Принципы построения внешнеэкономических служб на предприятиях

1. Внешнеэкономические службы предприятия строятся на двух уровнях:

- высший - в виде центральных служб стратегического управления внешнеэкономической деятельностью;

- низовой - в виде отделов оперативной работы.

В практике организации внешнеэкономической деятельности встречаются пять основных типов построения линейно-функциональных структур.

1) По видам (функциям) внешнеэкономической деятельности

Как правило, такую структуру имеют небольшие по размерам предприятия, работающие с узким товарным ассортиментом на небольшом числе зарубежных рынков и их сегментов, отличающихся определенной однородностью, стабильностью и незначительной емкостью.

Такая структура подходит для предприятий, производящих стандартные, неиндивидуализированные товары, которые не требуют значительной модификации в зависимости от различного предъявляемого к ним на разных зарубежных рынках спроса, а также не являются объектом активного воздействия научно-технического прогресса и т.д.

Такой тип структур имеет ряд недостатков: отсутствие специальных подразделений по видам товаров, что затрудняет управление процессом разработки нового товара, замедляет инновацию; отсутствие специальных подразделений по зарубежным рынкам, что приводит к замедлению реакции на изменения спроса на зарубежных рынках; усложнение решения вопросов финансирования внешнеэкономической деятельности.

2) По товарно-отраслевому принципу

Такую структуру имеют предприятия, выпускающие и/или экспортирующие продукцию широкого ассортимента с различной технологией изготовления, коротким жизненным циклом, со значительной степенью инновации и специализирующиеся на небольшом числе динамично развивающихся зарубежных рынков однородного характера.

Недостатки такой структуры: чрезмерная технологическая ориентация при поставке товаров за рубеж, трудности поиска и выхода на новые рынки сбыта, сложность проведения комплексной региональной политики, утяжеление структуры за счет многочисленных товарных отделов, ослабление координационных связей по функциям, их дублирование и неоправданное дробление, усложнение общего стратегического управления.

3) По географическому принципу

Такая структура имеет наибольшее распространение при организации внешнеэкономической деятельности. Она позволяет координировать и дифференцировать рыночную стратегию предприятия, добиваться чуткого реагирования на изменение среды и характера спроса на зарубежных рынках и своевременно адаптировать поставляемые на них товары. Такая структура подходит для предприятий, продающих однородные товары с однородными требованиями со стороны потребителей на различных зарубежных рынках, способных взаимозаменять и/или дополнять друг друга. Товары этих предприятий не должны быть подвержены резким колебаниям конъюнктуры и спроса, отличаться сезонностью продаж и продаваться через сеть посредников.

Такая структура не лишена и определенных недостатков. Она привносит децентрализацию и дублирование ряда функций в управлении, снижает координацию внешнеэкономической работы по товарам и функциям, не дает эффективности для наукоемких товаров и услуг для предприятий с широким номенклатурным рядом продаваемых за рубеж товаров.

4) По группам потребителей или по рыночным сегментам

Такая структура рассчитана на удовлетворение требований индивидуализированных групп конечных потребителей, повышая степень их обслуживания. Она обеспечивает долговременность связей с партнерами и оптимизирует прибыль.

5) Матричная структура построения в большей степени связана с построением центральных служб управления внешнеэкономической деятельностью. Отличаясь определенной косностью и консервативностью, она в меньшей степени способна обеспечить мобильную адаптацию к новым условиям развития зарубежных рынков.

2. При построении организационной структуры управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии, как правило, происходит комбинирование различных типов и формирование уникальных, оригинальных структур управления, отвечающих условиям деятельности на внешних рынках именно данного предприятия именно на данном рынке и именно с данной продукцией.

При формировании внешнеэкономических отделов должны соблюдаться основные принципы организационной оптимизации:

1) гибкость, мобильность и адаптивность системы организации внешнеэкономической деятельности, которая чаще всего достигается за счет так называемых временных рабочих групп или групп по проекту, создаваемых из числа сотрудников различных подразделений для решения текущей, актуальной задачи развития внешнеэкономической деятельности и подлежащих реформированию по завершении проекта и выполнении задания;

2) относительная простота структуры, позволяющая четко построить организационную схему управления и не допускающая дублирования функций, нарушения и усложнения логичности горизонтальных и вертикальных связей;

3) соответствие специфике ассортимента товаров, занятых во внешнеэкономической деятельности. Так, организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, занимающегося строительством за рубежом хозяйственных объектов, будет отличаться от структуры предприятия, занимающегося поставками за границу леса;

4) соответствие специфике внешних рынков. Если число зарубежных рынков велико, но они могут быть однородными по группам стран, мы будем иметь дело с одним типом построения организационной структуры управления, а если число рынков невелико - то другой тип и т.д.

* * *

Складывающаяся в настоящее время в России система органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью призвана обеспечить выполнение единой государственной политики в этой области. Генеральное направление этой политики составляет дальнейшая интеграция России в мировую экономику и формирование на основе Таможенного союза ЕврАзЭС единого экономического пространства (ЕЭП), использование преимуществ международного разделения труда для ускоренного и эффективного развития национальной экономики в условиях устойчивых рыночных отношений.

Вопросы для самоконтроля:

Наши рекомендации