Разделение властей в современной России: теория и практика осуществления.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Разделение властей дополняется системой «сдержек и противовесов», позволяющей властям взаимно контролировать друг друга (конституц. суд. контроль, позволяющий в суд. порядке оспорить нормативно-правовые акты, если они противоречат законам и Конституции; ответственное перед парламентом в парламентских республиках и монархиях правительство, деятельность которого зависит от парламентского «вотума доверия»; контрассигнатура или «скрепаутверждение» принятых парламентом законов со стороны президента или монарха; и пр.).

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой гос. власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции РФ, одним из конституционных принципов федерат-го устр-ва страны) на 3 самост. ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Гос. власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Фед. Собрание — парламент РФ - законодательный и представительный орган.

Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды РФ — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и др. фед.суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе фед. органов власти поставлен на первое место и форм-но не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.

Хотя формально Президент РФ не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, след-но, не являются ни законами, ни суд. решениями, а носят исполнительный хар-р. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Гос. Думы, назначает председателя Правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти - "президентской". Но это противоречит статье 10 Конституции РФ, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента - назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами - являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство "осуществляет исполнительную власть в РФ". "Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства."

По закону "О Правительстве" правительство - высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Гос. органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции.Кроме президента, в конституции указаны и др. органы исполнит. власти, функции кот. не перечислены среди ф-ций прав-ва:· Администрация Президента РФ — обеспечивает деят-ть Президента РФ;

· Полномочные представители Президента РФ в фед. округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

· Органы прокуратуры РФ - генеральный прокурор назначается Советом Федерации — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;

· Центральный банк РФ - председатель Центр. банка назначается Гос. Думой — осн. функция, кот. он осущ-т независимо от др. органов гос. власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;

· Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;

· Счётная палата РФ — половина состава и председатель назначается Гос. Думой, половина - Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

· Уполномоченный по правам человека в РФ — рассматривает жалобы граждан РФ и др. заявителей на решения и действия гос. органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

· другие федеральные органы.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации.Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов гос. власти, как единство системы гос. власти, разделение гос. власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа гос. власти либо должностного лица, самостоят. осуществление органами гос. власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Разделение властей также включает в себя механизм сдержек и противовесов-т.е. установление взаимозависимости и взаимодействия и взаимного контроля между ветвями власти, с целями: 1) не допустить доминирование какой либо ветви власти над другими, 2) согласования стратегических целей, 3) обеспечение их функционирования как единой государственной власти.

Механизм сдержек и противовесов имеет следующие основные начала:

а) ветви власти имеют разные источники и способы формирования.

б) все органы имеют разные сроки полномочий;

в) каждая из ветвей власти обладает своими сдержками и противовесами.

Обобщая вопрос, разделение властей состоит в следующем:

1. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который принимает законы, обладающие высшей юридической силой.

2. Исполнительная власть должна заниматься организацией исполнения законов, должна быть ограничена в правотворчестве и должна быть подчинена главе государства или парламенту.

3. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенос центра власти на один из них.

4. Судебные органы независимы, действуют на основе законов и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, независимо от других властей. Каждая из властей имеет собственные исключительные полномочия.

5. Споры о компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти должны решаться на основе конституции в суде.

6. Наличие системы сдержек и противовесов для сбалансированности, уравновешенности властных полномочий различных ветвей.

Наши рекомендации