Административные формальности регулирования внешней торговли

Добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка – это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, огра­ничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстиль­ных изделий и т. д. главным образом из Японии и новых индуст­риальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экс­портные ограничения являются не добровольными, а вынужден­ными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпин­говое расследование).

Большинство развитых стран на практике активно приме­няют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая, таким обра­зом, свой рынок от нежелательного импорта по многим то­варным позициям. Более того, в настоящее время происходит модифика­ция добровольных ограничений экспорта, и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка. Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторон­ние соглашения в рамках добровольного ограничения экс­порта, которое вводится сразу в нескольких странах.

Экономические санкции

Крайней формой государственного ограничения внешней тор­говли являются экономические санкции, например, торговое эм­барго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим моти­вам.

Эмбарго представляет собой запрет, который применя­ется в отношении импорта или экспорта отдельных това­ров или в отношении совершения внешнеторговых опера­ций с конкретным государством. Следует отметить, что эмбарго может применяться: в рамках действия междуна­родных организаций (эмбарго ООН по отношению к Ира­ну), на уровне международных группировок государств (запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уро­вень, введенный странами ЕС) или отдельным государст­вом по соображениям национальной безопасности, в самом широком смысле этого слова.

Из общей теории внешней торговли, очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб как стране, вводящей эмбарго, так и стране, против которой оно вводится. Кроме того, для третьих стран, не присоединившихся к эмбарго, возникает возможность получить дополнительный выигрыш.

Целью введения эмбарго, однако, является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей. С этой точки зрения успех эм­барго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вво­дящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предло­жения, то есть может относительно безболезненно сократить объ­ем своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, то есть она силь­но зависит от внешней торговли; в-третьих, если вводимые санк­ции неожиданны и масштабны.

4.4.5. Дополнительные пошлины

К допол­нительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные (специальные).

Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт нано­сит экономический ущерб национальным товаропроиз­водителям.

Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный им­порт наносит ущерб национальным производителям анало­гичной продукции.

Картельные (специальные) пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.

Величина ставок дополнительных пошлин обычно в не­сколько раз превышает уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.).

Из перечисленных методов нетарифного регулирования наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины, которые представ­ляют собой временный сбор в размере разницы между це­нами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.

При установлении факта демпинга главная проблема заключается в определении нормальной стоимости товара. В частности, в соответствии с законодательством Европей­ского Союза, при ввозе товаров из стран с рыночной эко­номикой, нормальная стоимость товара рассчитывается по уровню внутренней цены на идентичный товар в стране экспортера или стране происхождения товара. Если такой товар не продается на внутреннем рынке или реализуется на специальных условиях, что не позволяет сравнить внут­ренние и экспортные цены, нормальная стоимость товара устанавливается по цене экспорта в третью страну или с учетом возникших затрат на производственных и сбыто­вых операциях. В то же время, для стран с государственно-регулируемой экономикой нормальная стоимость опреде­ляется на основе ценовой информации стран с рыночной экономикой, в которых уровни производства близки к ус­ловиям производства государственно-регулируемых стран.

После установления нормальной стоимости произво­дится ценовой анализ и при установлении факта демпинга определяется экономический ущерб, наносимый государ­ству.

Для осуществления ценового анализа экспортная цена сравнивается с нормальной стоимостью товара. При этом экспортная цена устанавливается: по фактически оплачен­ной или подлежащей оплате цене за товар, по цене первой продажи товара, по таможенной стоимости и с помощью других методов. Разница между нормальной стоимостью товара и экспортной ценой представляет собой демпинго­вую маржу, которая является верхней границей антидем­пинговой пошлины.

Вместе с тем, выбор применяемых антидемпинго­вых санкций непосредственно зависит от величины эко­номического ущерба, наносимого демпингом. При расчете экономического ущерба устанавливается: доля рынка, за­нимаемая поставщиком демпингового товара; соотноше­ние импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар; влияние импорта демпингового товара на объемы производства отечественных производи­телей.

Следует отметить, что применение антидемпинговых санкций (в виде снижения квоты поставки на данный рынок, добровольных ограничений экспорта или анти­демпинговой пошлины) выступает в качестве эффективной формы государственного регулирования международной торговли, позволяющей защитить внутренний рынок от нежелательной внешней конкуренции.

Требование о содержании местных компонентов

Особое место в системе нетарифных ограничений за­нимает требование о содержании местных компонентов. Условие использования местных полуфабрикатов и узлов - это правило, законодательно устанавливающее долю ко­нечного продукта, которая должна быть произведена на­циональными производителями, если такой товар предназначается для продажи на внутреннем рынке. Учитывая, что в производстве товара участвуют две или более стра­ны, то происхождение продукции определяется в соответ­ствии с критерием «достаточной переработки». Перера­ботка считается достаточной при выполнении следующих условий:

§ изменение товарной позиции классификационного ко­да товара на уровне любого из первых четырех знаков;

§ выполнение перечня необходимых производственных или технологических процессов для того, чтобы товар счи­тался происходящим из той страны, где эти процессы име­ли место;

§ соблюдение правила «адвалорной доли», когда про­центная доля стоимости используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированного преде­ла в заводской цене поставляемого товара.

С точки зрения национальных производителей деталей и узлов, требование о содержании местных компонентов обеспечивает их защиту, сравнимую с применением импорт­ной пошлины. При этом развитые страны активно исполь­зуют данный метод нетарифного ограничения с целью из­бежать перемещения производства в развивающиеся страны, где более дешевая рабочая сила и сырьевые ресурсы.

Таможенные и консульские формальности, товаросо­проводительные документы выступают в качестве скрытой формы протекционизма, поскольку требуют значительного времени оформления, связаны с дополнительными расхо­дами и часто должны содержать информацию, составляю­щую коммерческую тайну фирмы.

Итак, нетарифные меры внешнеторгового регулирования, применяются в целях защиты национального рынка, охраны жизни, здоровья населения, морали, нравственности, защиты окружающей среды, национальной безопасности, поддержания равновесия торгового (платежного) баланса.

Вопросы для самоконтроля:

Наши рекомендации