Багдасарян, сусанна джамиловна 19 страница
Мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы. Мировому судье подсудны дела частного обвинения о преступлениях за умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, клевету и оскорбление; уголовные дела о преступлениях небольшой тяжести, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы, кроме дел за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, а также по неосторожности; нарушение равноправия граждан, авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; регистрацию незаконных сделок с землей, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, монополистические действия и ограничение конкуренции, заведомо ложную рекламу, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, злоупотребление при выпуске ценных бумаг, уклонение от уплаты таможенных платежей, неправомерные действия при банкротстве, уклонение гражданина от уплаты налога, коммерческий подкуп, нарушение правил безопасности на взрывоопасном объекте, незаконное обращение с радиоактивными материалами, ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, незаконная выдача рецептов на получение наркотических средств или психотропных веществ, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, загрязнение морской среды, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе, порчу земли, нарушение правил охраны и использования недр, нарушение режима особо охраняемых территорий, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ч. 1 ст. 263, ч. 1 ст. 264, 265, 270, ч. 1 ст. 271), преступления в компьютерной сфере (ч. 1 ст. 272, ч. 1 ст. 274), преступления против государственной власти и интересов государственной службы (ст. 288, 289, 292, ч. 1 ст. 293), преступления против правосудия (ч. 1,2 ст. 294, ч. 1 ст. 296, ч. 1, 2 ст. 298, ч. 1 ст. 301, ч. 1 ст. 303, ч. 1 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 1 ст. 309, ч. 1 ст. 311, 316), преступления против порядка управления (ч. 1 ст. 320, ч. 1 ст. 322, 323, ч. 1, 3 ст. 327, 328) УК РФ.
Рассмотрение уголовного дела у мирового судьи производится в соответствии с общими правилами судебного разбирательства и не позднее четырнадцати суток с момента поступления жалобы в суд.
В мировом суде по ходатайству одной из сторон и при отсутствии возражений другой стороны может быть проведено сокращенное судебное следствие, включающее допросы, а также исследование иных доказательств. Сокращенное следствие не допускает возможности обжалования или опротестования приговора по этому основанию. Сокращенное судебное следствие невозможно в отношении несовершеннолетних и по делам о преступлениях, совершенных группой лиц, если один из них возражает против проведения данного вида судебного следствия.
Появилась новая форма проверки законности и обоснованности не вступившего в законную силу приговора мирового судьи или его постановления о прекращении дела – апелляционное производство. Эта проверка осуществляется судьей районного суда в связи с подачей жалобы на указанные судебные акты кем-либо из участников уголовного процесса, перечисленных в ст. 478 УПК. Такая жалоба называется апелляционной.
Прокурор обязан опротестовать незаконный или необоснованный приговор мирового судьи или его постановление о прекращении дела.
Принесение жалобы или протеста отодвигает во времени момент вступления приговора мирового судьи или его постановления о прекращении дела в законную силу до рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и приостанавливает приведение приговора мирового судьи в исполнение (ч. 1 ст. 485 УПК).
Субъектами апелляционной жалобы в силу ст. 478 УПК являются: осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, частный обвинитель и его представитель, потерпевший. Причем гражданский истец и гражданский ответчик и их представители вправе обжаловать приговор мирового судьи и его постановление в части, относящейся к гражданскому иску. Прокурор обязан опротестовать незаконный или необоснованный приговор мирового судьи или его постановление о прекращении дела в апелляционном порядке.
Институт кассационного обжалования или опротестования является деволютивным, то есть апелляционные жалобы и протесты рассматриваются вышестоящей судебной инстанцией – единолично судьей районного суда в порядке апелляционного производства, не позднее четырнадцати суток со дня поступления апелляционной жалобы или протеста, но не ранее истечения срока обжалования приговора мирового судьи или его постановления о прекращении дела. Этот срок по уважительной причине может быть продлен по постановлению судьи районного суда, который будет рассматривать дело, но не более чем на десять суток.
С 1 июля 2002 года вступает в силу новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый Законом РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ1 и учитывающий все эти нововведения.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Семейное право России отразило все трудности переходного периода. Резкое снижение уровня жизни, обнищание части населения породили появление массы беспризорных детей, оставшихся без попечения родителей. Государство попыталось выправить ситуацию. В интересах детей в декабре 1994 года в Кодекс Законов о браке и семье были внесены изменения. Размер и порядок оплаты алиментов на несовершеннолетних детей могли быть определены родителями путем заключения ими письменного соглашения. Алименты стали удерживаться из денежных средств, находящихся на счетах, вложенных в дело. Рост инфляции потребовал установления твердой индексации алиментов, привязанной к минимальному размеру оплаты труда.
В сентябре 1995 года был установлен новый порядок усыновления детей. Допускалось усыновление несовершеннолетних детей без согласия родителей, если они не проживали с ребенком более 1 года. Усыновителями могли стать и одинокие совершеннолетние граждане.
В этот период принимается ряд подзаконных актов, в которых устанавливаются основные направления государственной семейной политики:
– обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшение бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи;
– обеспечение благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
– улучшение охраны здоровья семьи, усиление помощи в воспитании детей. Однако в силу экономических факторов многие из этих положений имеют декларативный характер.
В декабре 1995 года Государственной Думой был принят Семейный кодекс Российской Федерации.
Новый кодекс состоит из восьми разделов: «Общие положения», «Заключение и прекращение брака», «Права и обязанности супругов», «Права и обязанности родителей и детей», «Алиментные обязательства членов семьи», «Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей», «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства», «Заключительные положения».
Кодекс определяет, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Семейные отношения регулируются на принципах добровольности брачного союза, равенства мужчины и женщины в семье, приоритете семейного воспитания детей, защите прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Новое семейное законодательство не допускает вмешательство в дела семьи со стороны кого бы то ни было. Впервые в Семейном кодексе появились статьи, посвященные применению к семейным отношениям норм гражданского законодательства (статьи 4 и 5).
В соответствии с ратифицированными Россией международно-правовыми актами, касающимися прав человека, Кодекс провозгласил, что исполнение прав и обязанностей членов семьи не должно нарушать права, свободы и интересы других членов семьи и иных граждан. Новшеством в Кодексе является статья о правах несовершеннолетних детей. В соответствии с ней дети получили право самостоятельно обращаться за защитой своих интересов в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.
Новый Кодекс сократил до одного месяца вместо трех срок между подачей заявления и регистрацией брака. Причем, возможно сокращение этого срока или увеличение (не более чем на месяц). В особых случаях (беременность, рождение ребенка и др.) возможна регистрация брака в день подачи заявления. Следует отметить, что при сохранении прежнего подхода к брачному возрасту (с 18 лет, при наличии уважительных причин – с 16 лет) в виде исключения допускается заключение брака до достижения 16 лет.
Введена новая статья о медицинском обследовании вступающих в брак, результаты обследования составляют медицинскую тайну. Если один из супругов скрыл от другого наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний имеет право обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным. Новый Кодекс значительно упростил процедуру развода. В ряде случаев этот вопрос решается уже не судом, а органами ЗАГСа. В суд передаются лишь спорные имущественные проблемы.
Новый Семейный кодекс установил два режима имущества супругов: законный и договорный. Законный режим имущества подразумевает режим их совместной, то есть нажитой во время брака общей собственности. В соответствии с Гражданским кодексом РФ решены вопросы владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов. Кодекс различает и понятие собственности каждого супруга – имущество, полученное в дар, в порядке наследования и т. д.
Договорный режим имущества является совершенно новым в российском семейном праве. При этом режиме имущественные права и обязанности супругов определяются брачным договором. Он составляется в письменном виде и подлежит нотариальному удостоверению. Новеллы появились и в разделе, посвященном правам и обязанностям супругов. Важное место занимают вопросы определения отцовства, предусмотрена возможность использования судом всех самых современных способов и средств для его установления.
В целом новый Кодекс обновлен на 80%, воплотил в себе не только отечественную практику в области семейного права, но и опыт зарубежного законодательства.
Изменения в него продолжают вноситься–в настоящее время Семейный кодекс Российской Федерации действует с изменениями на 2 января 2000 года.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВА
С распадом СССР и формированием современной российской государственности естественным образом возникла проблема обновления действующего законодательства.
Современное российское право пытается найти баланс интересов отдельных граждан, групп населения, различных слоев, меньшинства и большинства. Происходит постепенная отмена морально, политически и юридически устаревших норм, правовая база приводится в соответствие с новой Конституцией и нормами международного права.
Значительные изменения происходят в области публичного права. Сегодня оно включает в себя следующие отрасли законодательства: конституционное, административное, финансовое (бюджетное и налоговое законодательство), административно-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, арбитражный процесс, международное право, экологическое. Приведенный перечень, видимо, будет изменяться. Одни отрасли и подотрасли будут дифференцироваться, отпочковываться, другие – объединяться. Возможно появление новых отраслей права по мере развития новых общественных потребностей. В частности, объектом правового регулирования становится информация, поскольку современное информационное общество характеризуется открытостью и доступностью информации, технологическими системами, «включенностью» в мировые информационные каналы, а неразвитость соответствующих норм права очевидна. В качестве примера можно привести «информационные войны» конца 1999 года, активными участниками которых стали политический обозреватель С. Доренко, мэр Москвы Ю. Лужков, кремлевская администрация и ряд печатных изданий. Право выступает регулятором процессов сбора информации, использования информации, информационных отношений в целом. Таким образом, формирование в нашей стране информационного законодательства является настоятельной необходимостью.
Коренные изменения общественных отношений последних лет потребовали обновления содержания всей российской правовой системы. Во многом они получили свое отражение в принятом Гражданском кодексе 1994 года. Однако далеко не все актуальные вопросы современной жизни имеют правовое обеспечение.
Судьба действующего ГК ярко иллюстрирует, с каким трудом старый уклад нашей жизни сдает свои позиции. Как известно, этот Кодекс вступал в силу по частям, а с 1994 года была заморожена его 17-я статья, регламентирующая права собственности граждан на земли, находящиеся в обороте.
Даже к началу 2001 года продолжали действовать сотни нормативных актов, регулирующих поземельные отношения, принятых еще в СССР (некоторые из них были приняты еще в 1926 году). Они давно устарели, но их никто и не отменял. Нерешенный земельный вопрос затруднял подъем промышленности, делал инвестиции рискованными. Лишь в конце января 2001 года Государственная Дума наконец-то приняла 17-ю главу в первом чтении. Таким образом, «процесс пошел». Летом депутаты Государственной Думы приступили к рассмотрению проекта Земельного кодекса. Его обсуждение было настолько сложным и эмоциональным, что депутаты даже подрались.
Наконец, Законом РФ № 136-ФЗ от 25 октября 2001 года был принят Земельный кодекс Российской Федерации, который регулирует вопросы землеустройства, государственного контроля за использованием земли, регистрации прав на объекты недвижимости и т. д. Он вступил в действие немедленно, 30 октября 2001 года.
С 1 июля 2002 года вступает в действие новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый Законом РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
Налоговое право в настоящее время регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации. Часть первая Налогового кодекса действует с 1 января 1999 года (с изменениями на 29 декабря 2001 года), принята Законом РФ от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ; часть вторая действует с 1 января 2001 года (с изменениями на 31 декабря 2001 года), принята Законом РФ от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ.
На повестке дня стоит принятие федеральных законов о борьбе с коррупцией, отмыванием «грязных денег», государственной защите свидетелей и т. д.
Следует отметить, что в последние годы появилась масса новых источников права, возникли новые правовые нормы и институты. Возникла очевидная необходимость укрупнения нормативных актов, действующих в соответствующих отраслях экономики, и устранения различных пробелов и коллизий в законодательстве. По сведениям Государственно-правового управления при Президенте РФ, ежегодно принимается 35 тыс. нормативных актов только федерального уровня. Это затрудняет их применение правоприменительными органами. Становится очевидной необходимость подготовки Свода Законов Российской Федерации. Этими причинами объясняется принятие в феврале 1998 года Указа Президента Российской Федерации «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода Законов Российской Федерации». Министерство юстиции и федеральные органы исполнительной власти получили задачу приступить к систематизации действующих федеральных законов и нормативных актов.
Следующим шагом в направлении унификации законодательства, ориентированного на развитие рыночных отношений, стало осознание необходимости создания единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Создание такой системы позволило бы усилить борьбу с криминальными явлениями на рынке недвижимости, способствовало бы образованию реальной картины объема и тенденций, прогнозированию ситуации в этой области. Проведена большая работа по подготовке целого ряда проектов законов, которые позволят государству навести здесь должный порядок. В рамках реформирования правовой системы предполагается введение Единого государственного реестра прав и выдачи информации, создание которого уже началось.
Серьезной проблемой последних лет стало повсеместное нарушение принципа верховенства Конституции и федеральных законов; отсутствие механизма ответственности высших должностных лиц субъектов за несоблюдение основных государственных законов, несоответствие нормативных актов, принимаемых субъектами, федеральным законам, неисполнение субъектами решений Конституционного Суда, отсутствие механизма защиты основ конституционного строя, противоречивость самого российского законодательства. Важным шагом в решении этих проблем стал Указ Президента РФ от 10 августа 2000 года «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации». Указ преследует две основные цели: устранение противоречий между региональными и федеральными законами и создание единого правового поля в государстве.
Во исполнение этого Указа 29 ноября 2000 года было принято Постановление Правительства РФ № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». Положение определило порядок ведения федерального банка нормативных правовых актов субъектов федерации – федерального регистра нормативных правовых актов. Федеральный регистр ведется «в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями».
В федеральный регистр, в соответствии с Положением, включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной власти и нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ, органов исполнительной власти (администраций, мэрий, министерств и пр.), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер.
Важно отметить принципиальное нововведение – федеральный регистр ведется с использованием автоматизированной подсистемы единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции РФ. Очевидно, можно говорить о начале «электронной систематизации» права.
Вполне закономерно ставится вопрос о путях развития муниципального права. Сама идея «самоуправления» в России имеет глубокие корни и традиции и потому в новых условиях может быть очень перспективной. В Конституции РФ и федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления определены лишь основные его признаки. Развитие самоуправления неизбежно потребует нового уровня административно-правового регулирования. Движение в этом направлении уже началось. Так, в последние годы рядом субъектов федерации заключены договоры с центром о разграничении сфер влияния. В соответствии с ними усиливаются полномочия региональных властей в решении местных вопросов. Однако задержка и несогласованное принятие законов сдерживает процесс. Учитывая, что производственное и территориальное управление весьма перспективно, можно сделать вывод, что вертикаль самоуправления будет опускаться все ниже и иметь тенденцию к расширению.
Таким образом, современное право России находится в сложном периоде своего становления. Идет непростая работа по обновлению всего законодательства, создается нормативно-правовая база совершенно новым общественным отношениям. От результатов этой работы зависит успех развития и общества, и государства.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ОФО
ТЕМА №1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
1. Древнерусские правовые обычаи и «Закон русский».
2. Договоры Руси с Византией: первые международные нормы.
3. Княжеские церковные уставы. Влияние византийского права.
4. Русская Правда: редакции, источники, характеристика.
5. Правовое положение феодалов и феодальной администрации.
6. Гражданско-правовые отношения.
7. Преступления и наказания. Понятие преступления. Виды преступлений. Умысел и неосторожность. Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний.
8. Судопроизводство: «Закличь», «свод», «Гонение следа». Виды доказательств.
Методические рекомендации для подготовки:
Изучение этой темы следует начать со знакомства с общественным строем восточных славян, показать влияние процессов переселения славян на территорию восточно-европейской равнины, борьбы и сотрудничества с финно-угорскими племенами и другими соседями, изменения производственных отношений, затем изучить органы общественного самоуправления союзов славянских племен, позже превратившихся в племенные княжения полян, славен, древлян, северян, вятичей и др. При этом нельзя не обратить внимание на то, что эти союзы племен находились на разных уровнях развития, и поэтому в одних процесс государствообразования протекал быстрее, в других - медленнее. Обратить внимание на противоположные взгляды относительно времени и места возникновения Древнерусского государства. Эти противоречия объясняются как различными представлениями о сущности государства, так и краткостью и противоречивостью дошедших до нас письменных источников. Наиболее распространенной, в советской литературе являлась точка зрения, что образование Древнерусского государства происходит в IX в. н.э. и завершаетсяобъединением Новгородских и Киевских земель в результате похода князя Олега в 882 г. Вместе исследователи отмечают, что предпосылки этого процесса складывались на протяжения сотен лет. При изучении вопроса о возникновении государства у восточных славян необходимо обратиться к анализу двух давно существующих теорий о роли внешнего фактора в этом процессе: норманнской и антинорманнской. Сначала нужно показать как, в каких условиях родились эти теории в XVIII веке, выяснить, какие доводы приводили их сторонники: их ссылки на летописное предание о призвании варягов в 862 г., другие русские и западноевропейские источники. Следует дать характеристику как дореволюционного, так и советского антинорманизма, показать, что его сторонники критиковали норманнскую теорию и с идеалистических, и с материалистических позиций. Но, несмотря на собранный наукой огромный фактический материал, споры между норманистами и антинорманистами продолжаются и сегодня. При рассмотрении правового положения господствующего класса в древнерусском обществе следует показать его неоднородность: это князья и бояре, княжьи люди и огнищане и другие. На основе Русской правды и других памятников права Киевской Руси нужно проследить процесс усиления классового неравноправия. Изучение зависимых групп населения целесообразно начать со смердов. Трудность у студентов вызывает определение их социального и правового положения. Это обусловлено отсутствием единства взглядов по данному вопросу в научной и в учебной литературе. Одни авторы считают смердов свободными крестьянами, другие – феодально-зависимыми, третьи – рабами. Многие историки полагают, что наряду с феодально-зависимыми были и свободные смерды. Студент может придерживаться любой точки зрения, но нужно постараться ее обосновать, и вместе с тем показать возможность различного толкования Русской правды и других источников, раскрыть сословное неравноправие смердов и их отличие от холопов. Следующая категория феодально-зависимого населения – закупы. Необходимо показать их правовое положение – промежуточное между свободным человеком и холопом. Требуется раскрыть также положение рядовичей и изгоев. Характеризуя челядь (холопов), следует иметь в виду, что в Киевской Руси это были не феодально-зависимые крестьяне, а рабы. Характеризуя государственный строй Киевской Руси в конце IX – начале XII вв. обратить внимание на форму правления и форму государственного устройства, по содержанию, которое в свою очередь включает в себя понятия исторического типа государства и цивилизации. По форме правления Киевская Русь была монархией. Во главе государства стоял великий князь Киевский. Вокруг князя постепенно сформировался круг доверенных лиц из числа родственников, дружинников и племенной знати. В литературе он получил название – боярский совет. Его роль и значение не вполне выяснено: был ли он совещательным органом при князе или же князь являлся лишь председателем такого собрания, связанный его решением. В конце XI – начале XII века для обсуждения и решения наиболее важных вопросов (о военных походах, о принципах взаимоотношений друг с другом, о законодательстве) князья собирались на съезды («снемы»), куда приглашались и некоторые бояре и священники православной церкви. Статус их был столь же неопределенным, как и у вышеуказанных боярских советов. Вооруженные силы Киевского государства состояли из профессиональной постоянной части – дружины и народного ополчения – «воев». Ополчение строилось на основе десятичной системы управления: во главе его стоял тысяцкий. Противоречивы исторические источники и мнения исследователей по вопросу о роли вече в Киевской Руси. В отличие от совета дружины вечевые собрания в этот период проходили, как правило, в чрезвычайных ситуациях: война, городское восстание, государственный переворот. Вече – народное собрание – возникло еще в догосударственный период и по мере укрепления княжеской власти теряло свое значение. С формальной точки зрения Киевская монархия была неограниченной. Но и в исторической и в юридической литературе обычно понятие неограниченной монархии отождествляется с западной абсолютной монархией. Поэтому для обозначения формы правления европейских государств раннего средневековья стали использовать понятие – раннефеодальная монархия. Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе обычно используется выражение – относительно единое государство, которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Переходя к изучению типа государства Киевской Руси, нужно обратить внимание на многоукладное развитие экономики страны.
Основным источником права Киевской Руси являются правовые обычаи. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским. Другим источником права являются договоры. Причем не только межгосударственные, но и договоры между князьями, договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период является судебный прецедент. Но наибольший интерес представляет естественно княжеское законодательство: Русская Правда, Церковные Уставы Владимира и Ярослава. Самостоятельным источником права являлось церковное законодательство, заимствованное из Византии. Приступая к изучению права Древнерусского государства, необходимо в первую очередь обратиться к текстам и комментариям дошедших до нас памятников права. Наибольшее внимание следует уделить Русской Правде, ее происхождению и редакциях. При этом следует иметь в виду, что наиболее распространенное разделение списков Русской Правды на три редакция: Краткую, Пространную и Сокращенную. Однако проф. С.В. Юшков, например, выделял списки шести редакций. Дискуссионным остается вопрос о времени создания редакций, в частности Краткой, и ее составных частей: Правды Ярослава н Правды Ярославичей, и Пространной и ее составных частей:Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Знание условий создания и развития Русской Правды поможет раскрыть и ее общее значение, и характерные черты каждой редакции, показать различные этапы становления древнерусского права. Внимательного рассмотрения требует вопрос о понятии и видах преступлений и наказаний в Киевской Руси. Раскройте значение терминов: «обида», «вира», «дикая вира», «продажа», «татьба», «поток и разграбление» выясните, какие наказания за какие преступления следовали, не забудьте о сословном неравноправии, покажите казуальность норм Русской Правды. Гражданско-правовые отношения в Киевской Руси регулировались главным образом нормами обычного и церковного права. В Русской Правде появляются нормы обязательственного (договоры купли-продажи, займа, найма, подряда, поклажи) и наследственного права. Требует характеристики и судебный процесс Киевской Руси. Нужно подчеркнуть, что он носил состязательный характер. В процессе можно выделить несколько форм (стадий): «гонение следа», «заклич», «свод» и собственно «суд». Следует показать роль судьи и сторон в процессе, дать оценку системе доказательств.
ЛИТЕРАТУРА
Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.
Вологдин А. А. История государства и права России: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2007.
Земцов Б. Н. Общественный строй Киевской Руси XI – XII вв. // История государства и права, 2004, №5.
Кондрашкин С., Неборский М. Преступление и наказание в Древней Руси. М., 1999.
Пресняков А.Е. Княжеское право в древней Руси. М.,1993.
Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1984. Т.1.
Рыбаков Б.А. Предпосылки образования Древнерусского государства. М., 1983.