Полномочия конституционного суда рф

Конституционный Суд РФ вправе рассматривать в пленарных заседаниях любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда.

Вопросы, рассматриваемые исключительно в пленарных заседаниях КС:

I.a.i..1. Разрешение дел о соответствии Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ

I.a.i..2. Толкования Конституции РФ

I.a.i..3. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это только процессуальное решение. Для рассмотрения по существу дело должно быть передано Верховному Суду.

I.a.i..4. Принятие посланий КС РФ Федеральному Собранию РФ.

I.a.i..5. Решение вопроса о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Вопросы, рассматриваемые в заседаниях палат КС:

1. Рассмотрение дел о соответствии Конституции РФ:

o Федеральных законов, нормативных актов Президента, СФ, ГД, Правительства РФ (федеральный уровень);

o Законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам федерального и совместного ведения (региональный уровень).

o Договоров:

§ Между ФОГВ и РОГВ (вертикаль);

§ Между РОГВ (горизонталь);

§ Не вступивших в силу МД РФ (внешние)

2. Разрешение споров о компетенции:

o Между ФОГВ (например, между Президентом РФ и СФ РФ по делу Скуратова);

o Между ФОГВ И РОГВ;

o Между высшими государственными органами субъектов РФ.

3. Проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.

12.Решения Конституционного Суда РФ: понятие, виды, провозглашение, опубликование, юридическая сила. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ по ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".

Решением КС РФявляется всякий акт, принимаемый как в пленарном заседании, так и в заседании палат и выражающий его волю или констатирующий определенные обстоятельства.

Виды решений КС РФ:

1. Решения, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства:

1. Постановление -это итоговое решение КС по существу вопросов, связанных с рассмотрением дел:

а) О проверке конституционности актов;

б) О разрешении споров о компетенции;

в) О толковании Конституции РФ

1. Определение - это любое иное решение КС РФ, принимаемое в ходе конституционного судопроизводства.

2. Решения, принимаемые вне конституционного судопроизводства:

1. Внешние (имеющие значение вовне, направленные в иные органы):

1. Представление;

2. Послание – это основанный на рассмотренных КС материалах документ о состоянии конституционной законности в РФ, ежегодное направление которого в ФС РФ предусмотрено Конституцией РФ;

3. Заявление – это озвучивание позиции по важному вопросу;

4. Заключение – это итоговое решение КС по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

2. Внутренние:

1. Регламент (процедурный документ);

2. Положение;

3. Инструкция

Юридическая сила решений Конституционного Суда:

1. Решение КС окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения (ч.1 ст.79);

2. Решение КС действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами (ч.2 ст.79);

3. Юридическая сила решения КС о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта (ч.2 ст. 79);

4. Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ч.3 ст.79);

5. Признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ч.3 ст.79);

6. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных ФЗ случаях (ч.3 ст.79);

7. Признание несоответствующим Конституции РФ ФЗ, НА Президента, Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены положений других актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично акте либо договоре, либо воспроизводящие их, или содержащих такие же положения какие были признаны неконституционными (ч.2 ст.87);

8)Признание не соответствующим Конституции РФ НА субъекта РФ или отдельных их положений является основанием для отмены ОГВ других субъектов РФ положений принятых ими НА либо договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными (ч.3 ст.87);

Порядок принятия и опубликования решений Конституционного Суда РФ:

1. Решение КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

2. Решение КС РФ считается принятыми при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности НА (договора), голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта (презумпция конституционности НА). Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей.

3. Решение КС РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании КС РФ немедленно после его подписания.

4. Постановления и заключения КС РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях ОГВ РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения КС РФ публикуются также в «Вестнике КС РФ», а при необходимости в иных изданиях.

Правовые позиции КС РФ.

Правовые позиции КС представляют собой системы выводов и аргументов, выявленных в ходе рассмотрения Судом конкретных дел по сугубо определенным проблемам и имеющих общий характер, т.е. приемлемых и необходимых для решения подобных проблем при рассмотрении последующих дел и обязательный характер, т.е. обладающий той же юридической силой, что и решения КС.

Особое мнение судьи КС РФ.

Судья, не согласный с решением КС, вправе письменно изложит свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «ВКС РФ» вместе с решением КС РФ.

Мнение судьи КС РФ.

Судья, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Письменное несогласие судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «ВКС РФ».

13.Обязанности органов государственной власти и должностных лиц в связи с принятием решений Конституционного Суда РФ по ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".

Если решением КС НА признан не соответствующим Конституции РФ (полностью или частично) либо из решения КС вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, ОГВ или ДЛ, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового НА (ч.4 ст.79).

Новый НА должен содержать положения:

I.a.i..1. Об отмене акта (если он был признан не соответствующим Конституции РФ полностью), либо

I.a.i..2. О внесении изменений (дополнений) в НА (если он был признан не соответствующим Конституции РФ частично).

До принятие нового НА непосредственно применяется Конституция РФ.

Правительство РФ не позднее 3-х месяцев после опубликования решения КС РФ вносит в ГД соответствующий законопроект (проекты). Эти законопроекты рассматриваются ГД во внеочередном порядке.

Президент РФ, Правительство РФ, ВДЛ субъекта РФ не позднее 2х месяцев после опубликования решений КС РФ отменяют соответствующий НА, принимают новый НА, либо вносят изменения (дополнения) в НА, признанный неконституционным в отдельной части.

ЗПОГВ субъекта РФ в течение 6-ти месяцев после опубликования решения КС вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменяет признанный неконституционным РЗ, принимает новый РЗ (законы) либо вносит изменения (дополнения) в РЗ, признанный неконституционным в отдельной его части.

ВДЛ субъекта РФ вносит соответствующий законопроект в ЗПОГВ субъекта РФ не позднее 2-х месяцев после опубликования решения КС.

ФОГВ, РОГВ, заключившие признанные полностью или частично не соответствующий Конституции РФ договор (между ФОГВ и РОГВ, договор между РОГВ), не позднее 2-х месяцев после опубликования решения КС вносят в него изменения (дополнения) или прекращают его действие.

Ответственность.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную ФЗ.

Если по истечении 2-х месяцев после опубликования решения КС ВДЛ, ЗПОГВ субъекта РФ не принимают соответствующие меры, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законом.

14.Конституционные (уставные) суды субъектов РФ (на примере Уставного Суда Свердловской области по 0З «Об Уставном Суде Свердловской области»).

Республики в составе РФ могут создавать конституционные суды, а остальные субъекты – уставные суды. Практика создания таких судов не получила широкого распространения. Назначение конституционного (уставного) суда – рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов ОГВ субъекта РФ, ОМС субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (что не вполне соответствует ст. 124 Конституции РФ). Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Наши рекомендации