Крестьянская реформа 1861 года в России.

Суть.

С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Современники называли ее эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ. Получилось так, что предыдущий период истории прочно соединился с именем Николая I, а новый - с именем его преемника.

Александр II вступил на престол уже немолодым человеком - в 36 лет. Трудно сказать, что больше повлияло на его решение отменить крепостное право - «Записки охотника» или Крымская война. После нее прозрели многие, в том числе и сам царь. В 1856-1857 гг. в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения. Они быстро затихли, но лишний раз напомнили, что помещики сидят на вулкане.

Крепостное хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно не обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло просуществовать еще неопределенно долгое время. Но свободный труд производительнее подневольного – это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав.

Сознавая необходимость преобразований, Александр II не знал, как приступить к ним, У него не было ни плана реформ, ни руководящих принципов. Не имели таковых и министры, подобранные еще Николаем.

Реформа 19 февраля 1861 года, уничтожив крепостное право, которое крепкой цепью сковывало развитие производительных сил России, открыла дорогу капитализму. Эго был первый шаг на пути превращения самодержавной монархии из государства феодально-дворянского в государство буржуазное. Однако реформа 19 февраля была не просто буржуазной реформой, а буржуазной реформой, проводимой «крепостниками».

Таким образом «низы» страдали одновременно как от натиска капитализма, так и от недостаточного его развития, задержавшегося крепостническими пережитками. По какому пути пойдет дальнейшее развитие России - вот вопрос, который волновал прогрессивные слои российского общества. В революционном движении того времени мы видим наличие нескольких различных направлений, начиная с умеренных, сохранивших остатки надежды на возможность мирного преобразовании социально-политического строя, и кончая крайними, не видевшими иного исхода, кроме революции.

Велико было и нравственное значение крестьянской реформы, покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, которые должны были ввести в стране современные формы самоуправления и суда, подтолкнуть развитие просвещения. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству – такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин имеет в нем надежную защиту.

Значение реформы 1861 г.

Оно может быть выражено следующими тезисами:

1. Реформа открыла пути развития капитализма

а) в сельском хозяйстве; сельское хозяйство стало развиваться по прусскому пути в Черноземье (в Пруссии сохранялись помещичьи латифундии и крестьяне арендовали у помещиков землю) и по американскому пути в Нечерноземье и, главным образом, на окраинах (то есть там развивались фермерские хозяйства). Удовлетворены и помещики окраин - выкупная операция растянулась на 20 лет.

б) в промышленности: появление новых свободных рабочих рук.

2. Монархия упрочила материальную базу, получив миллионы налогоплательщиков. Выкупная операция укрепила финансы государства

3. Велико нравственное значение реформы. Покончено с рабством. Начало эпохи реформ, самоуправления, суда и т.д.

Но как уже отмечалось выше реформа носила недемократический, продворянский характер. Главные пережитки - самодержавие в политической области и помещичье землевладения в экономической. Реформа разорила крестьян. Отрезки от их земель доходили до 20%.

Последствия реформы.

К середине XIX в. в России назрел острейший политический и социально-экономический кризис, который проявился в проигранной Крымской войне (1853-1856 гг.), в массовых выступлениях крестьян против феодально-крепостнической эксплуатации. Стремление правительства преодолеть экономическую отсталость страны от передовых стран Запада и предотвратить надвигающийся социальный взрыв явилось основной причиной отмены крепостного права.

Крестьянство было связано круговой порукой. Землю помещик передавал в собственность по «уставной грамоте» сельской общине. Отнее крестьянин получал надел в «постоянное пользование», нес общинные повинности. Вводилось крестьянское самоуправление в масштабах волости с выборным старшиной. Законом закреплялась первичная ячейка – «сельское общество». Это юридическое признание общины. Следовательно, реформа не разрушала традиционного почвенного уклада, не вела к переходу на подворное землепользование.

Отмена крепостного права способствовала быстрому росту рыночных, капиталистических отношений во всех отраслях промышленности. Появилась армия дешевого наемного труда, активизировался процесс накопления капиталов, постепенно расширялся внутренний рынок и росли связи с мировым рынком. Завершавшийся в 80-х годах промышленный переворот дал толчок к мощному железнодорожному строительству. Это в свою очередь стимулировало производство чугуна, угля, нефти, других отраслей тяжелой промышленности, которые размещались на территории страны равномерно. К традиционному Петербургскому, Московскому, Уральскому промышленным регионам добавились Бакинский район нефтяной промышленности, Донбасс, где имелись богатые месторождения угля и железной руды. Концентрация производства и рабочей силы в этих регионах к концу XIX в. вышла на первое место в мире. Новой отраслью российской экономики стало машиностроение.

Тяжелая промышленность, особенно металлургия, требовала больших капиталовложений. Они обеспечивались, прежде всего, благодаря сильному государственному влиянию в промышленной сфере путем кредитов созданного в 1860г. Государственного банка правительственных субсидий, казенных заказов, протекционистской таможенной политики.

Что касается процесса изменения социально-экономической структуры деревни, то сами крестьяне назвали его «раскрестьяниванием». Эволюция крестьянского хозяйства в пореформенный период представляла собой относительное обнищание крестьянства, его поляризацию, выделение из среды крестьянства новых классов - сельской буржуазии и сельского пролетариата.

Беднейшие и середняцкие хозяйства не имели возможности приобретать новые сельскохозяйственные орудия, осуществлять какие-либо агротехнические мероприятия. Основным орудием в крестьянском хозяйстве оставалась соха (еще в 1910 году в России сохи составляли 43 % всех орудий пахоты).

В конце 80-х - начале 90-х годов сельской буржуазии принадлежало в различных губерниях России от 34 до 50 % всей крестьянской земли - надельной, купчей, арендной - и от 38 до 62 % рабочего скота, а сельской бедноте (около 50 % всех крестьянских дворов) - лишь от 18 до 32 % земли и от 10 до 30 % рабочего скота. Промежуточным звеном были середняки, на долю которых приходилось около 30 % крестьянских дворов.

Пореформенное помещичье хозяйство, переходное по своему социально-экономическому содержанию, сводилось к двум основным системам: отработочной и капиталистической. Отработочная система состояла в том, что страдавшие от малоземелья крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших владельцев и за это обрабатывать землю своим инвентарем ту часть земли, которая оставалась у помещика. Эта система господствовала в губерниях Черноземного Центра и Среднего Поволжья.

Капиталистическая система, при которой обработка помещичьей земли производилась вольнонаемными рабочими с применением машин и минеральных удобрений, преобладала в Прибалтике, на Правобережной Украине, в Новороссии и на Северном Кавказе. Батраки рекрутировались из беднейших крестьян, которые продавали или бросали свои мизерные наделы и уходили на заработки. Число батраков в 1890 году достигало 3,5 млн. человек (около 20% всего мужского населения рабочего возраста).

Осуществление серии законодательных актов по ликвидации крепостного права и урегулированию землепользования, землевладения и по­винностей «Свободных сельских обывателей» в Российской империи, с одной стороны, уравняло в гражданских правах крестьян, создав унифицированное «податное сословие», с другой – узаконило огромное различие в условиях существования отдельных разрядов крестьян. Феодальное «попечительство», имевшее своей целью сохранить хозяйство крестьянина как пригодный объект эксплуатации, уступило место «свободному» буржуазному грабежу. Первая массовая «чистка земель» для капитализма, как и буржуазный по своему характеру выкуп, переложили всю тяжесть неизбежного исторического прогресса на плечи многомиллионного крестьянства.

И то, что в России после реформы «в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века» является прямым следствием исторического подвига российского крестьянства.

ВОПРОС.

Общественно-политические движения в России в пореформенное время (60-70 года XIX века).

В 60-80-е гг. XIX века ведущие позиции в общественном и револю­ционном движении занимало народничество. Основные положения народнической доктрины были сформулированы А.И.Герценым и Н.Г.Чернышевским, ставшими родоначальниками теории “русского со­циализма”- своеобразного синтеза учения западно-европейских социали­стов (Ш.Фурье, П.Ж.Прудон, А.Сен-Симон, Д.Оуэн) и их собственных взглядов, согласно которым Россия могла перейти к социализму, минуя капитализм, посредством крестьянской общины. Дальнейшее развитие это учение получило в работах М.А.Бакунина, П.Л.Лаврова, Н.П.Ткачева. Однако они выступали за различные пути реализации народнической идеологии в практике революционной борь­бы. В этой связи отмечают три течения в народничестве. Бунтарское или анархистское.М.А.Бакунин (1814-1876) предложил свою модель без государствен­ного социализма, которая основывалась на федерации построенных "снизу вверх" свободных организаций: рабочие ассоциации, обшины, волости, области, народы. Бакунин выступал за крестьянскую револю­цию, к которой крестьяне якобы были готовы, - необходим был только толчок. Его должна была дать революционная интеллигенция, и тогда крестьянский бунт уничтожил бы самодержавие и привел к победе со­циализма. Пропагандистское.П.Л.Лавров (1823-1900) поддерживал идею крестьянской революции, но ее ведущей силой считал революционеров - интеллигентов. Они долж­ны были создать революционную организацию, развернуть пропаганду социализма в народных массах и тем самым подготовить их к революци­онному выступлению. Заговорщическое.П.Н.Ткачев (1844-1885) полагал, что между народом и интеллиген­цией существует огромная пропасть, непреодолимая в условиях самодер­жавно-бюрократического строя, поэтому поднять крестьянство на борь­бу невозможно. По мнению Ткачева, самодержавие не имело ни какой опоры в обществе и группа революционеров-заговорщиков может осуще­ствить государственный переворот, захватить власть и провести сверху социалистические преобразования. Идеология народничества оказала непосредственное влияние на практику движения. В 1874 г. осуществляется т.н. "хождение в народ" для пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восста­ния. К делу было привлечено в 37 губерниях 770 человек, из них 612 мужчин и 158 женщин. 215 человек были заключены в тюрьму и просидели большею частью по нескольку лет, а остальные были оставлены на свободе. Привлечены главные организато­ры движения. Неудача "хождение в народ" и попыток поднять крестьян на рево­люцию породила оживленные споры в среде народников. Они велись во­круг вопроса о путях дальнейшей борьбы. Народники пришли к убежде­нию о необходимости объединить свои силы. В 1876 г. возникает народническая организация "Земля и воля" (не следует отождествлять ее с организацией под таким же названием, соз­данной в 1862 г: при участии Н.Г.Чернышевского для объединения рево­люционных сил и подготовки крестьянского восстания и разгромленной полицией в 1864 г. В 1879 г. в результате общего кризиса народничества и внутренних разногласий "Земля и воля" распадается на. две организа­ции. Часть народников во главе с А.И.Желябовым, А.Д.Михайловым, С.Л.Перовской (так называемые "политики"), разочаровавшись в пропа­гандистской работе, объединяются в "Народной воле". Свою главную цель они видят в организации террора, направленного против царя и высших сановников государства. Террор рассматривался ими как основ­ное средство для "дезорганизации" самодержавия и поднятия авторитета революционной борьбы. "Деревенщики", возглавляемые Г.В.Плехановым, В.Н.Игнатовым, О.В.Аптекманом, решили продолжить пропаганду среди крестьян и соз­дали "Черный передел". К началу 1882 г. организация распалась на от­дельные кружки. Некоторые чернопередельцы во главе с Г.В.Плехановым перешли к научному социализму, другие - примкнули к "Народной воле", третьи - отошли от революционного движения. "Народная воля" в ближайшие два года произвела целый ряд круп­ных террористических актов, потрясших ту правительственную органи­зацию, которая тогда существовала. Важнейшей точкой деятельности этой группы народничества стало убийство Александра II 1 марта 1881 г. террористом И.И.Гриневицким. 1 марта 1887 г. было покушение на царя Александра III, в котором принимал участие и брат В.И.Ленина Алек­сандр Ульянов. После убийства Александра II народнические организации были практически разгромлены, а народническая идеология вступает в полосу глубокого кризиса. В пореформенный период, в условиях интенсивного развития про­мышленности, влиятельным фактором общественно-политической жизни становится рабочее движение. В 70-е гг. предпринимаются первые по­пытки создать рабочие организации. В 1875 г. в Одессе возник "Южно­российский союз рабочих" (руководитель Е.О.Заславский), в 1878 г. в Петербурге - "Северный союз русских рабочих" (В.П.Обнорский, С.Н.Халтурин). Их участники выступали за свержение самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. Рабочие организа­ции в этот период находились под сильным влиянием народников. В 80-е гг. рабочее движение приобретает более организованный ха­рактер, начинаются массовые стачки. Наиболее значительная из них произошла в 1885 г. на текстильной фабрике Морозова. В 90-е гг. наблю­дается новый подъем стачечного движения. Выступления рабочих под­толкнули правительство к принятию целого ряда законов. В результате кризиса народничества и роста рабочего движения часть интеллигенции обращается к марксизму. Первая русская марксист­ская организация создается в 1883 г., в Женеве Г.В.Плехановым, П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич и др. В своих работах они вели идейно-теоритический спор с народниками, пропагандировали марксизм. В 80-е - начале 90-х гг. возникают марксистские кружки - Д.Благоева ("Партия социал-демократов"), П.В.Точисского ("Товарищество санкт-петербургских мастеровых"), М.Н.Бруснева ("Рабочий союз") в Петер­бурге, Н.Е.Федосеева в Казани.

ВОПРОС.

Наши рекомендации