Содружество Независимых Государств: создание, правовая природа, членство, цели, принципы. Экономическая и политическая интеграция в рамках СНГ.

Решение о создании СНГ было принято руководителями России, Белоруссии и Украины на встрече в Минске 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СНГ констатируется, что СССР как субъект МП больше не сущестувует

Целями Содружества являются:

1. осуществление сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях;

2. развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства;

3. обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП

4. свободное общение и передвижение граждан в Содружестве;

5. правовая помощь и сотрудничество в иных сферах отношений;

6. мирное разрешение споров между государствами - членами СНГ

Членство в Содружестве основано на началах суверенного равенства государств. Членами СНГ являются страны, ратифицировавшие Соглашение о создании СНГ 1991 г. и Протокол к нему. Членами СНГ могли стать также те государства, которые приняли на себя обязательства по Уставу до 22 января 1994 г. После этой даты участником СНГ может стать государство, которое разделяет цели и принципы Содружества и принимает на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.

Уставом СНГ предусматривается также возможность ассоциированного членства. Кроме того, страны - не члены СНГ могут принимать участие в работе органов Содружества в качестве наблюдателей.

Государство -участник СНГ вправе выйти из Содружества, известив об этом депозитария Устава СНГ (Правительство Белоруссии) за 12 месяцев до даты выхода

В настоящее время в СНГ участвуют все республики бывшего СССР, за исключением прибалтийских и в некоторых случаях — Украины

Правовая природа:

1. СНГ создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства, а именно это обстоятельство имеется в виду при оценке производной правосубъектности международной организации

2. СНГ имеет свой устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов, а именно такие черты характеризуют функциональную правосубъектность международной организации

3. СНГ имеет четкую организационную структуру, разветвленную систему органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных институтов

И хотя в самом Уставе лишь государства-члены именуются субъектами МП, есть достаточные основания определить юридическую природу СНГ как региональной международной организации, как субъекта МП.

Принципы:

1. Взаимное признание и уважение государственного суверенитета и суверенного равенства

2. неотъемлемого права на самоопределение

3. равноправия

4. невмешательства во внутренние дела

5. отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления

6. мирного урегулирования споров

7. уважения прав и свобод человека

8. добросовестного выполнения обязательств

9. и других общепризнанных принципов и норм МП

Высшим органом СНГ является Совет глав государств, который уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с деятельностью членов СНГ в сфере их общих интересов. Совет собирается на заседания 2 раза в год и может проводить внеочередные заседания по инициативе одного из государств-членов

Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:

1. межгосударственная ассоциация свободной торговли;

2. таможенный союз;

3. общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

4. валютный союз.

Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся стран.

Был учрежден постоянно действующий орган Экономического союза - Межгосударственный экономический комитет.

В целях реализации Договора о создании экономического союза в 1994 г. было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли. Зона свободной торговли являлась переходным этапом к формированию единого Таможенного союза, который складывается в на­стоящее время на территории государств -членов СНГ.

Для обеспечения функционирования Таможенного союза учрежден Таможенный совет, в функции которого входят разработка и рассмотрение предложений по основным направлениям таможенной политики стран.

На основании Меморандума правительств Белоруссии, Казахстана и России об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза 1995 г. тройственный Союз формируется в два этапа. На первом этапе отменяются тарифные и количественные ограничения в торговле между его участниками, устанавливаются одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе объединяются таможенные территории в единую таможенную территорию, тамо­женный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. В 1995 г. были приняты Основы таможенного законодательства государств - участников СНГ

Созданы координационные органы СНГ: в области внешнеполитической деятельности - Совет министров иностранных дел; в области коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества — Совет министров обороны


Наши рекомендации