Смутное время. становление российского самодержавия.

Цели и задачи семинарского занятия:

Реконструировать портрет первого русского царя Ивана Грозного, как личности и политика. Выявить причины неоднозначной оценки его в истории. Рассмотреть внутреннюю и внешнюю политику Ивана Грозного и ее последствия для истории России. Выявить причины смутного времени и его последствия. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.

Плансеминарского занятия:

1. Иван IV Грозный: судьба царя – судьба страны.

2. Период реформ Избранной Рады.

3. Опричнина и ее цели.Сущность и последствия.

4. Внешняя политика Ивана Грозного.Цели, направления, итоги.

5. Русская смута.Причины, этапы, политические альтернативы.

Темы докладов и сообщений:

1. Опричнина Ивана Грозного в оценках современников и потомков.

2. Феномен самозванничества и русские самозванцы.

3. Медицина эпохи Ивана Грозного.

4. Культура в XV – XVI вв.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Ленинград, 1988

2. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.

3. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

4. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

5. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в.- М., 1991, кн. 1.

6. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

7. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

8. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.

9. Ключевский В.О. – любые издания

10. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.

11. Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина. - М., 1986

12. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 2005

13. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

14. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987

15. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М., 2007

16. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.

17. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. Смута. - М.: Издательство: Мысль, 1988

18. Скрынников Р.Г. Василий Шуйский. М.: АСТ, 2002

19. Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия.- М.: АСТ, 2003

20. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – любые издания

21. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.

22. Татищев В. Н. История Российская. Ч. 1 – 4. М., 2011.

Задание для самостоятельной работы:

1.Заполните пустые колонки в таблице «Политика Ивана IV и Избранной Рады»:

Политические события Основные мероприятия и их содержание Значение и последствия
1. Принятие титула «царь» (1547 г.) Коронация в Успенском соборе Московского кремля. 1. Повышение внешнеполитического статуса государства. 2. Укрепление центральной власти. 3. …
2. Создание основ сословно-представительной монархии      
4. Реформы центрального управления 1. Создание приказной системы управления. 2.…  
5. Реформы местного управления      
5. Военная реформа    
5. Внешнеполитическая деятельность   1. Установление русско-английской торговли через Архангельск. 2.…  
7.    


2. Заполните пустые колонки в таблице «Периоды Смутного времени»:

Период Кто у власти (претендует на власть) Основные события Последствия для страны
1.      
2.      
     

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Порядок занятия должностей по знатности происхождения в древнерусском государстве:

а: местничество

б: кормление

в: полюдье

г: пожилое

2. Территория, выведенная в середине XVI в. из-под управления Земским Собором и Боярской Думы:

а: опричнина

б: Государев двор

в: земщина

г: посад

3. Царь, впервые избранный на Земском Соборе:

а: Михаил Романов

б: Борис Годунов

в: Василий Шуйский

г: Алексей Михайлович Романов

4. Великая Смута в России происходила в:

а: начале XVIIв.

б: в XVIII в.

в: в XV в.

г: в XIX в.

5. Годы правления Ивана IV:

а: 1505-1533гг.

б: 1533-1584гг.

в: 1584-1598гг.

г: 1598-1605гг.

6. Первый русский царь был венчан на царство в:

а: 1547 г.

б: 1682 г.

в: 1487 г.

г: 1359 г.

7. «Избранной радой» во времена Ивана IV называли:

а: Земский собор

б: Боярскую Думу

в: неформальный кружок реформаторов при царе

г: оппозиционную группу бояр

8. Сословно-представительная монархия в России оформилась:

а: в конце XV в. при Иване III

б: в середине XVI в. при Иване IV

в: при Петре I

г: при Александре I

9. В ходе реформы местного управления в 50-х гг.XVI в. полномочия были переданы:

а: наместникам

б: губернаторам

в: губным и земским старостам

г: воеводам

10. «Служилые люди по прибору» - это:

а: дворяне

б: стрельцы

в: наемные иноземцы

г: дети боярские

11. Опричнина была введена Иваном Грозным в:

а: 1550г.

б: 1564г.

в: 1565г.

г: 1572г.

12. Храм Покрова Богородицы на Рву (Василия Блаженного) был построен в честь:

а: взятия Казани

б: взятия Астрахани

в: покорения Сибири

г: в память о погибших в Ливонской войне

13. «Заповедные лета» - это:

а: срок сыска беглых крестьян

б: запрещение вести междоусобные войны и местнические споры

в: запрещение крестьянских переходов от одного землевладельца к другому

г: период, в который крестьяне могли совершить переход от одного владельца к другому за неделю до и после Юрьева дня

14. Казань и Астрахань были присоединены к России:

а: в XVIII в. Петром Великим

б: в XVв.Иваном III

в: в. XVIв.Иваном Грозным

г: в XVIII в. Екатериной Великой

15. Ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского освободило Москву от польских оккупантов в:

а: 1609 г.

б: 1612 г.

в: 1605 г.

г: 1601 г.

Семинар 4.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СТРАНЫ В НОВОЕ ВРЕМЯ И ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

Цели и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть альтернативы выхода России из Смуты. Охарактеризовать политическую, социально – экономическую и духовную жизнь России XVII века. Проанализировать деятельность Петра I в оценках современников и потомков. Рассмотреть предпосылки, сущность и значение широкомасштабных реформ Петра I, дать оценку начала модернизации страны. Рассмотреть основные направления внешней политики Петра I и изменения геополитического положения России. Показать процесс трансформации государственного устройства – от Московского царства к Российской империи. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.

Раскрыть причины дворцовых переворотов. Оценить внутреннюю и внешнюю политику российских монархов эпохи дворцовых переворотов. Дать оценку роли Екатерины II в истории России. Раскрыть суть понятия «просвещенный абсолютизм в России». Охарактеризовать особенности культуры в данный период.

Плансеминарского занятия:

1. Восстановление государственности на Руси: условия, особенности, альтернативы.

2. Реформы Петра I. Результаты, ход, методы и цена петровских преобразований.

3. Причины дворцовых переворотов. Основные направления политики российских монархов в 1725 – 1762 гг.

4. Екатерина Великая.

Темы докладов и сообщений:

1. Культура и быт петровской эпохи – европеизация страны.

2. Екатерина Великая (политический портрет).

3. Русские врачи XVIII в. и первые школы лекарей.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? М., 2008.

2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России. IX-начало XX в. - М., 1991, кн. 1.

5. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

6. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

7. Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2010.

8. Ключевский В.О. – в любых изданиях

9. Ключевский В. О. Полный курс русской истории. СПб.: Астрель-СПб, 2010.

10. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей.- М., 1993

11. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

12. Нестеров Ф. Связь времен.- М., 1987

13. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.,1990

14. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.

15. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007

16. Скрынников Р.Г. Михаил Романов. – М.: АСТ, 2005

17. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М.: Эксмо, 2009.

18. http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm-Полные лекции по истории: Ключевский В.О., Соловьев С.М., Карамзин Н.М., Г.В. Вернадский, Н.И. Костомаров и другие авторы; учебники по истории.

19. http://www.tverlib.ru/peter - "...сё есть Петр, отечества Отец..." сайт рассказывает о жизни и деятельности Петра Великого (хронология, сподвижники, реформы, библиография). ekaterina2.bnd.ru сайт "Екатерина II Великая" История России екатерининской эпохи. Биография, Хронология, Сочинения Екатерины II, Портретная галерея, Персоны XVIII века, Статьи по истории, Небольшая библиотека художественной литературы и др.

20. http://historydoc.edu.ru-Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы

Задание для самостоятельной работы:

1. Охарактеризуйте вклад в развитие государства ближайших сподвижников Петра I:Ф.М. и П.М. Апраксины, Б.П. Шереметьев, А.М. и Г.И.Головины, А.Д. Меньшиков, Ф. Прокопович.

2. Прочтите представленные ниже тексты № 1 – № 7 и письменно ответьте на следующие вопросы:

1-й. Какие варианты оценочных позиций (современники, потомки) представлены в текстах?

2-й. Кто, на ваш взгляд, предложил самую резкую критику. Реконструируйте основания для данной оценки.

3-й. Реконструируйте позитивную позицию по текстам.

4-й. Сравните полученные характеристики. Как вы можете объяснить противоречивость оценок? Какие контексты (личность, политик) для оценки Петра I используют авторы?

5-й. Какие деяния авторы ставят в заслуги и ошибки Петру? Согласны ли вы с данными суждениями, как бы вы ответили на этот вопрос?

6-й. Как вы думаете, почему личность и реформы Петра I вызывают столько споров, будь-то у современников или потомков? Почему вопрос о цене петровских преобразований остается открытым до сих пор?

7-й. Предложите и аргументируйте свою оценочную позицию. Как бы вы ответили на вопрос: Петр «чудо» или «чудовище»?

Текст №1

М.В. Ломоносов(1711 – 1765) – русский ученый, поэт, художник, историк.

Я в поле межь огнем и в судных заседаниях межь трудными рассуждениями, я в разных художествах между многоразличными махинами; и я при строении городов, пристаней, каналов, между бесчисленным народа множеством, я межь стенанием валов Белаго, Черного, Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь. Везде Петра великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя уверить, что один везде Петр. Кому ж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я: каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море; дохнет дух его и потекут воды: прикоснется горам и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют его в человеческом виде. И так, ежели человека Богу подобного, по нашему понятию, найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю.

Текст №2

В.О. Ключевский(1841 – 1911) – выдающийся историк, профессор.

Итак, не преувеличивая и не умаляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени появляются в человечестве. С этими свойствами, согретыми чувством долга и решимостью «живота своего не жалеть для отечества», Петр стал во главе народа. Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных им сил.

В заключение попытаемся установить наше отношение к реформе Петра. Противоречия, в какие он поставил свое дело, ошибки и колебания, подчас сменявшиеся малообдуманной решимостью, слабость гражданского чувства, бесчеловечные жестокости, от которых он не умел воздержаться, и рядом с этим беззаветная любовь к отечеству, непоколебимая преданность своему делу, широкий и светлый взгляд на свои задачи, смелые планы, задуманные с творческой чуткостью и проведенные с беспримерной энергией, наконец, успехи, достигнутые неимоверными жертвами народа и великими усилиями преобразователя, – столь разнородные черты трудно укладываются в цельный образ. Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра два века и доселе неразрешенная.

Текст №3

Н.М.Карамзин(1766 – 1826) – русский писатель, историк.

Наши рекомендации