Регулирование прямых иностранных инвестиций в Свободных экономических зонах

Свободные экономические зоны (СЭЗ) являются одной из форм международного разделения труда и используются как для развития отдельных регионов стран, так и для расширения возможностей привлечения иностранного капитала путем создания более благоприятного инвестиционного климата в отдельных районах.

В условиях новой модели международного разделения труда функционирование СЭЗ позволяет использовать, прежде всего, зарубежные инвестиции за счет принятия эффективных таможенных, финансовых, налоговых и других мер. Современные СЭЗ представляют собой четко ограниченные районы со специфическим таможенным, торговым и валютным режимом, свободой перемещения капитала, товаров и рабочей силы.

В соответствии с Киотской конвенцией 1973 года под свободной зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип «таможенной экстерриториальности»), и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению.

По определению экспертов ООН, «СЭЗ ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинным таможенным и торговым режимом, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот».

Все определения отражают главную сущность СЭЗ: это анклавы на территории страны, где действуют особые режимы ведения хозяйственной деятельности. Имея различные организационные формы и целевое назначение, они могут отличаться по своему названию «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны свободной торговли», «свободные банковские зоны», «промышленно-торговые зоны», «технико-внедренческие зоны» и т.д. Однако при всем многообразии существуют некоторые общие принципы функционирования всех видов СЭЗ, к которым относятся:

1) отсутствие таможенного обложения при импорте на территорию СЭЗ продукции, необходимой для организации ее деятельности, и экспорте с территории СЭЗ готовой продукции или сниженный уровень таможенного обложения;

2) отсутствие или минимальный уровень сборов;

3) льготный режим налогообложения

4) льготный валютный режим;

5) льготы по проведению банковских операций.

Специфика России в создании СЭЗ заключается главным образом в том, что в нашей стране лишь спустя 13 лет после принятия первого закона об иностранных инвестициях в РФ появилось целостное законодательство, регулирующее процесс создания СЭЗ. Впервые возможность создания СЭЗ была зафиксирована в Законе РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». В соответствии с Законом целью создания СЭЗ стало привлечение ПЗИ на условиях создания более льготных условий для инвесторов с учетом того, что в стране в целом только были начаты рыночные преобразования. В то же время в Законе четко не оговаривалось, какие именно льготы и режимы будут установлены для инвесторов и конкретное регулирование в каждой СЭЗ должно было быть закреплено постановлением по каждой конкретной СЭЗ. В развитие Закона был принят Указ Президента РФ «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории Российской Федерации», на основе которого планировалось создание 11 СЭЗ в различных регионах России, большая часть из которых были явно не готовы к использованию таких радикальных инструментов. Так, например, в список регионов входили Алтайский край, Еврейская автономная область, Ингушетия и некоторые другие. Впоследствии Правительство России принимало несколько постановлений по регулированию СЭЗ, при этом число льгот то сокращалось, то увеличивалось.

Несмотря на короткий срок развития СЭЗ в России и их многочисленность, эффективность СЭЗ в России остается крайне низкой и они практически не оправдывают себя.

22 июля 2005 года впервые в РФ был принят Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №116-ФЗ. Данный Закон наряду с указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами составляет законодательную базу об особых экономических зонах (ОЭЗ).В последующем в этот Закон были внесены изменения, которые зафиксированы в Федеральном Законе «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» №76-ФЗ от 3 июня 2006 года. Эти изменения коснулись в основном организации на территории России туристско-рекреационных зон.

В Законе под особой экономической зоной предлагается понимать определяемую правительством часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности, а также создается режим свободной таможенной зоны. Подобные мероприятия обусловлены целями развития высокотехнологичных обрабатывающих отраслей промышленности, производства новых видов продукции, развития транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы.

На основе мирового опыта концепция создания на территории РФ ОЭЗ сегодня определяет три типа таких территорий:

1) промышленно-производственные ОЭЗ;

2) технико-внедренческие ОЭЗ;

3) туристско-рекреационные ОЭЗ.

В целом следует подчеркнуть, что концентрация внимания на создании именно этих трех типов ОЭЗ отвечает реальным потребностям модернизации экономики современной России. Крайне распространенные в мировой практике торговые зоны при существующем уровне конкурентоспособности российских товаров не были бы эффективными. Что касается банковско-финансовых зон, то и в этом случае Россия столкнулась бы с серьезной конкуренцией.

При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. (В соответствии со ст. 4 Закона промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, площадь которых составляет не более 20 кв. км, технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет около 3 кв. км., а туристско-рекреационные ОЭЗ создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством РФ).

Ограниченность территории ОЭЗ обусловливается, во-первых, необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры, предшествующее началу функционирования ОЭЗ, во-вторых, чрезмерно большие размеры территорий ОЭЗ привели бы к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов. При этом ОЭЗ не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований и не должна включать полностью территорию какого-либо административно-территориального образования (кроме туристско-рекреационной ОЭЗ).

В Законе строго оговариваются и вопросы собственности как земельных участков, предназначенных для создания ОЭЗ, так и объектов, расположенных на данной территории. И те, и другие должны находиться в государственной и (или) муниципальной собственности.

Конкретные сроки обустройства и финансирования проектов по обустройству ОЭЗ устанавливаются в течение 30 дней с момента принятия Правительством Российской Федерации решения о создании такой ОЭЗ. В этих целях Федеральное Правительство, орган государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается ОЭЗ, заключают соглашение, в котором подробно оговариваются все технические и финансовые параметры, обязательства сторон и условия функционирования. При этом управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, и его территориальные подразделения. ОЭЗ создается сроком на 20 лет и срок ее существования продлению не подлежит.

С точки зрения ведения предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ важное значение имеет таможенный режим, вводимый на территории ОЭЗ. В Законе с момента вынесения Правительством Российской Федерации решения о создании ОЭЗ для нее устанавливается режим свободной таможенной зоны (ст. 37, 116-ФЗ). Под свободной таможенной зоной понимается режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты ввозных таможенных пошлин. Таким образом, под таможенный режим свободной экономической зоны помещаются следующие группы товаров:

1) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ с территорий иностранных государств;

2) товары, ввозимые на территорию ОЭЗ с остальной части таможенной территории РФ;

3) товары, находящиеся на территории ОЭЗ и приобретаемые у лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ.

Эти товары могут находиться под режимом свободной таможенной зоны в течение всего срока ее существования, однако, как и все товары, поступающие на таможенную территорию РФ и выпущенные с нее, они подлежат таможенному контролю, а ввоз и вывоз осуществляется с разре­шения таможенных органов.

Иностранные товары, ввозимые на территорию ОЭЗ и не подпадающие под режим свободной таможенной зоны, подлежат помещению под иные таможенные режимы, установленные законодательством РФ.

Резиденты ОЭЗоформляют таможенные декларации, содержащие перечни товаров, подлежащих ввозу, и предоставляют информацию о совершаемых операциях и производимых в результате этих операций товарах.

При вывозе для свободного обращения на таможенной территории РФ иностранные товары и продукты их переработки, а также при передаче их в пользование лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ, подлежат уплате всех надлежащих пошлин и сборов.

В то же время в случае вывоза российских и иностранных товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны, за пределы таможенной территории РФ с территории ОЭЗ действует общепринятый режим экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ и вывозимых в неизмененном виде. Это должно способствовать в первую очередь созданию благоприятных условий для инвестиционной активности отечественного и иностранного бизнеса и прежде всего привлечению технологического оборудования для организации высокотехнологичных производств в создаваемых в ОЭЗ.

Таможенная стоимость товаров, вывозимых с территории ОЭЗ, определяется также на основе общих правил, закрепленных в Таможенном кодексе РФ.

Правительство РФ вправе установить перечень запрещенных операций, совершаемых с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны.

При прекращении действия статуса ОЭЗ находящиеся в ней товары подлежат либо перемещению в другую ОЭЗ, либо помещению под иной таможенный режим в течение 3 месяцев с момента прекращения статуса ОЭЗ. Указанные товары рассматриваются для таможенных целей как товары, находящиеся на складе временного хранения.

Еще одно положение Закона (2005г.) (ст. 40) — это необходимость ликвидации всех тех свободных экономических зон, которые были созданы прежде, как не отвечающих требованиям данного Закона. Исключения сделаны только для Калининградской и Магаданской областей.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно констатировать, что на современном этапе в России сложилась наиболее полная за весь пореформенный период правовая база привлечения иностранных инвестиций и их регулирования. Безусловно, многие положения федеральных законов, налогового и таможенного законодательства и других документов требуют совершенствования и доработки с учетом постоянно меняющихся внутренних и внешних факторов экономического развития, прежде всего условий и правил присоединения к ВТО, однако в целом во внешнеэкономической политике страны присутствует весь необходимый арсенал мер по регулированию иностранных капиталовложений.

Вопросы для самоконтроля:

Наши рекомендации