Наднациональные органы управления и регулирования ВЭД России в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС
Россией, Беларусью и Казахстаном в конце 2009 года образован Таможенный союз, в результате чего в системе регулирования и управления экономическими связями этих стран произошли серьезные изменения.
Необходимо отметить также важное событие, произошедшее на просторах бывшего СССР. Это то, что в рамках действующего ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества (Беларусь, Казахстан, Россия, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан – последний временно приостановил свое членство в сообществе) созданы и приступили к активной работе ряд межгосударственных органов, которым три названных первыми государства, образовавшими Таможенный союз, предоставили с 1 января 2010 года часть полномочий ранее решаемых национальными правительствами. Это:
Межгосударственный Совет ЕврАзЭС
Это высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств стран Сообщества. Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгосударственный совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год.
Комиссия таможенного союза – совершенно новый орган, действует только в рамках Таможенного союза, наделён наднациональными функциями в сфере регулирования ВЭД государств-членов.
В соответствии со статьей 7 Договора о Комиссии таможенного союза (2007г.) Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющими обязательный характер. При этом голоса между Сторонами распределяются следующим образом: Республика Беларусь – 21, 5; Республика Казахстан – 21,5; Российская Федерация – 57.
Комиссия на основании Договора наделена рядом функций. Это исполнение решений высшего органа, осуществление мониторинга исполнения международных договоров, разрабатывание при участии правительств Сторон рекомендаций для Межгоссовета; обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров; оказывает содействие Сторонам в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд ЕврАзЭС; выполняет функции депозитария. Комиссия может осуществлять и иные функции которые ей будут передаваться на основании международных договоров.
Так, на основании достигнутых договоренностей Решением Межгоссовета ЕврАзЭС Комиссии ТС переданы функции по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию.
Решения Комиссии исполняются напрямую и вступают в силу, как это записано в статье 8 Договора о Комиссии ТС, не ранее, чем через месяц со дня их официального опубликования.
В рамках Комиссии таможенного союза работает Секретариат-аппарат Комиссии, обеспечивающий подготовку необходимых материалов для работы органов Таможенного союза. В свою очередь в самом Секретариате созданы и работают департаменты: Административный, Правовой, Таможенного администрирования, Торговой политики, Таможенной статистики и Технического регулирования.
Эти два межгосударственных органа на сегодня наделены законодательными полномочиями в принятии решений по управлению и регулированию в сфере внешней торговли стран-членов Таможенного союза. Решения, принимаемые этими наднациональными органами, являются обязательными к исполнению правительствами России, Беларуси и Казахстана и их другими национальными исполнительными органами.
* * *
Помимо названных органов в рамках Сообщества действуют и другие структуры, оказывающие важное влияние на деятельность стран членов Таможенного союза. Это:
Интеграционный комитет.
Это постоянно действующий исполнительный орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят заместители глав правительств стран-членов ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, проектов решений и документов, а также контроль реализации решений, принятых Межгосударственным советом. Заседания Интеграционного комитета проводятся не реже четырех раз в год.
В периоды между заседаниями Интеграционного комитета текущая деятельность Сообщества обеспечивается Комиссией Постоянных представителей, которых назначают главы государств, входящих в Сообщество.
Организация и информационно-техническое обеспечение работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета возложены на Секретариат Интеграционного комитета. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо Сообщества, назначаемое Межгосударственным советом. Место нахождения Секретариата город Алматы (Казахстан) и город Москва (Россия).
Межпарламентская Ассамблея – формируется из парламентариев стран-участниц ЕврАзЭС и в её компетенцию входят вопросы гармонизации национального законодательства и приведения его в соответствие с международными договорами. Парламент Сообщества размещается в городе Санкт-Петербурге (Россия).
Суд Сообщества – призван обеспечивать единообразное применение странами-членами Сообщества международных договоров и принимаемых в рамках сообщества решений. Местоположение Суда Сообщества – город Минск, Белоруссия.
Суд Сообщества:
1) рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза;
2) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;
3) дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза. Актов, принятых органами Таможенного союза;
4) разрешает споры между Комиссией таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами-членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.
Таким образом, на сегодня система управления Таможенным союзом представлена на схеме 3.1.
Интеграционный комитет ЕврАзЭС(постоянно действующий исполнительный орган Сообщества) | МЕЖГОССОВЕТ ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств и глав правительств стран-членов ТС | Суд ЕврАзЭС | Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС | |||||||||
Определение стратегии и направлений развития Таможенного Союза (решения-консенсус). Собирается не реже двух раз в год | 1.Формирует правовую базу ТС 2.Рассматривает спорные решения, действия органов ТС 3.Дает толкование международных договоров и правовых актов ТС 4.Разрешает экономические споры в рамках ТС | Рассматривает вопросы гармонизации национальных законов стран-членов ТС с международными договорами и законодательством Сообщества | ||||||||||
В его составе: 1.Комиссия Постоянных представителей 2.Секретариат Интеграционного комитета | ||||||||||||
Наделен наднациональными функциями в сфере регулирования ВЭД стран-членов ТС | КОМИССИЯ таможенного союза (регулирующий орган Таможенного союза) заместители глав правительств (решения – 2/3 голосов или консенсус) | |||||||||||
Распределение голосов: | Секретариат Комиссии таможенного союза | |||||||||||
Россия - 57% Казахстан - 21,5% Белоруссия - 21,5% | ||||||||||||
Обеспечение деятельности Комиссии ТС. Подготовка материалов для органов ТС | ||||||||||||
В его составе департаменты: 1. Административный 2. Правовой 3. Таможенного администрирования 4. Торговой политики 5. Таможенной статистики 6. Технического регулирования | ||||||||||||
Исполнение решений, принятых высшими органами ТС | Государственные органы исполнительной власти стран-членов ТС | |||||||||||
Схема 3.1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ СОЮЗОМ ЕврАзЭС