Вопрос 2. Требования к стилю управления

Рассмотрим профессионально-организаторские и нравственно-психо­логические черты стиля руководства.

П р о ф е с с и о н а л ь н о-о р г а н и з а т о р с к и е черты стиля—это деловитость в работе, научный подход, чувство нового, умение выделять перспективу, предприимчивость и высокая культура труда.

Деловитость означает умение принимать обоснован­ные решения в сложной и даже противоречивой обстановке, оперативность в работе, т, е. своевремен­ное реагирование на происходящие изменения, распорядительность — умение быстро и четка отдавать распоряжения и контролировать их реализацию, способность расставлять людей по должностям и рабочим местам с учетом их способностей и интересов и организовать их совместную работу.

Научный подход к управлению означает принятие управленческих решений на основе знания закономер­ностей управления и закономерностей, лежащих в основе того дела, которое является целью управления, точного знания фактов, характеризующих обстановку, иссле­довательского подхода к накопленному опыту. В современных условиях решение задачи интенсифи­кации общественного производства, обеспечения высоких темпов развития требует от руководителя умения пра­вильно оценивать достижения науки и передового опыта и практически их реализовывать. Для руководителя важно умение организовать научный поиск, эксперимент, эффективно применять методы программно-целевого пла­нирования и управления.

Сложность производственных связей, быстрое измене­ние обстановки, определяющей условия производства, требует от руководителя предприим­чивости, т. е. способности находить выход из трудных ситуаций без нарушения присущих социализму эти­ческих, экономических и других норм с целью умно­жения общественного богатства, повышения благосостоя­ния народа.

Нравственно-п с и х о л о гические черты с т и л я. Всеобщий характер человеческой мо­рали (нравственности) не исключает необходимости учи­тывать ее специфические требования к тем или иным видам профессиональной деятельности и прежде всего к деятельности по управлению людьми.

К руководителям, управленческим работникам общест­во предъявляет повышенные нравственные требования, определяемые той высокой ролью, которую они выполняют в общественном. Именно от руководителя и органов управления различных уровней трудящиеся ждут справедливых решений, правдивости, заботы о сох­ранении общественного достояния и т. д.

Особенно высоким нравственным требованием должен отвечать руководитель, в котором подчиненные хотят видеть эталон нравственности, с него берут пример, ему подражают. Если руководитель постоянно опаздывает на совещания, то вскоре его примеру последуют и другие; если руководитель груб с подчиненными, то окружающие его сотрудники также перенимают грубость,

Рассмотрим некоторые из этических норм руководи­теля.

Демократичность находит выражение в простоте обще­ния, доступности, одинаковом отношении ко всем под­чиненным, терпимости к недостаткам в характере людей, их индивидуальным особенностям. Демократический руко­водитель обращается с подчиненными как старший то­варищ. Важна и форма общения. В служебной обста­новке ко всем сотрудникам следует преимущественно обращаться на «Вы. В процессе общения не следует одних сотрудников выде­лять перед другими, это может восприниматься как пристрастное отношение. Внимательное, деловое отноше­ние к критике в свой адрес, проявление уважения к предложениям, даже если они не во всем правильны, уважительное отношение к тем, кто высказывает проти­воположное мнение—все это способствует созданию в коллективе условий для взаимодоверия и взаимоуваже­ния.

'Требовательность является средством поддержания не­обходимой дисциплины труда. Для того чтобы требо­вательность была действенной, она должна быть справед­ливой, постоянной, принципиальной, одинаковой для всех, включая самого себя. Руководитель, нарушающий дис­циплину, не имеет морального права требовать ее соб­людения от других. Определяя требования к подчи­ненным необходимо учитывать их способности и имею­щиеся объективные возможности. Требовательность не должна быть чрезмерной.Тактичность, вежливость, выдержанность — важные составляющие этики руководителя. Руководителю необ­ходимо четко усвоить что, имея право распоряжаться подчиненными в процессе труда, он лишен юридичес­кого и морального права обращаться с ними грубо, оскорблять и унижать их достоинство. Такое обращение безнравственно, а в некоторых случаях может рассмат­риваться как уголовное преступление. Тактичность и веж­ливость руководителя проявляются в том, как он крити­кует и оценивает работу своих подчиненных. Наиболее эффективна объективная, доброжелательная, конструк­тивная критика, проникнутая стремлением оказать помощь в исправлении недостатков. В любых условиях руково­дителю следует проявлять выдержку и не придирать­ся к мелочам,

Скромность и простота — это умение руководителя держать себя с подчиненными и коллегами естествен­но, не подчеркивая своих достоинств и заслуг, а также своей власти. Недопустимо проявление высокоме­рия, чванства, зазнайства, приписывание себе заслуг подчиненных. Скромный руководитель не говорит «я построил объект», а скажет, что его построил кол­лектив и отметит лучших. Он не допускает восхвале­ния себя со стороны подчиненных, непримирим к под­халимству, угодничеству, не заискивает перед началь­ством и не подлаживается под мнение подчиненных, не ищет «дешевой» популярности.

Эстетические черты стиля определяются красотой управленческого труда. Если этические черты стиля оцениваются этическими нормами — нормами мо­рали, то эстетические—представлениями о красоте и прекрасном. Эстетические черты стиля характеризуются красотой самого процесса управления и управленчес­ких отношений, эстетичностью рабочей среды, резуль­татов труда и внешнего облика сотрудников. Эстети­зация труда особенно важна в связи с задачами превращения труда в первую жизненную потребность человека и эстетического воспитания трудящихся. Нель­зя сделать привлекательным труд, реализуемый в безоб­разных и уродливых формах.

Содержание труда, его этика и эстетика находятся в органическом единстве. Идейно-политическая убежден­ность, высокие цели, добросовестность, справедливость, проявление внимания и уважения к человеку воспри­нимаются как духовная красота. Безыдейность, корыс­толюбие, высокомерие, чванство, недобросовестность. карьеризм, пренебрежение к людям, наоборот, рассматриваются как понятия социально-безобразного и уродли­вого. Самая красивая работа — это хорошо сделанная работа. Красивым может быть творчески выполненное, оригинальное, дающее большой эффект решение, по-дело­вому проведенное совещание, хорошо организованный прием посетителей, выступление на собрании, грамотно составленный и хорошо оформленный документ.

Важна эстетическая обстановка, в которой осуществ­ляется управление. Архитектурно-цветовое оформление интерьера, рациональная и красивая мебель, цветы, чис­тота и порядок на рабочем столе —все это производит благоприятное впечатление. Немалое значение имеет и внешний облик руководителя и вообще управленческого работника. Опрятная, хорошо подогнанная модная одеж­да, аккуратная прическа, хорошая манера держаться, выражающаяся в мимике, жестах, позе, походке, интона­циях речи, создают впечатление о человеке и, в извест­ной степени, определяют отношение к нему. Эстетич­ность должна быть во всем. Возьмем, например, выдачу денежной премии. Ее можно выдать через кассу, где рабочему придется выстоять длинную очередь, но она может быть вручена на собрании коллектива, в торжест­венной обстановке, в красивом конверте руководителем высокого ранга. В первом случае радость быть отмечен­ным премией будет омрачена невниманием, очередью, в другом, наоборот, усилена торжественностью об­становки.

Вопрос 3. Типичные недостатки стилей и пути их устранения

Наиболее распространенными недостатками стиля яв­ляются: бюрократизм, формализм, карьеризм, местничест­во и ведомственность, технократизм, консерватизм, недо­оценка важности перспективных вопросов, штурмовщина, волюнтаризм и другие.

Бюрократизм происходит от слова бюрократия (господство канцелярии), означающего (по определению В. И. Ленина) отрыв органов власти (канцелярии) от воли и решения большинства членов организации..

Термин бюрократия в западных странах употребляется и в поло­жительном смысле как общие принципы работы социальных организаций (строжайшая регламентированность, безличность, рациональность, ограниченность ответственности).

Карьерист является опасной формой бюрократизма. Среди карьеристов много высокопрофессиональных специалистов, умеющих принимать правильные решения. Карь­ерист ориентируется не на служение делу, обществу, коллективу, а на служение лицам, от которых зависит его служебное положение, уровень оплаты и получение других благ. Поэтому карьерист подхалимничает и прис­посабливается к наиболее влиятельным лицам и стремится окружить себя себе подобными, которые бы способство­вали его продвижению.

Местничество и ведомственность также являются формой проявления бюрократизма. Они выражаются в том, что в ущерб интересам всего общества Отдается предпочтение интересам данного района, города , интересам своей отрасли, своего предприятия и своего участка работы. Ведомственные и местные ин­тересы учитывать, конечно. необходимо, но нельзя допус­кать, чтобы они удовлетворялись в ущерб общенародным интересам.

Технократизм заключается в том, что при решении возникающих проблем техническим и технологическим факторам отдается приоритет перед политическими, эконо­мическими и социально-психологическими факторами. Объективной основой технократазма является огромная роль техники и технологии в производстве. Однако технократы забывают, что самая прогрессивная техника не дает ожидаемого результата, если приводящие ее в движение люди плохо воспитаны и недостаточно обучены, экономичес­ки и морально не заинтересованы в результатах своего труда, если они работают в условиях ненормального мо­рально-психологического климата и т. п. Руководители технократического типа, как правило, недооценивают роль управления для развития и функционирования техники. Между тем технический прогресс, организация использо­вания техники зависят прежде всего от управления этими процессами. Многие недостатки, связанные с замедленным внедрением передовой техники и технологии, обусловлены именно недостатками в управлении научно-техническим прогрессом

Консерватизм означает приверженность к сложившимся фрмам и методам работы. Стремлению к их сохранению, противодействие прогрессивным тенденциям развития, внедрению передовых достижений. Почвой для консерватизма является стереотипность человеческого мышления. Поэтому консерватор внешне ратуя за прогресс, стремится занять позицию выжидания, затяжек и проволочек, отодвигая внедрение НТП.

Штурмовщина порождается тем, что своевременно не решаются перспективные вопросы, упускается время, и затем руководитель старается выполнить плановое задание любой ценой. Работы ведутся не считаясь с затратами, техническими и технологическими нормами, трудовым законодательством. В итоге производительность труда падает, качество строительства снижается, сры­ваются планы работ по другим объектам, при завер­шении которых приходится организовывать новые штурмы. Штурмовщина наносит огромный ущерб народ­ному хозяйству.

Волюнтаризм как недостаток стиля состоит в том, что руководитель при принятии решений опирается не на закономерности и реально складывающиеся объек­тивные условия, не на опыт и знания специалистов, а на свои субъективные представления о проблемах и условиях их реализации, на свою волю и предоставлен­ную ему власть. Решения руководителя волюнтаристского типа изобилуют ошибками, снижающими эффективность производства.

К другим недостаткам стиля относится чрезмерное уклонение в сторону излишнего демократизма, что выра­жается в увлечении заседаниями, совещаниями; очков­тирательство и «показуха», когда стремятся с помощью манипуляций с цифрами создать впечатление видимости благополучия, скрыть имеющиеся недостатки; протекцио­низм и семейственность в работе с кадрами.

Пути преодоления недостатков стиля. Имеющиеся изв­ращения в стиле руководства обусловлены многими при­чинами, но прежде всего недостатками в подготовке и воспитании руководителя. Важнейшие пути преодоления отрицательных явлений в стиле руководства — это овладение руководящими кад­рами знаниями в области управления, искусством уп­равления, развитие науки управления, повышение куль­туры управленческой деятельности, усиление идеологичес­кой работы с управленческими кадрами, их полити­ческая закалка, воспитание ответственности» повышение требовательности, усиление совер­шенствование хозяйственного механизма, методов оценки и стимулирования деятельности руководителей. Снижение ответственности руководителя, либеральничание с ним порождает чувство безнаказанности и вседозволенности.

Действенным методом борьбы с извращениями стиля руководства, как и с другими недостатками, является критика и самокритика. Ценность критики опре­деляется ее правдивостью, доказательностью, конструк­тивностью, значимостью поднимаемых вопросов, а не рез­костью выражений.. Отношение к критике, умение правильно ее воспринимать и по-деловому на нее отвечать, является критерием политической зре­лости руководителей. Преследование за критику является тяжким злом, винов­ные в этом привлекаются к ответственности.

Важным средством борьбы с бюрократизмом и другими недостатками стиля является дальнейшее вовлечение тру­дящихся в управление производством. Одновременно это и действенная форма контроля снизу деятельности руко­водящих органов.

Наши рекомендации