Источники МП: понятие и виды.

Источники МП – это формы существования международно-правовых норм. Источники МП – формы закрепления норм МП, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов.

Не существует какого-либо акта, содержащего перечень источников МП. Традиционно сложились и на протяжении веков применялись два источника МП – международный договор и международный обычай.

Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН при решении споров на основании международного права Суд применяет:

1. международные конвенции (общие и специальные), устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2. международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3. так называемые общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4. судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Поясним написанное. По поводу конвенций( общих и специальных ……) ; по поводу принципов права ( одна группа ученых понимает под ними принципы МП мирного сотрудничества, суверенного равенства гос-в, запрещения применения силы и угроза силой; другие видят в них принципы, разработанные еще римскими юристами (закон обратной силы не имеет, договоры должны исполняться, никто не может быть судим дважды за одно и то же преступление, бремя доказательств возлагается на сторону, предъявившую иск), другие понимают под ними общеюридические принципы- пр. справедливости, пр. законности, пр. защиты прав человека и т.д. Как видно, здесь наряду с источниками МП упомянуты судебные решения и доктрины, именуемые вспомогательным средством.Прежде всего, решение суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Следовательно, решения МС ООН не являются частью процесса создания норм МП , хотя и оказывают определенное влияние на него. Доктрина – это система взглядов и концепций, изложенная в научных трудах юристов-международников. В ДОКТРИНАХ разрабатываются и формулируются новые правила межд-го общения, которые могут стать нормами МП, если получат межд- но –правовое признание гос-в в м-х договорах или обычаях.

Между тем, дипломатическая практика государств, деятельность проводимых государствами международных конференций функционирования ММПО свидетельствует о рождении новых форм воплощения международно-правовых норм в виде актов международных конференций и совещаний и актов международных организаций. Имеются в виду лишь те акты, которые принимаются в целях установления и закрепления новых правил поведения и взаимоотношений государств, международных организаций, а также других субъектов. Эти акты должны соответствовать признанным условиям их действительности:

1) Они не могут противоречить основным принципам МП, императивным нормам juscogens;

2) Они распространяются, как правило, лишь на те государства и международные организации, которые приняли их.

Таким образом, на современном этапе можно констатировать существование следующих разновидностей источников МП:

1.международные договоры,

2.международные обычаи,

3.акты международных конференций и совещаний,

4. акты международных организаций и международных органов.

Классификация источников МП на три группы :

1.основные (договоры, международно-правовые обычаи и общие принципы права;

2)вторичные ( резолюции и решения ММПО):

3)вспомогательные (судебные решения ,доктрина и односторонние акты гос-в, принятые в соответствии с МП).

4). Международный договор – основной источник МП.

Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года международный договор «означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования» (договор, конвенция, соглашение, пакт, акт, протокол, обмен нотами, письмами и др.).

Сторонами международного договора могут быть не только государства, но и международные организации и другие субъекты МП. Международные договоры могут заключаться не только в письменной форме, но и в форме устных (так называемых джентльменских) соглашений, хотя такая форма в современное время практически не используется. Международный договор может представлять не один, а несколько взаимосвязанных документов. Нередко к основному договору дается дополнение в виде протокола или приложений, которые расцениваются как его составные части. Например, четыре Женевских конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 года образуют единый акт под названием Женевские конвенции о защите жертв войны; в качестве другого примера можно назвать Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности от 8 декабря 1987 года. Одновременно с договором были приняты в качестве приложений к нему меморандум и два протокола, затем были подписаны три соглашения между СССР и США, а затем тринадцать сопутствующих соглашений, где контрагентами выступали другие государства. Наконец, в качестве примера можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод человека от 4 ноября 1950 года к которой принято двенадцать Протоколов.

Международный договор является основным источником МП вследствие трех обстоятельств:

1. договорная форма позволяет достаточно четко формулировать права и обязательства сторон;

2. на сегодняшний день договорным регулированием охвачены все без исключения области международных отношений;

3. договоры оптимально обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства.

5). Международно-правовой обычай: возникновение, юридическая природа.

Согласно ст. 38 Статута международного Суда ООН международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Чтобы определенное правило поведения стало международным обычаем, оно должно соответствовать трем условиям:

1. длительности наличия повторения;

2. проявления в аналогичной ситуации;

3. согласие самих субъектов МП признавать такое правило поведения в качестве международного обычая.

Наличие обычной нормы может быть подтверждено заявлениями гос-в, судебными решениями, практикой.

Нужно отметить, что время формирования международного обычая под влиянием научно-технического прогресса неуклонно сокращается. Например, на признание свободы судоходства в качестве международного обычая потребовались века, на признание свободы прокладки подводных кабелей и трубопроводов потребовалось где-то 20-30 лет, а признание свободы исследования и использования космического пространства в качестве обычая сформировалось почти мгновенно. Особенно много международных обычаев действует в праве внешних сношений и в международном морском праве.ВСПОМНИМ вместе. В дипломатическом праве, в ММП. Причем обычаи иногда меняются.В конце 50-х г. США решили ввести новшества в приеме высоких гостей-король Саудовской Аравии, сейчас повсеместно и президент РФ встречает гостей в Георгиевском зале Кремля.

Специфика международного обычая заключается в том, что он не представляет собой официального документа, тем не менее он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке.

Сравнительная характеристика международного договора и обычая.

Международный договор и международный обычай имеют ряд общих черт: делаем таблицу:

1. договор и обычай образуются в результате взаимных действий субъектов международного права;

2. оба источника содержат правила поведения, имеющие обязательный характер для создавших их субъектов;

3. несоблюдение или нарушение договора и обычая ведет к идентичным правовым последствиям – прекращению их действия, возникновению требований об удовлетворении претензий и т.д.пример визит Г. канцлера ФРГ на Мадагаскар в 1986 г.

4. сходство подтверждается также единством механизмов их обеспечения. Доказательством является положение ст. 38 Статута Международного Суда ООН о том, что Суд использует на равных началах оба источника.

Различия между договором и обычаем:

1. различаются способы создания договора и обычая. Договор, как правило, возникает из активных действий субъектов; обычай возникает не только из активных, но и из молчаливых акций, отсутствия действия. Пример: обычай определения высотного предела воздушной границы гос-в; исторические заливы;

2. договор имеет четко выраженный во времени процесс создания, одобрения, вступления в силу, прекращение действия, то есть характеризуется наличием временного критерия.

Процесс становления обычая отслеживается с трудом; время его формирования может быть обозначено лишь приблизительно.

3. факт существования договора подтверждается ссылкой на текст документа; доказательством же существования обычая служит исключительно практика государств.

4. резкое различие существует в способах внешнего выражения договора и обычая; договор существует в письменной форме, обычай формально не существует.

5. договор подлежит толкованию в случае возникновения неясностей, разногласий при его применении, обычай не подлежит толкованию.

6. обычай, как правило, идет вслед за практикой, договор же не только фиксирует практику, но и создает таковую, что особенно важно для новых видов сотрудничества.

7. только с договором связан такой институт МП как кодификация.

6).Акты международных конференций и международных организаций.

Межд. Конференции созываются для решения политических, экономических, военных и иных проблем.В настоящее время ежегодно созывается 1000 К-й. М.К. не являются ММПО и субъектами МП. Любая К. имеет свои цели и задачи .Международные конференции бывают трех видов.

1. Конференция, созванная специально для разработки и принятия международного договора, которая завершается одобрением резолюцией или иного акта о принятии договора и открытии его для подписания государствами. В данном случае источником становится договор как результат действий государств по его подписанию, ратификации, введению в действие. В качестве примеров можно привести Конференцию Объединенных Наций в Сан-Франциско в апреле-июне 1945 года, которая завершилась принятием Устава ООН; первую конференцию ООН по кодификации международного морского права в Женеве 1958 года, которая завершилась принятием четырех конвенций; третью конференцию ООН по морскому праву (1973-1982 гг.), которая завершилась принятием 10 декабря 1982 года Конвенции ООН по морскому праву и др.

2. Конференция посвящается проверке состояния выполнения уже действующего многостороннего договора, причем, ее задача ограничивается заслушиванием информации, контрольными функциями и формулированием рекомендаций государствам. Пример: на основании Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года подобные конференции проводятся каждые 5 лет; аналогично предусмотрено Конв-й о запрете химического оружия.

3. Конференция посвящается рассмотрению и решению новых проблем и завершается принятием итогового документа, содержащего общий обзор ситуации, рекомендации государствам-участникам, разработки новых правил взаимоотношений государств. Пример: Потсдамская (Берлинская) конференция руководителей СССР, США и Великобритании (17 июля – 2 августа 1945 года), которая завершилась подписанием Протокола и Сообщения о конференции. В Протоколе были зафиксированы предписания относительно обращения с Германией, территориальных вопросов, ответственности главных военных преступников;в 1995 г.состоялся 9-й Конгресс ООН по предупреждению преступности обращению с правонарушителями.

В литературе существует дискуссия по поводу того, признавать ли акты СБСЕ-ОБСЕ источниками международного права. На наш взгляд, нельзя игнорировать реальных юридических предписаний, нормативных формулировок, имеющих форму долженствования, предусмотренных мер контроля за соблюдением согласованных мер, инспекций, закрепленных в этих актах таким образом, что не остается сомнений в признании их юридической силы, а это – свидетельство статуса этих актов как источников МП.

7). Основные принципы МП.

Принципы международного права в системе международ­но-правовых норм занимаютособое место, обладая комплексом присущих им признаков:

1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъек­тов в процессе создания и реализации норм международного права. Они пронизывают содержание всех существующих норм.

I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными чле­нами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:

все государства юридически равны;

все государства должны уважать правосубъектность других госу­дарств;

все государства пользуются правами, присущими полному суве­ренитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных до­говорах и др.;

территориальная целостность и политическая независимость го­сударств неприкосновенны, государственные границы могут менять­ся лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права;

государства свободно выбирают свои политические, экономичес­кие, социальные и культурные системы;

государства обязаны добросовестно выполнять свои междуна­родные обязательства.

II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздер­живаться от угрозы силой или ее применения против территориаль­ной неприкосновенности и политической независимости других го­сударств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного права должны добросовестно выполнять свои меж­дународные обязательства в отношении поддержания мира и без­опасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также про­паганда войны.

Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.

Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, свя­занных с применением вооруженных сил, от организации и поощре­ния иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обя­заны воздерживаться от насильственных действий, лишающих наро­ды права на самоопределение.

III. Согласно принципу мирного разрешения международных спо­ров государства обязаны решать свои международные споры с други­ми государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного вы­бора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничест­ва, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий дру­гими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении меж­дународных споров играет ООН.

IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выби­рать свою политическую, экономическую, социальную или культур­ную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;

не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также

не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государ­стве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

Однако принцип невмешательства во внутренние дела не являет­ся абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяе­мых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения между­народного мира и безопасности (см. гл. VII Устава ООН).

V. Принцип территориальной целостности государств. Госу­дарства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и прин­ципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая ок­купация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или дейст­вий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека — составная часть всеобъемлющей системы международ­ной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружествен­ных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопреде­ление являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, сво­бодно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на само­определение.

. Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляю­щие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и прин­ципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содей­ствовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения меж­дународных обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя международные обязательства. При осущест­влении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

8). Понятие и виды субъектов МП.

В МП существует две концепции, два подхода к определению того, кто является субъектами МП.

1. В рамках первого подхода субъектами МП признаются только государства, государствоподобные образования, международные межправительственные организации и нации и народы, борющиеся за свою независимость. Отметим, что еще в начале XX века на статус субъекта могли претендовать только так называемые цивилизованные государства или цивилизованные нации.

2. В рамках второго подхода в качестве субъектов, помимо вышеперечисленных, признаются юридические и физические лица (индивиды), международные хозяйственные объединения (у других авторов – ТНК), неправительственные организации.

Признаки субъектов МП.

1. внешняя обособленность;

2. персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица);

3. способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

4. участие в принятии норм МП.

Классификация субъектов МП.

1. Они делятся на две основные категории – основные (первичные) и производные (вторичные). К основным относятся государства, приобретающие международную правосубъектность в силу своего возникновения независимо от чьей-либо воли. К производным (вторичным) субъектам относятся преимущественно ММПО, также государствоподобные образования, специальное положение занимают нации и народы, борющиеся за свою независимость. Пожалуй, к категории вторичных можно отнести также международные неправительственные организации, ТНК, национальные юридические лица и индивиды.

2. По временному критерию субъекты МП делятся на постоянные и временные. К постоянным относятся государства, к временным – все остальные субъекты.

3. Субъекты разграничиваются на правосоздающие (государства, ММПО, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за независимость) и правоприменяющие (индивиды, хозяйствующие субъекты, неправительственные организации и все остальные «первичные» субъекты.

4. Возможно деление субъектов по отраслевому признаку, то есть бывают субъекты права внешних сношений (дипломатического и консульского права; субъекты международного уголовного права; субъекты международного гуманитарного права; международного космического права и т.д.).

9). Институт признания в МП.

Признание – это политико – правовой акт гос-ва, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового гос-ва, выражает свое позитивное отношение к этому и к намерению нового гос-ва вступать в отношения с другими гос-вами и иным образом участвовать в му общении.
В современном МП институт признания во многом сформировался в связи с появлением новых гос-в в результате обретения независимости бывшими колониями, слияния или разделения гос-в.
Признание осуществляется в виде письменного послания от признающего гос-ва, передаваемого по дип. каналам или на церемонии провозглашения независимости.

Исторически сложились две теории признания — декла­ративная и конститутивная.

Декларативная теория исходила из того, что государство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство междуна­роднойправосубъектностью, а лишь констатирует такую правосубъектность и способствует вхождению нового государства в систему межгосударственных отношений.

Конститутивная теория базировалась на противополож­ном постулате, согласно которому возникновение государства не равнозначно возникновению субъекта международного пра­ва; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Данная теория ставила между­народную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Непризнанное государство находилось как бы вне международного общения из-за невоз­можности реализовать свои основные права и обязанности, ус­тановить стабильные межгосударственные отношения. Призна­ние, таким образом, "конституировало" государство как субъ­ект международного права. Эта теория оправдывала произвол и вмешательство во внутренние дела вновь возникших госу­дарств.

Практика государств выработала различные объемы при­знания. В связи с этим существуют двеформы признания: юри­дическая и фактическая. Юридическое признание в свою оче­редь подразделяется на признание де-юре и признание де-фак­то.Де-юре является полным признанием, что означает обмен между признающим и признаваемым государствами диплома­тическими представительствами, т. е. установление стабильных политических отношений. Практика государств выработала оп­ределенные способы оформления полного юридического при­знания. Оно, как правило, является выраженным, что означает фиксацию признания и желание установить дипломатические и иные связи непосредственно в официальном документе. Воз­можно и, подразумеваемое признание. Де-факто, как особая юридическая форма признания, является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отно­шений.

От юридического, официального признания следует отли­чать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществля­ется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вари­антом фактического признания считается признание adhoc (ра­зовое, на данный случай).


Различают две формы официального признания: признание dejure и признание defacto.
(1) это полное, окончательное признание, влекущее за собой весь комплекс правовых последствий: от возможности установления дип. и консульских отношений до признания правовой системы и применения законодательства признаваемого гос-ва и исполнения вынесенных его судами решений;
(2) это признание ограниченное, неполное, не окончательное, скорее переходное к признанию dejure. Оно также влечет юр. последствия, но в меньшем объеме: пр-р, могут быть установлены лишь консульские отношения.
Известно также признание adhoc (на данный случай), иногда использовавшееся для переговоров с гос-вом или правительством, которое в принципе не получает признания.
Виды признания:
1. Признание государства.
2. Признание правительства (в широком смысле, то есть властей государства).
3. Признание органа национального сопротивления (Французский комитет национального освобождения под руководством генерала де Голля в 1942-1944гг.).
4. Признание восставшей стороной (повстанцы не могут уже рассматриваться в качестве вооруженных преступников), признание воюющей стороной (применению подлежат нормы международного гуманитарного права).
Формы признания:
1. Фактическое: временное, предварительное, может быть отозвано (так, например, западные державы признавали КНР в первые годы ее существования).
2. Юридическое: постоянное, не может быть отозвано (указ Президента РФ от 12 мая 1993 года №661 «О признании Эритреи», указ Президента РФ от 28 декабря 1992 года №1663 «О признании Чешской Республики и Словацкой Республики», указ Президента РФ от 20 мая 2002 года №477 «О признании Российской Федерацией Восточного Тимора и об установлении с ним дипломатических отношений»)
Проблемы:
• Нет международных договоров в этой сфере, попытка Комиссии международного права ООН что-то сформулировать провалилась.
• Существует ли обязанность признавать вновь появляющиеся государства.
• Политизация проблемы признания (Абхазия, Приднестровье).
• Является ли (не)признание правительства вмешательством во внутренние дела государства: доктрина Эстрада – да; доктрина Тобара – нет.

10). Правопреемство государств: основания и виды правопреемства.

Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами право­преемства в международном праве являются международные организации.

Правопреемство — сложный международно-правовой ин­ститут, нормы которого длительное время имели обычно-правовой характер. В современный период нормы правопреемства подверглись кодификации. В 1978 г. была принята Венская кон­венция о правопреемстве государств в отношении договоров, в 1983 г.— Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов. В обеих конвенциях в стать­ях "Употребление терминов" правопреемство характеризуется как смена одного государства другим "в несении ответственно­сти за международные отношения какой-либо территории". В таком определении ощутим пробел, поскольку правопреемство связано не только с международными отношениями, но и с внут­ренним правопорядком. Поскольку указанные конвенции еще не вступили в силу, правопреемство государств регулируется обычно-правовыми нормами.

Переход прав и обязанностей от одного государства к дру­гому происходит в следующих случаях: 1) при возникновении нового субъекта международного права в связи с коренным из­менением социально-экономического и политического строя го­сударства-предшественника; 2) при возникновении нового го­сударства на месте колониального владения государства-мет­рополии; 3) при разделении одного государства на несколько новых государств; 4) при объединении нескольких государств в одно государство; 5) при отделении от государства части терри­тории и образовании на ней самостоятельного государства. Су­ществуют несколько объектов правопреемства: права и обязан­ности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; государственная собственность; государствен­ные архивы; долги.

Основой правопреемства является юридический факт воз­никновения нового государства как субъекта международного права. Однако четких норм, регулирующих вопрос о критериях прекращения существования государств и возникновения но­вых, не имеется. Поэтому на практике вопрос о возникновении новых государств решается с учетом конкретных обстоятельств. Если существует неясность в отношении вопроса, возник ли новый субъект международного права, то его лучше всего ре­шать путем соглашения заинтересованных государств, приня­тия соответствующего акта международной организацией, вы­несения решения международным судебным органом. Так, по­сле распада Австро-Венгрии Сен-Жерменский (1919 г.) и Трианонский (1920 г.) договоры определили дальнейшую судьбу Ав­стрии и Венгрии; после второй мировой войны ООН занималась вопросом о международной личности Израиля и Индии. В начале 90-х годов в связи с распадом Югославской федерации возникли проблемы определения статуса образовавшихся но­вых государств.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей; переходящих от государства-предшест­венника к государству-преемнику. По этому поводу в науке международного права сложились различные теории.

Согласно теории универсального правопреемства, получив­шей развитие в XVII—XIX вв. и ярко проявившейся в трудах Г. Грoция, государство-преемник полностью наследует между­народную личность государства-предшественника. Своими кор­нями эта теория уходила в римское наследственное право. Ее разновидностью стала доктрина континуитета (тождественно­сти), представители которой (Пуффендорф, Ваттель, Блюнчли и др.) считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе все существующие договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остает­ся одной и той же. Правовые отношения, которые получало в наследство новое государство, оставались такими же, что были и у государства-предшественника; государство-преемник про­должало оставаться тем же юридическим субъектом, олице­творяющим единство территории, населения, политической вла­сти, прав и обязанностей предыдущего государства. По своей сущности доктрина континуитета, обосновывая идентичность правосубъектности государства, была отрицанием какого-либо правопреемства.

Негативная теория была выдвинута в начале XX в. и наи­большее обоснование получила в работах английского юриста А. Кейтса. Ее сторонники полагали, что континуитет междуна­родной правосубъектности государства отсутствует. В связи с этим, когда власть одного государства сменяется властью дру­гого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabularasa, в соответствии с которой новое государ­ство начинает свои договорные связи с "чистого листа".

Эти теории не получили подтверждения в практике право­преемства. Согласно современным взглядам конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшест­венника к государству-преемнику, зависит от многих факто­ров, которые следует принимать во внимание. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, опре­деляющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам. В частности, не может подпадать под правопреемство аннексия, захват чужой территории.

11). Правопреемство в отношении договоров.

В период Великой французской революции XVIII в. после свержения монархии национальный Конвент Франции отказался от династических договоров, которые потеряли смысл. В 1793 г. он аннулировал все союзные или торговые договоры, существо­вавшие между бывшим французским правительством и госу­дарствами, с которыми республика находилась в состоянии вой­ны. В то же время было заявлено о важности действия принци­па соблюдения международных договоров.

В 1917—1918 гг. Россия провозгласила отказ от ряда дого­воров ввиду их противоречия демократическому правосозна­нию и "внутреннему строю России". Были отменены все догово­ры, касавшиеся разделов Польши, "ввиду их противоречия прин­ципу самоопределения наций". Но многие договоры царской России сохранили свое действие, например, соглашения по во­просам защиты жертв войны, здравоохранения, Всемирная поч­товая конвенция, Конвенция о сотрудничестве на море и т. д.

Венская конвенция о правопреемстве государств в отноше­нии договоров 1978 г. установила общее правило, согласно кото­рому новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником в силу исключительно того факта, что в момент правопреемства этот договор был в силе в отношении территории, являющейся объ­ектом правопреемства (ст. 16). Однако новое независимое госу­дарство может путем уведомления о правопреемстве устано­вить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств нахо­дился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства (ст. 17).

Более того, новое независимое государство посредством уведомления о правопреемстве может принять участие в многостороннем договоре, не вступившем в силу к моменту право­преемства, если в момент его правопреемства государство-пред­шественник являлось договаривающимся государством в отно­шении территории, ставшей объек

Наши рекомендации