Наднациональные органы управления и регулирования ВЭД России в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС

Россией, Беларусью и Казахстаном в конце 2009 года образован Таможенный союз, в результате чего в системе регулирования и управления экономическими связями этих стран произошли серьезные изменения.

Необходимо отметить также важное событие, произошедшее на просторах бывшего СССР. Это то, что в рамках действующего ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества (Беларусь, Казахстан, Россия, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан – последний временно приостановил свое членство в сообществе) созданы и приступили к активной работе ряд межгосударственных органов, которым три названных первыми государства, образовавшими Таможенный союз, предоставили с 1 января 2010 года часть полномочий ранее решаемых национальными правительствами. Это:

Межгосударственный Совет ЕврАзЭС

Это высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и правительств стран Сообщества. Межгосударственный совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгосударственный совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год.

Комиссия таможенного союза – совершенно новый орган, действует только в рамках Таможенного союза, наделён наднациональными функциями в сфере регулирования ВЭД государств-членов.

В соответствии со статьей 7 Договора о Комиссии таможенного союза (2007г.) Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющими обязательный характер. При этом голоса между Сторонами распределяются следующим образом: Республика Беларусь – 21, 5; Республика Казахстан – 21,5; Российская Федерация – 57.

Комиссия на основании Договора наделена рядом функций. Это исполнение решений высшего органа, осуществление мониторинга исполнения международных договоров, разрабатывание при участии правительств Сторон рекомендаций для Межгоссовета; обеспечивает в пределах своих полномочий реализацию международных договоров; оказывает содействие Сторонам в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд ЕврАзЭС; выполняет функции депозитария. Комиссия может осуществлять и иные функции которые ей будут передаваться на основании международных договоров.

Так, на основании достигнутых договоренностей Решением Межгоссовета ЕврАзЭС Комиссии ТС переданы функции по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию.

Решения Комиссии исполняются напрямую и вступают в силу, как это записано в статье 8 Договора о Комиссии ТС, не ранее, чем через месяц со дня их официального опубликования.

В рамках Комиссии таможенного союза работает Секретариат-аппарат Комиссии, обеспечивающий подготовку необходимых материалов для работы органов Таможенного союза. В свою очередь в самом Секретариате созданы и работают департаменты: Административный, Правовой, Таможенного администрирования, Торговой политики, Таможенной статистики и Технического регулирования.

Эти два межгосударственных органа на сегодня наделены законодательными полномочиями в принятии решений по управлению и регулированию в сфере внешней торговли стран-членов Таможенного союза. Решения, принимаемые этими наднациональными органами, являются обязательными к исполнению правительствами России, Беларуси и Казахстана и их другими национальными исполнительными органами.

* * *

Помимо названных органов в рамках Сообщества действуют и другие структуры, оказывающие важное влияние на деятельность стран членов Таможенного союза. Это:

Интеграционный комитет.

Это постоянно действующий исполнительный орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят заместители глав правительств стран-членов ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относится обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, проектов решений и документов, а также контроль реализации решений, принятых Межгосударственным советом. Заседания Интеграционного комитета проводятся не реже четырех раз в год.

В периоды между заседаниями Интеграционного комитета текущая деятельность Сообщества обеспечивается Комиссией Постоянных представителей, которых назначают главы государств, входящих в Сообщество.

Организация и информационно-техническое обеспечение работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета возложены на Секретариат Интеграционного комитета. Секретариат возглавляет Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества. Это высшее административное должностное лицо Сообщества, назначаемое Межгосударственным советом. Место нахождения Секретариата город Алматы (Казахстан) и город Москва (Россия).

Межпарламентская Ассамблея – формируется из парламентариев стран-участниц ЕврАзЭС и в её компетенцию входят вопросы гармонизации национального законодательства и приведения его в соответствие с международными договорами. Парламент Сообщества размещается в городе Санкт-Петербурге (Россия).

Суд Сообщества – призван обеспечивать единообразное применение странами-членами Сообщества международных договоров и принимаемых в рамках сообщества решений. Местоположение Суда Сообщества – город Минск, Белоруссия.

Суд Сообщества:

1) рассматривает дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза;

2) рассматривает дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов Таможенного союза;

3) дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу Таможенного союза. Актов, принятых органами Таможенного союза;

4) разрешает споры между Комиссией таможенного союза и государствами, входящими в Таможенный союз, а также между государствами-членами Таможенного союза по выполнению ими обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.

Таким образом, на сегодня система управления Таможенным союзом представлена на схеме 3.1.

Интеграционный комитет ЕврАзЭС(постоянно действующий исполнительный орган Сообщества)     МЕЖГОССОВЕТ ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств и глав правительств стран-членов ТС     Суд ЕврАзЭС     Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС    
      Определение стратегии и направлений развития Таможенного Союза (решения-консенсус). Собирается не реже двух раз в год   1.Формирует правовую базу ТС 2.Рассматривает спорные решения, действия органов ТС 3.Дает толкование международных договоров и правовых актов ТС 4.Разрешает экономические споры в рамках ТС   Рассматривает вопросы гармонизации национальных законов стран-членов ТС с международными договорами и законодательством Сообщества    
В его составе: 1.Комиссия Постоянных представителей 2.Секретариат Интеграционного комитета          
     
    Наднациональные органы управления и регулирования ВЭД России в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС - student2.ru              
    Наделен наднациональными функциями в сфере регулирования ВЭД стран-членов ТС КОМИССИЯ таможенного союза (регулирующий орган Таможенного союза) заместители глав правительств (решения – 2/3 голосов или консенсус)          
Распределение голосов: Секретариат Комиссии таможенного союза  
Россия - 57% Казахстан - 21,5% Белоруссия - 21,5%  
    Обеспечение деятельности Комиссии ТС. Подготовка материалов для органов ТС  
      В его составе департаменты: 1. Административный 2. Правовой 3. Таможенного администрирования 4. Торговой политики 5. Таможенной статистики 6. Технического регулирования      
    Наднациональные органы управления и регулирования ВЭД России в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС - student2.ru        
  Исполнение решений, принятых высшими органами ТС Государственные органы исполнительной власти стран-членов ТС        
                         

Схема 3.1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ СОЮЗОМ ЕврАзЭС

Наши рекомендации