Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
В.Д.Шуверова,
профессор, доктор исторических наук
Пятилетие Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан подтверждает, что эти Основные Законы «работают», полностью выполняя предназначенные функции. Велика роль Конституций в утверждении демократического правового государства как на уровне Российской Федерации, так и Республики Башкортостан. Эффективное действие этих двух Конституций зависит от того, насколько они усвоены и поддерживаются миллионами граждан всей России и Башкортостана. В этой связи важно формирование во всем обществе правовой культуры, которая способствует процессу повышения действенности Конституций.
В последнее время среди ученых и политиков идутдискуссии попроблеме целесообразности внесения изменений в КонституциюРоссийской Федерации. Представляется, что это сложная проблема, и в данном случае лучше руководствоваться принципом не «семь раз отрежь, а потом отмерь», а «семь раз отмерь, а одинраз отрежь». Неслучайно, по нашему мнению, в Конституции России введен «жесткий» механизм внесения поправок в нее, требующий квалифицированного большинства (трех пятых от общего числа членов Совета Федерации и Госдумы) в ходе голосования по инициированию процесса пересмотра положений глав 1, 2, 9 Конституций; положения остальных глав пересматриваются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона, но нуждаются в одобрении органами законодательной власти не менее, чем двух третей субъектов Российской Федерации. Вместе с тем «жесткость» Российской Конституции не означает, что ее текст будет неизменным.
Мировой опыт показывает, что конституционный процесс - сложный и неоднозначный. Например, Англия до сих пор не имеет Основного Закона страны, хотя комплекс юридических актов начиная с «Хабеас корпус акт» и «Билля о правах» (XVII век) и до настоящего времени, а также традиций составляют ее Конституцию. Английская королева Елизавета II так пошутила в свое время: «В Великобритании восемь веков пишут Конституцию и не могут закончить этот процесс, так как совершенству нет предела; а вы в России хотите сразу, за один год, получить совершенный
Основной Закон».На наш взгляд, очень остра проблема Северной Ирландии в рамках Соединенного Королевства Великобритании, которая более тридцати лет решается на государственном уровне, в том числе с помощью правовых механизмов.
Неоднозначны проблемы федеративных отношений и в США, где выходцы из Европы и других континентов осваивали чужие земли, поэтому стал возможен административно-территориальный принцип строительства американской федерации. В нашей стране народы жили на своих землях зеками, поэтому необходимо учитывать национальную специфику в процессе формирования правовых основ и принципов Российского федеративного государства, в первую очередь в Конституции России и Конституциях ее республик, в том числе Республики Башкортостан.
Безусловно, нужно знать опыт и ФРГ, но важно учитывать историческую специфику создания немецкого государства, когда в 1871 году «железный канцлер» Бисмарк «железной» рукой объединял удельные княжества в единую Германию,-
Канадский федерализм также переживает нелучшие времена, несмотря на активную политику органов государственной власти по поиску компромиссов между федеральным центром и провинцией Квебек (в которой неоднократно проводились референдумы по вопросу о ее выходе из состава канадской федерации, причем на последнем (1995 г.) за выход проголосовали 49,4%, а «против» 50,60/o). Представляется, что печальный опыт нашей страны уберег канадцев от повторения ошибок, позволив им остаться на позициях здравого смысла. Таким образом, опыт других стран ценен и полезен при изучении проблем, возникающих в других федерациях, но не может автоматически переноситься и экстраполироваться на нашу страну.
Анализ мнений и суждений участников конференции, посвященной пятилетию Конституции Республики Башкортостан, позволит выработать подходы к совершенствованию конституционного механизма, оптимизации взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Башкортостан. Важную роль в этом процессе должно сыграть исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 1995 года «О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации».
Данный Указ Президента Российской Федерации предусматривает важный механизм устранения возможных разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в применении Президентом Российской Федерации со-
гласительных процедур для разрешения таких разногласий в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации. С этой целью была образована Комиссия при Президенте Российской Федерации по взаимодействию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, по нашему мнению, указанные выше правовые механизмы будут способствовать более эффективному сотрудничеству федеральных органов государственной власти и'органов государственной власти субъектов Федерации по совершенствованию и гармонизации своих взаимоотношений, в том числе в правовой сфере. Все это делается во имя созидания, а не разрушения конструктивного взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов, в числе которых Республика Башкортостан, во имя и на благо народов России и Башкортостана.