Объект исследования – социальные отношения и способы их регулирования с целью обеспечения и защиты социальных прав и свобод личности в обществе.

Предметом СР являются закономерности развития социальных процессов в обществе и их влияние на социальное самочувствие общества и индивида.

Объект и предмет СР, с одной стороны, обусловлены целями практической социальной работы, а с другой – влияют на границы и содержание теории и практики СР. Несмотря на различные формулировки объекта и предмета, они сходны в том, что в современных условиях СР выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.

Подходы отечественных ученых (В.И.Жуков, П.Д.Павленок, Л.В.Топчий, Е.И.Холостова и др.) к определению сущности и предмета СР связаны с изучением закономерностей социальных процессов и жизнедеятельности человека, его адаптацией к новым экономическим условиям, сопряженностью жизненных сил индивида, группы и средств их реализации в разных социальных ситуациях, связанных с формированием рыночных отношений в обществе.

На каждом историческом этапе определение предмета исследования в теории СР наполняется новым содержанием, имеет специфику в каждой стране. Предмет теории СР изменяется в ходе развития социального знания, социальной практики. По мере углубления понимания предмета, раскрытия его новых сторон происходит изменение представлений о содержании важнейших разделов теории СР.

Главной задачей теории социальной работы является систематизация научных знаний о ее объекте. Как отмечает российский ученый, генеральный секретарь Межрегиональной Общественной Организации «Ассоциация работников социальных служб» Л.В.Топчий, с первой половины 90-х гг. XX столетия теория социальной работы в России пытается выработать синтезированный подход к изучению проблем оказания профессиональной помощи человеку в трудной жизненной ситуации и формирования возможностей социального обустройства общества и государства.

Социальная работа как теоретическое знание может выступать системой по целому ряду оснований – с точки зрения неразрывной связи ее теоретической и эмпирической частей; как объединяющая знание многих наук, инвариантом которого выступает целостное постижение человека; как имеющая взаимосвязанные элементы науки – ее закономерности, принципы и методы и пр. Система закономерностей и принципов теории социальной работы носит целостный, направленный на позитивное преобразование социальной практики характер.

Социальная работа как вид теоретической деятельности характеризуется определенными уровнями знания.

Во-первых, фундаментальный уровень, формирующий базу знаний, на котором предпринимается попытка создания общей интегративной теории, разработки методологии и методики изучения практики социальной работы и путей ее оптимизации. Этот уровень связан с закономерностями и категориями науки.

Во-вторых, прикладной уровень, опирающийся на эмпирические исследования, где теоретические обобщения используются для решения социальных проблем и даются ответы на конкретные вопросы, связанные с совершенствованием организации и осуществления социальной работы.

В-третьих, социоинженерный уровень, обобщающий разработанные теоретиками нововведения. Они внедряются в практику социальной работы при помощи ее технологий, способствуя прогнозированию тенденций развития системы социальной работы и оценке ее эффективности. При этом теория социальной работы является целостной системой, структурные компоненты которой функционируют и развиваются во взаимодействии, причем каждый из них объективно влияет на изменение других компонентов и всей системы в целом.

Таким образом, социальная работа как теоретическая деятельность раскрывает свой объект познания и анализирует закономерности развития специфических процессов социальной сферы, связанных с оптимизацией жизнедеятельности в ней людей. Это позволяет практической социальной работе результативно функционировать на любом ее уровне.

№ 4. Определение статуса теории

Социальной работы

К проблеме определения статуса теории социальной работы как науки все более отчетливо обнаруживаются два подхода. Один из них предлагает рассматривать её как прикладную дисциплину. Другой ориентирует специалистов на более сложное структурирование и статус теории социальной работы как науки, включающей в себя фундаментальную и эмпирическую, прикладную проблематику, а также так называемые теории среднего уровня, аналогично структурированию современного социологического знания. Необходимо также выделить часто нефиксируемый, но очень существенный уровень структуры теории СР – уровень философских предпосылок.

Теоретическое обоснование социальной работы имеет три направления:

1) определяется место СР как науки в процессе развития таких дисциплин, как социальная философия, политология, социальная психология, культурология и др.;

2) ведется поиск сосбственной теоретической константы СР как специфического объекта исследования;

3) выявляется её взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

Как самостоятельная наука СР имеет следующие признаки:

– наличие предмета исследования;

– категориально-понятийный аппарат;

– наличие представлений, идей, объясняющих сущность, содержание СР;

– прикладной характер СР;

– наличие специфических закономерностей и принципов.

Социальная работа имеет свою структуру, элементы которой взаимосвязаны, выполняют особые функции и находятся во взаимодействии с другими элементами.

Одна из проблем теории социальной работы – определение её области познания и практики. В отечественной науке и практики выделяют два подхода к пониманию структуры социальной работы: узкий и широкий. Узкий подход основан на рассмотрении социальной работы как вида профессиональной деятельности, практики и науки. Широкий подход рассматривает социальную работу не только как профессию, науку, практическую деятельность, но и как часть социальной полики, социальный институт.

Холостова Е.И. представляет структуру профессиональной деятельности в СР как систему, включающую в себя ряд компонентов: субъект, объект, содержание, управление, цель и связывающие их в единое целое средства, функции, закономерности и принципы. Содержание предстает в двух аспектах: решение повседневных проблем клиента и решение задач в перспективе (предвидение и предотвращение острых социальных проблем в глобальном масштабе).

Фирсов М.В. в структуре социальной работы как области научного познания выделяет такие элементы как:

– теории, выступившие основой для социальной работы (социологические, психологические);

– совокупность знаний в социальной работе;

– принципы социальной работы.

Топчий Л.В. в теории социальной работы выделяет две части: общую теорию СР (предмет, объект, закономерности, принципы, методы, категориально-понятийный аппарат, уровни и формы работы) и прикладную (исследующую проблемы СР в различных отраслях социальной сферы).

По мнению Саралиевой З.Х. сущность социальной работы постигается через понимание её как системы. Системообразующими компонентами являются:

– социальное право и законодательство;

– социальная работа как отрасль научного знания;

– социальная работа как предмет вузовской подготовки (теория, технология, история СР и др.);

– социальная работа как профессиональная деятельность (имеет этический кодекс, требования к практической деятельности и др.);

– структура учреждений, осуществляющая СР;

– общественные объединения и благотворительные организации;

– институт волонтеров;

– просветительская деятельность.

Социальная работа может рассматриваться как социальный институт – это регулярная и долговременная социальная практика, санкционируемая и поддерживаемая с помощью социальных норм, имеющих важное значение в структуре общества. Институциональные признаки социальной работы: потребности общества в её функционировании и развитии; особая история развития (эволюции); существование социальных норм и правил, регулирующих социальную работу; четкое распределение функций, прав, обязанностей её участников; регулирование обществом взаимоотношений в рамках и за рамками этого института; наличие определенных социальных эталонов организации СР; функционирование учреждений в рамках которых организуется институт СР; кодекс СР; негласные правила, общественные и семейные запреты, традиции, обычаи, конституция и законы.

Социальная работа как учебная дисциплина в Российской Федерации, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы (в том числе зарубежный опыт), а также основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин в преломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию в конкретном социуме. Как учебная дисциплина она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, дать возможность вычленить из нее группу или отдельную личность, оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения.

№ 5. Место теории социальной работы в системе наук.

Социально-интегративный характер практики социальной работы обусловливает специфику ее теории, заключающуюся в комплексном, многомерно-диалектическом подходе к действительности, который вбирает в себя множество воззрений на человека, среду его жизнедеятельности и на возможность оказания ему помощи и поддержки. Это означает включение в изучение процесов социальной работы теоретических положений педагогических, экологических, экономических и многих других наук.

Основные методологические предпосылки своего развития теория социальной работы черпает из философских, психологических и социологических знаний.

Философия предоставляет методологию, т.е. систему принципов построения теоретической деятельности для всех наук. Вне зависимости от социокультурного контекста осмысления и идейных оснований, она объединяет теоретиков единой задачей – поиском принципа конституирования жизненного пространства личности. Кроме того, она предлагает теории социальной работы основной метод познавательной деятельности – метод рациональной реконструкции, интенсивной теоретизации и рефлексии.

Наши рекомендации