Тема 7.Территориальные основы местного самоуправления.

  1. Понятие территориальных основ местного самоуправления.
  2. Понятие муниципального образования.
  3. Виды муниципальных образований.
  4. Муниципальное образование как социально-экономическая система.
  5. Границы и состав территории муниципального образования.
  6. Создание, реорганизация, упразднение муниципальных образований.

Территориальные основы –это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления:

- формирование и состав территорий;

- границы муниципальных образований;

- порядок их установления и изменения.

Признаки местного самоуправления с точки зрения территориальных основ:

1) местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ;

2) местное самоуправление является территориальным, т.е. осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга;

3) территория муниципального образования является целостной, т.е. имеет непрерывную границу;

4) муниципальное образование определяется как населенная территория. При этом численность населения влияет на разграничение населенных пунктов, на систему органов и их полномочия;

5) население муниципального образования должно быть объединено общим интересом в вопросах местного самоуправления;

6) при установлении муниципальных образований должен учитываться традиционный способ хозяйствования населения.

Виды муниципальных образований

Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ или внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления.

Городское поселение – город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления. В составе городского поселения могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями.

Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления.

Муниципальный район – несколько поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления, и которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия.

Городской округ – городское поселение, не входящее в состав муниципального района, и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия.

Примеры составов некоторых субъектов Федерации:

Таблица 2

Субъект Федерации Федеральный округ Всего Сельские поселения Городские поселения Муницип. районы Городские округа Внутригородские территории
Нижегородская область Приволжский ФО            
город Москва Центральный ФО            
Республика Карелия Северно-Западный ФО            
Краснодарский край Южный ФО            
Эвенский автономный округ   Сибирский ФО            
Еврейская автономная область Дальне-восточный ФО            

Состав территории муниципальных образований:

  1. жилые зоны;
  2. зоны общего назначения;
  3. земли, занятые лесами;
  4. сельскохозяйственные земли;
  5. парковые зоны, зоны отдыха;
  6. прибрежные территории;
  7. водные объекты;
  8. промышленные зоны.

Преобразование муниципальных образований – объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса поселения.

Создание муниципального образования протекает в форме объединения двух и более муниципальных образований, разделения муниципального образования на два и более новых, выделения одного муниципального образования из состава другого, придания статуса муниципального образования вновь созданным населенным пунктам.

Преобразование заключается в изменении границ между сопредельными муниципальными образованиями, выделении из преобразуемого муниципального образования вновь создаваемого муниципального образования.

Упразднение может быть связано с объединением нескольких муниципальных образований, прекращением существования муниципального образования в связи с утратой способности к самостоятельному существованию.

Вопросы об изменении границ муниципального образования (создании, объединении, преобразовании или упразднении) решаются с учетом мнения населения соответствующих территорий представительным органом местного самоуправления.

Производство по изменению границ включает следующие стадии:

  1. Выдвижение инициативы. Субъектами инициативы могут являться граждане, органы местного самоуправления, органы государственной власти (федеральные или региональные).
  2. Выявление мнения населения. Может осуществляться путем голосования, на сходах, либо с учетом мнения населения, выраженного представительным органом.
  3. Проведение голосования в необходимых случаях. Назначается представительным органом и проводится по правилам, установленным для проведения референдума.
  4. Принятие закона субъекта Федерации об изменении границ муниципального образования.
  5. Внесение изменений в Устав, реестр муниципальных образований.

Наши рекомендации