Контроль органов исполнительной власти

Контроль органов исполнительной власти бывает:

- общий;

- внутриведомственный (отраслевой).

- надведомственный (межотраслевой);

Общий контроль:

1. контроль за соблюдением нормативных актов по всем сферам;

2. объединение подконтрольных органов по направлениям деятельности;

3. заслушивание отчетов подконтрольных объектов о результатах и состоянии их деятельности.

Органы общего контроля:

- Правительство РФ;

- органы исполнительной власти субъектов РФ общей компетенции.

Внутриведомственный контроль:

1. осуществляется органами отраслевой и межотраслевой компетенции;

2. проверка осуществляется по вопросам внутриведомственного характера;

3. между субъектом и объектом контроля существует организационная подчиненность.

Надведомственный контроль:

1. осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления;

2. осуществляется органами межотраслевой компетенции;

3. между субъектом и объектом контроля отсутствует непосредственная подчиненность.

II. Государственный надзор –это функция специально уполномоченных органов и лиц по систематическому наблюдению за соблюдением законов и др. нормативных актов, осуществляемая по специальным вопросам в отношении неподчиненных им физических и юридических лиц.

Виды государственного надзора:

1) административный;

2) прокурорский.

Административный надзор –это вид деятельности специально уполномоченных органов по контролю за соблюдением правил физическими и юридическими лицами по определенным строго установленным вопросам.

Признаки:

1) осуществляется специально уполномоченными органами, созданными для выполнения функции надзора;

2) деятельность по надзору осуществляется постоянно;

3) между субъектом и объектом надзора отсутствует подчинение;

4) неограниченный круг поднадзорных объектов;

5) при нарушении применяются меры административной ответственности;

6) оценка поднадзорного объекта производится только с точки зрения законности.

Методы административного надзора:

1. постоянное наблюдение;

2. периодические проверки;

3. анализ документов;

4. изучение информации о нарушениях законности в установленной сфере.

Полномочия органов административного надзора:

1. получение информации;

2. применение мер административного предупреждения;

3. применением мер административного пресечения;

4. применением мер административной ответственности;

5. регистрация и учет;

6. выдача лицензий, разрешений.

Соотношения государственного контроля и административного надзора:

1) органы контроля обладают более широкими полномочиями, чем органы надзора;

2) объектом контроля является законность и целесообразность, а объектом надзора – только законность;

3) при контроле применяется дисциплинарная и материальная отве6тственность, при надзоре – административная;

4) при контроле субъект и объект находятся в определенной подчиненности, при надзоре подчиненность исключается;

5) контроль осуществляется в отношении конкретных субъектов, надзор распространяется на неопределенный круг субъектов.

Прокурорский надзор –это деятельность органов, должностных лиц прокуратуры по надзору за исполнением федеральными министерствами и др. ведомствами, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного исполнения, органами контроля законов и соответствием издаваемых ими актов законам.

Направления деятельности прокуратуры – надзор за:

1) исполнением законов субъектами государственного управления и соответствием издаваемых ими актов законам;

2) соблюдением прав и свобод граждан субъектами государственного управления;

3) исполнением законов администрацией органов и учреждений, применяющих меры принудительного характера:

- исполнение наказаний, связанное с лишением свободы;

- содержание задержанных, заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора:

1) протест - приносится прокурором на противоречащий закону акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо в суд. Срок подачи протеста – 10 дней с момента обнаружения нарушений; срок рассмотрения протеста – 10 дней.

2) представление об устранении нарушений закона - вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить нарушение. Срок рассмотрения представления – 30 дней.

3) постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

4) предостережение о недопустимости нарушения закона - направляется в случае, если прокурору стало известно о готовящихся нарушениях.

III. Судебный контроль– это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов государственного управления, местного самоуправления по защите прав граждан и иных субъектов и привлечению виновных к ответственности.

Субъекты судебного контроля:

1. федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший арбитражный, военные, областные, районные суды);

2. суды субъектов РФ (мировые судьи, конституционные или уставные суды субъектов Федерации);

Судебный контроль в сфере государственного управления может быть:

- прямой – при нем непосредственно оценивается решение, действие субъекта государственного управления;

- косвенный – осуществляется при рассмотрении любого дела (уголовного, гражданского, трудового спора).

Наши рекомендации