Субъекты административного права.

Административно-процессуальная правоспособность исходит из положений:

1) Субъект может быть стороной административного процесса, если это предусмотрено законодательством РК и затрагиваются его права, бязанности и охраняемые законом интересы;

2) Стороной или участником процесса он становится, когда используя правовые возможности субъект проявляет юридическую заинтересованность в исходе дела.

Граждане, участвующие в административном производстве, могут выступать в процессе в качестве экспертов, свидетелей, выступать в защиту прав либо представлять интересы других граждан, общественных объединений или государства.[gl]

[gl] Тема № 13. Административный процесс. [:]

13. 1. Административный процесс – это совокупность действий с целью реализации материальных административно-правовых норм – это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность органов исполнительной власти, и в предусмотренных законом случаях иных органов и их должностных лиц по принятию нормативных управленческих актов и применению норм материального права.

Особенности административного процесса:

1) Неразрывная связь с государством, т.к. процесс есть специфический способ реализации власти;

2) Это юридическая деятельность по управлению, обеспечивающая реализацию материальных норм различных отраслей права;

3) Направлен на разрешение определенных управленческих дел;

4) Юридически результативная деятельность, т.е. правовой порядок, посредством которого только и может быть достигнут требуемый результат;

5) Обязательное оформление результатов деятельности в процессуальных документах;

6) Вызывает объективную потребность в процессуальной регламентации.

Принципы административного процесса:

Общие:

1) Общеуправленческие, отражающие закономерности управления;

2) Процессуальные, отражающие специфику действия общих процессуальных закономерностей в сфере управленческого правотворчества и правоприменения.

Функциональные:

1) Принципы прав, свобод и законных интересов граждан в административном процессе;

2) Принцип признания правосубъектности предполагает создание требований, которые дают возможность обладать правами и обязанностями и самостоятельно осуществлять их в установленном порядке.

На основе актов применения права осуществляется организационная и регулятивная деятельность уполномоченных органов (лиц) правомерна классификация правоприменительной деятельности на правонаделительную и административно-юрисдикционную.

Правоприменительная деятельность – деятельность, которая сопряжена с воплощением директивной нормативной основы управления в жизнь.

Правонаделительная деятельность сохраняет признаки императивного начала, но использует диспозитивные методы, т.к. управление все больше превращается в сферу услуг, т.е. характеризуется правовыми возможностями уполномоченных органов исполнительной власти, прибегать к позитивному обязыванию других субъектов совершать юридически значимые действия посредством управленческого правотворчества.

Административно-юрисдикционная деятельность – разновидность правоприменения, характеризующая деятельность специальных уполномоченных органов по рассмотрению и разрешению административных деликтов, правонарушений в установленном порядке. Административно-юрисдикционная деятельность рассматривается как упорядоченная административно-процессуальными нормами правоприменительная и правоохранительная деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров, возникающих между сторонами и регулируемых административно-правовыми нормами.

В сфере административной юрисдикции административно-правовые санкции применяются:

1) В административном и судебном порядках;

2) По отношению к физическим лицам, должностным лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;

3) За нарушение различных норм права, охраняемых административными мерами;

4) В общем и специальном порядках, которые могут выводиться из административной юрисдикции.

Принципами административно юрисдикционного процесса являются:

1) Принцип законности;

2) Принцип материальной истины;

3) Равенства перед законом;

4) Принцип презумпции невиновности;

5) Принцип обеспечения законности при применении мер административного воздействия.

Целью административно юрисдикционной деятельности является обеспечение стабильного правопорядка в сфере государственного управления путем правовой защиты различных правоотношений.

Наши рекомендации