II. Распад СССР. Причины и последствия

Важнейшей проблемой, с которой столкнулось новое советское руководство в период перестройки, стало националистическое движение.

Причины:

- еще в 1922г, когда образовался СССР территориальные проблемы решали с позиции будущей мировой революции, поэтому границы республик были обозначены достаточно условно(в свете таких решений Хрущев подарил Крым Украине);

- национальные проблемы в СССР (депортация народов при Сталине, русификация населения во всех республиках - русский язык - государственный язык и т.д.) сдерживались лишь за счет сильной центральной власти, которая была сильно ослаблена при Горбачеве; с крушением коммунистической идеологии произошел идеологической вакуум, который был заполнен националистическими идеями.

В конце 1988 г. стали возникать общественные организации, называвшиеся “народными фронтами в поддержку перестройки”. Возникали они, прежде всего, в национальных республиках и объединяли в своих рядах общественных деятелей, которые стремились вовсе не к “поддержке перестройки”, а к отделению от СССР. Народные фронты появились в Эстонии, Латвии, Литве, Азербайджане, Грузии, Белоруссии и других республиках.

Вскоре начался так называемый “парад суверенитетов”: в течение весны – лета 1990 г. заявили о своем суверенитете Латвия, Литва, Эстония, Российская Федерация и другие республики.В качестве выхода из создавшейся ситуации было предложено заключить новый союзный договор. Условием его заключения должна была стать серия многосторонних соглашений между республиками. В ряде новых независимых государств появились самопровозглашенные республики. Так, в Молдавии была провозглашена Гагаузская республика, в Грузии декларации о суверенитете приняли Абхазия и Южная Осетия.

Обстановка в стране накалялась. В марте 1991 г. в стране состоялся референдум. Граждане СССР должны были ответить на вопрос: “Вы за обновленный Союз или против?”. У многих политических деятелей такая постановка вызывала вопросы и недоумения. Например, что понимать под обновленным Союзом? Тем не менее, большинство населения высказалось за сохранение СССР. В середине 1991 г. возник проект переустройства СССР, как уже конфедеративного объединения девяти союзных республик (Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия и Армения объявили о своей полной независимости). Проект подготавливался в поселке Ново-Огарево и получил название “Ново-Огаревские соглашения”.

Накануне подписания нового договора, 19 августа 1991 г., вице-президент СССР Г. Янаев, председатель кабинета министров В. Павлов, министр обороны маршал Д. Язов, министр внутренних дел Б. Пуго, председатель КГБ В. Крючков и ряд других высших руководителей объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) и о переходе верховной власти в его руки. Лидеры ГКЧП заявили, что перестройка “зашла в тупик” и необходимы решительные меры для предотвращения ликвидации СССР и “развала государства”. В отдельных регионах страны, и, прежде всего, в Москве вводилось чрезвычайное положение. В город были введены войска, запрещен выход большинства газет, под контроль было взято телевидение.

Центром сопротивления стал Верховный Совет России. Стали выходить подпольные листовки, в здании Верховного Совета России заработала радиостанция “Эхо Москвы”. Москвичи стали сходиться к зданию Верховного Совета, вокруг которого стали возводиться баррикады. Отдельные армейские части перешли на сторону Верховного Совета РСФСР. В ночь на 23 августа все участники переворота были арестованы.

Неудавшийся переворот только ускорил процесс распада СССР. 8 декабря 1991г. главы трех союзных республик - С. Шушкевич (Белоруссия), Б. Ельцин (Россия) и Л. Кравчук (Украина), собравшись в Беловежской Пуще, заявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в г. Алма-Ате в СНГ вступили и другие бывшие союзные республики, за исключением Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М. С. Горбачев объявил о своем уходе с этого поста. Советский Союз перестал существовать, а Россия вступила в новую эпоху своей долгой и сложной истории.

Итоги распада СССР:

- разрыв экономических связей;

- возникновение территориальных и обострение межнациональных
конфликтов (Чечня, Крым - раздел черноморского флота; и пр.)

- политическая нестабильность и социальная напряженность.

- изменилась система международных отношений: был окончательно поколеблен статус России как великой державы (за пределами России оказалось 25 млн. русских); вместо биполярного (СССР - США) происходит становление монополярного мира (США); резко упал авторитет ООН; во многих регионах стали возникать затяжные военные конфликты; возросла международная напряженность.

Одним из главных следствий августовских событий стало перемещение государственно-политической власти, сосредоточенной прежде всего в союзном Центре, в республики, и в первую очередь в Россию.

Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение территориальной целостности России. Уже в 1991 г. возникла угроза распада РСФСР. Республики, ранее входившие в ее состав, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий: Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава Федерации. К 1992 г. отношения России с субъектами Федерации в известной степени были урегулированы. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан федеративный договор, определивший взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

Однако подписание договора не прекратило региональных конфликтов. Особенно напряженно сложились отношения Центра и Чечни. 11 декабря 1994 г. на территорию Чечни были введены российские войска. Это не привело к подчинению республики федеративным законам. События переросли в затяжной конфликт. В августе 1996 г. была достигнута договоренность о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из Чечни к концу 1996 г., о проведении президентских выборов в республике к началу 1997 г. По “Хасавюртским договоренностям” вопрос о политическом статусе Чечни был отложен до 2000 г.

В 1999г. незаконные воинские формирования чеченских боевиков вторглись на территорию Дагестана, намереваясь отторгнуть его из состава России. Одновременно лидеры Чечни объявили о своем стремлении создать на Кавказе мусульманское государство от «моря до моря», в которое помимо Чечни должны были войти ряд кавказских регионов России. В ответ в 2000г. федеральные войска начали новое вторжение в Чеченскую республику. Действуя на этот раз более гибкими и решительными методами, федеральному правительству удалось склонить на свою сторону часть чеченской элиты, что позволило умиротворить республику. Избранный в 2003г. Президентом Чеченской республики А. А. Кадыров выступил сторонником мирного, компромиссного решения проблем ее взаимоотношений с Россией. После его гибели, произошедшей в результате теракта, новый президент Чечни Р.А. Кадыров продолжил курс на сближение с Россией.

Наши рекомендации