Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства, прежде всего в тяжелой промышленности (энергетике, металлургии, машиностроении) и других базовых отраслях народного хозяйства.
Исходя из специфики социально-экономического и политического развития СССР, процесс индустриализации в нашей стране имел ряд особенностей: 1) форсированный (т.е. ускоренный) характер развития, сделать рывок вперед и догнать по основным экономическим показателям развитые капиталистические страны планировалось в предельно сжатые сроки (всего за 5 – 10 лет); 2) решающую роль в модернизации страны играло государство, так как только оно располагало необходимыми для этого материальными и людскими ресурсами; 3) при проведении индустриализации преимущество отдавалось опоре на внутренние ресурсы; 4) модернизация сопровождалась этатизацией (огосударствлением) всего сектора экономики, полной ликвидацией частного сектора в промышленности и торговле; 5) в управлении экономикой преобладало стремление к сверхцентрализации, опоре на командно-административные методы руководства народным хозяйством.
В ходе подготовки к индустриализации большое внимание было уделено перспективному планированию. Оперативными формами планирования стало принятие пятилетних планов развития народного хозяйства, в соответствии с которыми определялись цифровые показатели, которые необходимо было достичь в развитии экономики к определенному сроку. Первый пятилетний план развития народного хозяйства на 1928/1929 – 1932/1933 гг. был утвержден на XV съезде ВКП(б) в 1928г. В его основу был положен так называемый «оптимальный» план развития. Заложенные в нем плановые показатели предусматривали увеличение промышленного производства за первую пятилетку по сравнению с 1928г. в три раза. К 1933 г. планировалось увеличить долю промышленности в валовом национальном доходе с 25% до 50%, а долю сельского хозяйства сократить с 75% до 50%. Согласно плану на вторую пятилетку (1933-1937), промышленное производство должно было увеличиться в два раза от достигнутого в 1932 г. К концу 30-х гг. планировалось окончательно превратить СССР из аграрной страны в индустриальную.
Индустриальный рывок был сделан в течение трех пятилеток (1928-1932), (1933-1937) и (1938-1941, третья пятилетка оказалась незавершенной в связи с началом Великой Отечественной войны).
Важнейшей проблемой индустриализации являлось изыскание средств для ее осуществления. В отличие от капиталистических стран Запада, широко использовавших в качестве финансовых накоплений внешние источники: доходы от эксплуатации колоний и иностранные займы, ― советское правительство вынуждено было изыскивать средства для индустриализации исключительно внутри страны. Они складывались: а) из доходов от экспорта колхозного зерна, леса, угля, руды, нефти и других сырьевых ресурсов, на которые за рубежом приобретались машины и оборудование для строящихся предприятий; б) из перекачивания средств из одних отраслей (прежде всего из сельского хозяйства и легкой промышленности) в другие (тяжелую промышленность) через государственный бюджет и иные источники; в) за счет понижения уровня жизни населения (через рост розничных цен, увеличение налогообложения отдельных категорий населения, введение в 1928-1934 гг. карточной системы распределения товаров, принудительные государственные займы и др.).
В ходе начавшейся в 1928г. индустриализации, приоритетное внимание уделялось развитию, прежде всего, тяжелой промышленности. Базой индустриализации стали старые промышленные районы РСФСР и Украины, где проживала основная часть населения. Одновременно создавались новые промышленные центры на Урале и в Сибири. В Закавказье и Средней Азии создавались центры легкой промышленности.
За годы первых пятилеток получили развитие новые отрасли промышленности: станкостроительная, нефтехимическая, цветной металлургии, синтетических веществ, тракторостроительная, авиационная, автомобильная и др. Среди крупнейших предприятий, введенных в строй в 1930-е гг., были: Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Кузнецкий угольный бассейн, Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные, Московский и Горьковский автомобильные заводы, Московский метрополитен, Беломорско-Балтийский канал, Туркестано-Сибирская (Турксиб) железнодорожная магистраль, связавшая богатую хлебом, лесом и углем Сибирь с хлопководческими районами Казахстана и Средней Азии. На карте страны появились новые города – Магнитогорск, Новокузнецк, Кировск, Комсомольск-на-Амуре.
В ходе индустриализации ударными темпами развивались добывающие отрасли производства. Были заложены десятки новых угольных шахт в Донбассе, Закавказье, Сибири. В соответствии с государственным планом электрификации страны (ГОЭЛРО), разработанным еще в 1921г., к 1931г. в стране было построено 30 крупных электростанций, что позволило увеличить производство электроэнергии в стране более чем в 4,5 раза по сравнению с довоенным уровнем (до 1,5 млн. киловатт). За первые три пятилетки с 1928 по 1940 гг. добыча угля в стране увеличилась в 5 раз, производство чугуна и стали в 4-5 раз, нефти – в 3 раза.
Впечатляющие результаты в промышленном строительстве в значительной степени были обеспечены за счет тотальной мобилизации государством материальных и людских ресурсов страны и командно-административных методов управления, которые позволяли перебрасывать огромные средства из одних отраслей экономики в другие. Важным источником индустриализации был трудовой энтузиазм народа.
Не менее важным источником индустриализации была дешевая избыточная рабочая сила деревни. В основном выходцы из деревни пополняли ряды неквалифицированных рабочих, что несколько ослабило финансовую напряженность пятилетних планов. Невысокий уровень социальных потребностей вчерашних крестьян позволил экономить и на социальных программах. Тем не менее, блага, которые давал город, вчерашние крестьяне считали огромным даром.
Индустриализация не только поглотила всех прибывших из деревни, но и позволила значительно снизить социальную напряженность в обществе, решив одну из ключевых проблем, возникших еще в годы нэпа – безработицу. Уже к 1931г. безработных в стране не осталось.
Подъем энтузиазма трудящихся шел параллельно с усилением репрессий. Возрождалась система принудительного труда, отошедшая за годы нэпа на второй план. Первая пятилетка стала не только эпохой великих строек, но и временем создания «лагерной экономики» в виде сети исправительно-трудовых лагерей, просуществовавшей долгие десятилетия. Сущность лагерной экономики заключалась в сочетании непомерных норм выработки, крайне ограниченного питания (при перевыполнении нормы паек мог быть увеличен) и возможности досрочного освобождения за доблестный труд. Основным источником ее пополнения были заключенные. Постоянный приток заключенных в лагеря давали массовые аресты противников развернувшейся параллельно с индустриализацией в сельском хозяйстве коллективизации, громких политических процессов, а также многочисленных процессов над «саботажниками», на которых возлагали все провалы и неудачи первой пятилетки. С помощью заключенных осваивались отдаленные районы страны, север европейской части России и Карелии. Полностью руками заключенных была построена одна из наиболее грандиозных строек века – Беломорско-Балтийский канал, который был завершен в рекордные сроки всего за 3 года (1933г.).
Сегодня историки оспаривают официальные данные об индустриализации. Установлено, что, плановые рубежи 1-й и 2-й пятилеток не были достигнуты, что было искажено официальной пропагандой, поспешившей объявить о досрочном выполнении каждой из них в 4 года. Несмотря на все усилия, к концу 30-х гг. СССР не превратился из аграрной страны в индустриальную, поскольку удельный вес промышленности не превысил долю сельского хозяйства в национальном доходе страны, составив в нем всего 40%. Основную роль в провале первых пятилеток сыграл авантюризм партийных и государственных лидеров, которые неоднократно изменяли задания в сторону повышения, ставили перед промышленностью достижение явно нереальных задач, без учета конкретно-исторических условий развития страны. Тем не менее, результаты индустриализации были впечатляющими.
В 1929-1940 гг. в стране было построено около 9000 крупных современных промышленных предприятий. Получили развитие новые отрасли промышленности, в том числе такие, которых не было в дореволюционной России. В 30-е гг. темпы роста тяжелой промышленности были в два-три раза выше, чем за тринадцать лет развития России перед Первой мировой войной. В результате страна обрела потенциал, который по отраслевой структуре и техническому оснащению находился на уровне передовых капиталистических государств. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937г. вышел на второе место в мире после США (для сравнения в пик своего наивысшего экономического могущества в 1913г. дореволюционная Россия по этому показателю занимала пятое место).
В ходе индустриализации был создан мощный военно-промышленный комплекс, что позволило значительно повысить обороноспособность страны. Были разработаны новые образцы боевой техники и вооружений, начался их промышленный выпуск. Созданный в годы индустриального рывка промышленный комплекс в будущем сыграл важнейшую роль в победе СССР в Великой Отечественной войне.