Определение страны происхождения товара
Учитывая, что в зависимости от страны происхождения товара, товары могут облагаться: автономной, конвенционной или преференциальной пошлиной, то в рамках внешнеторговой политики крайне важной проблемой становится определение страны происхождения товаров.
Общее правило для определения страны происхождения товара гласит, что страной происхождения считается та страна, где товар был произведен или существенно переработан. Страна происхождения товара устанавливается из следующих основных факторов:
во-первых, признание товара, не подлежащим переработке. Такие товары признаются происходящими из одной страны и к ним отнесены: полезные ископаемые; животные; продукты животного происхождения, рыба, продукты рыбного промысла; вторичное сырье, полученное в данной стране; все товары, произведенные в данной стране из вышеперечисленной продукции;
во-вторых, признание товара существенно переработанным в зависимости от добавленной стоимости. Следует отметить, что в разных странах для признания товара существенно переработанным учитывается разная добавленная стоимость импортного сырья и материалов. Так, в США товар считается существенно переработанным, если добавленная стоимость в нем составляет 35% для развивающихся стран и 50% для остальных государств.
Для подтверждения страны происхождения товара в таможенные органы предъявляется специальный документ – например, Сертификат о происхождении товараустановленного образца (формы «А» в страны ЕС или СТ-1 в страны СНГ).
4.4. Административные методы регулирования экспортно-импортных операций
Для регулирования ВЭД государственные органы управления издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партнеров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, указы, постановления и распоряжения, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встречных экспортных операций, устанавливающие количественные ограничения, регистрационные и другие запретительные меры. Как правило, все эти меры обязательны к исполнению всеми хозяйствующими субъектами государств, порой, в принудительном порядке, причем, реализация указанных мер находится под постоянным и жестким контролем специальных государственных служб.
К административным методам государственного регулирования ВЭД относят, прежде всего, нетарифные методы.
4.4.1. Нетарифные методы регулирования международной торговли – общие положения
Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики государства, которые включают многочисленные мероприятия, реализуемых в рамках административного управления, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны.
Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же создавать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны.
Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:
• во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами. Отсюда объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственными органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;
• во-вторых, нетарифные методы более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике;
• в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;
• в-четвертых, нетарифные методы не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
Следует отметить, что до настоящего времени не выработано единой классификации нетарифных методов регулирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения подразделяются на пять основных групп:
§ количественные ограничения импорта и экспорта;
§ таможенные и административные импортно-экспортные формальности;
§ стандарты и требования к качеству товаров;
§ ограничения, заложенные в механизме платежей;
§ участие государства во внешнеторговых операциях.