Определение страны происхождения товара

Учитывая, что в зависимости от страны происхождения товара, товары могут облагаться: автономной, конвенци­онной или преференциальной пошлиной, то в рамках внешнеторговой политики крайне важной проблемой ста­новится определение страны происхождения товаров.

Общее правило для определения страны происхожде­ния товара гласит, что страной происхождения считается та страна, где товар был произведен или существенно пе­реработан. Страна происхождения товара устанавливается из следующих основных факторов:

во-первых, признание товара, не подлежащим перера­ботке. Такие товары признаются происходящими из одной страны и к ним отнесены: полезные ископаемые; живот­ные; продукты животного происхождения, рыба, продукты рыбного промысла; вторичное сырье, полученное в данной стране; все товары, произведенные в данной стране из вы­шеперечисленной продукции;

во-вторых, признание товара существенно перерабо­танным в зависимости от добавленной стоимости. Следует отметить, что в разных странах для признания товара су­щественно переработанным учитывается разная добавлен­ная стоимость импортного сырья и материалов. Так, в США товар считается существенно переработанным, если добавленная стоимость в нем составляет 35% для разви­вающихся стран и 50% для остальных государств.

Для подтверждения страны происхождения товара в таможенные органы предъявляется специальный документ – например, Сертификат о происхождении товараустановленного образца (формы «А» в страны ЕС или СТ-1 в страны СНГ).

4.4. Административные методы регулирования экспортно-импортных операций

Для регулирования ВЭД государственные органы управления издают законодательные акты, в число которых могут входить акты правового регулирования отношений торговых партнеров, акционерные законодательства, таможенные кодексы, указы, постановления и распоряжения, обязывающие импортеров осуществлять закупки против встречных экспортных операций, устанавливающие количественные ограничения, регистрационные и другие запретительные меры. Как правило, все эти меры обязательны к исполнению всеми хозяйствующими субъектами государств, порой, в принудительном порядке, причем, реализация указанных мер находится под постоянным и жестким контролем специальных государственных служб.

К административным методам государственного регулирования ВЭД относят, прежде всего, нетарифные методы.

4.4.1. Нетарифные методы регулирования международной торговли – общие положения

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики государства, которые включают многочисленные мероприятия, реализуемых в рамках административного управления, ограничивающие использование иностранных товаров на внутреннем рынке страны.

Применение нетарифных методов государственного ре­гулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может уста­навливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а так же соз­давать благоприятные предпосылки для эффективного раз­вития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных про­изводителей и потребителей. Наиболее эффективно систе­му нетарифного регулирования применяют в рамках внеш­неторговой политики развитые страны.

Нетарифные методы регулирования являются наиболее эффективным элементом осуществления внешнеторговой политики в силу следующих причин:

во-первых, нетарифные методы регулирования, как правило, не связаны какими-либо международными обяза­тельствами. Отсюда объем и методика их применения полностью регулируется национальными государственны­ми органами и определяется рамками хозяйственного и технического законодательства страны;

во-вторых, нетарифные методы более удобны в дос­тижении искомого результата во внешнеэкономической политике;

в-третьих, нетарифные методы позволяют учесть кон­кретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономи­ке и применить адекватные меры защиты национального рынка в рамках конкретно определенного срока;

в-четвертых, нетарифные методы не являются допол­нительным налоговым бременем для населения.

Следует отметить, что до настоящего времени не выра­ботано единой классификации нетарифных методов регу­лирования. Однако наибольшее распространение получила классификация, разработанная Секретариатом ГАТТ/ВТО, в соответствии с которой нетарифные ограничения под­разделяются на пять основных групп:

§ количественные ограничения импорта и экспорта;

§ таможенные и административные импортно-экспортные формальности;

§ стандарты и требования к качеству товаров;

§ ограничения, заложенные в механизме платежей;

§ участие государства во внешнеторговых операциях.

Наши рекомендации