Основы идеологии белорусского государства

ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Происхождение термина и эволюция содержания понятия «идеология».

2. Теория идеологии – методологическое основание изучения идеологии государства.

3. Идеология, субъекты и процесс ее формирования, носители, формы, проявления и уровни функционирования.

4. Идеология и политика. Основные функции идеологии.

5. Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований.

6. Идеология и социально-политическое знание. Теории деидеологизации и реидеологизации.

7. Основания классификации и виды идеологий. Понятия идейно-политического течения и идейно-политического спектра.

8. Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социальный либерализм.

9. Консерватизм – идейная основа политики сохранения сложившихся форм общественной жизни. Неоконсерватизм.

10. Социализм и его разновидности. Идейные доктрины социал-демократии и коммунистического движения.

11. Национализм, его базовый принцип и основные разновидности. Фашизм как крайняя форма экспансионистского национализма.

12. Базовые идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма и религиозного фундаментализма.

13. Понятие «национальная идея». Нация-государство как результат практической реализации идеи нации.

14. Национальная идея – исходное положение белорусской государственной идеологии.

15. Соотношение понятий «идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология» и «идеология белорусского государства».

16. Концепция белорусской государственности – элемент национально-государственной идеологии.

17. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности – составляющая белорусской национально-государственной идеологии.

18. Политическая составляющая идеологии белорусского государства.

19. Экономическая составляющая идеологии белорусского государства.

20. Социогуманитарная составляющая идеологии белорусского государства.

Происхождение термина «идеология»

Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754—1836). Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «логически взаимосвязанную совокупность идей».

Дестют де Траси: идеология — наука об идеях.

А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явятся всеобщие законы образования, взаимодействия и превращения идей, их влияния на жизнедеятельность различных социальных групп. Однако указанный смысл за понятием «идеология» не закрепился.

К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология - ложное сознание.

Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии.

К, Манхейм: идеология — продукт мышления групп людей.

Таким образом, К. Манхейму, идеология — это продукт мышления определенных групп людей, который, как и тип их мышления, предопределяется характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес.

Современное понимание идеологии.

Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия.

Идеология, субъекты и процесс ее формирования, носители, формы, проявления и уровни функционирования.

Идеология – понятие, обозначающее совокупность идей, представлений, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых отражаются жизненно практические интересы и цели общества и содержатся программы деятельности.

Основание классификации и виды идеологий. Понятия идейно-политического течения и идейно политического спектра.

Социализм

Фундаментальной ценностью социализма является социальное равенство, которое понимается как равенство возможностей индивидов для своей самореализации, для всестороннего развития своих способностей.

Наиболее полное выражение социалистические идеи получили в марксизме — учении, основоположниками которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В этом учении просматриваются две стороны исследования проблемы: теоретическая и политическая. В теоретической, или теоретико-концептуальной, стороне марксизма содержится анализ буржуазного (индустриального) общества и обосновывается закономерность его перерастания в социализм в ходе естественно-исторического процесса смены общественных формаций. Суть основных положений теоретической стороны марксистского понимания социализма состоит в следующем:

• общественное развитие представляет собой процесс последовательной смены первичной (архаической), вторичной (экономической) и третичной (коммунистической или, согласно современному обозначению, постэкономической) общественных формаций; данный процесс обусловлен развитием материальных производительных сил общества; архаическая формация характеризуется собиранием и потреблением людьми готовых продуктов природы, отсутствием частной собственности, деления общества на классы и института государства; экономическая общественная формация отличается наличием частной собственности, обмена продуктами труда, социальных классов и института государства; третичная формация будет характеризоваться освобождением человека от физического труда, превращением науки в непосредственную производительную силу, отсутствием товарно-денежных отношений, классового деления общества и государства как орудия господства людей над людьми; каждая общественная формация в своем самодвижении проходит ряд прогрессивных ступеней; переход от одной формации к другой выступает как эпоха социальной революции;

• существующее на нынешнем этапе общественного развития, или в условиях экономической общественной формации, разделение труда является объективным источником отчуждения человека, т.е. превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему, отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности; такое положение делает человека несвободным, превращает людей в «частичных индивидов», а общество — в социально неоднородное, раздираемое противоречиями образование;

• социальное равенство и гармоничное развитие индивида возможны лишь в условиях полного преодоления отчуждения человека от человека, власти, собственности, культуры, природы; необходимыми предпосылками для этого являются преодоление нынешнего разделения труда, вытеснение человека из непосредственного процесса производства как его главного агента и превращение науки в основную производительную силу, преодоление отчуждения человека означает превращение накопленного человечеством общественного богатства — всей суммы материальных и духовных ценностей — в источник свободного развития каждого индивида;

• социализм, или коммунизм, есть общество, в котором отсутствует отчуждение человека от результатов его деятельности и, следовательно, в котором налицо условия для свободного развития каждого индивида; иными словами, социализм — это безрыночное, бесклассовое и бесгосударственное общество или «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»;

- • становление социализма, т.е. преодоление отчуждения человека и утверждение социального равенства, есть естественно-исторический процесс; его объективной основой является развитие материальных производительных сил; действием социальных субъектов данный процесс может быть либо ускорен, либо замедлен; достигнутый в современном буржуазном обществе уровень развития материальных производительных сил обусловливает содержание наступающей исторической эпохи — эпохи замены данного общества новым типом общественного устройства.

Политическая, или программно-политическая, сторона марксистского учения посвящена выяснению места и роли пролетариата в системе общественных отношений буржуазного общества, выражению его интересов и обоснованию путей и средств их практической реализации.

• современные рабочие, или пролетарии, в силу своего положения в системе капиталистических производственных отношений объективно призваны выполнить миссию замены буржуазного общества новым общественным устройством, свободным от эксплуатации человека человеком; освобождая себя, пролетариат тем самым освобождает от угнетения и все другие социальные слои; выполнение этой исторической задачи возможно только соединением усилий рабочих всего мира или по крайней мере цивилизованных стран (в этом состоит смысл знаменитого призыва коммунистического манифеста: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» [12];

• чтобы выполнить свое историческое призвание, пролетариям необходимо организовать себя в класс или, иными словами, превратиться в субъект социально-политических отношений, для чего они должны создать собственную политическую партию; свою партию пролетариат использует в качестве инструмента завоевания политической власти демократическим путем, а при отсутствии такой возможности — путем насильственных действий; завоевание рабочим классом власти или, иными словами, пролетарская революция, произойдет одновременно во всех индустриально развитых странах;

• обеспечив собственное господство, рабочий класс прежде всего преобразует государственный аппарат, превращая его в орудие реализации интересов всех трудовых слоев и подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов; в последующем политическая власть будет использоваться для обеспечения возможно более быстрого увеличения производительных сил общества; после завершения преобразования производственных отношений на началах добровольного сотрудничества индивидов исчезнут условия существования классовой противоположенности и классов вообще; с исчезновением классовых различий публичная власть потеряет свой политический характер;

На основе марксистского учения в XX в. сформировалось два общественно-политических движения — социал-демократическое и коммунистическое.

Социал-демократизм. Лидеры СД провозгласили своей целью построение «демократического социализма». Это понятие включало в себя идею политической, экономической и культурной интеграции рабочего движения в существующую капиталистическую систему. После второй мировой войны произошел окончательный разрыв СД с марксизмом и признание непреходящей ценности правового гос-ва, демократ, плюрализма и дем-го социализма.

Коммунистические идеи (общий, социальный). Составными эл-ми КИ явл-ся: коллективизм, общественная собственность на средства производства, солидарность, социальное равенство, справедливость, ликвидация классового разделения общества, отсутствие эксплуатации человека человеком.

ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

1. Происхождение термина и эволюция содержания понятия «идеология».

2. Теория идеологии – методологическое основание изучения идеологии государства.

3. Идеология, субъекты и процесс ее формирования, носители, формы, проявления и уровни функционирования.

4. Идеология и политика. Основные функции идеологии.

5. Идеология и мировоззрение. Идеология как особый тип верований.

6. Идеология и социально-политическое знание. Теории деидеологизации и реидеологизации.

7. Основания классификации и виды идеологий. Понятия идейно-политического течения и идейно-политического спектра.

8. Либерализм – доминирующее идейно-политическое течение Запада. Социальный либерализм.

9. Консерватизм – идейная основа политики сохранения сложившихся форм общественной жизни. Неоконсерватизм.

10. Социализм и его разновидности. Идейные доктрины социал-демократии и коммунистического движения.

11. Национализм, его базовый принцип и основные разновидности. Фашизм как крайняя форма экспансионистского национализма.

12. Базовые идеи анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма и религиозного фундаментализма.

13. Понятие «национальная идея». Нация-государство как результат практической реализации идеи нации.

14. Национальная идея – исходное положение белорусской государственной идеологии.

15. Соотношение понятий «идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология» и «идеология белорусского государства».

16. Концепция белорусской государственности – элемент национально-государственной идеологии.

17. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности – составляющая белорусской национально-государственной идеологии.

18. Политическая составляющая идеологии белорусского государства.

19. Экономическая составляющая идеологии белорусского государства.

20. Социогуманитарная составляющая идеологии белорусского государства.

Наши рекомендации