Базовые принципы права ЕС и приоритет прав человека
Права человека, демократия и правопорядок являются основными ценностями для Европейского Союза.
ЕС стремится к тому, чтобы все права человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные, соблюдались повсеместно в соответствии с положениями, изложенными во Всеобщей декларации по правам человека и повторно подтверждёнными на Всемирной конференции по правам человека, прошедшей в 1993 году. Кроме того, ЕС поддерживает права женщин, детей, беженцев, а также лиц, принадлежащих к различного рода меньшинствам.
В Лиссабонском договоре, в котором определены правовая и организационная основы ЕС, чётко указывается, что Союз должен руководствоваться следующими принципами: демократия, правопорядок, всеобщность и нераздельность прав человека и основных свобод, уважение человеческого достоинства, принципов равенства и солидарности, а также соблюдение принципов Устава ООН и международного права. Эти принципы подкреплены Хартией ЕС по правам человека, объединяющей все эти положения в одном документе.
Хотя ЕС достигнуты, в целом, положительные результаты по защите прав человека, работа в этом направлении никогда не останавливается. Постоянно ведётся борьба с расизмом, ксенофобией и другими видами дискриминации по религиозной принадлежности, полу, возрасту, инвалидности и сексуальной ориентации. В особенности, ЕС озабочен правами человека в вопросах миграции и предоставления убежища.
Поддержка прав человека и демократия являются главными основополагающими принципами международных отношений ЕС . Проводится широкий спектр программ и мероприятий, в числе которых:
Переговоры по правам человека более чем с 30 странами
Восемь руководящих принципов по правам человека, представляющих приоритетные задачи ЕС
Регулярные публичные выступления
Реализация миссий и операций в этой сфере
Политика развития и оказание помощи
Участие в многосторонних форумах, в особенности, проводимых ООН
В настоящее время поддержка прав человека и демократии всегда учитывается в процессе определения и реализации политического курса. К примеру, во всех соглашениях о внешней торговле и сотрудничестве содержится положение, в котором оговаривается тот факт, что права человека являются основополагающим моментом в отношениях между сторонами.
Кроме того, в рамках программы «Европейский инструмент содействия демократии и правам человека» ( EIDHR ) ЕС выделяет около 1,1 миллиарда евро на период с 2007 по 2013 год с целью помочь региональным и международным НПО поддерживать права человека во всём мире.
41. Смысл и содержание Хартии ЕС об основных правах (2000г.)
Хартия основных прав Европейского Союза от 7 декабря 2000 г. – последний по времени в минувшем тысячелетии, но весьма значимый «билль о правах». Он как бы подводит итог всему предшествовавшему развитию идей прав человека в конституционном и международном праве не только в Европе, но и во всем мире. Совет Европы и формируемое на его основе право, регламентирующее права человека, оказали огромное влияние на содержание и дух этого важного документа.
Находящаяся одновременно в сфере действия и конституционного и международного права, Хартия являет собой первый фундаментальный «наднациональный» акт в сфере гуманитарного права. Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства (или не только от государства) и его органов, но от надгосударственной организации и ее органов. За Хартией весьма вероятно может последовать целая серия аналогичных источников права других интеграционных группировок. В этом смысле Хартия может сыграть роль прецедента, обладающего большой убедительной силой.
Для России Хартия – не только важный образовательный материал для повышения общей правовой культуры граждан и будущих юристов, но и образец для сравнения и совершенствования отечественного законодательства в области прав человека и законодательства, формирующего возможные интеграционные союзы России с другими странами.
Хартия Европейского Союза сочетает в себе преемственность и оригинальность. Так, с одной стороны она вобрала в себя основные достижения гуманитарного права, уже выработанного человечеством, с другой – подошла к этим достижениям творчески и по-своему.
Преемственность этому документу обеспечивает в частности принцип недопустимости ограничения прав и свобод, закрепленных в других источниках права. Он прямо зафиксирован в тексте Хартии. Как следует из ст. 53 документа, ни одно из ее положений в своем толковании, а значит в претворении в жизнь, не должно наносить ущерба основным правам и свободам, признанным другими юридическими источниками в рамках права Союза, международного или внутригосударственного права. Следовательно, Хартия может лишь улучшить, усовершенствовать существующее в Европе положение с правами человека, но ни в коем случае не ухудшить его.
Права и свободы в Хартии излагаются по совершенно новой схеме. В отличие от традиционного для западной доктрины прав человека деления прав и свобод на первостепенные, к которым относились прежде всего гражданские и политические права и «второстепенные», к которым обычно причисляли группу социально-экономических прав, Преамбула и Хартия в целом рассматривают правовой статус человека и гражданина Европейского Союза в единстве и равенстве составляющих его прав и свобод, в чем одновременно проявляется также принцип единства и недискриминации прав и свобод в его «европейском варианте».
В Хартии основой классификации избраны не вид или сфера применения прав, а ценности, на которых они базируются, и которые они защищают. В этом проявляется принцип неделимости основных прав и свобод, который отражен в Преамбуле документа.
Хартия Европейского Союза сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает все их в качестве основных. Социальные права по своей природе хотя и сохраняют во многом программный характер, но они более не считаются второстепенными.
Хартия Европейского Союза об основных правах состоит из преамбулы, которая сама по себе не содержит юридических норм (указывает причины и цели принятия Хартии, ее источники, основополагающие ценности), и 54 статей, сгруппированных в 7 глав.
Главной идеей Преамбулы и всей Хартии является провозглашение в абзаце 2 того, что Европейский Союз «помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и правосудия».
Преамбула как бы предваряет логику закрепления в тексте Хартии прав и свобод человека вокруг семи основополагающих принципов-ценностей, воплощающих в себе единый комплекс, составляющий правовой статус личности: принцип уважения человеческого достоинства, принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принцип равенства, принцип солидарности, принцип демократии и принцип правового государства. Особо подчеркивается, что эти принципы основаны на духовном, нравственном и историческом наследии народов Европы (абз. 2).
Соответственно названы и главы Хартии: I – Достоинство, II – Свободы, III – Равенство, IV – Солидарность, V– Гражданство, VI – Правосудие. Соединенные вместе они и дают то, что мы называем демократией.
Такое объединение прав-ценностей, прав-принципов без разделения их на группы в соответствии с традиционными классификациями, в неразрывной связи с ответственностью и обязанностями (абз. 6), которые мы видим в Преамбуле, подчеркивает растущую универсальность и единство правового статуса человека и гражданина Европейского Союза и одновременно отражает принцип неделимости основных прав, свобод, ответственности и обязанностей, как они зафиксированы в Хартии.
Общую структуру правового статуса гражданина Европейского Союза усиливает принцип недопустимости ограничений прав и свобод, которым пронизаны Преамбула и текст Хартии Европейского Союза об основных правах.
Проявляя первостепенную заботу о людях, как индивидуумах Хартия, однако, не забывает о коллективах людей, политически организованных на местном, региональном, национальном и европейском уровнях. Поэтому развивая общие ценности, Союз уважает «в то же время разнообразие культур и традиций народов Европы, а также национальную индивидуальность государств-членов и организацию их публичной власти…» (абз. 3 Преамбулы).
Приведенные выше положения Преамбулы подчеркивают, что защита прав и свобод человека при помощи права Европейского Союза не вытесняет и не подменяет соответствующие правовые механизмы государств-членов. По сути, защита прав человека на уровне Европейского Союза является еще одним правовым механизмом, который, одновременно, и унифицирует существующие национальные системы защиты прав и свобод, объединяет их с действующими международно-правовыми актами и при этом существует параллельно с ними, не исключая, а логически дополняя их.
Новые концептуальные походы, использовавшиеся при создании Хартии, привели к тому, что в ней отчетливо отразились новейшие тенденции развития современного права, а также проявились и новые тенденции, которым еще предстоит формироваться в третьем тысячелетии.
Сравнительно гладкое развитие интеграционных процессов в XX веке сменило более осторожное, иногда критическое отношение разных слоев населения к интеграции и связанной с ней глобализации. В чем-то глобализация уже рассматривается как опасность для некоторых прав человека и гражданина. Неудивительно, что в момент одобрения Хартии в Ницце, на улицах шли демонстрации с протестами против опасностей, порождаемых глобализацией.
Из буквы и духа Преамбулы и Хартии можно вывести принципиально новую тенденцию развития гуманитарного права в третьем тысячелетии. Она состоит в поиске правовых средств ограничения негативных последствий интеграции, интернационализации и глобализации. Началом этого процесса может стать предпринятая Хартией попытка нового, более гармоничного сочетания прав и свобод с обязанностями и ответственностью друг перед другом, «человеческим обществом и будущими поколениями». Тем более, что эта ответственность касается такого нестандартного единого комплекса субъектов, который в настоящем времени охватывает личность, государства, нации, интеграционные объединения и человечество в целом, а в будущем – обращено к еще не существующим будущим поколениям. Эта неразрывная связь современного права с будущим и признание ответственности перед ним имеет, на наш взгляд, особое значение.
Красной нитью через Преамбулу проходит новое осмысление принципа ненасилия, проявляющегося в стремлении к эволюционному созиданию без разрушения, огульного отрицания и насилия, то есть выбор объединяющейся Европой взвешенного, цивилизационного, а не революционного движения из уважаемого прошлого через толерантное настоящее к достойному будущему.
Хартия основных прав Европейского Союза отразила также тенденцию все большего сближения и взаимопроникновения гуманитарных положений конституционного права и международного права. В этом также отразилась общемировая тенденция унификации гуманитарного права, а также все большего выдвижения его на ведущее место.
С планируемым расширением Европейского Союза дальнейшее развитие получит тенденция территориального расширения «европейского гуманитарного права», а также расширение его влияния как примера или как «мирового гуманитарного стандарта».
С прекращением идеологической конфронтации между «социализмом» и «капитализмом» идеи прав человека превращаются в мировую идеологию, которая, тем не менее, может использоваться как коварное орудие в целях достижения теми или иными кругами своего господства. В этом плане следует особое внимание обратить на формирование «наднационального», в том числе европейского, гуманитарного права.
Именно в ходе развития в «европейском праве» его гуманитарной сферы, происходит своеобразное отлаживание и методов «европейского права». Поскольку право Европейского Союза находится где-то между международным и конституционным правом, в нем должны присутствовать собственные своеобразные методы регулирования. Если в международном праве более всего приемлем метод координации, согласования, то в конституционном праве с закономерностью преобладает императивный метод, метод подчинения. Обоснованным становится и то, что в праве Европейского Союза участники этого объединения сначала договариваются и координируют свои позиции, а затем в своей деятельности подчиняются достигнутым договоренностям, то есть все более формируется и отлаживается метод «скоординированной субординации». Этот метод, как представляется, с неизбежностью будет все больше использоваться человечеством в будущем.
В Преамбуле отчетливо зафиксирован расширительный характер закрепления в Хартии прав и свобод человека. Прежде всего, она требует безусловного соблюдения прав и свобод, зафиксированных уже действующим законодательством. Кроме этого, Преамбула предусматривает по возможности постоянное дополнение этого списка правами, возникающими в результате социального прогресса, научного и технологического развития, стремясь при этом закрепить не минимальный уровень, как это обычно принято в международно-правовой практике, а возможно достижимый максимум их числа и уровня осуществления. В абз. 4 Преамбулы ставится цель «усилить защиту основных прав, обеспечив посредством Хартии более ясное их выражение».
Хартия одновременно является инструментом ускорения создания гражданских обществ в странах-участниках Европейского Союза и формирования гражданского общества в рамках всей европейской интеграционной группировки. Демократический глобализм будущего может быть построен только на основе гуманистического регионализма. При этом государства с неизбежностью должны будут отдавать некоторые из своих полномочий наднациональному гражданскому обществу по мере его созревания. Наднациональные гражданские общества, как представляется, будут расширять свои региональные границы в планетарном направлении.
В Хартии отразилась интересная и чрезвычайно гуманная идея, стимулирующая дальнейшее совершенствование правового статуса граждан. Она состоит в стремлении признавать практически равным законодательно закрепленному достигаемый на практике все более превышающий, по сравнению с формально закрепленным, реально достигнутый уровень осуществления прав и свобод человека.
Хартия Европейского Союза об основных правах укрепила и расширила возможности судебной защиты прав и свобод граждан и других лиц, находящихся на территории ЕС. Это важная тенденция, особенно усилившаяся со второй половины XX века.
В завершающей ее части Преамбула (абз. 6) подчеркивает, что «пользование данными правами порождает ответственность и создает обязанности как перед другими лицами, так и по отношению к человеческому обществу и будущим поколениям». Это положение Преамбулы не вполне традиционно для такого рода документов, поскольку обычно Преамбулы рассматриваются лишь как вводные общие положения, не предусматривающие конкретных прав и не порождающие обязанностей.
Хартия обращена как к современному человечеству, так и к будущим поколениям, что делает ее одновременно «программным» документом.
Прогрессивное развитие Хартией гуманитарного права приводит к все большему сближению и взаимопроникновению «Европейского права» и «права Европейского Союза», расширению и обогащению последнего. Это расширение и сближение происходит прежде всего за счет права Совета Европы и авторитета Европейской Конвенции 1950 г.
В Хартии ставится задача полной имплементации прав и свобод, которые вытекают «из Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, социальных хартий, принятых Сообществом и Советом Европы, а также из судебной практики Суда Европейских сообществ и Европейского суда по правам человека» (абз. 5) преамбулы.
Последняя часть приведенной фразы свидетельствует о тенденции к унификации гуманитарного права в целом, и, в частности, права Европейского Союза и права Совета Европы, а также судебной практики по правам человека (особенно Европейского Суда по правам человека, находящегося в Страсбурге) и существующих в Европе механизмов их защиты. Достижения гуманитарного права Европы все более сливаются и переплетаются с наработками других интеграционных группировок и международного права в целом, развивая и обеспечивая все более эффективные формы и средства защиты прав человека и гражданина в самых различных государствах мира.
В Хартии отразилось стремление при посредстве инструментария прав и свобод человека, в значительной степени созданного в результате деятельности Совета Европы, обеспечивать внутреннюю стабильность и безопасность, достигать консенсуса в рамках интеграционной группировки, сводя к минимуму классовые, национальные и иные конфронтации, по возможности избегая грубого наднационального или государственного принуждения, мирно разрешая в интересах граждан возникающие конфликты, балансируя в рамках Союза интересы индивидуумов, мест, регионов и стран, обеспечивая при этом поддержку слабым и перспективы сильным, находя эффективные стимулы и инструменты для прогресса и пользования большинством населения Европейского Союза его плодами.