Характерные черты, присущие современной модели местного самоуправления в РФ.

В демократическом государстве разделение властей происходит не только по горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали - на центральную и местную власть. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти - центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная власть. Наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная (и региональная) власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые проблемы.

Существует 2 основных подхода к определению природы местного самоуправления.

«Общественная» теория местного самоуправления исходит из полного отделения друг от друга гос. власти и местного самоуправления. Содержанием деятельности местного самоуправления являются местные интересы, а государства - общенациональные интересы. Право на местное самоуправление - неотъемлемое право населения соответствующих территорий. Общественная теория местного самоуправления была характерна для первой половины XIX в. Во второй половине XIX в. возобладала «государственная» теория местного самоуправления, согласно которой местное самоуправление - это форма децентрализации государственной власти, осуществление по поручению государства в рамках, устан-х государством, управления «местными делами» с использованием органов, кот. формируются при непосредственном участии жителей соотв-щих территорий.

Конституционное закон-во РФ, однако, больше тяготеет к «общественной» теории местного самоуправления. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ «определяет местное самоуправление, как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Статья 130 Конституции РФ закрепляет, что местное самоупр-е обеспечивает самост-ное решение населением вопросов мест. значения, владение, пользование и распоряж-е муниц.собственностью.

В понятии местного самоуправления можно выделить несколько основных эл-тов (признаков):

1) Сод-нием мест. самоупр-я явл-ся деят-ть населения по решению вопросов местного значения.

2) Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения.

3) Местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;

4) Местное самоуправление осуществляется в 2 формах: путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального общественного самоуправления) и через органы мест. самоупр-я (выборные и др. органы, наделенные полномочиями на решение вопросов мест. значения);

5) Местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление относится к основам конституционного строя, что означает невозможность его упразднения путем принятия поправок к Конституции РФ.

Специфической чертой модели местного самоуправления в Росси является вопрос о ее природе. Для современной системы местного самоуправления характерны признаки, свидетельствующие как о государственной, так и об общественной природе. К признакам, свидетельствующим о близости органов местного самоуправления к государственным органам, относятся:

- население местного сообщества проживает на территории государства, население муниципального образования является гражданами государства;

- статус местного сооб-ва устан-ся, гарант-ся, защ-ся Конституцией РФ, Ф З и законами субъектов Фед-ции;

- местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики;

-полномочия органов мест. самоуправления носят властный (государственный) характер и т.д.

Существуют следующие виды органов местного самоуправления:

- Представительные: собрание представителей, Совет депутатов, Дума, Хурал (Республика Тыва), муниц-й совет, муниципальное собрание, окружной сельский комитет (Саратовская область).

- Исполнительные: местная администрация (администрация муниципального образования), волостная управа, исполком, мэрия.

ФОРМЫ НАРОДОВЛАСТИЯ:

Прямая демократия Косвен­ная демократия
Непосредственно Через органы государственной власти Через органы местного самоуправления
Прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни. Высшая форма непосредственного выражения власти народа -референдум и свободные выборы. Данная форма имеет юридически значимый результат (общеобязательность решения, управомочие депутатов на осуществление своих обязанностей). Возможны и другие формы, не имеющие столь значимых последствий (собрания, митинги, шествия, обращения, всенародные обсуждения законопроектов и др.). Решение многих вопросов невозможно без участия специалистов в той или иной области, определенной "специализации" и оперативности, при осуществлении функций государства, поэтому обычно власть от имени народа осуществляют государственные органы. Это относится не только к законодательной ветви. Исполнительная и судебная власть также связаны волей народа, определяющей их деятельность. Действие этой формы охватывает низовой уровень отношений власти. Управленческая деятельность здесь обладает определенной спецификой, а незначительный масштаб не позволяет эффективно приме-нять мощь и силу огромного государственного аппарата (скажем, создавать министерства на уровне района). В то же время, эта область наиболее близко соприкасается с народом, поэтому выводить ее из сферы действия народовластия было бы неоправданным упущением.

Прямая демократия. Конституц-е гарантии народовластия - выборы в РФ провод-ся на осно­ве:

1) добровольности; 2) всеобщего; 3) равного; 4) прямого 5) тайного голосова­ния.

В зависимости от содержания инсти­туты прямой демократии могут быть:

1) способом принятия обязат-го и окончательного решения (свободные выборы, референдум);

2) фор­мами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязат-е значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовла­стие) - это осущ-ние власти народом через выборные представит. органы гос. власти и местного самоуправления. Эти органы формируются из выбранных народом депутатов и составляют законодат. власть. Широкие полномочия парламентов разных уровней и более тесная, чем у других гос. органов связь с народом, позволяет считать представительную демократию одной из наиболее действенных форм осуществления народовластия.

В зависимости от непосредственности волеизъяв­ления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются пред­ставительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Гос.Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, об­разуемые представительными органами первой степени (Прав-во РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые предста­вительными органами второй степени (Счетная па­лата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия; 1) обсуж­дение проектов законов и других важнейших во­просов общественной жизни гос-ва; 2) народ­ная правотворческая инициатива в законодат. органы РФ; 3) участие граждан в управлении общест­вом через органы местного самоуправления, обще­ственные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

В Законе об общих принципах орг-ции местного са­моуправления содержатся след. формы непосредственно­го осущ-ния населением местного самоуправления: 1. местный референдум (ст. 22); 2. муниципальные выборы (ст. 23); 3. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица мест­ного самоуправления, голосование по вопросам изменения гра­ниц муниципального образования, преобразования муници­пального образования (ст. 24); 4. сход граждан (ст. 25); , 5. правотворческая инициатива граждан (ст. 26); 6. территориальное общественное самоуправление (ст. 27); 7. публичные слушания (ст. 28); 8. собрание граждан (ст. 29); 9. конференция граждан (собрание делегатов) (ст. 30); 10. опрос граждан (ст. 31); 11. обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32); 12. другие формы непосредственного осуществления насе­лением местного самоуправления и участия в его осуществле­нии (ст. 33). Закон об общих принципах организации местного самоуправ­ления впервые закрепляет принципы законности и добровольности осуществления населением местного самоуправления.

Государственное регулирование местного самоуправления.Эффективность местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства по отношению к нему, системой взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Государственное регулирование местного самоуправления охватывает широкий спектр воздействий. Важными компонентами государственного регулирования местного самоуправления являются обеспечение гарантий его прав, осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, установление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за принимаемые решения и действия (или бездействие).

Органы государственной власти обязаны создавать необходимые условия для становления и развития местного самоуправления, содействовать населению в осуществлении права на местное самоуправление. Государственная поддержка местного самоуправления осуществляется посредством соответствующих федеральных и региональных программ.

Существенными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются: методическая помощь, в частности разработка модельных нормативных актов и рекомендаций; информационное обслуживание; развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.

Гос. регулирование и гос. поддержка мест. самоупр-я на фед. уровне реал-ся благодаря системе фед. органов, ведающих вопросами местного самоупр-я. Они действуют в структуре Адм-ции Президента РФ, в Прав-ве РФ, в палатах Фед-го собрания РФ. В системе фед. органов исполнит. власти курирование вопросов местного самоупр-я возложено на Мин-во экономич. развития и торговли, в составе кот. есть соотв-щие структурные подразделения. Органы мест. самоупр. ч/з свои союзы и ассоциации они воздействуют на формирование государственной политики в области местного самоуправления. Представит. органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательных органах субъектов РФ. Органы местного самоуправления взаимодействуют также со структурными подразделениями органов государственной власти, расположенными на территориях муниципальных образований.

На территории муниц. образования дейст-т многочисл-е территор-е подразделения фед. органов гос. власти. Они не вмешиваются в деят-ть местного самоупр-я, если это не входит в их должностные обяз-ти, а органы местного самоупр-я не вмешиваются в деят-ь органов гос. власти. Для решения общих задач м/у ними установлено взаимодействие. Муниц. образование содействует гос. органам в аренде служебных помещений, выделении земельных участков, оказании соц. услуг для их работников. К числу соотв-щих государственных структур относятся следующие.

1. Силовые, правоохранительные, фискальные органы. Глава муницип. образования в пределах своих полномочий может давать этим органам отдельные поручения. Силовые органы информ- главу муниц. образования - при соблюдении необходимой служебной тайны - о состоянии безопасности и правопорядка на терр-рии и о своих мероприятиях. Муниц. Обр. оказ-т содействие в их работе. В ряде случаев закон-во предусматривает прямое участие органов местного самоуправления в решении задач территориальных федеральных органов (например призыв на военную службу).

2. Инфраструктурные ведомства, включая естественные монополии. Больш-во этих компаний акцион-сь, хотя гос-во сохранило решающее влияние на их деят-ть, обладая нередко контрольным пакетом акций. Деят-ть инфрастр-х ведомств оказ-т огромное воздействие на жизнеобеспечение местных сообщ-в. Они могут выполнять отд. поручения главы муниципального образования, данные в пределах его компетенции. Но в целом органы местного самоуправления практически не могут оказывать сущ. влияния на деят-ть естеств-х монополий и их цен. политику.

3. Органы гос. надзораИх задача - проверять соблюдение закон-ва и норм в соотв-щих сферах всеми субъектами деят-ти на территории мун. обр., в т. ч. и самими органами местного самоупр-я. Органы гос. надзора обязаны информ-ть органы местного самоупр. о выявленных нарушениях, выдавать нарушителям предписания об устранении нарушений. Органы местного самоупр-я содейст-т устранению нарушений и обязаны рассматривать адресованные им, а также муниципальным предприятиям и учреждениям предписания, а кроме того принимать соответствующие меры.

4. Территориальные подразделения службы занятости. Федеральные органы занятости населения во взаимодействии с органами местного самоупр-я проводят большую работу по созданию и регулированию рынка раб. мест, переподготовке кадров, учету граждан, нуждающихся в трудоустр-ве, выплате пособий по безработице, снижая тем самым уровень социальной напряженности на местах.

5. Территориальные органы Государственного пенсионного фонда, работающие в тесном взаимодействии с муниципальными органами социальной защиты населения.

6. Органы гос. статистики. Органы местного самоуправления обязаны безвозмездно предост-ть им всю необх. инфу в установленном порядке. Со своей стороны, органы местного самоуправления заинтересованы в получении от стат. органов сводной, обзорной и аналитической инф-ции и устан-т с ними договор. отношения.

7. По ряду сфер деятельности, где имеются общие интересы гос-ва и мест. самоупр-я, могут созд-ся органы двойного подчинения (полиция). На органы полиции возложена как борьба с преступностью, кот. является гос. делом, так и охрана общ. порядка, относящаяся по закон-ву к вопросам местного значения.

Наши рекомендации