. 534-538. Цит. по: Хрестоматия… Т.1. С. 534-536.

Б. Политическая платформа

Демократической партии

25 июня 1936 года

(извлечение)

Мы считаем очевидной истиной, что в условиях современ­ной цивилизации правительство несет перед своими гражда­нами определенные 0бязанности, включая сюда:

(1) защиту семьи и жилища;

(2) установление равных возможностей для всего народа;

(3) оказание помощи тем, кто находится в бедственном по­ложении.

Эти обязанности, которые в течение двенадцати лет игно­рировались старым руководством страны, снова признаны американским правительством. Новое руководство никогда не будет игнорировать эти обязанности...

Мы сдержали данное нами фермерам торжественное обе­щание использовать все возможные средства, чтобы повысить доходность ферм и поднять покупательную способность фер­меров до предвоенного уровня...

С помощью федерального законодательства мы смогли снизить задолженность фермеров и удвоить их чистый доход...

Мы выступаем за производство всех товаров в таком объеме, который может быть поглощен внутренним и внешним рынками, а также за создание такого резерва этих това­ров, который обеспечил бы установление на них справедли­вых с точки зрения потребителя цен...

Мы дали армии американских индустриальных рабочих кое-что гораздо более существенное, чем республиканская по­хлебка, состоящая из одних обещаний. Мы повысили заработ­ную плату рабочего и сократили его рабочий день. Мы пыта­лись положить конец изнурительной работе его жены и его детей. Мы вписали в законы страны право на ведение переговоров о заключении коллективных договоров и на самоорганизацию, свободную от вмешательства предпри­нимателей...

Мы вывели американского бизнесмена из тупика. Мы спа­сли его банк и подвели под последний более твердое основа­ние. Мы расширили кредиты. Мы снизили проценты. Мы предприняли попытку спасти его от разорительных послед­ствий конкуренции не на жизнь, а на смерть...

Совершенно ясно, какой вопрос будет решен в ходе пред­стоящих перевыборов. Американский народ должен сделать выбор между республиканским правительством, которое управляло и снова будет управлять им в интересах привилеги­рованных групп, и демократическим правительством, которое посвящает себя установлению равных экономических возмож­ностей для всего народа.

Мы верим в судьбу нашей нации. Мы достаточно богаты природными ресурсами и производственными мощностями, чтобы обеспечить для всех такой уровень жизни, который от­вечает стандартам действительно американского образа жизни...

Documents of American History. Ed. by H. Commager. N. Y., 1945. Р. 538-541. Цит. по:Хрестоматия…Т.1. 536-537

Программа помощи крестьянам

15 мая 1931 года

Центральный Комитет Коммунистической партии Германии 15 мая 1931 г. принял программу помощи крестьянам, которая яви­лась дальнейшим развитием программы национального и социального освобождения немецкого народа.

Долги мелкого и среднего крестьянства, виноградарей, овощеводов и мелких рыбаков составляют по крайней мере 5 миллиардов марок.

Мы требуем ликвидации этого долгового бремени. Проценты с долгов, выплачиваемые трудящимися кресть­янами банкам и ростовщикам, составляют ежегодно не менее 500 миллионов марок.

Долой выплачивание этой дани финансовому капиталу! Прямые налоги, выплачиваемые мелкими крестьянами, со­ставляют ежегодно не менее 150 миллионов марок.

Мы требуем ликвидации этого налогового бремени и сни­жения налогов для среднего крестьянства!

Косвенные налоги, ложащиеся тяжелым бременем на тру­дящихся крестьян при закупке продуктов, сильно сокращаю­щие в результате удорожания стоимости жизни городских масс сбыт сельскохозяйственных продуктов и являющиеся главной причиной наличия большого разрыва между произ­водительными и потребительскими ценами, составляют около 5 миллиардов марок.

Мы требуем отмены этих косвенных налогов! Арендные расходы трудящихся крестьян составляют еже­годно не менее. 400 миллионов марок.

Мы требуем прекращения выплаты этой дани крупным землевладельцам!

18000 крупных сельских хозяйств владеют в Германии 5,2 миллиона гектаров сельскохозяйственных угодий (исклю­чая лесовладение).

Мы требуем безвозмездной экспроприации крупных земле­владельцев и бесплатной передачи земли безземельным кре­стьянам и сыновьям крестьян!

Правительство Брюнинга дает в порядке восточной по­мощи остэльбским юнкерам, кулакам и банкирам 2,5 милли­арда марок.

Мы требуем оказания государственной помощи трудя­щимся крестьянам, предоставления 2,5 миллиарда марок, выделенных для восточной помощи, исключительно трудя­щимся!

Фуражная и промышленно-пошлинная политика прави­тельства Брюнинга - Шиле повышает производственные издержки крестьянского хозяйства примерно на 40 процен­тов. Пошлины на зерно ведут к удорожанию жизни мелких крестьян, вынужденных прикупать хлеб, резко сокращают покупательную способность масс и тем самым возможности сбыта продуктов крестьянского хозяйства.

Мы требуем отмены антинародных пошлин! Сотни тысяч мелких крестьян, крестьянских сыновей и до­черей потеряли в результате массовой безработицы необходи­мый для обеспечения существования крестьян заработок на стороне. Только массовая безработица и неполная рабочая неделя в Германии означают сокращение дохода и покупа­тельной способности масс на 5 миллиардов марок ежегодно. Восстановление этой покупательной способности означает расширение рынка сбыта сельскохозяйственных продуктов на 40 процентов от общего объема сельскохозяйственного про­изводства Германии. Выдвинутая Коммунистической пар­тией программа обеспечения всех работой путем сокращения рабочего времени до 40 часов в неделю без снижения заработной платы, жилищного, дорожного, гидротехниче­ского строительства и т. д. дает возможность дать работу всем безработным и поднять покупательную способность масс.

Мы требуем скорейшего осуществления программы Ком­мунистической партии по обеспечению всех работой!

Рейхстаг и правительство определили законами и поста­новлениями, что десятки тысяч вынужденных работать по найму мелких крестьян, представителей крестьянской моло­дежи и мелких рыбаков, которые оказались без работы, не должны получать пособия по безработице, что ускоряет ра­зорение их мелких хозяйств.

Мы требуем выплаты пособий в полном объеме на все время пребывания без работы также и для мелких крестьян, крестьянской молодежи и мелких рыбаков, оказавшихся без­работными!

Для сотен тысяч крестьянских хозяйств стало непосиль­ным выделение средств на заслуженное обеспечение преста­релых крестьян на закате их жизни. Расходы на лечение за­болевших членов семьи (врач, лекарства и т. д.) не в состо­янии более нести большинство крестьянских масс. Выделение средств для обеспечения престарелых и расходы на лечение ложатся на крестьянские хозяйства тяжелым бременем, рав­ным не менее 500 миллионов марок ежегодно.

Мы требуем государственного обеспечения по старости и по болезни для мелкого крестьянства, виноградарей и ры­баков!

Своим фашистским распоряжением от 27 марта 1931 года правительство Брюнинга - Шиле ввело принудительное огра­ничение посевов сахарной свеклы на 30-40 процентов для крестьян-производителей сахарной свеклы в пользу крупных аграриев. С помощью государственной монополии на водку правительство вводит в интересах крупных винокуренных за­водов неслыханное ограничение права производства вина для мелких крестьян-винокуров.

Мы требуем немедленной отмены постановления об огра­ничении посевов сахарной свеклы от 27 марта 1931 года и отмены ограничения права производства вина для мелких крестьян-виноделов!

Предприниматели ведут неслыханное наступление с целью сокращения заработной платы рабочих и служащих на 10- 30 процентов. Осуществление этого грабежа означало бы снижение покупательной способности масс еще на 4-5 мил­лиардов марок и тем самым сокращение рынка сбыта сель­скохозяйственной продукции примерно на 30-40 процентов от общего объема сельскохозяйственного производства Гер­мании. Кроме того, это означало бы уменьшение доходов еще работающих по найму мелких крестьян и крестьянской молодежи. Поэтому трудящееся крестьянство должно под­держивать под руководством Коммунистической партии и революционной профсоюзной оппозиции борьбу пролета­риата.

Против какого бы то ни было снижения заработной платы!

Около 2 миллиардов марок ежегодно составляют опреде­ленные по плану Юнга репарационные расходы, эту сумму немецкие капиталисты целиком и полностью выжимают из трудящихся масс.

Мы требуем прекращения выплаты репараций!

Буржуазия болтает о снижении и отмене репараций, но при этом думает о денежных мешках богачей и повышении своих прибылей.

Их лозунг гласит: “Богачам дать, у бедных украсть!”

Поэтому все эти боевые требования по оказанию помощи трудящемуся крестьянству это правительство капиталистов оставляет без внимания и самым решительным образом бо­рется против них.

Трудящееся сельское население должно выступить под ру­ководством Коммунистической партии в поддержку этих кре­стьянских требований и в прочном союзе с промышленным пролетариатом повсюду вести борьбу за осуществление этих требований. Единственной гарантией осуществления этих тре­бовании является совместная борьба за свержение капитали­стического господства, за создание рабоче-крестьянского пра­вительства, то есть за свободную социалистическую Совет­скую Германию

//Rote Fahne. 22. V. 1931. Цит. по: Хрестоматия… Т.1. С.307-309.

Экономики

16 июля 1933 года

(извлечение)

Закон об оздоровлении национальной промышленности, поощрении здоровой конкуренции, организации полезных общественных работ и достижении некоторых других целей

Настоящим признается, что страна находится в состоянии всеобщего бедствия, которое чревато дальнейшим широким распространением безработицы и дезорганизацией промыш­ленности, что в свою очередь тяжело ложится на межштатную и внешнюю торговлю, наносит ущерб народному благосостоя­нию и подрывает жизненный уровень американского народа. Настоящим заявляется также, что конгресс будет следовать политике, направленной на устранение трудностей, стоящих на пути свободного развития межштатной и внешней торговли, которая способствует ослаблению этого напряженного поло­жения; на достижение всеобщего благосостояния путем по­ощрения организации промышленности и совместных действий различных профессиональных групп; на то, чтобы побуждать и поддерживать совместные действия труда и предпринима­телей на основе равного их признания со стороны правитель­ства и под его наблюдением; на уничтожение несправедливой практики в деловой деятельности; на поощрение наиболее полного использования имеющихся производственных мощно­стей; на то, чтобы избегать ненужных ограничений производ­ства (за исключением тех случаев, когда это будет временно необходимо); на увеличение потребления промышленных и сельскохозяйственных продуктов путем повышения покупа­тельной способности населения; на уменьшение безработицы и оказание здесь необходимой помощи и на улучшение усло­вий труда; а также любыми другими способами стремиться к оздоровлению промышленности и сохранению естественных богатств...

По поступлении на имя президента соответствующих про­шений от одной или более профессиональных или промышлен­ных ассоциаций или групп президент может утверждать ко­декс или кодексы о справедливой конкуренции для данной профессии или отрасли промышленности или их отдельных ор­ганизаций в соответствии с внесенными просителем или проси­телями предложениями, если он найдет: (1) что эти ассоциа­ции или группы не ставят никому неравных ограничений при принятии своих членов и что они действительно являются представителями указанных в прошении профессий или от­раслей промышленности или входящих в них организаций;

(2) что предложенные кодекс или кодексы о справедливой конкуренции не направлены на развитие монополий или на уничтожение или подавление мелкого предпринимательства и что они будут способствовать проведению в жизнь политики, предусмотренной настоящим законом...

По утверждении президентом какого-либо из вышеупомя­нутых кодексов о справедливой конкуренции положения этого кодекса будут рассматриваться как нормы, регулирующие справедливую конкурентную практику для данной профессии или отрасли промышленности или входящих в них организа­ций. Любое нарушение этих норм при совершении какой-либо межштатной или внешнеторговой коммерческой сделки или затрагивающее эту сделку будет рассматриваться как не­честная коммерческая конкуренция, понимая этот термин так, как он трактуется в действующем законе о правах Федераль­ной торговой комиссии...

Раздел 7. (а) Все кодексы о справедливой конкуренции, а также соглашения или лицензии, одобренные, заключенные или выданные в соответствии с настоящим законом, должны предусматривать: (1) что все, работающие по найму лица, имеют право на организацию и на заключение коллективных договоров через ими самими выбранных представителей и что работодатели или их представители не могут вмешиваться, оказывать давление или иным способом ограничивать их сов­местные действия при выборе ими своих представителей или самоорганизации с целью ведения переговоров о коллектив­ном соглашении или предпринятия других мер взаимопомощи или защиты; (2) что ни одному работающему или ищущему работу по найму лицу не будет поставлено условием его нахо­ждения на работе вступление в тот или иной компанейский союз или воздержание от вступления, организации или ока­зания помощи выбранному им по собственному усмотрению рабочему союзу; (3) что наниматели согласны с максималь­ной продолжительностью рабочего дня, минимальным уров­нем оплаты и другими условиями найма, одобренными или предписанными президентом...

Чрезвычайное федеральное управление общественныхработ

Имея в виду проведение в жизнь настоящего закона, прези­дент уполномачивается настоящим создать чрезвычайное фе­деральное управление общественных работ, все полномочия которого будут осуществляться федеральным чрезвычайным администратором общественных работ...

Администратор, действуя в соответствии с указаниями пре­зидента, подготовляет широкую программу ведения обще­ственных работ, которая, наряду с другими работами, должна включать в себя нижеследующие: (а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств; (б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи включая сюда контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений...

Имея при этом в виду, что никакие речные или портовые усовершенствования не будут предприниматься, если они не были или не будут после утверждения настоящего закона одобрены конгрессом или рекомендованы главным инженером армии Соединенных Штатов...

И если по мнению президента это будет желательным, строительство военно-морских судов и летательных аппаратов, в соответствии с условиями Лондонского военно-морского договора 1930 года, строительство летательных аппаратов тя­желее воздуха и технических сооружений для армейской авиации, строительство таких жилых армейских помещений, которые будут одобрены президентом, и поставку основного оборудования, необходимого для целей механизации и мото­ризации армейских тактических подразделений в одобренных президентом размерах...

Documents of American History. Ed. by H. Commager. N. Y„ 1945. Р. 452-455. Цит. по: Хрестоматия… Т. 1. С.524-526.

г) кодекс о справедливой конкуренции для

Промышленности

17 июля 1933 года

(извлечение)

Со дня вступления в силу настоящего кодекса о справед­ливой конкуренции устанавливается, что все предприниматели в хлопчатобумажной текстильной промышленности обязаны выплачивать всем работающим у них по найму лицам, за исключением учеников в течение шести недель их ученичества, рабочих, занятых на очистке хлопка, и сезонных рабочих, ми­нимум заработной платы в 12 долларов в неделю в южном поясе и 13 долларов в неделю в северном поясе за 40 часов работы.

Со дня вступления в силу настоящего кодекса о справед­ливой конкуренции устанавливается, что предприниматели хлопчатобумажной текстильной промышленности должны планировать работу всех работающих у них по найму лиц, за исключением ремонтных рабочих, механиков, электриков, по­жарных, служащих, а также управленческого аппарата, транс­портных, сторожевых и других бригад, работающих за пре­делами территории предприятия таким образом, чтобы время их работы не превышало 40 часов в неделю, и работу механи­ческого оборудования таким образом, чтобы для его обслуживания не требовалось введения более двух смен, каждая из которых равнялась бы сорока рабочим часам в неделю...

Documents of American History. Ed. by H. Commager. N. Y., 1945. Р. 457. Цит. по: Хрестоматия… Т. 1. С.526-527.

д) закон Джонсона

13 апреля 1934 года

(извлечение)

Закон о запрещении финансовых сделок с иностранными правительствами, не выполняющими своих обязательств перед Соединенными Штатами

Настоящим устанавливается, что на территории Соединен­ных Штатов или в любом другом месте, находящемся под юрисдикцией Соединенных Штатов, считается незаконным кому бы то ни было покупать или продавать боны, облига­ции или другие обязательства какого бы то ни было иностран­ного правительства или его политического представительства, или какой бы то ни было организации или ассоциации, дей­ствующей в пользу или от имени иностранного правительства или его политического представительства, если эти обязатель­ства выпущены после принятия настоящего закона, или пре­доставлять заем иностранному правительству, политическому представительству, организации или ассоциации, если дело не идет о возобновлении или пересмотре уже существующей за­долженности, пока такое правительство, политическое пред­ставительство, организация или ассоциация не погасят своей полной или частичной задолженности правительству Соеди­ненных Штат

Наши рекомендации