Россия в эпоху великих реформ

Причины и предпосылки реформ. Отмена крепостного права. Итоги преобразований Александра II.

1. Причины и предпосылки реформ.Главной целью внутренней политики правительства было приведение экономической и политической системы России в соответствие с потребностями времени при сохранении самодержавия и господствующего положения дворян.

60–70-е гг. – время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни общества и государства:

1. Социально-экономические реформы (ликвидация крепостного права).

2. Политические реформы (изменение в системе управления – судебная, земская, городская, военная реформы).

3. Реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, печати).

Большинство историков полагает, что Александр II (1855–1881 гг.) не только не имел программы преобразований, но и не был готов к реформаторской деятельности. Однако это не преуменьшает роли Александра II в реформировании страны. Главная его заслуга заключается в том, что он не только осознал необходимость преобразований, но и пошел на их осуществление.

Период реформаторской деятельности Александра II можно разделить на два этапа. Первый – подготовка и осуществление крестьянской реформы. Второй – проведение реформ 60–70-х гг.

Толчком к преобразованиям послужили:

1. Проигранная Крымская война, показавшая полную несостоятельность николаевской системы.

2. Россия потеряла авторитет у передовых европейских держав и оказалась в международной изоляции.

3. Крымская война и смерть Николая I привели к активизации либерально настроенной части общества и ряда правительственных чиновников. Появляются записки и проекты, в которых обосновывалась необходимость преобразований.

2. Отмена крепостного права.Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 г., указывая, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено «снизу». В 1856 г. Александр II возглавил Особый секретный комитет «для рассмотрения предложений о крепостном праве». В 1857 г. был учрежден Секретный комитет для подготовки крестьянской реформы. В марте 1859 г. были образованы Редакционные комиссии, на которые возлагалась задача составления проектов законов об освобождении крестьян. 28 января 1861 г. проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета. 19 февраля, в 6-ю годовщину восшествия на престол император Александр II подписал «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Основные положения крестьянской реформы:

1. Крестьяне получали личную свободу (без выкупа) и установленный земельный надел (за выкуп). Около четверти суммы общей стоимости земли крестьянин должен был единовременно уплатить помещику. Остальную сумму помещик получал от государства, а крестьянин погашал ее в течение 49 лет.

2. До выкупа крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику, платил оброк и отрабатывал барщину.

3. Величина земельных наделов устанавливалась для каждой местности с учетом различных факторов. Если дореформенный земельный крестьянский надел превышал пореформенный, то излишек отходил помещику (так называемые «отрезки»). Они составили 1/5 прежних крестьянских наделов.

4. Взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами». В них определялись размеры наделов и повинности. Помещик подписывал грамоту не с каждым в отдельности крестьянином, а с общиной.

5. Крестьяне получили право заниматься предпринимательством, вступать в любые правовые отношения, переходить в другие сословия.

По мнению большинства современных историков, крестьянская реформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами и правительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так как иного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было. Условия освобождения крестьян изначально заключали в себе будущие противоречия и источник постоянных конфликтов между ними и помещиками: крестьянское малоземелье и наличие крупного помещичьего землевладения, обремененность крестьян различными платежами и повинностями. Это было следствием компромиссного характера реформы. Реформа предотвращала массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место. С освобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй, основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Таким образом, иные условия общественно-политической жизни выдвигали целый комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новую систему государственного управления.

3. Итоги преобразований 1860–1870-х гг.Продолжением отмены крепостного права в России были развитие системы государственных учреждений, земская, городская, судебная, военная реформы. Их основная цель – привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой, в которой крестьяне получили свободу.

Под давлением мощного общественного движения самодержавие вынужденно несколько обновило организацию управления, пыталось консолидировать вокруг реформ властные верхи, бюрократию, либерально настроенные слои дворянства.

Государственное управление было дополнено органами земского, городского общественного управления. Создано нечто вроде единой многосословной системы общественного управления, где переплетались такие формы: крестьянское сельско-волостное, городское, дворянское корпоративное управление.

Изменения управления в 60–70-е гг. проведены без специальных крупных административных реформ, имели поверхностный, ограниченный характер, не изменили качественно его систему, не затронули природу государственной власти и управления, не дали действительного простора для самостоятельного проявления общественных сил. Они были осуществлены в интересах сохранения короны, не совпадали с чаяниями народа, не только не устраняли, а обостряли противоречия меду властью и обществом.

Особенностью реформ являлось то, что они проходили долгий путь от задумывания до конкретной их реализации. Реформы носили характер консервативной стабилизации и были подчинены политическим интересам самодержавия, т. к. любые попытки затронуть политическую систему пресекались. Реформы проводились в ситуации, когда реформаторские проекты оставались полумерами и оставляли будущим поколениям те же проблемы: нерешенный крестьянский вопрос, существование самодержавия. Это была не вина, а беда реформаторов, т. к. их политические взгляды не выходили за рамки абсолютизма и искали меру соответствия реформ политической системы. Камнем преткновения были стремление сохранить монархию и необходимость найти эффективные рычаги ее совершенствования. Узость социальной базы, противостояние реформам мощной консервативной оппозиции, отсутствие среднего класса, коррупция, нехватка грамотных порядочных людей – все это обрекало реформы на незавершенность.

Однако реформы 60–70-х гг. XIX в. значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Проведение реформ значительно изменило образ власти в глазах населения. Александр II остался в сознании народа как царь-освободитель. Отчуждение от власти сохранилось в основном у радикальной молодежи, революционных демократов и ультраконсервативных помещиков. Либералы, получив поле деятельности – земства, суды, университеты, смогли перейти от слов к конкретным делам.

Реформы показали, что добиться реальных изменений в жизни общества в России можно не революционными взрывами, а реформами сверху, если за ними стоят достаточно просвещенные и влиятельные силы. Монолог власти, характерный для николаевской эпохи, сменился диалогом власти и общественных сил, которого давно не знала Россия. Реформы могли бы открыть путь мирной модернизации российского общества. Однако эра реформ оказалась кратковременной.

В феврале 1880 г. создается чрезвычайный орган управления – Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Г. Лорис-Меликовым. Получив диктаторские полномочия, он повел не только решительную борьбу с революционным подпольем, но и предложил программу, направленную на продолжение реформ. Этот проект, названный впоследствии «конституцией Лорис-Меликова», получил поддержку императора. Процесс реформ был прерван в результате убийства Александра II революционерами-народовольцами.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите причины, вызвавшие необходимость реформ 1860–1870-х гг.

2. Укажите основные положения реформы отмены крепостного права.

3. В чем основные итоги преобразований Александра II?

Лекция 11

Наши рекомендации