Особые меры защиты внутреннего рынка стран-членов

Таможенного союза ЕврАзЭС ……………………………………………………………………...120

5.5.1. Правовые основы защиты внутреннего рынка Таможенного союза …………………...120

5.5.2. Понятийный аппарат базового Соглашения ……………………………………………...122

5.5.3. Специальные защитные меры ……………………………………………………………....125

5.5.4. Антидемпинговые меры ………………………………………………………………….…..126

5.5.5. Компенсационные меры ……………………………………………………………………...129

5.6. Налоговое регулирование внешнеторговых операций ……………………………………135

5.6.1. Правовые основы взимания косвенных налогов в Таможенном союзе…...……………...135

5.6.2. Порядок взимания и возмещения НДС при экспорте товаров ……………………….…137

5.6.3. Налоговое регулирование в рамках Таможенного союза …………………………………138

5.6.4. Таможенные платежи в России …………………………………………………………....139

5.6.5. Налог на добавленную стоимость …………………………………………………….…....140

5.6.6. Акцизный налог ………………………………………………………………………………..141

5.7 Технические барьеры в торговле ……………………………………………………………...142

Законодательная база технического регулирования торговли в Таможенном союзе ..142

5.7.2. Общие положения технического регулирования в Таможенном союзе……….. ……...143

Понятийный аппарат Соглашения о техническом регулировании

в Таможенном союзе ………………………………………………………………………………...145

5.7.4. Технические регламенты Таможенного союза - общие требования…………………....146

5.7.5. Техническое регулирование в Российской Федерации …………………………………….147

5.8. Валютное регулирование и валютный контроль …………………………………………..149

5.8.1. Российское законодательство и основные принципы валютного регулирования ….....149

5.8.2. Важнейшие положения Закона №173-ФЗ от 10 декабря 2003 года ………………….....150

5.8.3. Валютное регулирование, осуществляемое Правительством России …………………153

5.8.4. Валютное регулирование, осуществляемое Центробанком России ……………………154

5.8.5. Расчеты по внешнеэкономическим операциям …………………………………………....156

5.8.6. Валютный контроль за осуществлением экспортно-импортных операций ……….....157

5.8.7. Органы и агенты валютного контроля …………………………………………………….159

5.9. Экспортный контроль ……………………………………………………………………….....161

5.10. Регулирование бартерных операций …………………………………………………..…....163

5.11. Регулирование иностранных инвестиций в России ……………………………………....164

Международные организации и правовые документы, регулирующие приток

иностранных инвестиций в Россию ………………………………………………………………..164

Нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных

инвестиций в России ……………………………………………………………………………..…..166

5.11.3. Основные положения Федерального Закона №160-ФЗ от 9 июля 1999 года ……….....167

5.11.4. Федеральный Закон "О соглашениях о разделе продукции" ……………………………169

5.11.5. Регулирование прямых иностранных инвестиций в СЭЗ ……………………………….173

Вопросы для самоконтроля……………………………………………………………………….…178

Заключение …………………………………………………………………………………………....180

Список литературы…………………………………………………………………………..182

Введение

Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные цели, государства создают довольно сложный меха­низм общения с внешним миром, в котором сочетаются элемен­ты либеральной и протекционистской политики.

Общемировой тенденцией последних десятилетий является постепенная либерализация внешнеторговых связей с понижени­ем тарифных ставок и международной унификацией таможен­ных правил, процедур и режимов.

Известно, что либерализация мировых внешнеэкономических связей (ВЭС) уси­лилась на переломе 80-90-х годов в результате создания Всемирной торговой организации (ВТО). Что касается России, то либерализация внешнеэкономической сферы в эти годы была призвана нор­мализовать внутренний потребительский рынок, запустить рыноч­ные механизмы, ускорить структурные преобразования в хозяй­стве, преодолеть из-за высокой инфляции паралич внутренних экономических связей. Надо также иметь в виду, что либерализация внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в рамках реформы экономики России является необходимым, но не достаточным условием для интеграции в мировую экономику. При этом нахо­дясь вне правового поля международного сотрудничества, Россия подвергается и будет подвергаться разного рода торговым огра­ничениям и дискриминациям, что сопряжено с ощутимыми эко­номическими потерями. Велико влияние этих ограничений и на структурные особенности участия страны в международном раз­делении труда.

Подлинная интеграция предполагает подключение к международным соглаше­ниям и организациям, регулирующим внешнеэкономические отношения между членами мирового сообщества, правила и нормы взаимной либерализации торговли и экономики в целом. Открытие экономики России в начале 90-х годов означало резкое возрастание влияния внешних факторов на формирование и функционирование российского рынка. Однако отсталость существовавшей в тот период системы внешнеэкономической политики России с особой остротой проявилась с началом переговоров о присоединении нашей страны к ВТО. Проявившие­ся в ходе практической реализации новой внешнеэкономической политики проблемы потребовали кардинального изменения законодательной базы государственного регулирования ВЭС. В конце 1990-х — начале 2000-х годов был принят ряд законодательных актов, максимально сблизивших россий­скую систему регулирования внешнеэкономических отношений с правилами ГАТТ/ВТО, определивших приоритетные на­правления внешнеэкономической политики, меры защиты экономических интересов страны, в том числе и путем стимулирования производителей и экспортеров.

С установлением либераль­ного режима внешнеэкономической деятельности в России возникла пря­мая связь между функциями государства в мировой экономике и ее эффективного социально-экономического развития.

Практически во всех странах мира регулирование внешнеэкономической деятель­ности является прерогативой центральной власти, посколь­ку эта деятельность, будучи составной частью международных связей, относится к сфере внешнеэкономической политики, проводимой от лица государства. В настоящее время в Российской Федерации сложилась достаточно стройная система управления и регулирования внешнеэкономической деятельности, отвечающая требованиям международного права, нормам и правилам ВТО. Причем эта система постоянно совершенствуется, исходя из международных реалий. В формировании торгово-экономического курса страны в последние годы существенную роль играли следующие составляющие, в частности, стремление России присоединиться к ВТО, расширение сотрудничества с ЕС, СНГ и другими экономическими группировками. Особое место в реформировании системы управления и регулирования ВЭД сегодня отведено разработке единых норм и правил регулирования в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС (Беларуси, Казахстана и России).

Учебные задачи курса «Современный механизм и инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности» — изучить основные аспекты управления и регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности в международной практике и нашей страны. На­учить студентов анализировать становление механизма регули­рования внешнеэкономической деятельности и действенность его инструментов на федеральном, региональном уровнях и в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС, уяснить влияние этого механизма на про­цесс «открытия» российской экономики.

Раздел I

Наши рекомендации