Нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности в рамках Таможенного союза
Как уже было сказано выше меры нетарифного регулирования ВЭД трех государств Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан которые применяются в рамках Соглашений Таможенного союза ЕврАзЭС, определяются положениями данных соглашений. Сегодня среди этих соглашений выделяют следующие базовые соглашения.
Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран
(ратифицировано в Российской Федерации Федеральным законом от 28 ноября 2009 года №304-ФЗ)
В части нас интересующей можно выделить следующие его аспекты.
Общие положения
Исходя из национальных интересов государств Сторон Таможенного союза и в соответствии с Соглашением о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года Комиссией таможенного союза (далее Комиссии ТС) по предложению Стороны (Сторон) могут вводиться следующие меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера:
· запрет ввоза и (или) вывоза;
· количественное ограничение ввоза и (или) вывоза;
· предоставление исключительного права на ввоз и (или) вывоз;
· разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза;
· иные меры регулирования.
Предложение о введении мер нетарифного регулирования в отношении отдельного вида товара может быть представлено как по инициативе Стороны (Сторон), так и Комиссии таможенного союза.
Решение о введении мер нетарифного регулирования принимается Комиссией ТС не позднее 30 дней с даты представления предложения Стороны (Сторон).
Решения Комиссии ТС о введении, применении и отмене мер нетарифного регулирования публикуются в соответствии с Правилами процедуры Комиссии таможенного союза от 12 декабря 2008 года и вступают в силу не позднее 45 дней с даты публикации.
При введении Комиссией ТС на единой таможенной территории количественных ограничений применяются экспортные и (или) импортные квоты.
Таможенное оформление товаров в рамках экспортных и импортных квот осуществляется при наличии лицензии на экспорт и (или) импорт таких товаров, выданной уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон.
Еще одно новшество введено в рамках Таможенного союза ранее не практиковавшееся в России это наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров
Решение Комиссии ТС о введении наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров принимается в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.
Обоснование необходимости введения наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров представляется как по инициативе Стороны (Сторон), так и Комиссии ТС. Такое обоснование должно содержать информацию о невозможности отслеживания количественных показателей экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров и их изменений иными способами.
Перечень отдельных видов товаров, в отношении которых вводится наблюдение, а также его сроки устанавливаются Комиссией.
Товары, в отношении которых введено наблюдение, включаются в единый перечень.
Экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, в отношении которых введено наблюдение, осуществляются по разрешениям, которые выдаются уполномоченными органами исполнительной власти государств Сторон.
В случае если Комиссия ТС не примет предложение Стороны (Сторон) о введении выше указанных мер, исходя из национальных интересов государств Сторон (Стороны), то Сторона, представившая предложение об их введении, может принять решение о введении таких мер в одностороннем порядке, если они направлены на:
· соблюдение общественной морали и правопорядка;
· обеспечение обороны и безопасности;
· охрану жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
· защиту культурных ценностей и культурного наследия;
· защиту интеллектуальной собственности;
· предотвращение исчерпания невосполнимых природных ресурсов;
· предотвращение либо уменьшение критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;
· защиту внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса.
Сторона, вводящая в соответствии с настоящим Соглашением временные меры, заблаговременно, но не позднее 3 календарных дней до их введения, уведомляет Комиссию ТС об их введении и вносит на ее рассмотрение предложение о применении временных мер другими Сторонами.