Тема 7.Территориальные основы местного самоуправления.
- Понятие территориальных основ местного самоуправления.
- Понятие муниципального образования.
- Виды муниципальных образований.
- Муниципальное образование как социально-экономическая система.
- Границы и состав территории муниципального образования.
- Создание, реорганизация, упразднение муниципальных образований.
Территориальные основы –это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления:
- формирование и состав территорий;
- границы муниципальных образований;
- порядок их установления и изменения.
Признаки местного самоуправления с точки зрения территориальных основ:
1) местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ;
2) местное самоуправление является территориальным, т.е. осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга;
3) территория муниципального образования является целостной, т.е. имеет непрерывную границу;
4) муниципальное образование определяется как населенная территория. При этом численность населения влияет на разграничение населенных пунктов, на систему органов и их полномочия;
5) население муниципального образования должно быть объединено общим интересом в вопросах местного самоуправления;
6) при установлении муниципальных образований должен учитываться традиционный способ хозяйствования населения.
Виды муниципальных образований
Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения.
Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления.
Городское поселение – город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления. В составе городского поселения могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями.
Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления.
Муниципальный район – несколько поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления, и которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия.
Городской округ – городское поселение, не входящее в состав муниципального района, и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия.
Примеры составов некоторых субъектов Федерации:
Таблица 2
Субъект Федерации | Федеральный округ | Всего | Сельские поселения | Городские поселения | Муницип. районы | Городские округа | Внутригородские территории |
Нижегородская область | Приволжский ФО | ||||||
город Москва | Центральный ФО | ||||||
Республика Карелия | Северно-Западный ФО | ||||||
Краснодарский край | Южный ФО | ||||||
Эвенский автономный округ | Сибирский ФО | ||||||
Еврейская автономная область | Дальне-восточный ФО |
Состав территории муниципальных образований:
- жилые зоны;
- зоны общего назначения;
- земли, занятые лесами;
- сельскохозяйственные земли;
- парковые зоны, зоны отдыха;
- прибрежные территории;
- водные объекты;
- промышленные зоны.
Преобразование муниципальных образований – объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса поселения.
Создание муниципального образования протекает в форме объединения двух и более муниципальных образований, разделения муниципального образования на два и более новых, выделения одного муниципального образования из состава другого, придания статуса муниципального образования вновь созданным населенным пунктам.
Преобразование заключается в изменении границ между сопредельными муниципальными образованиями, выделении из преобразуемого муниципального образования вновь создаваемого муниципального образования.
Упразднение может быть связано с объединением нескольких муниципальных образований, прекращением существования муниципального образования в связи с утратой способности к самостоятельному существованию.
Вопросы об изменении границ муниципального образования (создании, объединении, преобразовании или упразднении) решаются с учетом мнения населения соответствующих территорий представительным органом местного самоуправления.
Производство по изменению границ включает следующие стадии:
- Выдвижение инициативы. Субъектами инициативы могут являться граждане, органы местного самоуправления, органы государственной власти (федеральные или региональные).
- Выявление мнения населения. Может осуществляться путем голосования, на сходах, либо с учетом мнения населения, выраженного представительным органом.
- Проведение голосования в необходимых случаях. Назначается представительным органом и проводится по правилам, установленным для проведения референдума.
- Принятие закона субъекта Федерации об изменении границ муниципального образования.
- Внесение изменений в Устав, реестр муниципальных образований.