Правопреемство в отношении государственных долгов.

Государ­ственный долгозначает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, между­народной организации или любого иного субъекта международно­го права, возникшее в соответствии с международным правом.

Датой пере­хода государственных долгов является момент правопреемства го­сударств. Правопреемство государств как таковое не затрагивает прав и обязательств кредитора.

1) Когда часть территории государства передается этим государ­ством другому государству, переход государственного долга госу­дарства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. Или в справедливой доле

.2)Если государство-преемник является новым независимым го­сударством, никакой государственный долг государства-предшест­венника не переходит к новому независимому государству, если соглашение между ними не предусматривает иное.

3) Когда два или несколько государств объединяются …

4) Если же государство разделяется и прекращает свое существо­вание и части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников и если государства-пре­емники не условились иначе, государственный долг государст­ва-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом. Например, в 1905 г. Норвегия и Швеция.

13). Международные межправительственные организации как субъекты МП: понятие, правосубъектность, основные виды.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

(ММО)

добровольные объединения суверенных государств или международных, организаций, созданные в соответствии с международным правом на основе межгосударственного договора или резолюции ММО общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющие соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающие автономной волей, объем которой определяется волей государств-членов. Любая ММО должна обладать по крайней мере следующими шестью признаками.

Отдельную группу субъектов международного права составляют международные организации, играющие существенную роль в сотрудничестве государств и развитии многосторонней дипломатии. Следует особо отметить, что термин «международные организации» употребляется применительно и к международным межправительственным, и к международным неправительственным организациям. Однако между ними существуют принципиальные отличия.
Для международной межправительственной организации свойственны следующие признаки:
1) членство независимых государств;
2) наличие учредительного международного договора (устава);
3) наличие постоянно действующих органов, представляющих данную организацию;
4) признание и уважение суверенитета государств, являющихся ее членами.
Резюмируя указанные признаки, можно сделать вывод о том, что международная межправительственная организация — это добровольное объединение независимых государств, созданное на основе международного договора (устава) в целях достижения общих целей, имеющее постоянно действующие органы и функционирующее в общих интересах государств, являющихся его членами при соблюдении и уважении их суверенитета. Международная межправительственная организация всегда выступает субъектом международного права.
Международные неправительственные организации создаются на основе свободного и добровольного объединения физических и юридических лиц разных государств (в отличие от межправительственных, где инициаторами создания выступают уполномоченные лица государства). Цель их создания аналогична межправительственным – достижение определенного результата, сотрудничество, развитие научных достижений и т.д. К наиболее известным относятся: Всемирная федерация научных работников, Лига обществ Красного Креста, Ассоциация международного права, Гринпис и др. Данная группа международных организаций субъектами международного права не является.
Международные межправительственные организации, выступая вторичными, производными субъектами международного права, учреждаются на основе волеизъявления независимых государств. Процесс образования международной организации, как правило, проходит три стадии:
1) принятие учредительного документа, устанавливающего цели, задачи, полномочия и структуру организации;
2) установление организационной структуры организации;
3) образование главных органов, подтверждающих начало функционирования организации.
Основы классификации международных организаций могут быть различны.
1) По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные.
2) По кругу участников международные организации делятся на:
а) универсальные (всеобщие), открытые для вступления всех государств мира (например, ООН и ее специализированные учреждения);
б) региональные, членами которых могут быть государства только одного региона (например, Лига арабских государств, Организация американских государств и др.).
3) В зависимости от характера компетенции межгосударственные организации подразделяются на:
а) международные организации общей компетенции, затрагивающих все сферы международных отношений: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. (например, ООН, ОАЕ, ОАГ);
б) международные организации специальной компетенции, ограничивающие сотрудничеством в одной специальной сфере (например, ВОЗ, Международная организация труда, Всемирный почтовый союз и др.).
4) в зависимости от порядка вступления выделяются открытые (каждое государство вправе быть членом по своему усмотрению) и закрытые (вступление возможно только с согласия первоначальных членов).





Правосубъектность ММО включает следующие четыре элемента: а) правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности:б)дееспособность, т.е.способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;

в) способность участвовать в процессе международного правотворчества: г) способность нести международно-правовую ответственность за свои действия. Важными чертами правосубъектности ММО являются также участие в обеспечении права на выполнение норм международного права, обладание дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Один из главных атрибутов правосубъектности ММО - возможность непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов, которые признают международную правоспособность международных организаций.отмечают, что ММО обладают автономной волей. После того как организация создана государствами, она (воля) представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля ММО - не сумма воль государств-членов, равно как И не их слияние. Она "обособлена". Каждая ММО обладает только ей приписанным объемом правосубъектности. пределы которой определены прежде всего в учредительном акте. Организация не может совершать иные действия, чем те. которые предусмотрены в ее уставе и других документах(например, в правилах процедуры и резолюциях высшего органа).

14). Государствоподобные образования.

ГПО-особые политико-территориальные и политико-религиозные единицы, обладающие особым статусом.

Рассмотрим в историческом аспекте. Прообразами ГПО являются вольные города . В средние века существовали такие вольные города , как Любек, Бремен, Данциг,Рига, Дерпт, Амстердам, Ревель, Новгород, Псков, и т. д.Существовало только 50 городов Ганзейского союза. С 1815г. По 1846 год статус вольного города имел Краков. ВС 1919 по 1939 год вольным городом был Данциг(Гданьск).Статус вольных городов определялся международными договорами или резолюциями международных межправительственных организаций, в частности, статус Кракова определялся международными договорами и конституцией, а статус Данцига, кроме того, был определён также и в решениях Лиги наций. Особенности статуса этих ГПО следующие: вольные города имели свою конституцию, обладали суверенитетом, имели своё гражданство, законодательный орган, правительство, обладали правом заключать международные договоры., но на их территории действовали нормы международного права. Многие города имели право вступать в международные межправительственные организации. Обязательный признак ВГ – его демилитаризация и нейтрализация. Ещё одна особенность : Интересы Кракова, в частности и Данцига, во внешних сношениях, соответственно, представляла Польша , которая также защищала интересы его граждан в других странах..

Помимо наименования « вольные города.» для обозначения ГПО использовались и другие понятия- такие, как Свободная территория( зона) Триест, которая существовала в период с 1947 по 1954 год. С какой целью создавались вольные города и другие ГПО? Цель была одна – заморозить территориальные притязания спорящих сторон. В 1954 году спор между Италией и Югославией благополучно разрешился и Свободная территория Триест перестала существовать.

Добавлю, что в 1947 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о наделении статусом вольного города Иерусалима, но эта резолюция не была реализована.

Особым статусом обладал Западный Берлин.Его статус был определён Четырёхсторонним соглашением, подписанным Великобританией, СССР, США и Францией 3 сентября 1971 года. Город имел свой дипломатический и консульский корпус, в частности ,СССР имел в ЗБ генеральное консульство, имел право участвовать в международных переговорах, заключать соглашения, касающиеся связи, телеграфа, регламентировать поездки жителей ФРГ в ГДР и т. п.;ФРГ представляла интересы ЗБ в2 ГПО о внешних сношениях.Особый статус ЗБ прекратился на основании Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года.

В настоящее время существуют 2 ГПО: Ватикан и Мальтийский орден.

Ватикан был создан по инициативе Муссолини. Ватикан имеет свою территорию, своё население, свою валюту (обол), т.е. грош, государственную границу, Конституцию, имеет в государствах и ММПО свои постоянные представительства(при ООН, ЮНЕСКО, ФАО), является участником ряда ММПО- МАГАТЭ,ВПС,МСЭ, МОТ. Ватикан- это Святейший престол, административный центр католической церкви.

Мальтийский орден в качестве субъекта МП был признан в 1889 году В отличие от Ватикана это правовая фикция. Мальтийский орден занимается благотворительностью. По своей направленности это религиозная организация. Административный центр находится в Риме.

15). Международнаяправосубъектность индивида.

В настоящее время права и обязанности индивидов или государств по отношению к индивидам закреплены во многих международных договорах. Важнейшими из них являются Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.; Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.; Женевская конвенция о защите мирного на­селения во время войны 1949 г.; Устав Международного военного трибунала 1945 г.; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Дополнительная конвенция об упразднения рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных прав 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; многочисленные конвенции, одобренные МОТ. Например, ст. 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. гласит, «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности».

Из региональных договоров отметим Европейскую конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и 11 протоколов к ней; Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Аналогичные конвенции имеются и в других регионах мира.

Эти договоры закрепляют права и обязанности индивидов как участников международных правоотношений, предоставляя индивиду права на обращение в международные судебные учреждения с жалобой на действия субъектов международного права, определяют правовой статус отдельных категорий индивидов (беженцев, женщин, детей, мигрантов, национальных меньшинств и т. д.).

Международная ответственность индивидов предусмотренаУстав Ом Международного военного трибунала 1945 г., также Уставом Токийского трибунала, М-го триб-ла по бывшей Югославии, М-го три-ла по Руанде. Сущ-т также большое кол-во конве-й об ответ-ти индивидов за преступления межд-го характера. Согласно Конвенции о неприменимости срока давности квоенным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. субъектами ответственности также являются представители государственных властей и частные лица.

Индивид является субъектом международно-правовой ответственности и по Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., против апартеида, против пыток, о борьбе с захватом заложников, о псих-х вещ-х и т. д.

Наши рекомендации