Философия: наука, стр-ра, функции. Мировоззрение

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. ПИФАГОР. Предмет ф-ии исторически изменялся в тес­ной связи с развитием всех сторон дух. жизни об-ва, с развитием науки и самой ф-ой мысли. По методу философия есть рациональн. способ объяснения действит.

1. Античная Ф космоцентрична: в центре внимания философов проблемы космоса, поиска субстанции; 2. Классический период-на 1-й план выходит проблемы человека. 3. Средневек фил-я теоцентрична(на 1-м месте Бог) 4. Фил-я эпохи возрождения-гуманизм (в центре человек). 5.Ф-я нов. Врем. - поиск методов и спос. позн-я мира. Эмпиризм, рационализм.

6. Совр. фил-я – поиск целей и свойств человеч. сущ-я.

Методы (Метод - это способ построения и обоснования системы научного знания, совокупность приемов и ср-в практ-ого и теор-ого освоения дейст-ти), с помощью к-ых ф-ия изучает свой пред­мет, сводятся к ср-вам получения знания.

Проблема метода ф-ого познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-науч­ных методов к решению традиционных ф-их проблем. Метод фил-и называется ф-ой рефлексией. Исторически сложивши­мися формами ф-ой рефлексии явл-ся диалектика и метафизика, к-ые в своем конкретном истор-ом содержании определяют методо­логическую направленность ф-ого знания.

Крупными задачами философии являются: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Т.е. осн. ф-ции: критическая, методологическая, воспитательная, прогностическая, мировоззренческая, социальная, гуманитарная, аксиологическая. Методологическая функция Ф. заключается в направляющем действии на науки, что обусловливает их развитие оптимальным образом, помогает им преодолевать трудности своего развития. Ф. образует универсальную методологическую основу. С любой специальной наукой ф-ия относится не как целое с частью, а как общее с отдельным: каждая отдельная наука суть единство общего и особенного, неповторимого.

Еще выделяют практически-деятельную функцию Ф., которая заключается в том, что она превращается в орудие активного преобразовательного воздействие на окружающ. мир и на самого человека.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. В структуре мировоззрения выделяют следующие элементы:

* Миропонимание – познавательно - интеллектуальный ур.

* Мироощущение – эмоционально - психологический ур.

* Мироотношение – наличие побуждений к активности.

Разновидностями миропонимания являются обыденно-практическое и теоретическое мировоззрение.

Обыденно-практическое мировоззрение имеет стихийный, эмоциональный, несистематизированный характер, недостаточно защищено от ошибок. В отличие от него, теоретическое мировоззрение – это более систематизированный комплекс представлений, оценок, установок, которые обеспечивают целостное видение мира и места в нем человека, его жизненные позиции, определяющие деятельность человека. Часто в фил-ой лит-ре обыденное мир-ие наз-­ся мироощущением, а теоретическое - как миропонимание. Мировоззрение – неотъемлемый атрибут человеческого сознания.

Исторически сложившиеся типы мировоззрения: мифология, религия, искусство (обыденный уровень), наука, ф-ия (теоретический).

Мифология – форма мир-ия, хар-ая для ранних этапов челов. истории, основан. на вере в сущ-ие сверхъестеств. силы. Осн. принцип – антропоморфизм(проекция чел-их кач-в и св-в на явления природной и соц. жизни).

Религия - основанная на вере в сущ-ие 1 или неск-их богов (чел-к – создание бога по его образу и подобию; мир делится на естеств. и свехъестеств).

Собственно ф-ия.

Наука – сфера чел-ой деят-ти, цель – изучение предметов и процессов природы, об-ва, мышления, их св-в, отношений и закономерностей.

Искусство – специфич-ая форма об-ого сознания и чел-ой деят-ти, отражение действит-ти в худ. образах, 1 из важнейших способов эстетического освоения мира.

Онтология; Гносеология; Логика, Аксиология, Этика, Эстетика, История философии.

Наши рекомендации