Организация публичных мероприятий

Организатор публичного мероприятия подает в орган исполнительной власти субъекта РФ или ОМС уведомление о проведении публичного мероприятия. Уведомление (за исключения собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме на срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

В уведомлении указываются:

1) цель мероприятия;

2) его форма;

3) место (места) проведения мероприятия, маршруты движения участников;

4) дата, время начала и окончания мероприятия;

5) предполагаемое количество участников;

6) формы и методы обеспечения организатором общественного порядка, медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению мероприятия;

9) дата подачи уведомления.

Уведомление подписывается организатором мероприятия и лицами, уполномоченными организатором мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

33.Содержание и порядок реализации конституционного права на объединение по ФЗ "Об общественных объединениях".

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели).

Содержание права граждан на объединение

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности;

политическая партия.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.

Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений.

В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения

34.Содержание и порядок реализации конституционного права на объединение в политические партии по ФЗ "О политических партиях".

Содержание права

Право на объединение в политические партии включает в себя право граждан РФ создавать на добровольной основе партии в соответствии со своими убеждениями, их право вступать в партии либо воздерживаться от вступления в них, участвовать в деятельности партий в соответствии с их уставами, а также беспрепятственно выходить из них. Данное право подразумевает право самих партий на существование, деятельность, обладание необходимыми юридическими возможностями, а также их право на собственное видоизменение, прекращение, защиту со стороны государства.

Субъекты права

Политические партии в РФ – объединения членские. Членство в партии является добровольным и индивидуальным. Членами партии могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Не обладают таким правом ИГ и ЛБГ, а также граждане РФ, признанные судом недееспособными. Прием в партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Гражданин РФ может быть членом только одной партии. Член партии может состоять только в одном региональном отделении данной партии – по месту постоянного или преимущественного проживания.

Понятие политической партии

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС.

Партия должна отвечать следующим требованиям:

1. Наличие у нее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ (при этом в субъекте может быть создано только одно региональное отделение);

2. В ней должно состоять не менее 50 000 членов (при этом более чем в половине субъектов РФ партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 500 членов, а в остальных – не менее 250 членов);

3. руководящие, иные органы партии, все её структурные подразделения должны находиться на территории РФ.

Цели и задачи партии излагаются в её уставе и программе. Основными целями партии являются:

1. Формирование общественного мнения;

2. Политическое образование и воспитание граждан;

3. Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и ОГВ;

4. Выдвижение кандидатов (списка кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, в законодательные (представительные) ОГВ субъектов РФ, выборных должностных лиц ОМС и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Высшим руководящим органом партии является её съезд (регионального отделения – конференция или общее собрание регионального отделения партии). Избрание руководящих органов партии должно осуществляться не реже одного раза в четыре года, а руководящих органов региональных отделений – не реже одного раза в два года.

Политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава и в соответствии с ним. Партия должна иметь свою программу, определяющую принципы деятельности партии, её цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач.

Создание партии

Партия создается свободно, без разрешений ОГВ и должностных лиц. Партия может быть создана:

1. на учредительном съезде партии;

2. путем преобразования в партию общероссийской общественной организации (общероссийского общественного движения) на съезде организации (движения);

Партия, её региональные отделения подлежат государственной регистрации, осуществляемой органами Министерства юстиции и налоговыми органами.

Государственная регистрация региональных отделений партии осуществляется после государственной регистрации партии, при этом более чем в половине субъектов РФ государственная регистрация региональных отделений партии должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации партии в целом.

Партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:

1. положения устава партии противоречат Конституции РФ и ФЗ;

2. наименование и (или) символика партии не соответствуют ФЗ о политических партиях;

3. не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ о политических партиях для государственной регистрации;

4. содержащаяся в представленных для государственной регистрации документах информация не соответствует требованиям ФЗ о политических партиях;

5. нарушены установленные законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации партии.

Статус партии

Партия обязана:

1) соблюдать действующее законодательство, свой устав;

2) ежегодно представлять в уполномоченные органы ряд сведений (численность членов партии в каждом из региональных отделений, местонахождение постоянно действующего руководящего органа, копия сводного финансового отчета партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году и др.);

3) допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (съезды, конференции, общие собрания), проводимые партией, ее структурными подразделениями;

4) извещать заблаговременно избирательные комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах власти, и допускать представителей комиссии на указанные мероприятия.

ОГВ РФ, субъектов РФ, ОМС оказывают поддержку на равных условиях партиям, их структурным подразделениям, в частности посредством государственного финансирования партий.

35.Содержание и порядок реализации конституционной свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ по ФЗ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ".

В соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Лица, не являющиеся гражданами РФ и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно. Контроль за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Регистрация гражданина РФ по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Регистрация и снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

1. паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

2. документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

1. изменение места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;

2. призыв на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

3. осуждение к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

4. признание безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

5. смерть или объявление решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

6. выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

7. обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено:

1. в пограничной полосе;

2. в закрытых военных городках;

3. в закрытых административно-территориальных образованиях;

4. в зонах экологического бедствия;

5. на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

6. на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Содержание конституционной свободы совести и вероисповеданий

Юридическое содержание свободы совести состоит из следующих компонентов:

1. Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это емкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.

2. Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.

3. Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данное положение отражено в пункте 5 статье 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях, который определяет, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии.

4. Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести. В указанном Федеральном законе этот элемент свободы совести проявляется в запрете должностным лицам государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии, запрете сопровождать деятельность органов власти публичными религиозными обрядами и церемониями.

Выделяют индивидуальные и коллективные правомочия в сфере свободы совести и вероисповедания.

Индивидуальные правомочия:

1) право придерживаться любых убеждений;

2) право не придерживаться никаких убеждений и не исповедовать никакой религии;

3) право менять убеждения или религию;

4) право создавать новое мировоззрение или новую религию;

5) право выражать и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

6) право получать религиозное или иное образование;

7) право давать религиозное или иное мировоззренческое воспитание и образование своим детям;

8) право ограждать своих детей от религиозного или иного мировоззренческого образования и воспитания;

9) право иметь свободный доступ к местам поклонения;

10) право не давать никакой клятвы, противоречащей религиозным или иным убеждениям человека;

11) право открыто выражать свои религиозные или иные убеждения и на нейтральное отношение государства к законным формам проявления религии или убеждений;

12) право на тайну своих религиозных или иных убеждениях;

13) право на освобождение от исполнения гражданских обязанностей, если это противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, а в необходимых случаях право на замену одной обязанности другой.

Коллективные (совместные) правомочия:

1) право на свободу объединения в религиозные или иные организации, образуемые по мировоззренческому выбору, которые могут быть зарегистрированы в установленном порядке в едином государственном реестре юридических лиц;

2) право основывать и содержать свободно доступные места собраний и богослужений;

3) право на свободу выражать и распространять свои убеждения или религиозные верования и обычаи без какого-либо принуждения и вмешательства со стороны государства и посторонних;

4) право на свободу приобретать и содержать места поклонения, проводить и посещать религиозные службы и мероприятия;

5) право управлять объединениями, образуемыми по мировоззренческому признаку, на основе самоуправления в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, в том числе выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим требованиям;

6) право производить, покупать, импортировать, экспортировать и распространять мировоззренческую и религиозную литературу, печатные и аудиовизуальные материалы и другие предметы, используемые для религиозной и иной деятельности;

7) право создавать частные школы и управлять ими, а также заниматься образовательной, культурной, благотворительной и социальной деятельностью;

8) право искать и получать добровольную материальную и финансовую помощь от физических и юридических лиц для обеспечения своей деятельности.

37.Содержание и порядок реализации конституционного права на информацию по Закону РФ "О средствах массовой информации" и ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".

В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.[2] в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

Праву на информацию человека можно дать следующее определение.-

Совокупность норм, охраняемых публичной властью, которые закрепляют принцип равенства людей, устанавливают приоритет свободы человека и охраняют свободу человека в сфере получения, производства и передачи информации.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию (ст. 1) демократическим правовым государством, гарантирует свободу мысли и слова, свободу массовой информации, провозглашая право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, и запрещает цензуру (ст. 29).

отнести к собственно информационным, в том числе:

- право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

- свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

- свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);

- право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);

- право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);

- право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

- право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);

- свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);

- свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

- право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);

- право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48)»[3].

Этот перечень можно дополнить следующим:

- право каждого знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;

- право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

Содержание и порядок реализации конституционного права граждан РФ на выезд из РФ и въезд в РФ

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию.

Выезд гражданина Российской Федерации из Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, пребывающие за пределами Российской Федерации, находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Федеральным законом.

Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются:

паспорт;

дипломатический паспорт;

служебный паспорт;

39 Содержание и порядок реализации конституционной обязанности защиты Отечества по Конституции РФ и ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Содержание и порядок реализации конституционного права на альтернативную гражданскую службу по ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Государственное устройство: понятие, элементы, формы. Понятие и признаки конфедерации, федерации и унитарного государства. Конституционно-правовой статус Российского государства. Особенности России как федерации.

Государственное устройство (в широком смысле) – организация государственной власти, включающая форму правления, политический режим и т.п., т.е. государственный строй.

Государственное устройство (в узком смысле) – территориальная организация государства.

Государственное устройство – это внутреннее деление государства на составные части, соотношение государства в целом в лице его центральных органов с одной стороны, и составных частей государства в лице их органов с другой.

Элементы ГУ:

1. Правовое закрепление конкретной ФГУ, как правило в Конституции (установление правового статуса государства в целом);

2. Установление правового статуса составных частей государства (в Конституциях, уставах, хартиях, договорах);

3. Распределение компетенции между государством и его составными частями;

4. Территориальная организация составных частей государства;

5. Автономия отдельных частей государства;

6. Юридические механизмы разрешения споров между государством в целом и его составными частями;

7. Юридические механизмы изменения статуса составных частей государства, изменения состава территории государства (включение новых или исключение имеющихся составных частей);

8. Взаимоотношения составных частей государства между собой (горизонтальные взаимоотношения).

Формы ГУ – конкретный способ организации территории в государстве.

Точки зрения:

Теоретики государства и права:

· Конфедерация;

· Федерация;

· Унитарное государство.

Профессор Б.П. Курашвили:

· Конфедерация;

· Простое унитарное государство;

· Унитарное государство с автономиями;

· Национально-территориальная федерация;

· Территориальная федерация.

Большинство государствоведов:

· Федерация;

· Унитарное государство.

Конфедерация ФГУ – это союз государств, а не союзное государство.

Унитарное государство – это единое, централизованное государство, составные части которого не обладают суверенитетом (Греция, Китай, Чили, Египет, Япония, Франция, Куба и т.д.)

Признаки:

1. наличие единственнйо Конституции (исключения – конституция автономных образований);

2. наличие единых систем права и законодательства;

3. наличие собственной территории. юрисдикция государства распространяется на всю его территорию.

4. деление государства производится на администратино-территориальные единицы, не являющиеся самостоятельными;

5. централизация государственной власти. местные органы находятся в подчинении центральному праввительству.

Федерация – это сложное государство, образующееся из государств или государственных образований, обладающих юридически определенной степенью самостоятельности (Россия, США, Канада, Бразилия, Австрия, Швейцария, Бельгия, Германия, Индия, Мексика, Аргентина и т.д.).

Признаки:

1. субъекты федерации обладают правом принятия собственных учредительных актов (конституции, уставы и т.п.);

федеральная конституция

Федерация

региональная конституция

2. как федерация, так и субъекты федерации обладают собственными ОГВ

федеральная система ОГВ

Федерация

региональная система ОГВ

3. как правило и федерация и субъекты федеарции имеют свое гражданство

федеральное гражданство

федерация

региональное гражданство

4. территория состоит из территорий субъектов

субъекты федерации

Однако: в некоторых федерациях

несубъекты федерации (союзные терриории, федеральные округа).

5. как федерация, так и субъекты имеют своё законодательство.

федеральные системы законодательства

федерация

региональне системы законодательства

6. носителем суверенитета является само федеральное государство

федерация суверенна

федерация

субъекты федерации несуверенны

7. в федерациях применяется двухпалатная система парламента

палаты, выражающие интересы субъектов федерации

федеральный парламент

палаты, выражающие интересы федерации в целом

8. для федерации характерно распределение между федерацией в целом и субъктами. применяются разные способы:

a. компетенция федерации + остаточная компетенция субъектов федерации

b. компетенция федерации + совместная компетенция + остаточная компетенция субъектов федерации

c. компетенция субъектов + остаточная компетенция федерации.

9. федеративные государства не закрепляют в соих конституциях право субъектов на выход из состава федерации (сецессию).

примеры сецессий: Сингапур вышел из состава Малайзии; Сенегал из Мали; распад СССР; распад СФРЮ.

Конфедерация – это союз государств, создаваемый для согласованного решения их общих задач.

Примеры:

Ø союз провинций соединенных Нидерландов;

Ø союз штатов Северной Америки;

Ø содружество независимых государств.

Признаки:

1) создаются, как правило, на основе договора и носят международно-правовой характер (исключение – Южная конфедерация – на основеконституции).

2) отсутствуют органы власти, т.к. власть осуществляется в рамках государств. Для выполнения целей в конфедерации создаются определенные органы, наделенные рядом полномочий и действий с их согласия и под их подчинением.

3) отсутсвие союзного гаржданства (сохранение гражданства у субъектов конфедерации; искл: двойное гражданвство в США)

4) отсутствие общей территории; субъекты конфедерации распространяют свою юрисдикцию только на собственную границу, однако могут быть открыты внутренние границы;

5) отсутсвие суверенитета союза; суверенны субъекты конфедерации;

6) отсутсвие единых систем права, доказательства, судопроизводства, единой валюты (искл: ЕС, приобретший признаки федерации)

7) акты органов конфедерации не обладают прямым действием и обращены к ОГВ субъектов конфедерации

8) субъекты конфедерации обладают правом отмены актов, принятых органами конфедерации – право нулификации.

9) субъекты конфедерации вправе в любое время выйти из состава конфедерации (сецессия).

Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация - суверенное государство.

2)Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет:

- территории ее субъектов (сухопутная территория);

- внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

- территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

- воздушное пространствонад сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

Наши рекомендации