Административные формальности регулирования внешней торговли
Добровольные ограничения экспорта и соглашения об упорядочении рынка – это разновидность импортной квоты, которая вводится не страной-импортером, а страной-экспортером с целью избежать других торговых санкций со стороны страны-импортера. В настоящее время заключено несколько десятков подобных соглашений, ограничивающих экспорт автомобилей, стали, телевизоров, текстильных изделий и т. д. главным образом из Японии и новых индустриальных стран в США и страны ЕС. Конечно, на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденными: они вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры (например, возбудить антидемпинговое расследование).
Большинство развитых стран на практике активно применяют добровольные ограничения экспорта, обеспечивая эффективное развитие экономики и защищая, таким образом, свой рынок от нежелательного импорта по многим товарным позициям. Более того, в настоящее время происходит модификация добровольных ограничений экспорта, и они принимают форму соглашений об упорядочении рынка. Соглашения об упорядочении рынка представляют собой многосторонние соглашения в рамках добровольного ограничения экспорта, которое вводится сразу в нескольких странах.
Экономические санкции
Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например, торговое эмбарго – запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров. Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам.
Эмбарго представляет собой запрет, который применяется в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством. Следует отметить, что эмбарго может применяться: в рамках действия международных организаций (эмбарго ООН по отношению к Ирану), на уровне международных группировок государств (запрет на экспорт продовольствия и кормов, содержание вредных веществ которых превышает установленный уровень, введенный странами ЕС) или отдельным государством по соображениям национальной безопасности, в самом широком смысле этого слова.
Из общей теории внешней торговли, очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб как стране, вводящей эмбарго, так и стране, против которой оно вводится. Кроме того, для третьих стран, не присоединившихся к эмбарго, возникает возможность получить дополнительный выигрыш.
Целью введения эмбарго, однако, является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей. С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, то есть может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, то есть она сильно зависит от внешней торговли; в-третьих, если вводимые санкции неожиданны и масштабны.
4.4.5. Дополнительные пошлины
К дополнительным пошлинам относятся: антидемпинговые, компенсационные и картельные (специальные).
Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость, если такой импорт наносит экономический ущерб национальным товаропроизводителям.
Компенсационные пошлины применяются в отношении тех импортных товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если данный импорт наносит ущерб национальным производителям аналогичной продукции.
Картельные (специальные) пошлины применяются против товаров, происходящих из стран, осуществляющих в отношении данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п.
Величина ставок дополнительных пошлин обычно в несколько раз превышает уровень максимальных ставок и, кроме того, могут быть предусмотрены дополнительные формы юридической ответственности импортеров (штрафы и т. п.).
Из перечисленных методов нетарифного регулирования наиболее существенное влияние на мировую торговлю оказывают антидемпинговые пошлины, которые представляют собой временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынке, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий нечестной ценовой конкуренции на основе демпинга.
При установлении факта демпинга главная проблема заключается в определении нормальной стоимости товара. В частности, в соответствии с законодательством Европейского Союза, при ввозе товаров из стран с рыночной экономикой, нормальная стоимость товара рассчитывается по уровню внутренней цены на идентичный товар в стране экспортера или стране происхождения товара. Если такой товар не продается на внутреннем рынке или реализуется на специальных условиях, что не позволяет сравнить внутренние и экспортные цены, нормальная стоимость товара устанавливается по цене экспорта в третью страну или с учетом возникших затрат на производственных и сбытовых операциях. В то же время, для стран с государственно-регулируемой экономикой нормальная стоимость определяется на основе ценовой информации стран с рыночной экономикой, в которых уровни производства близки к условиям производства государственно-регулируемых стран.
После установления нормальной стоимости производится ценовой анализ и при установлении факта демпинга определяется экономический ущерб, наносимый государству.
Для осуществления ценового анализа экспортная цена сравнивается с нормальной стоимостью товара. При этом экспортная цена устанавливается: по фактически оплаченной или подлежащей оплате цене за товар, по цене первой продажи товара, по таможенной стоимости и с помощью других методов. Разница между нормальной стоимостью товара и экспортной ценой представляет собой демпинговую маржу, которая является верхней границей антидемпинговой пошлины.
Вместе с тем, выбор применяемых антидемпинговых санкций непосредственно зависит от величины экономического ущерба, наносимого демпингом. При расчете экономического ущерба устанавливается: доля рынка, занимаемая поставщиком демпингового товара; соотношение импортных цен на демпинговый товар и внутренних цен на аналогичный товар; влияние импорта демпингового товара на объемы производства отечественных производителей.
Следует отметить, что применение антидемпинговых санкций (в виде снижения квоты поставки на данный рынок, добровольных ограничений экспорта или антидемпинговой пошлины) выступает в качестве эффективной формы государственного регулирования международной торговли, позволяющей защитить внутренний рынок от нежелательной внешней конкуренции.
Требование о содержании местных компонентов
Особое место в системе нетарифных ограничений занимает требование о содержании местных компонентов. Условие использования местных полуфабрикатов и узлов - это правило, законодательно устанавливающее долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой товар предназначается для продажи на внутреннем рынке. Учитывая, что в производстве товара участвуют две или более страны, то происхождение продукции определяется в соответствии с критерием «достаточной переработки». Переработка считается достаточной при выполнении следующих условий:
§ изменение товарной позиции классификационного кода товара на уровне любого из первых четырех знаков;
§ выполнение перечня необходимых производственных или технологических процессов для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти процессы имели место;
§ соблюдение правила «адвалорной доли», когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленной стоимости достигает фиксированного предела в заводской цене поставляемого товара.
С точки зрения национальных производителей деталей и узлов, требование о содержании местных компонентов обеспечивает их защиту, сравнимую с применением импортной пошлины. При этом развитые страны активно используют данный метод нетарифного ограничения с целью избежать перемещения производства в развивающиеся страны, где более дешевая рабочая сила и сырьевые ресурсы.
Таможенные и консульские формальности, товаросопроводительные документы выступают в качестве скрытой формы протекционизма, поскольку требуют значительного времени оформления, связаны с дополнительными расходами и часто должны содержать информацию, составляющую коммерческую тайну фирмы.
Итак, нетарифные меры внешнеторгового регулирования, применяются в целях защиты национального рынка, охраны жизни, здоровья населения, морали, нравственности, защиты окружающей среды, национальной безопасности, поддержания равновесия торгового (платежного) баланса.
Вопросы для самоконтроля: