I. Что такое парламент и чем важна его деятельность для общества?

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона. Законодательная власть - это исключительное право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу.

Парламент - это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя. Этот общегосударственный представительный орган может иметь разные названия (народное, государственное собрание, конгресс, и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент», которое используется теперь в некоторых конституциях. В России его принято называть Федеральным собранием. Согласно ст. 95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является, соответственно, палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов Федерации. В данной работе термины «парламент» и «Федеральное собрание» уместно будет употреблять как синонимы.

Парламент как конституционно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII-XIII веках. Парламенты еще именовались легислатурами (от латинского «lex» - закон). Под легислатурами подразумевались политические институты, власть которых проистекает из того, что их члены являются представителями общества.

Однако история современного парламента как представительного общенационального органа, отличного от представительных сословных органов времен феодализма, начинается с эпохи буржуазных революций. Именно тогда оформился и получил распространение парламентаризм как особая система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением труда законодательного и исполнительного при существенной политической и идеологической роли парламента.

Следует отметить, что в России имеется откровенное недоверие к представительным органам государственной власти вообще, и к парламенту в частности, что во многом является следствием той политической борьбы, которая предшествовала принятию действующей Конституции Российской Федерации. В обществе имеются силы, которые считают, что от парламента как от государственного института либо следует отказаться вообще, либо превратить его в послушную, не играющую самостоятельной роли структуру, либо подчинить его собственным интересам.

Однако в связи с этим нельзя забывать о том, что полная дискредитация парламента может существенно подорвать складывающиеся устои российской демократии. Во многих демократических странах парламент является своеобразным олицетворением политических традиций, важным показателем национальной политической культуры. Одновременно с этим парламент выступает как своего рода уравновешивающая сила и в отношениях конкурирующих политических сил, и как стабилизатор общественного развития.

Так как целью данной работы не является подробное рассмотрение структуры и функций парламента, поэтому целесообразно будет выделить моменты, непосредственно касающиеся важности и необходимости деятельности парламента для современного общества и государства.

Итак, парламенты прежде всего олицетворяют демократические начала государства, отмечает И.В. Гранкин, и выступают гарантами демократии 2. Этим обусловлен набор их властных полномочий, роль и значимость в системе органов государственной власти. Законодательные органы определяют содержание законодательства, активно влияют на практику ее применения. Их деятельность, безусловно, отражается на уровне благосостояния как населения страны в целом, так и жителей отдельных регионов, а также на состоянии охраны общественного порядка, на реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, их гарантиях и защите. Реалии российской действительности таковы, что от законодательных органов во многом зависят темпы развитии Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создание условий для идеологического многообразия и многопартийности, содержание компетенции государственных органов, политическая и правовая активность граждан. Деятельность законодательных органов существенно влияет на процессы обеспечения территориальной целостности Российской Федерации и укрепление правового статуса ее субъектов. И, наконец, без парламента невозможно вхождение России в европейское и мировое сообщества стран с высокой правовой культурой, эффективной системой реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

2 - Гранкин И.В. Сущность российского парламентаризма // Конституционное и муниципальное право. - № 4, 2005. – 27 с.

Наши рекомендации