Египет под властью иноземцев в I тыс. до н.э. Возвышение Саиса
возрос напор ливийцев в Египет. Фараоны стали брать в свое войско в качестве наемников ливийских воинов. В начале X в. до н. э. ливийцы наводнили Дельту. Знатные ливийские роды воспринимали культуру и религиозные верования египтян, устанавливали родственные связи с египетскими вельможами и царским домом. Результат восшествие на престол ок. 945 г. до н. э. представителя одного из знатных ливийских родов Шешонка I, основавшего XXII Ливийскую династию (ок. 945—722 гг. до н. э.). Он добивается легитимизации своей власти женитьбой своего сына на дочери последнего фараона XXI династии, а другого своего сына посылает первосвященником Амона в Фивы.
Основатель новой династии (Шешонком I) избрал новую столицу — город Бубастис в Дельте. Вмешивался в Палестинские дела. Взял Иерусалим ок. 930 г. до н. э. Собирал дань с Нубии. Вёл активное строительство: царские дворцы в Бубастисе, крепость близ Фаюма, в Танисе погребальные склепы для представителей династии, храмовые сооружения в Фивах, строительство «двор Бубастидов». Социальной опорой Бубастидов были воины и жречество. Потом сама династия распалась на ветви. Около 808 г. до н. э. правитель Таниса объявил себя царем всего Египта и начал новую, XXIII династию. Она была также ливийской по происхождению и правила параллельно с захиревшей XXII династией вплоть до 730 г. до н. э., когда раздробленный Египет стал легкой добычей новых завоевателей, пришедших из Нубии.
В середине VIII в. до н. э. напатский правитель Кашта совершил успешный поход на Египет. Он добился причисления дочери к иерархии фиванского жречества в качестве верховной жрицы. В Фиваиде оставил военные отряды. Все это позволило утвердиться в претензиях на Египет, и когда последний стал объединяться под властью правителя Саиса — Тефнахта, сын Кашты — Пианхи двинулся на борьбу с ним. Кушитский царь взял Гермополь и победил в битве за Мемфис. Ему выразили покорность номархи, но и представитель XXIII династии и сам мятежный Тефнахт.
Уход Пианхи в Напату позволил Тефнахту провозгласить себя царем и начать тем самым XXIV династию, которая имела одного продолжателя — сына Бакенранфа. Всего 6 лет правил Бакенранфа. Около 712 г. до н. э. новый поход на Египет предпринял преемник Пианхи — Шабака, который сжег Бокхориса заживо. Египет покорен кушитскими фараонами, правившими до 664 г. до н. э. (XXV Эфиопская династия.). Египет и Куш были объединены в одно государства.
За 15-летнее правления Шабака удерживал Египет мирным путем. Резиденцией был Мемфис, оказывал поддержку богу-покровителю Птаха и в то же время утверждал кушитское влияние в Фивах. Внешняя политика Шабаки была осторожной. С Ассирией старался не конфликтавать. Возможно, что между двумя государствами был заключен договор.
Подавив восстания на восточносредиземноморском побережье ассирийский царь Асархаддон после двух походов в 674 и 671 гг. до н. э. покорил Египет. Царь Тахарка бежал на родину. Египет был разделен между 20 местными царями. Контролируемые ассирийской военной и гражданской администрации. Асархаддон именовался «царем царей». Господство ассирийцев над Египтом продолжалось 15 лет (671—655 гг. до н. э.). Было 2 восстания. Оба раза в восстаниях участвовал Тахарка, пытавшийся вернуть Египет. В 663 г. до н. э. ассирийцам пришлось вести войну с кушитским царем Танутамоном, пытавшимся отвоевать Египет. Одержав победу над кушитами, ассирийцы положили конец правлению XXV Эфиопской династии в Египте. Своей опорой ассирийские цари видели в тех царьках и князьях, правивших отдельными номами. Некоторые правители (например, Саиса) пользовались у ассирийцев авторитетом и привилегиями, хотя порой были замешаны в антиассирийских выступлениях.Опираясь на силу объединенного Египта, а также на союз с Лидией и, возможно, с Вавилоном, Псамметих I вытеснил из страны ассирийцев. На троне фараонов утвердилась XXVI Саисская династия (664— 525 гг. до н. э.).Ориентация Египта на греческий мир.Стали проникать греческие торговцы.Предпочтение иностранным наёмникам вызвало оппозицию ливийского воинского сословия.Псамметих I укреплял оборонную мошь страны.Торговля с Финикией, Карфагеном, поддерживались дружественные отношения с Иудеей.Нехо II (610—595 гг. до н. э.) укрепил позиции Египта в Африке, а также успешно развивал средиземноморскую торговлю.На Средиземном и Красном морях были выстроены корабельные верфи.Граница проходит в районе востока Синайского полуострова — юга Палестины. Нововавилонский царь Навуходоносор II неоднократно подступает к самой естественной границе Восточной Дельты.Опасные волнения возникли в ходе неудачной для Египта войны с Киреной, когда ливийские воины, посланные туда, понесли от киренцев громадный урон. Обвинив в происшедшем Априя, они подняли против него восстание, во главе которого встал его родственник Амасис. В итоге этой гражданской войны Априй погиб, а к власти пришел Амасис — Яхмос II (570—526 гг. до н. э.)Предпринимались и военные походы: в Аравию, Нубию, на остров Кипр, который был обложен данью.Во времена Амасиса Египет вышел из состояния разрухи, порожденной политической раздробленностью и иноземными вторжениями. Процветали торговля, ремесла, городская жизнь. Возобновилось строительство храмов, дворцов, усыпальниц, особенно в Сансе и Мемфисе. Сам фараон снискал репутацию мудрого судьи и реформатора. При нем был снижен поземельный налог, уменьшены сборы в пользу храмов, введен контроль за доходами египтян, что должно было пресечь получение их незаконным путем.
41 Культура Древнего Египта: письменность, литература, архитектура, скульптура, научные знания.
Разговорный и литературный язык древних египтян менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства — язык древнеегипетский; среднеегипетский — классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания; новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н. э.); демотический язык (VIII в. до н. э.—V в. н. э.); коптский язык (III—VII вв. н. э.).
каждый из них был отличался грамматической и лексической структурой. Египетский язык стал мертвым (т. е. на нем не разговаривали) уже в III в. н. э., когда на смену ему пришел коптский язык. С VII в. н. э. коптский язык стал вытесняться языком завоевателей — арабов и постепенно стал забываться.
Письмо
Письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н. э. как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков. Отдельные рисунки стали изображать в виде звуковых сочетаний, слогов, с помощью набора которых можно выражать и многие другие слова и понятия.
Египетская письменность - определенный набор знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки назвали иероглифами. К середине II тысячелетия до н. э. наиболее употребительных иероглифов насчитывалось около 700, а в греко-римскую эпоху — несколько тысяч. Благодаря органическому сочетанию знаков, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа.
Материалом служил: камень (стены храмов, и т.п.), глиняные черепки, дерево (доски и т. д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус.
С VIII в. до н. э. появился новый вид письма, при котором несколько знаков, ранее писавшихся раздельно, теперь сливаются в один знак, что убыстряло процесс написания текстов и способствовало распространению письменности. Это письмо получило название демотики, демотического (т. е. народного) письма.
Постепенное совершенствование письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные согласные звуки. По существу, это были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном царстве Мерое. В Египте алфавитные знаки не вытеснили громоздкую, но привычную символическо-понятийную иероглифическую систему. Письму обучали в школах, обучались только представители господствующего класса.
литература
Почвой литературы стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки в виде немногих песенок, исполняемых во время трудовых процессов (песнь погонщика быков), незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и счастья.
Корни литературы восходят к IV тысячелетию до н. э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.
Наиболее полно представлен в египетской литературе дидактический жанр поучений и близко стоящих к ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение Птахотепа», везира одного из фараонов V династии. Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.
Из поучений Нового царства можно назвать «Поучение Ани» и «Поучение Аменемопе» с подробным изложением правил житейской морали и традиционной нравственности. Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской обработке. известными примерами были собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка о Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях», несколько сказок о фараоне Пету-бастисе и др.