Становление, развитие и конституционно-правовой статус Российской Федерации.
Становление и развитие Российской Федерации началось в первой половине XX века. Россия была провозглашена федеративной республикой первой советской конституцией 10 июля 1918 г. Историческое значение этой конституции в том, что она заложила основы нового, социалистического, строя и новой, советской, государственности. Принятие в 1924 и 1925 гг. конституций СССР и РСФСР было обусловлено, прежде всего, образованием 30 декабря 1922 г. СССР из 4-х республик - РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Закавказье). Далее последовало принятие Конституций: СССР 1936 г.; РСФСР 1937 г.; СССР 1977 г; РСФСР 1938 г.В 1988 - 1991 гг. в Конституции СССР (до 1991 г.) и РСФСР было внесено около 300 поправок, существенно изменивших их содержание. Главным образом это было связано с переходом от социализма к капитализму экономике, политике и идеологии. Значительно обновленная Конституция РСФСР 1978 г. Действовала на территории России вплоть до принятия новой Конституции РФ 12 декабря 1993 года. В начале 90-х годов возникла необходимость смены Конституции. Эта необходимость была обусловлена следующими причинами:- Конституции РСФСР 1978 г. Принималась как конституция республики в составе СССР, а в 1991 г. СССР распался;- Конституция РСФСР 1978 г. принималась в период так называемого «развитого социализма», а в конце 80-х - начале 90-х гг. произошел отход от социалистического строя;- в 1991 г. прекратила свое существование КПСС, руководящая роль которого закреплялась в Конституции РСФСР 1978 г.;- иными причинами. Таким образом, в начале 90-х г. возникла необходимость коренных конституционных реформ и принятия нового основного закона (взамен старого, значительно устаревшего). Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними. Принятие конституции РФ 12 декабря 1993 года, безусловно способствовало укреплению российской государственности. 2. Конституционный статус Российской Федерации включает главнейшие черты российской федеративной государственности. Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:- суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;- федеральная Конституция и федеральные законы;- федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;- государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними;- единое гражданство РФ;- государственный язык;- единые Вооруженные Силы;- единая денежная единица -- рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);- государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;- столица РФ. Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.
58. Структура, содержание и основные функции Конституции Российской Федерации
КРФ состоит из преамбулы (вводная часть) которая провозглашает исторически сложившееся гос. единство, утверждение прав и свобод человека, граж. мира и согласия, стремление обеспечить благополучие и процветание России, осознание России частью мирового общества. Двух разделов. 1 раздел состоит из 9 глав и 137 статей.
1 глава "Основы конституционного строя";
2 глава "Права и свободы человека и гражданина" - посвящена статусу индивида. Здесь говорится об обязанностях и гарантиях статуса индивида;
3 глава "Федеративное устройство";
4 глава "Президент РФ";
5 глава "Федеральное собрание";
6 глава "Правительство РФ";
7 глава "Судебная власть" - не надо было включать сюда статью о прокуратуре, поскольку она не входит в состав судебной власти, наиболее подходящее название в таком случае "Правосудие и прокурорский надзор";
8 глава "Местное самоуправление";
9 глава "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".
Раздел 2 состоит из 9 пунктов.
П.1. Устанавливает, что Конституция вступает в силу со дня её офиц. опубликования по результатам референдума, а также что в случае несоотв. положениям КРФ положений федеративного договора действуют положения КРФ;
П.2. Опр. порядок действия законов и др. правовых актов, действовавших на тер-рии РФ до вступления в силу КРФ;
П.3-6. Опр. порядок осуществления полномочий Президентом РФ, судами РФ в соотв. с положения о КРФ;
П.7-9. Закрепляет порядок созыва СФ и ГД, ФС, а также уст. для депутатов возможность совмещать депутатскую деятельность с деятельностью в качестве члена Правительства РФ.
Конституция обладает важными юр. свойствами:
1) Верховенство КРФ;
2) Высшая юр. Сила;
3) КРФ ядро правовой системы;
4) Стабильность КРФ.