Кафедра истории Отечества и культурологии
30.06.11
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Уфимский государственный авиационный
технический университет»
Кафедра истории Отечества и культурологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
Уфа 2011
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«уфимский государственный авиационный
технический университет»
Кафедра истории Отечества и культурологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
Уфа 2011
1.1 Цели освоения учебной дисциплины
Цель освоения дисциплины – изучение российского исторического процесса в контексте мировой истории, формирование объективного представления не только о давно ушедших эпохах, но и о современных событиях, формирование личности на основе исторической памяти, памяти поколений, воспитание чувства патриотизма
(Постановка обобщенной цели является важным фактором проектирования рабочей программы дисциплины, представляет собой осознанный субъективный образ будущего результата образования и определяющий целостность и направленность определенных действий.
Например: Цель освоения дисциплины – изучение основ современной теории финансов, финансовых отношений, раскрытие экономической сущности финансов, их места в системе денежных отношений рыночного хозяйства).
1.2 Требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями и соответствующими им знаниями, умениями и навыками.
№ п/п | Формируемые компетенции | Номер/ индекс компетенции | Знания, соответствующие компетенции | Умения, соответствующие компетенции | Навыки, соответствующие компетенции |
Общекультурные | |||||
Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | ОК-1 | Знать источники и литературы для получения информации | Уметь анализировать полученную информацию | Владеть навыками формулирования цели и выбирать пути их достижения из полученной информации | |
Готовность к кооперации с коллегами, работа в коллективе | ОК-2 | Знать общие цели и задачи студенческого коллектива | Уметь грамотно и достойно общаться со своими коллегами | Владеть навыками общения со студентами, преподавателями и УВП | |
Способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни | ОК-3 | На основе изученной литературы знать движущие силы и закономерности исторического процесса, свое место в этом процессе и политической жизни своей страны | Уметь анализировать ход и направление исторического процесса, занимая при этом активную гражданскую позицию | Владеть научным историческим сознанием и быть готовым отстаивать активную гражданскую позицию |
СОДЕРЖАНИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ……………………………………
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА…………………………………………………………………………
СЕМИНАР № 1. «Первобытная эпоха человечества и древнейшее время на территории России»………………………………………
СЕМИНАР № 2. «Мир Средневековья. Древнерусское государство
и соседние народы»……………………………………………………
СЕМИНАР № 3. «Период политической раздробленности Руси»…
СЕМИНАР № 4. «Объединение Руси и формирование централизованного государства (XIV–XVI вв.)»……………………..
СЕМИНАР № 5. «Мир и Россия в начале Нового времени»….
СЕМИНАР № 6. «Реформы Петра I и провозглашение России империей»…………………………………………………………………
СЕМИНАР № 7. «Россия во второй четверти XVIII – начале XIX в.»…………………………………………………………………………...
СЕМИНАР № 8. «Россия в первой половине XIX в.»……………….
СЕМИНАР № 9. «Россия во второй половине XIX в.»………………..СЕМИНАР № 10. «Мир и Россия на рубеже XIX–XX в.»…………..
СЕМИНАР № 11. «Революции, гражданская война и интервенция
в России (1917–1920 гг.)»………………………………………………...
СЕМИНАР № 12. «Мир и Советское государство в 1921–1940 гг.»…………………………………………………………………………..
СЕМИНАР № 13. ««Вторая мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)» ……………………
СЕМИНАР № 14. «СССР в 1945–1985 гг.)»…………………………...
СЕМИНАР № 15. «Перестройка и распад СССР»…………………………
СЕМИНАР № 16. «Мир на рубеже XX–XXI вв. Российская Федерация в процессе преобразований»………………………………
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по дисциплине «История». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения дисциплины является тщательная подготовка студента к каждому семинару.
Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:
1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.
2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал необходимый для освоения поставленных вопросов.
3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях выдающихся российских историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, Н. И. Костомарова, Л. Н. Гумилева и многих других, помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.
Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию, а также учебное пособие по истории, подготовленное преподавателями кафедры истории Отечества и культурологии УГАТУ.
При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотрам текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:
а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);
б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;
в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;
г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.
4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.
В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.
Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспектная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.
Конспект составляется в следующей последовательности:
а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;
б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.
5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы докладов и рефератов. Подготовку доклада следует начинать с составления плана, подбора необходимого для выбранной темы материала. При подготовке доклада используется самая разнообразная литература: хрестоматии, научно-популярные книги, публикации в исторических журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Новая и новейшая история», «Родина», «Военно-исторический журнал» и др., а также в центральных и местных газетах.
6. Защита доклада и реферата предполагает участие двух оппонентов, рецензии которых заслушиваются на семинарском занятии.
7. В целях доступного изложения содержания доклада и реферата студентам рекомендуется использовать средства визуализации:
а) иллюстрации;
б) демонстрационную презентацию докладов.
8. На семинарских занятиях студент должен:
а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;
б) внимательно следить за выступлениями;
в) уметь вести полемику с оппонентами;
г) активно участвовать в дискуссиях по актуальным проблемам истории.
9. К каждому семинару приведены контрольные тесты для блиц-опроса.
Учет работы студентов по дисциплине проводится по балльно-рейтинговой системе, что позволяет студентам контролировать ход освоения дисциплины и предполагаемую оценку по итогам занятий.
Студент должен принимать участие в активных формах проведения семинаров:
- блиц-опросах;
- дискуссиях;
- оппонировании рефератов;
- в обсуждении рефератов.
Успешное освоение дисциплины позволит студентам принимать активное участие в проводимых ежегодно «Фестивале науки», олимпиадах по историческим проблемам, конкурсах студенческих научных работ, в Гагаринских, Королевских, Мавлютовских чтениях, всероссийских и региональных конференциях.
РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА
Если основа Вашего интереса к истории больше, чем увлечение, а ваш выбор достаточно осознан, то есть смысл попытаться разобраться в некоторых проблемах более глубоко. В таком случае вам предстоит стать исследователем, взглянуть на исторические события, процессы достаточно самостоятельно, и, может быть, вы обнаружите то, что ранее оставалось незамеченным.
Прежде всего, постарайтесь четко сформулировать тему реферата, которая должна кратко выражать его суть. Продумайте, какие вопросы, и в какой последовательности вам необходимо раскрыть в процессе работы. Это поможет вам составить четкий план реферата.
Важнейший этап в подготовке реферата – изучение литературы по данной теме. Отобрать ее вам помогут библиотекари, библиографы Национальной библиотеки имени Заки Валиди и городских библиотек, научно-технической библиотеки УГАТУ. По предметному каталогу определите круг основной литературы по вашей теме: документальные сборники, работы отдельных авторов, в том числе монографические исследования. По алфавитному или электронному каталогу познакомьтесь с названиями других исследований данных авторов, некоторые из них могут вам пригодиться. Читая выбранные вами книги и статьи, обратите внимание на ссылки авторов на источники, так как они могут заинтересовать вас уже в ходе более детального знакомства с темой. Выписки делайте на особых листах, карточках удобных для последующей обработке и систематизации материала.
Реферат представляется на пронумерованных листах формата А 4. Объем реферата – в пределах 20–25 страниц рукописного или машинописного текста. Текст пишется с одной стороны листа, с левой стороны оставляются поля или печатается в редакторе MS WORD. Шрифт Times New Roman 14 пт., интервал одинарный. Поля: сверху, слева, справа, снизу по 2 см. Абзацный отступ 1.25 см.
Реферат открывается титульным листом, на нем указываются: название учебного заведения, кафедра, которая руководит работой над рефератом, факультет, группа, полное наименование работы, фамилия, инициалы студента, ученая степень, звание, фамилия и инициалы научного руководителя, город и год написания реферата.
После титульного листа следует (на стр. 2) план реферата с точным названием каждого вопроса.
Далее (на стр. 3) следует: введение (оно содержит важность, актуальность поставленной проблемы, краткую аннотацию имеющейся по данной проблеме литературы, задачи автора), основную часть (1–3 вопроса) с указанием внутри текста названия каждого вопроса. Раскрывая содержание темы, необходимо писать логично, последовательно. В заключении подводятся итоги рассмотрения темы в соответствии с поставленной целью и задачами, приводятся основные выводы автора, и при возможности – даются практические рекомендации.
Поскольку реферат представляет опыт научного исследования, то он должен содержать ссылки на изученную литературу. Вместе с тем текст исследования не должен быть перегружен цитатами. Они должны использоваться лишь для обоснования принципиальных положений работы, быть точными и иметь ссылку на источник, из которого заимствовано то или иное положение. Рекомендуется применять сквозные ссылки, например [5,36], где цифра 5 указывает порядковый номер из списка источников и литературы, а цифра 36 – номер страницы, с которой она взята.
В приложении к работе помещается библиография (список литературы). Вся использованная литература перечисляется в алфавитном порядке авторов или по названиям книг, если авторы не указаны. Библиография должна включать лишь ту литературу, которая непосредственно использована в реферате.
Образец титульного листа
Уфимский государственный авиационный технический университет Кафедра истории Отечества и культурологии XVIII век в европейской и североамериканской истории Студент ИНЭК Группа ГМУ-352 Иванов И. И. Научный руководитель Д-р ист. наук, проф. Филимонов М. А. Уфа 2011 |
Реферат обязательно защищается на том семинарском занятии, к которому относится выбранная тема. В течение 10–15 минут необходимо доступно и аргументировано изложить основные положения своей работы, придерживаясь примерно такой схемы:
– актуальность темы;
– обзор источников и литературы и их оценка;
– задачи автора реферата;
– рассмотренные исторические проблемы и результаты;
– выводы по вопросам и в целом по теме;
– практические рекомендации.
В целях более доступного изложения можно использовать средства визуализации. Кафедра располагает ноутбуками, проектором, экранами для проведения занятий со студентами.
Каждому докладчику выделяются два оппонента, которые должны заранее ознакомиться с материалами реферата, написать письменную рецензию и доложить на семинаре. Приветствуется участие и других студентов в обсуждении реферата.
Литература, электронные ресурсы и сайты
СЕМИНАР № 1
«Первобытная эпоха человечества и древнейшее
Время на территории России»
1. Первобытная эпоха человечества:
а) общая характеристика первобытной эпохи;
б) первобытные племена на территории нашего Отечества.
2. Взаимодействие человека и природной среды в древних обществах:
а) природа и человек в древних обществах;
б) влияние геополитического фактора на историю России;
в) природные условия и российский исторический процесс, формирование менталитета россиян.
3. Древние народы и цивилизации на территории нашей страны:
а) народы и цивилизации на территории Северного Причерноморья;
б) южная Россия в период «Великого переселения народа»;
в) происхождение славян.
Литература к семинару
1. Глава 1. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны // История России: учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011.– С. 7–16.
2. Глава 1. Первобытная эпоха человечества // Деревянко, А. П., Шабельникова. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. История России: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 16–22.
3. Глава 1. Первобытный строй в Восточной Европе и Сибири // Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А., Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. – 4-е изд. – М.: Высш. шк., 2007. – С. 13–26.
4. Глава 2. Рабовладельческие цивилизации Закавказья, Средней Азии и Причерноморья. Древние славяне (I тыс. до н. э. – IV в. н. э.) // Деревянко, А. П., Шабельникова. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. История России: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 23–27. 5. Гумилев, Л. Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации / Л. Н. Гумилев. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 606 с.
6. Раздел I. Глава 1. Происхождение славян. Их соседи и враги // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011. – С. 3–10.
7. Хамидуллин, С. И. «Царство гуннов» и княжество Бурджан / С. И. Хамидуллин // Вопросы истории. – 2011. – № 3. – С. 159–164.
Методические советы по подготовке к семинару
Первобытная эпоха охватывает 99 % человеческой истории и была первой ступенькой в становлении и развитии современных людей. Рекомендованная литература позволяет сформировать научную картину о занятиях и общественном устройстве древних людей, о процессе расселения древних людей по различным регионам мира, в том числе на территории современной России.
Основными проблемами во втором вопросе являются особенности геополитического положения нашего Отечества и их влияние на российский исторический процесс, на формирование менталитета россиян. Следует обратить внимание на то, что менталитет формируется в течение длительного времени и имеет устойчивый характер.
На территории современной России еще до нашей эры появились государственные образования, что отражено в различных исторических источниках, но более полно и интересно в книге Л. Н. Гумилева. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации / Л. Н. Гумилев. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 606 с.
Темы докладов и рефератов
1. Всемирно-исторический процесс: единство и многообразие.
2. Первобытная эпоха в истории человечества.
3. Влияние природно-климатических и географических факторов на характер исторического развития России.
4. Милов Л. В.: общее и особенное в формировании менталитета россиян.
5. Античные города, Боспорское государство и их соседи.
6. Тюркский каганат, держава гуннов, Аварский каганат.
7. Л. Н. Гумилев и его точка зрения на древние цивилизации.
Вопросы для дискуссии
1. Может ли человек влиять на ход истории? Имеет ли он для этого возможности?
2. Уже много веков идет борьба двух противоположных мнений о происхождении человека: идеалистического и материалистического. Ваше мнение?
3. Правомерно ли такое утверждение: «Для Западной Европы природа – мать, а для России – мачеха»?
СЕМИНАР № 2.
«Мир Средневековья. Древнерусское государство
И соседние народы»
1. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе:
а) мир Средневековья;
б) образование национальных государств;в) восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине.
2. Образование Древнерусского государства. Политическая организация и общественное развитие государства:
а) образование Древнерусского государства;
б) политическая организация государства;
в) общественное развитие Руси.
3. Взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами:
а) Запад, Византия;
б) Хазарский каганат, Волжская Булгария;
в) отношения с кочевниками: печенегами, половцами.
Литература к семинару
1. II. Государство Русь (IX в. – начало XII в.). 2.3. Русская Правда в Краткой редакции; 2.4. Пространная редакция Русской Правды // Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: Проспект, 2010. – С. 45–55.
2. Гагин, И. А. Волжская Булгария: от посольства багдадского халифа до походов князя Святослава (Х в.) / И. А. Гагин // Вопросы истории. – 2008. – № 3. – С. 132–145.
3. Глава 1. Возникновение и развитие Древнерусского государства. § 1. Восточные славяне и образование Древнерусского государства. Принятие христианства; § 2. Русь и сопредельные народы // Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – С. 21–50.
4. Глава 1. Основные тенденции развития европейской цивилизации с древности до XIII в. включительно // История России с древних времен до наших дней: учеб. Для студентов неисторических специальностей / В. А. Веременко, Н. Д. Козлов, Е. В. Никуленкова [и др.]: под ред. Н. Д. Козлова. – М.: Проспект, 2010. – С. 15–21.
5. Глава II. Древняя Русь // Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А., Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. – 4-е изд. – М.: Высш. шк., 2007. – С. 27– 59.
6. I. Восточные славяне. Образование Древнерусского государства. 1.7. Сведения о славянах и Руси до X в. из восточных (арабских) источников; 1.8. Повесть временных лет, начало XII в. // Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: Проспект, 2010. – С. 8– 44.
7. Поляков, А. Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя / А. Н. Поляков // Вопросы истории. – 2007. – № 3. – С. 50–69.
8. Раздел I. Глава 2. Древняя Русь; Глава 3. Эпоха Ярослава Мудрого;
Глава 4. Русь на перепутье // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011. – С. 11–77.
9. Раздел I. Древняя Русь. Глава 1. Образование и развитие Древнерусского государства в VIII–XII веках // Зуев, М. Н. История России: учеб. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 17–38.
10. Семенов, И. Г. Образование Хазарского каганата / И. Г. Семенов // Вопросы истории. – 2008. – № 8. – С. 118–127.
11. Часть первая. География этносферы первого тысячелетия н. э. – Кто есть кто // Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л. Н. Гумилев. – М.: Айрис-пресс, 2007. – С. 27–107.
Методические советы по подготовке к семинару
Средневековье – исторический период, когда в Европе образовались национальные государства. При этом следует обратить внимание на то, что тогда же образовалось Древнерусское государство, но в этом вопросе пока рассматривается только проблема расселения славян.
Процесс образования и развития Древнерусского государства освещаются исследователями с различных позиций, в чем необходимо разобраться студентам. Особое внимание следует уделить «норманнской теории» и отношению ученых и общественности к этой противоречивой теории.
В третьем вопросе следует уяснить, что становление российской цивилизации происходило в условиях непростых отношений с соседними государствами и народами. Однако не следует впадать в крайность и оценивать эти отношения только враждебными. Наши предки умели договариваться, заключать договора и вместе выступать против иноземцев.
Темы докладов и рефератов
1. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе.
2. Великое переселение народов в III–VII вв.
3. Проблемы этногенеза восточных славян: точки зрения.
4. Российская цивилизация между Западом и Востоком.
5. Основные этапы становления государственности восточных славян
6. Особенности социально-политического развития Киевской Руси.
7. Принятие христианства в Древней Руси и его влияние на историческую судьбу России.
8. Соседи Древнерусского государства: Хазарский каганат, Волжская Булгария.
9. Принятие отдельными народами России ислама: причины, процесс, последствия.
Вопросы для дискуссии
1. В исторической литературе христианизация Руси нередко трактуется как исключительно насильственная со стороны государства. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?
2. Распад Древнерусского государства: это упадок Киевской Руси или поступательное движение вперед?
3. Военное могущество Хазарского каганата сдерживало в течение VIII–IX вв. движение азиатских орд в Европу через «ворота народов» – равнину между южными отрогами Урала и северным берегом Каспийского моря. Имел ли значение этот фактор для развития Древнерусского государства?
Литература
1. Глава 1. Возникновение и развитие Древнерусского государства. § 3. Монголо-татарское нашествие и его последствия для русских земель // Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – С. 51–66.
2. Глава III. Удельная Русь // Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А., Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. – 4-е изд. – М.: Высш. шк., 2007. – С. 60–88.
3. Глава 7. Русские земли и княжества во второй половине XIII – первой половине XV в. Между Ордой и Литвой // История России: учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект, 2011.– С. 59–68.
4. Кульпин, Э. С. Золотая Орда: проблемы генезиса Российского государства / Э. С. Кульпин // М.: КомКнига, 2007. – 176 с.
5. Раздел I. Глава 5. Политический распад Руси; Глава 6. Образование на территории Руси княжеств-государств, Глава 8. Начало монголо-татарского вторжения на Русь; Раздел II. Средневековый период. Глава 1. Ордынское владычество; Глава 2. Борьба русских земель за независимость // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011. – С. 78–94, 107–131.
6. Раздел 1. Древняя Русь. Глава 2. Удельная Русь (середина XII – середина XIII века); Глава 3. Борьба русских земель с внешней агрессией в середине XIII века и ее последствия // Зуев, М. Н. История России: учеб. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 39–68.
7. III. Русские земли и княжества в начале XII в. – первой половине XIII в. 3.5. Слово о полку Игореве // Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: Проспект, 2010. – С. 58–63.
8. III. Русские земли и княжества в начале XII в. – первой половине XIII в. 3.7. Слово о погибели Русской земли // Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: Проспект, 2010. – С. 64–65.
9. IV. Борьба русских земель и княжеств с монгольскими завоевателями и крестоносцами. 4.2. Нашествие Батыя на Русь // Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: Проспект, 2010. – С. 67–69.
Темы докладов и рефератов
1. Политическая раздробленностьв странах Европы и Азии.
2. Основные политические центры раздробленной Руси и особенности их развития.
3. Образование Монгольской империи и начало завоевательных походов.
4. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
5. Агрессия крестоносцев на северо-западную Русь.
6. Александр Невский и его восточная и западная политика.
7. Экспансия католичества на юго-западную Русь.
Вопросы для дискуссии
1. Что бы вы ответили своему собеседнику, утверждавшему, что раздробленности на Руси могло и не быть, что это явление случайное?
2. Можно ли говорить о политической раздробленностикак о новой форме государственности? Почему «да» или «нет»?
3. Л. Н. Гумилев неоднократно высказывал мысль о том, что главную опасность для Руси представляли не монголы, а западные завоеватели. Ваши аргументы «за» или «против»?
Литература к семинару
1. Глава 2. Европа в XIV–XVI вв. / История России с древних времен до наших дней: учеб. Для студентов неисторических специальностей / В. А. Веременко, Н. Д. Козлов, Е. В. Никуленкова [и др.]: под ред. Н. Д. Козлова. – М.: Проспект, 2010. – С. 76–82.
2. Глава 2. Объединение русских земель и формирование централизованного государства. § 1. Выдвижение Москвы в процессе объединения русских земель; § 2. Формирование русского централизованного государства России в эпоху Ивана Грозного // Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – С. 67–88.
3. Глава 5. Образование Русского централизованного государства (конец XIII – первая половина XVI в.) // А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. История России: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 65–80.
4. V. Русские земли и княжества во второй половине XIII в. – начале XVI в. Образование Российского государства. 5.3. Cудебник 1497 г. о крестьянах и холопах // Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. М.: Проспект, 2010. – С. 83–84.
5. V. Русские земли и княжества во второй половине XIII в. – начале XVI в. Образование Российского государства. 5.7. Феодальная война в России середины XV в. // Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект, 2010. – С. 95–99.
6. Глава 6. Российское государство в XVI в. Иван Грозный / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 81–96.
7. Глава VI. Русское государство в середине – второй половине XVI в. // Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А., Федоров; Под ред. Н. И. Павленко. – 4-е изд. – М.: Высш. шк., 2007. – С. 138–169.
8. Данилов, А. Г. Опыт единоличной власти в России в XVI–XX вв. / А. Г. Данилов // Вопросы истории. – 2009. – № 1. – С. 54–68.
9. Иван Грозный: Государь / Состав. и примеч. В. Г. Манягина. – М.: Институт русской цивилизации, 2010. – 400 с.
10. Иванов, А. А. Безопасность Московского царства в правление Ивана Грозного / А. А. Иванов // Вопросы истории. – 2009. – № 9. – С. 57–64.
11. Раздел II. Глава 3. Возвышение Москвы; Глава 4. Москва берет верх; Глава 5. Образование Русского централизованного государства;
Глава 6. Россия в XVI в. // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011. – С. 132–200.
12. Раздел II. Глава 5. Становление Московского государства в XIV – начале XVI в.; Глава 6. Российское государство в XVI веке // Зуев, М. Н. История России: учеб. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 80–113.
13. VI. Россия в XVI в. 6.7. Судебник 1550 г. // Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт.-сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: Проспект, 2010. – С. 115–118.
Методические советы по подготовке к семинару
В первом вопросе следует выяснить, – какие предпосылки привели к началу объединительного процесса и почему Москва, в остром соперничестве с другими центрами Руси, стала центром собирания Руси? Необходимо понять роль московских князей в этом процессе и их гибкую политику, как к золотоордынским ханам, так и в отношении русских князей.
Сложность объединительного процесса дает возможность понять, почему собирание русских земель растянулось на два века. Во втором вопросе особое внимание обращается на завершение этого процесса формированием Российского централизованного государства с его государственными атрибутами, символикой, титулом Ивана III, теоретическим обоснованием Москвы, как столицы не только России, но и всего православного мира.
Централизация Руси не закончилась государственными мероприятиями Ивана III и Василия III, а продолжалась в период длительного правления Ивана IV, который укреплял централизованное государство крайне противоречивыми мерами. Особенно следует обратить внимание на опричнину, которая в историческом сравнении может вызвать даже понимание. При неудачах в области внешней политики, первый царь России после себя оставил огромную по территории страну.
Темы докладов и рефератов
1. Общие черты и особенности развития России и стран Западной Европы в XIV–XVI вв.
2. Основание Москвы и превращение его в объединительный центр.
3. Объединительная политика Ивана Калиты и его последователей.
4. Сопротивление отдельных русских князей объединительному процессу.
5. Этапы становления Российского централизованного государства (XIV – первая половина XVI в.).
6. Внутренняя политика Ивана Грозного.
7. Внешняя политика России в период правления Ивана IV.
Вопросы для дискуссии
1. У Герцена А. И. есть выражение: «...Москва спасла Россию, задушив все, что было в русской жизни». Прав ли он?
2. Вы согласны с теорией «Москва – третий Рим» или возражаете? Почему?
3. «Великий и ужасный» Иван Грозный. Ваше отношение к такой оценке?
Литература к семинару
1. Аракчеев, В. А. Закрепощение крестьян в России в конце XVI – начале XVII в. / В. А. Аракчеев // Вопросы истории. – 2009. –№1. – С. 106–117.
2. Володихин, Д. Царь Федор Иванович / Д. Володихин. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 255 с.
3. Глава 2. Объединение русских земель и формирование централизованного государства. § 3. Социально-политический кризис конца XVI – начала XVII в. в России. «Смутное время» и его последствия // Мунчаев, Ш. М. История России: учебник / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2009. – С. 88–93.
4. Глава 3. Россия накануне модернизации (XVII в.). 1. Мир в XVII в. // История России с древних времен до наших дней: учеб. Для студентов неисторических специальностей / В. А. Веременко, Н. Д. Козлов, Е. В. Никуленкова [и др.]: под ред. Н. Д. Козлова. – М.: Проспект, 2010. – С. 136–138.
5. Глава 5. Россия в XVII в. // Дворниченко, А. Ю. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, В. М. Ходяков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011. – С. 1234–170.
6. Глава 7. Московское государство в эпоху Смуты (начало XVII в.); Глава 8. Россия в XVII в. // Зуев, М. Н. История России: учеб. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 52–68.
7. Глава 7. Россия в XVII в. // Деревянко, А. П. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – С. 97–120.
8. Глава 7. Россия в период Смуты // История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011. – С. 213–236.
9. Гла