Выбор темы и организация работы
Тематика контрольных работ разрабатывается и утверждается на кафедре. Она строго соответствует тематическому плану изучаемой дисциплины и отражает требования учебной программы к содержанию знаний, умений и навыков студента. Однако студенты-заочники могут сформулировать тему контрольной работы самостоятельно. Главное, чтобы выбранная тема была актуальной, раскрывала значимую для изучаемой научной дисциплины проблему, имела важное практическое значение для профессионального становления студента-заочника, была интересна обучаемому, в полной мере способствовала раскрытию его творческих и интеллектуальных способностей. Выбор темы контрольной работы зависит и от имеющихся у студента-заочника возможностей использовать для её раскрытия современную учебную и научную литературу. Определяя эти возможности, студент-заочник должен сориентироваться в библиографических источниках, посвященных предполагаемой теме контрольной работы. В первую очередь следует оценить возможности по использованию основной и дополнительной литературы, рекомендованной преподавателями на установочных лекциях. Полезно изучить и другие, не вошедшие в список рекомендованных преподавателем, библиографические источники: монографии, учебники, учебные пособия, статьи в энциклопедической и справочной литературе, публикации в научных журналах, сборниках научных трудов, тезисы выступлений на научных конференциях, тематические материалы, размещенные в информационной сети Интернет. Хотя каких то жестких количественных требований по использованию литературных источников при написании контрольной работы не определено, опыт учебной деятельности студентов-заочников показывает, что успешно справляются с контрольной работой те, кто использует при её написании восемь-десять литературных источников. Однако, в конечном итоге, успешное написание контрольной работы определяется не количеством, а качеством использованной литературы. При подборе необходимой литературы студенту следует учитывать, что основными показателями её качества являются: авторитетность издательства и авторского коллектива, соответствующее современным научным представлениям изложение содержания рассматриваемых проблем, прикладной характер их изложения.
Выбрав тему контрольной работы и отобрав необходимую литературу, студент может приступить к её углубленному изучению. В процессе углубленного изучения литературы полезно делать необходимые выписки и систематизировать их в соответствии с предварительно разработанной структурой контрольной работы. По мере изучения отобранной литературы структура контрольной работы может уточняться.
Требования к структуре и содержанию работы
Практика организации заочной формы обучения в институте показывает, что контрольная работа должна иметь следующую структуру:
- введение;
-основную часть, состоящую из 2-3 вопросов (параграфов.
разделов);
- заключение;
- список использованной литературы.
Во введении студенту рекомендуется обосновать выбор темы контрольной работы, раскрыв её научно-теоретическое и прикладное значение, четко изложить цели и задачи работы.
В основной части, опираясь на глубокое изучение литературных источников, опыт собственной профессиональной деятельности, анализ фактологического материала и различных точек зрения на исследуемую проблему, студенту необходимо изложить собственные взгляды на ее содержание. При этом особое внимание следует уделять изложению профессионально-прикладных аспектов раскрываемой проблемы.
В заключении должны быть сформулированы выводы, логично вытекающие из основной части контрольной работы, а также тезисно показано значение рассмотренной проблемы для будущей профессиональной деятельности студента.
Контрольная работа должна отличаться обоснованностью, доказательностью и аргументированностью. Поэтому полезно обеспечивать её необходимыми схемами, таблицами, графиками и другими поясняющими аналитическими материалами. Излагать содержание контрольной работы рекомендуется ясным, точным, доходчивым научным языком. Общий объем контрольной работы должен составлять 15-20 страниц.
Требования к оформлению работы
Контрольная работа может быть аккуратно написана или отпечатана. Если контрольная работа представляется в печатном варианте, то она должна быть исполнена на листах формата А-4, шрифтом-14, с интервалом-1,5. При этом поля должны составлять: левое-30мм, правое-10мм, верхнее и нижнее-20мм., а плотность текста - около 30 строк и 60 символов в строке с учетом пробелов.
Контрольная работа должна иметь:
- титульный лист, на котором указывается название учебного заведения, в котором обучается студент; кафедра и учебная дисциплина, по которой написана работа; название темы контрольной работы; фамилия, инициалы и номер учебной группы автора; год написания контрольной работы;
- оглавление (содержание), где с указанием страниц излагается план контрольной работы (введение, название вопросов, заключение, список использованной литературы, приложения, если таковые имеются);
- список использованной литературы, где в алфавитном порядке указывается сначала основная, а затем дополнительная литература, которой пользовался автор при написании контрольной работы.
Введение, вопросы, заключение, список использованной литературы, приложения должны при оформлении работы начинаться с новой страницы.
Цифровой, фактический материал, а также цитаты из использованных источников, взятые автором в кавычки, должны иметь ссылку на источник, из которого они взяты. Ссылки оформляются в виде подстрочных сносок на данном листе или сводятся в примечания" в конце текста контрольной работы перед списком литературы.
Невыполнение студентом требований к оформлению контрольной работы влечёт за собой снижение оценки. При значительных отклонениях от изложенных требований контрольная работа может быть не принята к исполнению.