Договорные отношения и становление гражданского общества
Р.И.Султанов,
депутат Государственной Думы
Создавая основы нового, современного общества, человечество постепенно перестает ориентироваться лишь на количественный рост материальных составляющих общественного богатства. Происходит смена приоритетов не только в экономическом росте, но и в социальной политике. Она становится более гибкой и не сводится к защите интересов «вообще» граждан, а ориентируется на формирование благоприятных условий для реализации интересов всех местных сообществ. Данный процесс протекает в Российской Федерации болезненно ввиду сопротивления центральной бюрократии росту влияния субъектов Федерации на принятие решений, которые ранее входили в прерогативу Центра, неприятия ею самого факта существования интересов местных сообществ, не говоря уже об их признании как одного из факторов умножения общественного богатства.
Развитие унитарного государства в демократическую федерацию -процесс, соответствующий глубоким качественным изменениям, которые происходятво всем мировом сообществе. Задача российских политиков -своевременно учитывать эти изменения в практике государственного строительства.Без постоянного внимания к нормам и принципам федеративного устройства лозунг федерализации может превратиться, как свидетельствуетистория нашей страны, в нечто дурное по своим последствиям и станет прикрытием унитарной государственности,кризис которой и вызвал к жизни необходимость радикальных перемен.
Федерализм в условиях России - краеугольный камень в строительстве современного демократического государства, Он дает простор диверсификации форм контроля над публичной властью и возможность ее ограничения с помощью распределения ответственности и компетенции между федеральным Центром и нижестоящими уровнями государственной власти. Можно сказать, что федерализм хорош уже тем, что приближает носителей власти, политиков к рядовым гражданам посредством организации принятия решений на том уровне, где, собственно, и возникает потребность в их принятии.
Федеративная организация государства гораздо эффективнее,чемунитарная, в плане учета интеграционных запросов разнородных частей общества.При этом онасохраняет их самостоятельность и, что не менее
важно, в России она соответствует парадигме самоидентификации, которая традиционно учитывает как чисто территориальный, так и национально-территориальный принцип. Не надо их противопоставлять, и, тем более, ратовать за переход к чисто территориальной организации управления, поскольку помимо восстановления культурной памяти, духовной основы жизни народов, давших название республикам - национально-территориальным образованиям, признанным Конституцией Российской Федерации в качестве суверенных государств в составе Федерации, они противодействуют риску злоупотребления властью Центром.
Советский опыт сочетания административно-территориального подхода с национально-территориальным в целом можно оценить положительно. Такое государственное устройство для исторической России носило прогрессивный характер, дало ее народам надеждуна самосохранение и развитие. Другое дело, что надежда эта не вполне оправдалась, главной причиной чего была конкретная практика национальной политики, оказавшаяся далекой от декларированных целей.
Движение России к современным формам федерализма диктуется объективными факторами: огромными размерами ее территории и многонациональнымсоставом населения, существованием регионов с компактным проживанием народов, стремящихся иметь те или иные формы своей национальной государственности. Единство и территориальная целостность обновляющейся России могут быть обеспечены только последовательной децентрализацией государственной власти, ибо, когда вся власть сосредоточенав Центре, ею невозможно распорядиться эффективно. Федерализация - непрерывное движение, цель которого - формирование реальных федеративных отношений, построенных на действительном балансе интересов Центра и субъектов Федерации, их солидарной ответственности за демократическое развитие России, в которой права человека и права народов не противопоставлены, а дополняют друг друга.
Федеративный договор дал пример разумного компромисса интересов Центра и субъектов Федерации, цивилизованного решения проблем. Он не только закрепил уже сложившийся баланс их интересов, а, во-первых, гарантировал самоуправление народов, проживающих в субъектах Федерации от неоправданного вмешательства Центра, и, во-вторых, гарантировал Федерациюот действий, ведущих к разрушению единого государства. :
Договоры субъектов Федерации сЦентром о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий можно рассматривать как правовое средство обеспечения субъектами Федерацииих статуса, планкуразумной суверенизации, к которой они приближаются и которую
сообща приподнимают в рамках КонституцииРоссийской Федерации, разрешая практические вопросы реализациисвоего статуса.
Главный порок традиционного устройства Россиисостоял в том, чтоправа субъектов Федерации определялись Центром. Между тем реальный федерализм требует обратного порядка: определениеперечня полномочий Федерации, за рамки которого Центр выходить не может. Неслучайно подход кобновлению Федерации у ряда субъектовФедерации строитсянаидее наделенияЦентра полномочиями, делегируемыми ему субъектами Федерации. Их беспокоит тот факт,что Центр подминает субъекты Федерациипод себя, добивается, чтобы они легитимировали «демократический»центр - не менеежесткий, чем прежний «имперский». Субъекты Федерациихотят и должны иметь гарантию защиты от политиков Центра, с трудомотвыкающих от унитаристского менталитета уходящей эпохи. Совершенноочевидно, что объем самостоятельных полномочий субъектов Федерации, пределы и формы той властной деятельности, вкоторую не могут вторгаться федеральные органы власти и управления - не столько юридическая,сколько политическая проблема, ставшая камнем преткновенияв отношениях федерального центра с республиками и целымирегионами.
Когда политики, ратующие за укрепление единстваРоссии, вразноскритикуют КонституциюРоссийской Федерации, Конституции республик вее составе, процессподписания договоров междуЦентром и субъектами Федерации, они извращают суть федерализма. Их требование создания симметричной федерации невыполнимо, да и сам принцип правовой симметрии недостаточен дляобеспечения жизнеспособности федерации.С одной стороны КонституцияРоссии исходитиз того, что все субъекты Федерацииравноправны. С другой, - она определяет республики государствами. Стремление игнорировать объективные факторы путем искусственного выравнивания правового статуса всех частей федерации приносит только вред.Учет национального и регионального факторов - необходимое требование демократического устройства любого государства, независимо от размера национальныхгрупп, проживающиха нем.
Особые права республик естественны и уместны для нашей асимметричной федерации. Признаниеособого статуса республик в составе Российской Федерации связано с признаниемих исключительных полномочий в определенных сферах, в первую очередь в проведении демографической и культурной политики. В этом случае руководство республики обязывается учитывать и может учитывать реальные интересы конкретной этнокультурной группы, а также представляет в ее распоряжение набор средств, необходимых для обеспеченияэтнической сохранности и даже
для проведения антнассимиляционныхмер на территорииреспублики.Федерализм для россиян пока не стал нормативным принципом,хотя все политики призывают их следовать ценностям демократического плюрализма. Демократия порождается компромиссами и сама порождает четкие легальные структуры политической жизни. Демократия диктует установку на диалог, рациональное понимание каждым участником политической игры своего «интереса», стремление разумносочетать его с интересами других. Политика- это искусство приобретениявсего, что только можно получить с помощью посредничества и компромисса на благо той заинтересованной группы, которуювы представляете. Компромисс- это не только самодостаточный политический идеал, но еще и весьма существенное отличительное свойство демократиикак формы правления.
Федеративное государство базируется на гарантии суверенности субъектов Федерации для самостоятельного решения ими вопросов в рамках своей компетенции. Проблема баланса власти Центра и субъектов Федерации находит выражение в разграничении полномочий между ними и решается путем закрепления предметов исключительного ведения и полномочий Федерации, сферы общих предметов ведения Федерации и субъектов и исключительных предметов ведения и полномочий субъектов Федерации.
Федеративные структуры необходимы для проведения в жизнь принципов демократии и защиты прав человека, но, как и другие социальные институты, автоматически они не работают. Жизнь ставит целый ряд серьезных вопросов: какие механизмы нужны на федеральном уровне, , чтобы обеспечить соблюдение демократических принципов в каждом субъекте Федерации? Какими должны быть административные структуры, чтобы существовали не просто местные и региональные органы управления, но реальная демократия на местах и в регионах?
Проблем много. В данном случае можно отметить лишь три конкретных вопроса. Прежде всего, это вопрос о разделении властных полномочий и ответственности между Центром и субъектами Федерации. Второй вопрос - регулирование конфликтов, касающихся властных полномочий, третий - способы и пределы администрирования в федеративном государстве. Сама Конституция Российской Федерации предусматривает состязательность между тремя источниками власти: собственно Конституцией, Федеративным договором и соглашениями или договорами, которые могут заключаться между Федерацией, с одной стороны, и отдельными ее субъектами, - с другой. Существенной частью современного федерализма является отсутствие у Центра монополии на формирование федеральных законов.
Это очень важная черта федеративного устройства, общий принцип политического порядка, именуемого демократическим: любой орган, наделенный властью, должен признавать властные полномочия другихорганов и считаться с этими полномочиями.
Вторая проблема - разрешениеспоров и конфликтов междуФедерацией и ее субъектами.На вопрос - должны лиих споры о полномочиях и компетенциисторон представляться для разбирательства в Конституционный суд или разрешаться совместными усилиями сторон в ходе консультаций, переговоров, в том числе и с участием посредников? - можноответить, что напрактике сложиласьнекая смесь переговорныхи судебныхпроцедур разрешения споров - и это правильно, поскольку уменьшает опасность придания Конституционному суду роли политической дубинки.
Последняя проблема касается исполнения законов, проведения их в жизнь. Это вопрос единства исполнительной власти, предусмотренный статьей 72 Конституции Российской Федерации, которая гласит: органы федеральной исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации составляют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Нельзя сейчас предсказать, к чему этот конституционный принцип «единства» приведет в будущем. Памятуя о прошлом, можно предположить, что легче всего сформировать структуру, при которой федеральные органы исполнительной власти будут стремиться к «тотальному» присутствию во всех регионах Российской Федерации и в результате возникнет дорогостоящая система «двоевластия», чреватая дублированием административных функций и конфликтами по вопросам компетенции. К сожалению, в России заметна тенденция вмешательства органов федеральной исполнительной власти в деятельность любых органов исполнительной власти, что влечет за собой риск нарушения самостоятельности субъектов Федерации.
Пункт 3 статьи 11 КонституцииРоссийской Федерации, указывающий в числе регуляторов разграничения предметов ведения и полномочий Конституцию, Федеративный договор и «иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий», входит в главу I «Основы конституционного строя», положениям которойне могут противоречить положения других частей Конституции, федеральные и иные законы Российской Федерации. Поскольку разграничивать можно лишьте предметы ведения, которые имеются у сторон договорного процесса, договорымогут изменять положения статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации. Вот почему перевод отдельных вопросов из содержания статьи 71 в совместное ведение, аиз статьи 72 введение субъекта Федерации является вполне конституционным актом в случае, если нет нарушенийоснов конституци-
онного строя России. Договоры органов власти Федерации и органов власти ее субъектов - своеобразные дополнения к Конституции Российской Федерации, непосредственно определяющие механизм ее реализации в субъектах Федерации и имеющие верховенство перед федеральными законами. Недопустимо регулировать текущим законодательством содержание подобных договоров и заявлять, что Конституция России не действует или нарушается в сфере действия двусторонних договоров, ибо последние являются одним из предусмотренных механизмов ее реализации,
Процесс создания в России новой демократической Федерации только начинается и совершенствование Конституций Федерации и ее субъектов можно уподобить улице с двухсторонним движением, на которой все соблюдают принцип взаимной вежливости. Только учет специфики каждого субъекта Федерации, уважение к скрепляющим Федерацию договорам и соглашениям позволят построить в России реальное федеративное государство, основанное на согласии всех входящих в Федерацию субъектов. В принятых на федеральном уровне нормативных правовых актах должны быть ссылки на возможность регулирования их с учетом местных условий законами субъектов Федерации. Ранее принятые законы субъектов Федерации должны учитываться в федеральном законодательстве. У субъектов Федерации должно быть право не применять на своей территории неудобное им решение большинства, не препятствуя его применению на территориях тех субъектов Федерации, которые с ним согласны и за него проголосовали. Это ограниченное вето не срывает принятия общего решения, но препятствует его применению вопреки воле субъекта Федерации на его территории.