Краткий биографический словарь-справочник
Акса́ков Константи́н Серге́евич (1817, с. Ново-Аксаково, Оренбургской губернии, - 1860) – русский публицист, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов
В славянофильстве отчетливо различают три компонента.
Первый - социальный; важное место в нем занимает проблема русской сельской общины. Особенности "русского духа" лучше всего выражаются, по мнению Аксакова, в созданной русским народом с незапамятных времен общине, которую он понимает как "союз людей, отказывающихся от своего эгоизма", - союз, основанный на "нравственном законе".
Второй - национальный; он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры, об исторической роли России.
Третий компонент - религиозно-идеалистическая философия, обращенная против рационализма.
К.С. Аксаков отрицал политическую свободу и предлагал устранить народ от политики. Это оправдывалось тем, что народ ищет не внешней - политической свободы, а «ищет свободы нравственной, свободы духа».
В политической концепции славянофилов центральную роль играют два понятия - «Земля» и «Государство». Под Землей славянофилы понимали «общественно-человеческое начало», «неопределенное и мирное состояние народа», «душу народа». Государство - власть внешняя, сила, охраняющая Землю, «дело государево». К.С. Аксаков подчеркивал: «Государство как принцип - зло; ложь лежит не в той или иной форме государства, а в самом государстве, как идее, как принципе».
Свои идеи Аксаков развивал в адресованной Александру II записке «О внутреннем состоянии России» (1855). Отстаивая идеал монархической государственности, Аксаков в то же время резко критиковал общественно-политическую ситуацию в самодержавной России, писал о «внутренних язвах» российской жизни – крепостном праве и коррупции чиновников, осуждал «иго государства над землею», начало которому было положено, по его мнению, при Петре I.
А́рендт Ха́нна (1906 , г. Ганновер, Германская империя, -1975) - известный немецко-американский философ, политолог и историк, основоположник теории тоталитаризма. Родилась в еврейской семье выходцев из России. Преподавала во многих университетах США.
В работе «Истоки тоталитаризма» (1951) Арендт выделяет три основных интеллектуальных движения, приведших к его возникновению: империализм, антисемитизм и расизм, детально исследуя все три. Арендт утверждала, что нацизм и сталинизм - это новая современная форма государства, которую не следует путать с традиционными формами подавления. Тоталитаризм стремится к неограниченном господству внутри своей страны и вне ее. Его отличительными чертами являются: наличие государственной идеологии и террор как средство утверждения и укрепления политического господства, реализации на практике идеологии, которая провозглашается единственно верной в трактовке законов развития общества. «Тоталитарный человек», по мнению Арендт, есть атомизированный, отчужденный индивид, представитель «массы», сплачиваемый в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Идеальной моделью тоталитарного режима она считала нацистский концлагерь, в котором у человека разрушались обычные мотивы поведения, мораль, нормальные психические и телесные реакции.
Сочинения Арендт всегда отличала независимостью суждений, ее нельзя было причислить ни к консерваторам, ни к прогрессистам; теории, которые она выдвигала, нельзя было назвать оптимистическими или же пессимистическими.
Арендт полагала, что любая политика должна быть свободной, подобно тому, как свободным должно быть мышление. В Истоках тоталитаризма она прослеживает тенденции 19 и 20 вв., которые привели к подрыву политической и философской свободы, а в Ситуации человека расширяет исследование, анализируя, каким образом были устроены человеческая деятельность и человеческая ситуация прежде, каковы они сегодня и какими должны быть в будущем.
Одна из центральных тем философии Арендт – «любовь к миру».
Арендт оставила незавершенным философский труд «Жизнь разума», посвященный исследованию ментальной деятельности (мышления, воли, оценок).
Аристо́тель (384, Стагир, Халкида, остров Эвбея,- 322 до н. э.) - греческий философ и политический мыслитель. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В 335-334 г. до н. э. основал Ликей (перипатетическую школу), основоположник формальной логики. С именем Аристотеля связано зарождение политической науки.
Аристотель критиковал учение Платона о совершенном государстве. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель убеждённый защитник прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.
Он утверждал, что человек, как «политическое животное», несет в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству: развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству. Государство существует ради «лучшей жизни» своих граждан. Он выделял три «правильных» формы правления (монархия, аристократия, полития), при которых правители имеют в виду общую пользу; и три «неправильных» (тирания, олигархия, демократия), преследующие личное благо правителей. Формы государственного устройства Аристотель связывал сих «принципами»: принцип аристократии - добродетель, олигархии - богатство, демократии - свобода. Политию, которая включает эти три принципа, он считает наилучшей формой правления, так как она объединяет интересы зажиточных и неимущих. В ней доминирует «средний» элемент во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой.
Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры
Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы. Политика - наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.
Цель политики - справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели, государственного устройства.
Свое Социально-политическое учение Аристотель раскрывает в трактатах «Политика», «Афинская полития» ( 335-332 г. до н.э.).
АРОН Раймон (1905, г.Париж - 1983) - французский философ, политолог, социолог и публицист. Либерал. Он исследовал проблемы демократии, политической свободы, типология современных политических режимов, сравнительный анализ политических систем.
Арон — один из создателей теории индустриального и постиндустриального обществ. Он полагал, что на современном этапе развития цивилизации создается единый тип общества (единое индустриальное общество), различными модификациям которого выступают западная (демократическая) модель и советская (тоталитарная). Конфликты индустриальной цивилизации ученый видит в противоречии между требованиями индустриального общества (централизации, жесткой иерархизации) и идеалами демократии - свободой, равенством. Противостояние этих противоборствующих тенденций обрекает индустриальное общество на нестабильность.
В 60-х годах Арон разрабатывал тему глобализации общественной жизни.
Убежденный антикоммунист Арон неизменно занимал критическую позицию по отношению к советскому марксизму и советской политико- экономической системе, выступил с осуждением студенческого движения 1968 года, был противником политики Шарля де Голля.
В труде «Опиум для интеллигенции» (1955) он излагает мысли о том, почему интеллигенция тяготеет к марксистской идеологии и советской системе. По его мнению, она со временем разочаруется в марксизме и потеряет к нему интерес, осознав всю антидемократичность советского строя).
Арона философски интерпретировал вопросы межгосударственных и международных отношений, политики и морали, ответственности философа за сохранение мира и политической стабильности общества. Наиболее известные труды: «Восемнадцать лекций об индустриальном обществе» (1962), «Классовая борьба» (1964), «Демократия и тоталитаризм» (1965).
Лауреат Премии Алексиса Токвиля за гуманизм (1979).
Баку́нин Михаи́л Алекса́ндрович (1814, с. Прямухино ,Тверская губерния, -1876) — революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков международного анархизма.
В наиболее систематизированном виде его взгляды представлены в работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Кнуто-германская империя» (1871) и «Государственность и анархия» (1873).
Исходным моментом анархической доктрины М.А. Бакунина являлась идея о том, что уничтожение всякой государственности выступает в общественной практике как основной способ разрешения всех социальных проблем. Государство, по Бакунину, это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кончается свобода личности, и наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти.
Анархия, утверждал Бакунин, явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций. В бакунинской концепции исторического процесса свобода выступает как цель истории и одновременно как высший ее результат. Необходимым условием свободы является свобода всех.
Идеальный общественный строй, по Бакунину, это не общество, организованное в государство, а общество, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации. Исторический опыт общественного самоуправления, традиции взаимной помощи и поддержки (общественная солидарность) в концепции Бакунина отразились в идее федеративного устройства безвластного (самоуправляющегося) общества.
Бердя́ев Никола́й Алекса́ндрович (1874, г.Киев -1948) - крупнейший русский философ XX в.
На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли «русским Гегелем XX века», «одним из величайших философов и пророков нашего времени», «одним из универсальных людей XX века».
Как и многие интеллектуалы последнего десятилетия XIX в., Бердяев «переболел» марксизмом. С начала XX в. ученый переходит на позиции религиозной философии. В центре политической философии Бердяева -личность и свобода, человек и государство.
Тема государства у Бердяева тесно переплетена с проблемами человека, свободы, добра, зла и нравственности. Он полагал, что свобода, права личности - основополагающие ценности жизни - даются человеку свыше. Эти абсолютные идеи имеют внечеловеческий и внеисторический религиозный характер. Выше человека может стоять только Бог, лишь христианские ценности могут гарантировать свободу личности. Идею государства Бердяев тесно связывал с религией. Он был убежден, что происхождение государства не объяснимо рационалистическими причинами, оно всегда имеет иррационалистическую, мистическую основу. Государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Но само по себе государство, определяемое свыше, не есть зло, но может им стать, если будет забыта или отвергнута его религиозная основа. Преодоление различий «Царства кесаря» и «Царства Божьего» ведет, по мнению русского философа, либо к обожествлению государства, его абсолютизации, либо к его отождествлению с обществом. В первом случае неизбежно возникает деспотизм, царство зверя. Левиафана, ничем не ограниченного государства. Во втором - безграничная власть общества над личностью. «Государство, - подчеркивал Бердяев, - должно быть сильным, но должно знать свои границы». И эти границы ему устанавливает христианство. Только ограниченное государство может упорядочивать внешние отношения людей, спасая в то же время человека «от коллективизма, поглощающего личность», только таким образом понятое государство обеспечивает свободу и независимость индивиду, одновременно предохраняя общество от зла « жизни общественной».
Основные труды Бердяева - «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Философия неравенства» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946).
Ве́бер Максимилиа́н Карл Эми́ль (ВЕБЕР Макс) (1864 г., Эрфурт, Германия, - 1929) - один, из крупнейших представителей западной социологии и политологии.
В центре политической социологии Вебера - проблема власти. М. Вебер определял власть как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана».
Власть, основанную на приказе и подчинении, Вебер называл господством. Основой господства является легитимность. Проблема легитимного господства - одна из главных в научном творчестве Вебера.
Вебер указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства: традиционное, харизматическое и легальное.
Значителен вклад Вебера в разработку теории бюрократии. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устойчивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта; работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном «отрыве» от средств управления и без присвоения служебных мест; подлежат строгой единой служебной дисциплине и контролю. Основные теоретические работы Вебера: «Биржа и ее значение», «История хозяйства», «Наука как призвание и профессия», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Экономика и общество» (1921).
Ге́рцен Алекса́ндр Ива́нович (1812, г. Москва, -1870) - писатель, публицист, философ, революционер-демократ.
Основные идеи русского крестьянского социализма были сформулированы Герценом в работах «Россия» (1849), «О развитии, революционных идей в России» (1850), «Русский народи социализм» (1851).
Социалистичность как характерная черта жизни и психологии русского крестьянина виделась Герценом в уникальности сельской общины, городской артели и самобытной воинской организации казачества. Община, способная к развитию и обеспечивающая свободное развитие личности, мыслилась как зародыш будущего общества.
Определяя республику как форму правления, Герцен подразделял ее на политическую и социальную. Политическую республику, как шаг вперед, он отождествлял с западными парламентскими демократиями, которые не являются «воплощением суверенитета народа, а только представляют его». Социальная республика - это самодержавие народа, отсутствие централизации, это «волостное правление: канцелярия общественных дел», («поверенные делегаты, не представляющие верховной власти, они не выше народа»).
Пропагандист социалистических идей, Герцен заложил основы народничества, которые, по меткому замечанию М.А. Бакунина, можно назвать мирным, нереволюционным социализмом.
Даниле́вский Никола́й Я́ковлевич ( 1822,
с. Оберец, Орловской губернии,- 1885) - философ, публицист, естествоиспытатель.
Данилевский - создатель оригинальной философско-исторической системы, получившей впоследствии в научной литературе наименование «теория культурно-исторических типов». Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби.
Данилевский разделяет все народы на три основных класса: позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народы, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии, и поэтому они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций.
В работе «Россия и Европа»(1871) Данилевский выделил десять культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) древнесемитский; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитский (аравийский) 10) романо-германский (европейский). По его убеждению, нарождающийся одиннадцатый - славянский. В центре геополитической концепции Данилевского были: идея славянства как высшая идея, отстаивание славянской независимости и самобытности, Россия как «солнце славянства». Согласно Данилевскому, в мире должна появиться Всеславянская федерация с центром в Константинополе, который мог стать «третьим Римом» в образе «славянско-православного Рима».
Дюркгейм Давид Эмиль (1858, Эпиналь, Франция, - 1917) - французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии, считается классиком теории социологического метода. Он сформулировал принципы социологии. Общество - часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.
По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и т.о. должна иметь свои специфические методы. Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.
Методология социологического познания (исследования) - основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.
Задачи социологии - понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.
Социология - строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций. Основные труды: «Элементы социологии» (1889), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), «Социология и философия» (1924).
Зи́ммель Георг(1858, Берлин -1918) - немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни». Разрабатывал преимущественно проблемы философии культуры и социологии.
Как философа Зиммеля обычно относят к академической ветви «философии жизни», в его работах есть также черты неокантианства. Он является автором работ по философии истории, этике, в последний период работал над трудами по эстетике и философии культуры. В социологии Зиммель создатель теории социального взаимодействия. Зиммеля считают основоположником конфликтологии.
По Зиммелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудочно-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий истории, многообразных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерпретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д.
Основные труды: «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования» (1890), «Проблемы философии истории» (1892-1893), «Введение в этику» (1892—1893), «Философия денег» (1900), «Религия» (1906), «Социология. Исследование форм обобществления» (1908), «Философия культуры» (1911), «Фундаментальные вопросы социологии» (1917).
Макиаве́лли Никко́ло (1469, г. Флоренция, -1527) - итальянский политический мыслитель.
В работах «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519) он резко выступает против средневековой концепции божественного предопределения государства и политики, выдвигая идею объективной исторической необходимости и закономерности, которую он называет fortuna (судьба). Однако судьба не определяет фатально все поступки людей. Кроме судьбы основой политики Макиавелли называет личную энергию, которая проявляется у человека как сила, предприимчивость, доблесть.
Формы государства Макиавелли рассматривает в зависимости от числа правителей и цели государства. Смена форм государства происходит циклически, на основе круговорота и связывается мыслителем не с божественной волей, а с закономерным повторением определенных ситуаций и соотношением борющихся сил.
В «Государе» Н. Макиавелли пытается сформулировать правила политического искусства, которые необходимы для создания сильного государства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели. Для достижения политической цели, считает Макиавелли, допустимы все средства. Государь должен руководствоваться общепринятыми нормами поведения, но он может не считаться с требованиями морали, если его действия направляются заботой о процветании и могуществе государства. Политику, политические деяния нельзя судить с нравственных позиций.
Широкое распространение получил термин «макиавеллизм», под которым понимается модель политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием является тезис: «цель оправдывает средства», когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.
Мо́ска Гаэтано (1853, Палермо, Италия -1941) - итальянский экономист, социолог и политолог, один из основоположников элитистского направления в политологии. Ему принадлежит заслуга создания и разработки концепции «господствующего политического класса», которую он впервые изложил в «Теории правления и парламентского правления», а затем в книге «Правящий класс» (1896) и двухтомном труде «Основы политической науки (1923).
Анализируя структуру и динамику правящего класса, Моска отметил две присущие ему тенденции: аристократическую и демократическую. Первая, аристократическая, тенденция проявляется в том, что стоящие у кормила власти стремятся всячески закрепить свое господство и передать власть по наследству. Наблюдается, по выражению Моски, «кристаллизация» правящего класса, определенная застылость форм и методов управления, окостенелость и консерватизм. Обновление элиты при этом происходит крайне медленно. Вторая, демократическая, тенденция наблюдается тогда, когда в обществе происходят изменения в соотношении политических сил. Находящиеся у власти отчасти утрачивают свое значение, и тогда изменения в составе правящего класса происходят путем пополнения его рядов наиболее способными к управлению и активными представителями низших слоев общества.
Моска выделяет три способа, с помощью которых правящий класс закрепляет и обновляет себя: наследование власти, выбор политического руководства и кооптацию. Любой политический класс, считал Моска, стремится к сохранению и воспроизводству своей власти путем наследования. В то же самое время в обществе всегда есть другие политические силы, которые стремятся к власти, используя для этого систему выборов. Политические симпатии ученого склонялись к обществу, где два указанных способа обновления политического класса уравновешивают друг друга.
ПАРСОНС Толкотт (1902 , Колорадо-Спрингс, -1979) - один из основоположников современной социальной науки. Ученый стоял у истоков зарождения профессиональной социологии, создания Американской социологической ассоциации, президентом которой являлся. Создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии.
Парсонс рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты относительно устойчивого, имеющие определенные роли и значения. Им вводится также понятие процесса - парного к понятию структуры. Функция связывает структуру и процесс и устанавливает их значение для системы. Фундаментальным для структурно-функционального подхода Парсонса является постулирование четырех основных функциональных требований к рассматриваемой системе, которые обеспечивают ее сохранение и выживание: адаптация, целедостижение, интеграция и поддержание модели. На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые институты и обычаи, функцию поддержания модели - система верований, мораль и агенты социализации (семья, учреждения образования и др.). Разработанный Т.Парсонсом структурно-функциональный метод используется современной политической наукой.
Человеческое действие, по Парсонсу, есть самоорганизующаяся система, специфику которой, в отличие от систем физического и биологического действия, он усматривает, во-первых, в символичности, то есть в наличии таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности; во-вторых, в нормативности, то есть в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец, в волюнтаристичности, то есть в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время зависимости от субъективных "определений ситуации". На основе этого он . строит абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культурную, социальную, личностную и организмическую подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена.
Основные работы Парсонса: «Структура социального действия» 1937), «Социальная система» (1951), «Теория действия и человеческое существование» (1978).
Плато́н (437, Афины, -347 до н. э.) - греческий философ и политический мыслитель.
Политические взгляды Платона изложены в диалогах «Государство». «Политик» и «Законы».
В диалоге «Государство» Платон одним из первых обратился к характеристике форм правления. Философом описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Им противопоставляется идеальное государство - справедливое правление избранных философов-мудрецов, ибо истинное знание доступно только этим редким людям. «Конструируя идеальное государство, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны в государстве три схожих начала - совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия - правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого: способности рассуждать (т.е. философам) подобает господствовать; яростному началу (т.е. воинам) - быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу; оба этих начала управляют началом вожделеющим (ремесленниками, земледельцами и др.), которое «по своей природе жаждет богатства».
Политический идеал Платона предполагает, что личность, общество и государство растворены в полисе. Платоновское идеальное государство мудро своими философами, мужественно - стражами, рассудительно - повиновением людей физического труда. Сочетание добродетелей рассудительности, мужества и повиновения характеризует справедливость.
Почти все сочинения Платона написаны в форме диалогов. К раннему периоду (90-е гг. 4 в. до н. э.) относятся диалоги: «Критон», «Лисий», «Протагор», 1-я книга «Государства»( 80-е г.), «Горгий» (зарождение учения об идеях); к зрелому периоду (70—60-е г.) – «Федон», II—X книги «Государства», к— «Законы» (50-е г.).
Прудо́н Пьер Жозе́ф (1809, Безансон, Франция, -1865). Французский публицист, экономист и социолог, один из основоположников анархизма Известность приобрёл, опубликовав книгу «Что такое собственность?» (1840), в которой утверждал, что «собственность - это кража». В 1844-45 познакомился в Париже с К. Марксом, который пытался помочь Прудону стать на революционные позиции. Прудон продолжал придерживался взглядов утопического мелкобуржуазного реформаторства. В опубликованном в 1846 сочинении «Система экономических противоречий или философия нищеты» Прудон предлагал путь мирного переустройства общества посредством реформы кредита и обращения, резко нападал на коммунизм. Прудон одобрил бонапартистский переворот 2 декабря 1851, как своеобразную «социальную революцию». В дальнейшем критиковал бонапартистское правительство за поддержку крупной буржуазии, однако при этом проповедовал политический индифферентизм, тем самым тормозя политическую активность рабочего класса. В конце жизни разработал программу мютюэлистов.
Соро́кин Питири́м Алекса́ндрович(1889, село Турья, Вологодская губерния,-1968, США) - российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
По постановлению Коллегии ГПУ от 26 сентября 1922 г. выслан за границу из Петрограда на «Философском пароходе».
В 1930 г. принял американское гражданство. В 1931 г. основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 г. В 1931-1959 гг. - профессор Гарвардского университета. В 1965 г. - президент Американской социологической ассоциации.
Предметом социологии Сорокин всегда считал взаимодействие социальных групп, функционирующих в различных исторических и культурных обстоятельствах. Согласно развитой Сорокиным теории «социальной мобильности», любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность).
В историческом процессе, считал Сорокин, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»: «идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм; «чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм; наконец, «идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов. История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».
Основные труды: «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914), «Система социологии» Т.1-2. (1920).
Его теория существования суперсистем культуры - одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937-1941).
Тоффлер Элвин (р.1928 г. Нью-Йорк) - американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества, известный своими работами о цифровой революции, информационной революции и технологическом перевороте. Наиболее известные«Шок будущего» (1970), «Третья волна» (2002),«Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006).
Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и покупателем (потребителем) стираются.
Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.
Элвин Тоффлер Был редактором популярного журнала «Fortune» и его первая книга была посвящена развитию технологий и их влиянию на общество.
В своей книге «Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь» (2006) Тоффлер и его жена Хейди Тоффлер пишут: «Подобно другим ключевым элементам капитализма, деньги переживают самую стремительную и глубокую революцию за многие века, революцию, которая создаст совершенно новые формы, новые способы выплат и платежей, и деловые возможности <