II. История развития современной качественной прессы и ее роль в освещении работы парламента Российской Федерации
Вопрос о том, в какой мере СМИ являются независимым социальным и политическим институтом и каковы пределы их влияния на аудиторию, возник уже с появлением в обществе первых печатных изданий. Свобода печати, проблема взаимодействия массовой коммуникации и власти стали предметом исследования в XVIII – XIX веках. Именно в это время печать оформилась как социальный и политический институт со специфическими формами организации, а также правилами поведения.
Однако наибольшую остроту проблема взаимодействия массовой коммуникации и власти приобрела только в связи с появлением в начале XX века массовой аудитории и действительно массовых изданий. Это привело к качественному изменению способов взаимодействия власти с ними. На смену элитарной политической коммуникации пришло массовое политическое общение, рассчитанное не только на просвещенную публику, но и на широкую общественность. Иными словами, средства массовой информации стали важнейшим политическим институтом.
В то время массовые и качественные газеты значительно отличались друг от друга во многих аспектах. Сейчас же, с появлением нового, современного общества, эти границы постепенно стираются, образуя некий новый подтип – качественно-массовую прессу, к которому можно отнести современные российские политически-ориентированные деловые газеты «Ведомости», «Известия», «Российскую Газету» и пр. Это связано с тем, что такие сферы общественной жизни, как политика и экономика, стали доступнее рядовым гражданам, появилась их заинтересованность в жизни страны и участие в ней непосредственным образом. Этому способствовало и развитие малого и частного бизнеса, которое было немыслимо в годы СССР. Такая пресса развивается прежде всего в ежедневном формате, так как свежесть и актуальность новостей такого рода всегда предпочтительнее. За точку отсчета истории этой новой российской прессы можно принимать начало 90-х годов.
Наверное, первой ласточкой привычной сейчас «ежедневки» стал перешедший в 1992 году на ежедневный выход «КоммерсантЪ». Став ежедневным, он соединил в себе достоинства прессы лучших западных образцов: оперативные и предельно детальные новости, биржевые котировки, рынки - все это соединило в себе максимум «полезной» информации. Именно поэтому он и завоевал со временем не только свою аудиторию (а сама редакция в начале своей работы считала ею фактически только «новых русских»), но и стал одним из самых влиятельных изданий России. Кстати, это повлияло и на некоторую смену тематики издания: из бизнес-издания «КоммерсантЪ» стал общественно-политической газетой.
Эту же трансформацию пережила незадолго до «Ъ» и газета «Сегодня» - в первое время издание «Медиа-Моста» претендовало на эту же нишу, но тоже было вынуждено рассчитывать на более обширную категорию читателей, и из деловой газеты «Сегодня» тоже превратилась в общественно-политическую.
Вообще, история этапов развития прессы и, в частности, мирового парламентаризма и его отношений к институту СМИ рассматривается в публикации журнала «Журналист» № 9 за сентябрь 1999 года под заголовком «Пресса и представительная власть: нам не жить друг без друга» Андрея Жукова. Здесь рассматриваются три этапа развития этих отношений.
Первый этап характеризуется тем, что пресса используется парламентами в качестве средства мобилизации населения, для «рекрутирования» сторонников в свой лагерь. И в Англии, и во Франции в XVII-XVIII веках парламенты превращались в институт переделки общества. Они становились агитаторами, пропагандистами и организаторами. При этом непосредственное освещение деятельности парламента как такового в прессе было запрещено. Поэтому в газетах того времени идет жесткая полемика между парламентами и сторонниками монарха. Любимый жанр - памфлеты. Обе стороны используют пренебрежительный и обличительный тон по отношению к лидерам парламента, монарха и членов королевской семьи. Таким образом, основное значение прессы в этот период по отношению к парламенту, отмечает автор, в этот период - роль подручного канала для мобилизации сторонников.
Второй этап примечателен тем, что пресса становится каналом распространения официальной информации о парламенте - получает право публиковать стенографические отчеты о заседаниях. Пресса делает законодателей зависимыми от общественного мнения. Вместе с рекламой эти материалы занимали практически все пространство газет. Россия этот этап проходила дважды: во время дооктябрьских государственных дум, а также во времена съездов народных депутатов СССР. Прямые эфиры заседаний съездов смотрела вся страна с огромным вниманием. Что же касается государственных дум, то следует отметить, что стенограммы заседаний печатались тиражом 3 тысячи экземпляров, (совокупный тираж изданий для массового читателя составлял 30-40 тысяч экземпляров). Это свойственно любому обществу, когда парламент становится единственным публичным средством выражения социально-экономических, политических интересов общества и важнейшим источником информации о внутренних делах.
Третий этап характеризуется функциональной зависимостью прессы и парламента, их функции отчасти взаимодополняемы, отчасти перекрещиваются. Парламент, оставляя за собой первенство в политическом управлении, отдает первенство СМИ в том, что касается социального развития общества. Этот период начинается с того момента, когда работа законодательной власти становится доступной для прессы.
В современной России массовая политическая пресса играет ключевую роль в процессах, связанных с формированием гражданского общества в стране, обеспечивая граждан основной информацией о субъектах политического процесса, его содержании, направлении. Таким образом, она влияет на их политические предпочтения и поведение. Воздействие средств массовой информации на политическую ориентацию аудитории очевидно.
Открытость политики сделала возможной «открытость» общества. Главным из таких механизмов стала коммуникация диалогического типа, где СМИ являются средством связи между политиками и гражданами, а также формулируют «повестку дня». Вместе с тем, СМИ воздействуют на интересы разных участников политического процесса, анализируют ситуацию, организуют обсуждение актуальных проблем. Потребность в диалоге становится особенно актуальной, когда разрабатывается и принимается новый политический курс. Его максимально открытое объяснение не только расширяет социальные возможности государственной политики, но и формирует демократический тип отношений между властью и обществом.
В современной России, где еще не наработан опыт взаимодействия между властью и обществом, консенсус не всегда возможен.
Публичная политика предполагает целый комплекс информационной работы с населением. В первую очередь, это широкое освещение деятельности Правительства и Президента. В условиях демократии, даже ограниченной по объективным причинам, президент страны обязан проводить ясную публичную политику. Невозможен, вреден и, в конечном итоге, опасен отказ от ясных и публично провозглашенных целей, оценок событий, реакции на любые общественно значимые вопросы. Все члены правительства демократического государства – прежде всего публичные политики.
Выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, используют опыт миллионов людей, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия. СМИ выполняют свою политическую, управленческую роль в политической системе общества также путём обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций.
Особое внимание следует обратить на эффективность публичной политики. Она строится на взаимодействии всех ее субъектов. Роль СМИ в данном процессе связана, во-первых, с их базовой функцией (коммуникативной) - способностью связывать, соединять всех участников диалога, а во-вторых, с участием СМИ в таком обсуждении как равноправного партнера. И все эти роли раскрываются, прежде всего, в материалах, так или иначе связанных с работой Федерального собрания Российской Федерации или же региональных органов местного самоуправления.