Научный этап становления социальной работы

Научный этап становления социальной работы связан со многими факторами его эволюции и прежде всего с изменением общественных связей и отношений, которые качественно изменились во многих странах к началу XX в. Какие же причины приводят к изменению парадигмы социальной помощи? Основными причинами были следующие:

• разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;

• урбанизация и индустриализация;

• увеличение социальных связей и расширение отношений, в которых стал задействован человек.

Таковы основные причины, повлиявшие на эволюцию социальной работы в целом. Каковы же макро-, мезо- и микрофакторы эволюции в начале XX в., приведшие к существенному изменению процесса помощи и становлению теории и практики социальной работы?

Макрофакторы эволюции:

• промышленная революция начала века;

• изменения социальной политики в области прав человека и его защиты;

• организация системы социального страхования для больных и престарелых.

Мезофакторы эволюции:

• смещение акцентов помощи с материального вспомоществования на обучение клиентов самостоятельно решать свои проблемы;

• изменение практической направленности деятельности социальных работников, переход от решения классовых проблем к решению конкретных проблем личности.

Микрофакторы эволюции:

• концентрация внимания социальных работников «на работе со случаем»;

• обоснование и внедрение в практику психоаналитических подходов «со случаем»;

• становление техник и методов индивидуальной работы, когда деятельность социального работника строится на основе запросов клиента.

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается М.Ричмонд (M.Richmond), описавшая метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался на основе медицинских методов, бихевиористической школы психологии, психоанализа З.Фрейда. Одной из первых книг М.Ричмонд в области теории социальной работы стал фундаментальный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях».

В 1917 г. выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М.Ричмонд описала теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы.

В 1921-1930 годы происходит «проникновение» психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. «Новая психология», представленная бихевиористской школой, школой Адлера, фрейдистской школой, школой Юнга, находит отражение в теории и практике социальной работы.

С 1922 г. М.Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», которые М.Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут приняты за основу этического кодекса социального работника.

Теоретическая деятельность М.Ричмонд заложила основы определенного подхода, школы социальной работы, известной под названием «диагностическая школа» (подход этой школы к социальной работе соответственно называется «диагностическим подходом»).

Другой подход в развитии теорий и практики социальной работы представлен в направлении, которое получило название «функциональная школа социальной работы ». Идеологами данного направления выступали О.Ранк (О.Rank) и Дж.Тафт (J.Taft).

В центре внимания функционального метода находится процесс, возникающий между социальным работником и клиентом. Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента.

ВРоссии периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом.

Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.).Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в. помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя на следующий день в другой) и подаяние милостыни.

Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (X-начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной системы социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи – подачи милостыни. Развитие княжеской благотворительности (раздача милостыни, принятие указов,

Период церковно-государственной благотворительности (XVI – XVII вв.).Постепенно начинают формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищими. При монастырях организовывались больницы. Помощь в приходах больным, нищим и др.

Период государственной благотворительности (XVIII – начало XX вв.). Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра I. По всем губерниям строяться богодельни для старых и увечных. Во второй половине XVIII века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Возникают первые специальные государственные учреждения для детей-сирот. Рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности. В конце XIX века выделилось ряд направлений общественного призрения: призрение незаконнорожденных младенцев, опека над подростками (детские приюты), призрение слепых и глухонемых, призрение престарелых и оказание врачебной помощи. Одним из самых крупных обществ в этот период было Императорское Человеколюбивое общество.

В конце XIX века возникло движение общинных сестер милосердия. Они помогали во время эпидемии и войн.

В этот период существовала благотворительность государственная, церковно-общественная, частная.

Период социального планирования (1917-1991).Происходит реформирование системы призрения. Благотворительность оценивается как одно из средств буржуазии. Все благотворительные организации были переданы государству. Отдельные формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения. Открываются новые детские дома. Осуществляется государственная поддержка нуждающихся. Одна из основных идей – социальная справедливость и всесторонняя забота о человеке.

Период социальной работы (с 1990-х гг.).Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица приводит к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные социальные программы. Формируется система помощи нуждающимся. В марте-апреле 1991 г. профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах. Превращение социальной работы как вида практической деятельности в институт российского общества означало, что социальная работа нуждается в кадровом и научном обеспечении. Началось формирование системы высшего и среднего специального образования по данному направлению и специальности. В настоящее время более 130 учебных заведений страны ведут подготовку специалистов по социальной работе.

Своеобразия национальной культуры оказывает влияние и на формирование национальных концепций теории СР.

Оформление отечественной теории СР представлено следующими циклами:

1) теория милостыни, или теория общественного примирения и согласия (период раннего средневековья). Основы теории милосердия развиваются здесь по трем основным направлениям: осмысление милосердия как философской категории, как христианского пути, как средства управления общественными отношениями;

2) теория призрения, которая со стороны государства первоначально оформлялась как теория нищепитательства (XIV-XVIII вв.). Доктрина помощи представляет собой нищелюбие. В рамках этой теории прослеживается его развитие от мирского нищепитательства к цивилизованным формам общественного призрения, к государственному этапу социальной помощи России;

3) познавательная модель помощи нуждающимся (XVIII в.) характеризуется тем, что богословские подходы к личности клиента заменяются социетальными, а индивидуальная судьба рассматривается вконтексте зримых нужд и проблем общества, в контексте его жизнедеятельности, норм и ценностей. В целом оформившиеся в этот период направления общественной мысли о помощи ближнему как со стороны Церкви, так и со стороны государства на рубеже XIX-XX вв. постепенно формируются в единый научный комплекс о частном и общественном призрении;

4) теория общественного (государственного) призрения выявила устойчивый интерес к формированию понятийного аппарата, стремление определить понятия в контексте мировой общественной мысли, что позволило осмыслить развитие социальной помощи в России в контексте зарубежного опыта, но с учетом национального и культурного своеобразия. Основными направлениями общественной и научной мысли о сущности общественной помощи были: теологическое и конфессиональное; правовое направление, теория законодательства в социальных вопросах; общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс; воспитание и исправительное воспитание; система организаций помощи; обучение специалистов и др.;

5) теория социального обеспечения (20-90-е гг. XX в.) прошла в своем развитии два этапа: первый (1919-1941) – понимание социальной помощи сузилось по сравнению с дореволюционным периодом и нашло свое выражение, прежде всего, в социальном обеспечении и социальном страховании в условиях социалистического общества; второй период – (50-конец 80-х гг.) отмечен развитием врачебно-трудовой экспертизы и методики социально-правовой реабилитации инвалидов;

6) теория социальной работы формируется с начала 90-х гг. XX в. Определяется научная область познания СР. В начальный период характерно определенное влияние американской теоретической школы. Продолжается стремительное развитие социального знания и социальной науки.

№ 2 Современное состояние и проблемы развития

Социальной работы.

В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. в Российской Федерации сформировались предпосылки для становления и развития профессиональной социальной работы. В большинстве стран социальная работа как самостоятельная профессия сложилась уже в начале прошлого века и достигла к его концу больших успехов. Ее развитие шло от практики к теории, от возникновения феноменов социальной помощи и поддержки – к попытке их осмыслить и объяснить.

Сегодня социальная работа как вид деятельности в сфере профессий типа «человек – человек» остается объективно необходимой для общества, т.к. посредством этой деятельности устанавливаются приемлемые отношения между личностью и социальной системой. Удовлетворяя потребность в социальной защите, прежде всего, социально уязвимых слоев населения, социальная работа призвана обеспечить оптимальное сочетание общественных и личных интересов, поскольку улучшение функционирования членов общества и совершенствование самого социума неразрывно связаны. Одновременно общество посредством социальной работы создает условия для активного участия человека в оптимизации собственной жизни, в осознании ее смысла, поэтому уровень развития социальной работы отражает степень цивилизованности общества.

Повышение внимания к социальной работе в мире в настоящее время вызывается обострением глобальных проблем человечества в экологической, экономической, демографической, коммуникативной сферах, обусловливающих противоречия социального развития. Среди них следует указать на отсутствие социальной и культурной безопасности, политическую нестабильность, обесценивание человеческой жизни, высокие темпы роста социального неравенства и пр.

В данных условиях социальная работа решает задачи, связанные с адаптацией общества и личности к социальным изменениям. При этом макросоциальные предпосылки развития социальной работы, связанные с глобализацией социума, дополняются микросоциальными.

В России специалисты называют факторами, способствующими выходу социальной работы на профессиональный уровень, с одной стороны, наличие разнообразных теоретических и практических моделей социальной защиты в «доперестроечный» период, которые нуждались в юридическом оформлении. С другой стороны, обострение кризисных явлений в экономике и значительное ухудшение социального здоровья общества в эпоху политических и социальных реформ 80-90-х гг. XX в., что потребовало объединения усилий государства и общества в направлении позитивной социализации личности.

В марте-апреле 1991 г. профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах. Превращение социальной работы как вида практической деятельности в институт российского общества означало, что социальная работа нуждается в кадровом и научном обеспечении. Началось формирование системы высшего и среднего специального образования по данному направлению и специальности. В настоящее время более 130 учебных заведений страны ведут подготовку специалистов по социальной работе.

Понятие «социальная работа» включает в себя несколько составляющих. С позиции статуса и квалификации субъектов деятельности, в ней выделяют профессиональную и непрофессиональную социальную работу. С точки зрения содержания самой деятельности, социальная работа рассматривается как вид научного знания, сфера практической деятельности и как учебная дисциплина. В области профессиональной социальной работы особо выделяют также деятельность специалистов высшего и среднего звена.

Говоря о теоретическом анализе практики социальной работы в России, следует заметить, что первоначальное накопление научных знаний в этой области включало в себя осмысление ведущих тенденций теоретической мысли зарубежных авторов, прежде всего европейских государств и США. Однако постепенно начала формироваться российская школа теории социальной работы, анализирующая отечественный опыт социальной практики и опирающаяся на собственные научные традиции и инновации. Появились российские учебники, монографии, диссертационные исследования, начали издаваться специализированные журналы. Социальная работа стала рассматриваться как наука, интегрирующая фундаментальные положения социального и гуманитарного знания, но имеющая свой объект и предмет изучения, методологию и методику.

За 15 лет в России сложился опыт практической деятельности в сфере социальной работы, предопределивший организационно-управленческие, экономические, технические, социально-психологические факторы ее дальнейшего развития. Появились новые формы деятельности и типы учреждений, направленные на совершенствование системы социальной защиты населения. Между тем, становление социальной работы в России выявляет существенное противоречие. Оно заключено, с одной стороны, в стремлении специалистов составить целостное представление о современных тенденциях оптимизации социальной работы и внедрить научные знания в практику, а с другой стороны, – в отсутствии у государства последовательной политики и ресурсных возможностей для развития социальной работы на современном уровне, что снижает мотивацию к продуктивной деятельности у ее субъектов. В результате теория социальной работы продолжает оставаться в стадии научной идентификации, соответственно, эвристическое обеспечение практики социальной работы не дает нужного импульса для развития системы социальной защиты и социальной политики.

Рассмотренные выше проблемы заставляют заинтересованных в результативности своего труда специалистов предпринимать новые попытки создания научных и учебно-методических текстов, раскрывающих их взгляды на концептуальные основы социальной работы.

В социальной работе пока не существует единой теории, теоретическое знание представлено различными научными школами, в рамках которых развиваются различные научно-практические парадигмы. Существуют и разные модели социальной работы. Социальная работа стала неотъемлемой частью общественного устройства. Социальная практика и социальная работа расширяется и усложняется.

XXI век заявляет о себе как о времени создания условий для устойчивого социального развития и формирования среды, благоприятной для реализации творческого потенциала личности. Искоренение нищеты, безработицы, социальной изоляции становятся главными заботами мирового сообщества.

Вырабатывая направления модернизации социальной сферы в России мы должны предложить комплексные решения, ориентируясь на утвержденную указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» — систему стратегических приоритетов, целей и мер, обеспечивающих устойчивое развитие государства на долгосрочную перспективу. Важнейшими из них являются: обеспечение социальной стабильности в обществе, повышение качества жизни российских граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, сокращение бедности, улучшение демографической ситуации через стимулирование рождаемости и сокращения смертности населения, поддержка социально значимой трудовой

занятости и системы защиты от безработицы, внедрение норм социальной поддержки отдельных категорий граждан, совершенствование института семьи, охраны материнства, отцовства и детства. Отдельные составляющие данная стратегии находят отражение и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Определяя пути модернизации социальной сферы, мы можем обратиться и к опыту зарубежных стран, ориентируясь на передовые достижения и успехи в социальной работе. Соединение этих двух составляющих позволит сделать процесс модернизации органичным, а наше движение по пути преобразований — эволюционным, с планомерным решением двуединой задачи, решение которой видится в следующем.

Первая задача. Опора в модернизации социальной сферы на лучшие современные идеи и образцы практической социальной работы за рубежом, среди которых можно назвать следующие:

1. Концепция социальной сплоченности. Общество социальной сплоченности — это общество, где все озадачены сокращением разрыва между бедными и богатыми, где человек с его индивидуальными проблемами и потребностями стоит во главе угла общества. Департамент социальной сплоченности в Совете Европы рассматривает вопросы борьбы с бедностью, защиты прав инвалидов, людей с проблемами психического здоровья, пожилых людей и детей, продвигает идеи национального благосостояния. Бедных людей немало и в России, и социальным работникам следует внимательнее отнестись к этой категории граждан.

2. Социальная Хартия — документ, являющийся обязательным для всех стран-членов Совета Европы, с помощью которого можно измерять уровень социального благосостояния и соблюдение прав человека в стране. Хартия ратифицирована и Россией, но недостаточно используется в практике работы.

3. Кодекс этики социальных работников — настольный документ специалистов за рубежом, определяющий основные цели и задачи профессии, формулирует ценности, этические нормы, формы поддержки самих социальных работников. Модернизация во многом зависит от сплочения социальных работников под эгидой своей профессиональной организации: сегодня в мире насчитывается 89 национальных ассоциаций, объединенных под эгидой Международной Федерации социальных работников (в их числе и ССОПиР).

4. Современные идеи модернизации социальной защиты населения: определение нуждаемости клиентов, более справедливое распределение мер социальной поддержки, введение прямых выплат инвалидам и пожилым людям, концепция разумного компромисса.

5. Модернизация условий труда социальных работников: обеспечение рабочего места современным оборудованием, возможности релаксации, снятия стресса, предотвращение профессионального выгорания, создание системы непрерывного образования специалистов и поощрения за профессионализм, достигнутые результаты.

Вторая задача. С опорой на накопленный в Минздравсоцразвитии и регионах нашей страны опыт и инновации разработать и реализовать программу модернизации социальной сферы в России, в которой главными направлениями являются следующие:

1. Модернизация отдельных типов учреждений, службы ухода на дому, пересмотр структуры социальных услуг, условий их оплаты, развитие рынков социальных услуг. Предстоит серьезная работа по переводу всей системы на новые организационные формы (преобразование государственных учреждений в форму казенных организаций, бюджетных с дополнительными полномочиями, автономных некоммерческих), что позволит внедрить платные социальные услуги, увеличив контингент получателей услуг и повысив их качество. Необходимо введение страховых платных услуг в стационарных учреждениях и расширение спектра социальных услуг — информационных, правовых, консультационных, психологических.

2. В перспективе вместо предоставления гарантированных услуг в натуральной форме гражданам может предоставляться прямая целевая выплата в виде социального сертификата, размер которой определяется стоимостью услуг, положенных данному гражданину. Сегодня уже внесены изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и в порядок предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала, с учетом изменяющихся реалий развития страны и инфляции (необходима ежегодная индексация средств и возможность их использования для улучшения жилищных условий).

3. Переход к новому программно-целевому механизму реализации мероприятий, предусмотренных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г. — в виде карт-проектов. Карты двух проектов уже утверждены 30 апреля 2010 г. Председателем Правительства РФ В. В. Путиным: «Поддержка социально незащищенных групп населения» и «Поддержка семьи». В ближайшее время в ряде субъектов РФ будет проводиться эксперимент по оказанию адресной социальной помощи бедным семьям на основе социального контракта, что будет способствовать переходу от иждивенческо-потребительской системы социальной защиты населения к системе активного партнерства государства и гражданина в решении его социальных проблем и обеспечении его социального благополучия. Социальный контракт станет инструментом адресной социальной помощи: государство берет на себя обязанность оказать помощь малоимущему трудоспособному индивиду, семье, а индивид берет на себя обязательства привести свою жизнь в порядок, получить профессию, устроиться на работу или начать свой бизнес.

4. Формирование нормативно-правовой базы модернизации и развитие механизмов организации социального обслуживания населения в РФ, что потребует внесения изменений в федеральный закон «Об основах со-циального обслуживания населения в Российской Федерации», разработки проекта Концепции развития социального обслуживания населения в РФ (предусматривающий, в частности, меры по оказанию эффективной поддержки семьям, предоставляющим родственный уход на дому пожилым людям и инвалидам) и формирования механизма привлечения негосударственных (частных) организаций для социального обслуживания населения (социальные гранты и социальный заказ). Инструментом привлечения бизнеса к работе в сфере социального обслуживания может стать частногосударственное партнерство: предоставление санаторно-курортных услуг, оказание реабилитационных услуг, предоставление социальных услуг в стационарных условиях и на дому.

5. Выработка принципиально новых решений, программ и подготовка законопроекта о внесении изменений в законодательство РФ по социальной защите инвалидов в связи с предстоящей ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов. Главной целью является формирование к 2015 г. условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими людьми, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к иным объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. В целях совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов предусматривается переход на принципиально новые классификации и критерии (с учетом «Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья») и организация межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными организациями инвалидов.

6. Использование ресурсов информационных технологий, совершенствование государственной статистической отчетности по вопросам социальной защиты населения с целью повышения ее информативности и практической направленности. Предстоит осуществить переход на электронный документооборот, создать общенациональную базу данных о социальной защите населения. Минздравсоцразвития РФ в 2010 г. организовало бесплатную многоканальную телефонную службу Call-Центр, в штате которого работают более 1100 человек, рабочие места оборудованы персональными компьютерами, ЖК-мониторами, синтезаторами речи и профессиональными гарнитурами (уникальность проекта в том, что операторами являются инвалиды).

7. Модернизация управления системой социальной защиты населения, требующая разработки системы критериев оценки эффективности разграничения полномочий в области социальной защиты населения между федеральным центром, субъектами РФ и муниципальными образованиями, выработки механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов с бизнес-сообществом, некоммерческими и иными общественными организациями. Необходимо обеспечить общественный и ведомственный контроль за деятельностью всех социальных служб, объемом и качеством оказываемых услуг, обеспечением прав и законных интересов обслуживаемых граждан. Одновременно следует способствовать развитию волонтерского движения, общественных инициатив в сфере содействия нуждающимся людям и работе социальных учреждений.

8. Переход от сметного финансирования к бюджетным ассигнованиям на основе государственного задания позволит выявить ресурсы и перспективы для дальнейшего развития. В условиях модернизации каждое учреждение должно иметь перспективную целевую программу на 5–10 лет вперед, эффективно использовать внутренние ресурсы, взаимодействовать с малым бизнесом и некоммерческими организациями. Законы рыночного развития приведут к сокращению государственного сектора в социальной сфере и формированию рынка социальных услуг, конкуренции, что будет способствовать расширению объема и повышению качества социального обслуживания. Модернизация будет способствовать созданию в ближайшее время целой сети малых предприятий, сервисных фирм, оказывающих социально-бытовые, санитарно-гигиенические и другие виды услуг, не входящие в гарантированный перечень. Это, в свою очередь, даст большое количество рабочих мест, позволит смягчить напряженность на рынке труда и перенацелить имеющиеся трудовые ресурсы в социальную сферу.

В заключение следует отметить, что успех модернизации и внедрения инноваций в социальной сфере во многом зависит от человеческого фактора — изменения сознания людей, сотрудников социальных служб, которые должны понимать смысл проводимых преобразований и иметь мотивацию для их проведения, стремиться постигать позитивный зарубежный опыт и выходить со своими инициативами по созданию системы современной социальной работы, отвечающей интересам нуждающихся в помощи людей и вызовам времени.

Необходимо выделить основные группы фундаментальных теоретических проблем, изучаемых данной наукой. Они представляют собой направления, по которым теория движется к пониманию сущности актуальных социальных проблем и взаимосвязей внутри ее многогранного объекта. В социальной работе это:

социетальные проблемы, связанные с синергетическими закономерностями развития социальных систем разного уровня;

проблемы феноменологической редукции, конструирования мира социальными субъектами;

проблемы оптимизации взаимосвязей теории социальной работы и других социальных наук – философии, социологии, психологии, социальной педагогики, социальной экологии, социального права, этики и пр.;

проблемы группообразования и специфики функционирования малых групп в социальной сфере;

проблемы социальных действий и социальных изменений, касающиеся многоуровневых субъектов и объектов социальной работы;

коммуникативные проблемы, касающиеся взаимодействий субъектов социальной работы;

проблемы социальной стратификации и неравенства в социально-экономической сфере;

проблемы нормы и социальных отклонений, связанные с образом жизни и поведением людей в обществе;

проблемы социального риска в жизнедеятельности общественных субъектов;

проблемы оказания многоуровневой социальной помощи клиентам социальных служб;

проблемы социального контроля как функции социальной работы;

социокультурные проблемы, связанные с современными формами знания и деятельности в социальной сфере;

проблемы профессиональной деятельности в системе социальной работы, ее мотивации и эффективности;

проблемы социального образования и специфики процесса обучения социальной работе;

проблемы управления системой социальной работы, формирования и реализации эффективной социальной политики;

проблемы, связанные с организацией негосударственных и непрофессиональных форм социальной помощи – благотворительности, спонсорства, меценатства, социальной помощи общественных и религиозных организаций и пр.

Кроме общетеоретических проблем на основе выделения приоритетных проблем социальной сферы можно выявить конкретные проблемные поля, требующие первоочередного внимания российских исследователей социальной работы. Это формирование условий для обеспечения успешного взаимодействия человека с окружающей средой; развитие профилактической социальной деятельности в различных подсистемах социальной сферы; обеспечение на научно-обоснованном уровне минимальных стандартов жизнедеятельности человека; сокращение социальных издержек рыночной экономики в интересах наиболее уязвимых слоев населения; актуализация человеческого потенциала и помощь субъектам в самореализации; концептуальный статус теории социальной работы; обеспечение высокого качества социального образования и др.

Многообразие и сложность проблем теории социальной работы позволяют определить ее место среди других наук, изучающих взаимоотношения человека и общества. Специалисты подчеркивают, что теория носит междисциплинарный и интегративный характер. Применение интегрального подхода к исследованию этих научных проблем позволяет поместить теорию социальной работы в центр социальных наук с точки зрения критерия оптимизации жизнедеятельности человека, возможной вследствие инициирования его жизненных сил и при помощи и поддержке социального работника. В данном ракурсе внимание науки сосредоточено на приобретении личностью социального благополучия, преодолении трудностей и улучшении социального самочувствия как цели и результате практической деятельности в социальной работе.

Поиск эффективности социальной работы в решении социальных проблем заставляет вновь обратиться к концепции социальных изменений как к основной теоретической парадигме в ее области. Изучение изменений с помощью синтеза разнообразных наук о человеке приводит к реализации триединой задачи – нахождению путей гармонизации взаимодействий личности и окружающей среды; становлению оптимальных отношений между людьми в обществе и группе; изменению ситуации самого клиента в жизненном мире на основе стимулирования его социального и личностного потенциала.

№ 3 Сущность теории социальной работы.

Первые теоретические исследования проблем социальной работы начались в России в 90-х гг. XX в. Такие ученые как С.И.Григорьев, Е.И.Холостова, В.И.Жуков, Л.Г.Гуслякова, М.В.Фирсов, Н.С.Данакин, Л.В.Топчий, А.С.Сорвина, В.Г.Бочарова, П.Д.Павленок, И.Г.Зайнышев, И.А.Зимняя, В.А.Никитин, А.М.Панов, В.Н.Ярская, Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки о помощи человеку в проблемных жизненных ситуациях. Предметное поле теории социальной работы, следовательно, формировалось как в рамках мирового опыта познания и социальной практики в этой сфере, так и в русле изучения специалистами особенностей функционирования и развития социальной сферы в России.

В результате сложились признаки научной идентификации социальной работы. Исследователям удалось определить границы социальной работы как вида деятельности и области познания, приступить к разработке ее теоретико-методологических основ, раскрыть содержание и методику процесса подготовки специалистов высшей квалификации. Был обозначен системный подход к формированию научной дисциплины; удалось выявить основную функцию теории социальной работы, состоящую в выработке объективных знаний в области социозащитной деятельности общества; обозначились контуры предмета, объекта, принципов и закономерностей науки.

В настоящее время в российской науке продолжается теоретическое осмысление социальной работы, основанное на постоянном приращении научного материала. При этом, если в начальный период развития теоретической основы российской социальной работы исследователи в основном исходили из объективного подхода к миру, предполагающего позитивистское понимание реальности, то в XXI в. многие авторы обращаются и к субъективистской, фе-номенологической методологии изучения социальных проблем.

Специалисты говорят о формировании научных школ и направлений разработки проблем теории, практики и образования в области социальной работы, возглавляемых такими исследователями как В.И.Жуков, А.В.Мартыненко, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, М.В.Фирсов и др. Эти научные школы в настоящее время сосредоточили свое внимание на создании единой концептуальной основы социальной работы как теоретического знания, профессии и института общества.

Между тем, следует констатировать, что официально социальная работа как область научного знания в России не признана, так как в документах ВАК отсутствует данная научная специальность, и, следовательно, теория социальной работы не имеет прочного правового статуса.

Становление методологических основ теории СР не только в России, но и во всем мире шло и идет в постоянных дискуссиях. Большинство российских ученых характеризуют теорию социальной работы как науку о закономерностях и принципах развития социальных процессов, связанных с оптимизацией жизнедеятельности личности в обществе. Многие авторы при этом обращают внимание на характер, направленность и динамику развития социальных процессов, а также на их эффективность с точки зрения социального самочувствия и благополучия людей.

Можно дать следующее определение: теория социальной работы - это наука о закономерностях и принципах развития и оптимизации гуманистической социальной деятельности – социальной работы.

Многоуровневость понятия «теория социальной работы» находит отражение прежде всего в её определениях. Существуют различные подходы к определению сущности теории СР.

К первой группе можно отнести следующие определения.

Наши рекомендации