Организация высшего командования АДД (штаб и Военный совет)
Организация высшего руководства АДД охватывает наряду с оперативным штабом также административные и технические управления, и все это называется штабом АДД.
Штаб АДД находится в бывшем помещении Военно-воздушной академии им.
Жуковского на Ленинградском шоссе, поблизости от Московского Центрального аэродрома.
Во главе АДД стоит командующий — летчик дальнебомбардировочной авиации А. Е. Голованов, который 3 августа 1943 г. был произведен в маршалы авиации. По всеобщему мнению, он считается одним из способнейших генералов ВВС СССР. Имея многолетний опыт как летчик гражданской авиации, он обладает большими летными данными и отличным организаторским талантом. В Академии гражданского воздушного флота[151] и во время своей работы в качестве руководителя территориальных управлений ГВФ в Средней Азии и Сибири он получил всесторонние знания в области авиации, в частности в области дальних воздушных сообщений, а также организационно-административные навыки, которые он и использует в настоящее время в военной авиации.
Кроме того, он имеет большую популярность, хорошее общее развитие и обладает большой энергией. Значительно то, что до сих пор никто из пленных летчиков не мог сказать про него ничего отрицательного, что совершенно противоположно по отношению ко многим другим генералам ВВС СССР.
Положение Голованова, а также всей АДД знаменуется очень близким личным отношением Голованова к Сталину. Согласно показаниям военнопленных, Голованов еще в первые годы существования Советской власти, очевидно, был активным деятелем ЧК. Впоследствии он сменил свою работу в партийных органах на профессию простого летчика, где также успешно проявил себя. В 1938 г. советская пресса отмечала его как летчика-миллионера, налетавшего миллион километров.
Голованов в числе немногих имеет свободный доступ к Сталину, который называет его по имени в знак своего особенного доверия.[152]Как член Ставки Верховного Главнокомандования Голованов не менее значительная личность, чем маршал Новиков, не говоря уже о его обширных знаниях в тактических вопросах.
АДД, особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, имеет бульший авторитет, чем другие виды авиации, и стала любимицей русского народа.
Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД — высшее выражение этого.
Заместитель командующего АДД генерал-лейтенант Скрипко (член Военного совета).
Заместитель по политической части генерал-майор Гурьянов.
Главный штурман АДД подполковник Петухов.
Начальник штаба генерал-лейтенант Шевелев.
Начальник Оперативного управления генерал-майор Хмелевский.
Помощник начальника Оперативного управления подполковник Цоглин.
Начальник отдела кадров полковник Синельников.
Начальник Разведывательного отдела подполковник Четвериков.
Начальник Управления связи инженер-майор Ястребов. […]
V. Принципы боевых действий АДД
Общие принципы
Приказ на боевой вылет штаб АДД получает из Ставки. Не было ни одного случая, чтобы соединения АДД временно выделялись в подчинение командования фронта, но для поддержки важнейших операций войск они применялись с успехом.
Порядок отдачи приказов производится следующим образом: 1) Ставка Верховного Главнокомандования Вооруженных Сил СССР, исходя из требований штаба того или иного фронта, направляет в штаб АДД приказ о поддержке операций наземных войск соответствующего фронта. 2) Штаб АДД определяет цели с учетом требований штаба фронта. Число частей и соединений, выделяемых для поддержки операций на участке фронта, устанавливается также штабом АДД.
Требование штаба фронта содержит примерно следующее: «Препятствовать перевозкам противника по следующим железным дорогам и шоссе в районе Гомель»…»Вывод из строя следующих ж.д. узлов в районе Гомель»…
Отдельные цели намечались или Оперативным управлением Генерального штаба КА при Ставке, или штабом АДД самостоятельно, в последнем случае цель сообщалась Ставке.
Объекты, расположенные в Германии и в других странах, указывались только Ставкой.
Далее боевые приказы направляются в корпуса, дивизии и полки. В корпусных и дивизионных штабах разрабатываются отдельные детали приказов.
Весной и летом 1943 г. главные удары АДД направлялись по ж.д. узлам центрального и южного участков фронтов и важным объектам прифронтовой полосы.
При налетах на Восточную Пруссию и другие города Германии преследовалась цель морального воздействия на гражданское население, а не нарушение коммуникаций. [600] Направление главных ударов АДД выбиралось исходя из данных фронтовой разведки. Ударам подвергались места сосредоточения мотомехвойск, установленные разведкой, и в первую очередь на тех участках фронта, где ожидались наступательные операции противника. Для повышения эффективности ударов налеты проводились, как правило, в одном главном направлении.
В особо важных и решающих налетах все руководство операцией брал на себя лично командующий генерал-полковник Голованов (как, например, зимой 1942 г. в районе Сталинграда).
АДД производит боевые действия в трех различных сферах: 1) Действия по переднему краю обороны противника и по целям в прифронтовой полосе. 2) Действия по тылам оккупированных областей. 3) Действия по объектам Германии и других стран. а) Боевые действия по объектам прифронтовой полосы Действия в прифронтовой полосе направляются в первую очередь по ж.д. узлам, аэродромам, складам, а также местам сосредоточения войск.
Операции в прифронтовой полосе проводятся в тесном взаимодействии с одной воздушной армией ВВС.
Все ночные действия русской авиации, за исключением ночных ближайших налетов (У-2 и Р-5), проводились исключительно соединениями АДД, что позволило знать масштабы действий АДД.
Ночная разведка велась также самолетами АДД. б) Действия по тылам оккупированных областей По целям, расположенным на оккупированной территории, действовали как отдельные самолеты, так и целые соединения. Удары направлялись главным образом по ж.д. узлам.
Выброску агентуры и снабжение партизан производила в основном 1 — я транспортная дивизия ГВФ (Внуково), АДД же привлекалась для выполнения этих задач в меньшей степени. в) Действия по объектам Германии и других стран Военные действия по Германии и другим странам велись не с точки зрения ведения оперативной воздушной войны, а преследовали в первую очередь цель деморализации гражданского населения.
Ввиду увеличения численности самолетов в АДД, необходимо рассчитывать, что налеты будут аналогичны англо-американским.
Наибольшая глубина вторжения — 1400 км — была достигнута осенью 1942 г. при налете на Будапешт. г) Использование соединений АДД, для дальних транспортных перевозок Во время тяжелых для русских наступательных боев летом 1943 г. соединения АДД привлекались для выполнения чисто транспортных задач.
Соединения АДД, многократно привлекались для переброски из района Москвы на важнейшие участки фронта специального вооружения, боеприпасов и отборных войск. Особенно решающее влияние оказали войска, переброшенные соединениями АДД в район Орла, Курска и Харькова. [601] Как чисто транспортное соединение дальнего действия до сих пор известна только 1-я дивизия АДД, состоящая из 101, 102 и 103-го транспортных авиаполков. Соединения, предназначенные для транспортных перевозок, не называются «транспортными соединениями», а носят название «соединение АДД», так как они выполняют и боевые задачи. 1-я дивизия АДД была временно подчинена отделу перевозок ВВС КА. По показаниям военнопленных, наличие одной или двух таких дивизий очевидно.
Эти соединения выполняют задачи по снабжению боевых соединений АДД боеприпасами, продовольствием и т. д., а также привлекаются для сбрасывания листовок в прифронтовой полосе.
Все полки 1-й дивизии вооружены самолетами ПС-84. В других соединениях в качестве транспортного самолета применяются также четырехмоторные самолеты устаревшего типа ТБ-3.
Экипажи этих дивизий частично комплектуются из экипажей разбитых полков, большей же частью они комплектуются из летного состава ГВФ, который сразу же после начала войны был поставлен на службу ВВС (первоначально — как московская авиагруппа особого назначения при штабе РККА). […]