Багдасарян, сусанна джамиловна 25 страница

ВЕЧЕ (от «вещать» – говорить) – собрание горожан в Древней и средневековой Руси. Возникло из племенных сходок. В Киевской Руси Вече оказывало влияние на решение государственных дел. Вече достигло расцвета в период феодальной раздробленности; во второй половине XI – XII вв. с усилением роли горожан в политической жизни действовало во многих городах – центрах русских земель. Вече в Новгороде (XII – XV вв.) и во Пскове (XIV – начало XVI вв.) было юридически высшим государственным органом. Оно решало вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборов и смещения должностных лиц (посадников, тысяцких и др., а также – архиепископа), заключения договоров с другими землями, наделения землей и привилегиями, принятия законодательных актов (например, Новгородской и Псковской судных грамот). Вече собиралось по мере необходимости высшими административными органами по звону вечевого колокола в определенном месте. Решения принимались криком. Они были обязательны для подчиненных («младших») городов. Собирались Вече и по частям города («кончанские» вече в Новгороде). Верховодила на Вече городская знать. С усилением власти князей в XIV в. Вече утрачивают значение и перестают созываться. Дольше других существовало Вече в Новгороде (до 1478 г.) и Пскове (до 1510 г.). В них Вече получило наибольшее развитие и было упразднено с их присоединением к Москве.

ВИДОКИ – по древнерусскому праву непосредственные свидетели юридического факта.

ВИРА – в Древней и средневековой Руси штраф за убийство, по Русской Правде – 40 гривен. За убийство старшего должностного лица при князе предусматривалась двойная вира – 80 гривен, за убийство свободной женщины – полувира – 20 гривен. Вервь (община) за нераскрытое на ее территории убийство платило «дикую» виру.

ВИРНИК – в Древнерусском государстве должностное лицо, исполнявшее судебные решения (сбор вир, продаж).

ВЛАДЕНИЕ – фактическое господство лица над вещью. Владение может быть существенной частью права собственности, а может и не совпадать с ним и представлять собой самостоятельный институт. В российском праве юридическое понятие владения впервые появилось в Учреждениях для управления губерний 1775 г. (ст. 177). Владение защищалось от насильственного нарушения его. Это правило перешло в Свод законов Российской империи 1832 г. В судебных уставах 1864 г. предусматривался в ряде случаев упрощенный порядок защиты права владения мировыми судами. Советское гражданское право защищало только владение, опиравшееся на определенное юридическое обоснование.

ВОЕВОДА (военачальник, правитель) – 1. В Древнерусском государстве руководитель княжеской дружины, народного ополчения. 2. В России XV – XVII вв. командир полка. Всем войском руководил первый воевода Большого полка. 3. С середины XVI в. должностное лицо, назначавшееся в город или уезд из числа бояр и дворян, утверждался царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находился город или уезд, где он служил. С 1719 г. назначались провинциальные воеводы. Должность воеводы в России существовала до 1775 г. 4. В Польше традиционное название руководителей административно-территориальных единиц.

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМИТЕТЫ – создавались в России с 1915 г. для мобилизации промышленности на обеспечение воюющей армии. Было создано 239 местных, 33 объединенных областных комитета. В июле 1915 г. на первом съезде ВПК обсуждались организация снабжения армии, обеспечение промышленности топливом, металлом, рабочей силой; выдвигалось требование о создании правительства, пользовавшегося доверием Государственной думы, был создан Центральный ВПК. ВПК привлекли к обслуживанию армии около 1300 средних и мелких промышленных предприятий, создали 120 собственных заводов и мастерских. Правительство ревностно следило за деятельностью ВПК, пресекая их притязания на политическую власть. В Центральном и 36 местных ВПК были созданы рабочие группы. Органы Советской власти пытались использовать ВПК в своих интересах. Петроградский Совет послал в Центральный ВПК 15 своих представителей с решающим голосом. 31 марта 1918 г. ВПК были преобразованы в Народно-промышленные комитеты, а 24 июля 1918 г. – ликвидированы решением Советского правительства.

ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННЫЕ КОМИТЕТЫ (ВРК) – боевые органы, созданные в России во время Октябрьского переворота 1917 г. по инициативе большевиков при Советах рабочих и солдатских депутатов, при местных комитетах РСДРП(б). ВРК были аппаратом руководства восстанием, установления и утверждения Советской власти, выполняли роль временных чрезвычайных органов государственного управления. В этом отношении большое значение имела деятельность ВРК Петроградского Совета. По мере упрочения Советской власти в центре и на местах ВРК упразднялись, и вся власть сосредотачивалась в руках Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ – социально-экономическая политика (политический режим) Советского государства в условиях хозяйственной разрухи и гражданской войны 1918 – 1920 гг., направленная на мобилизацию всех сил и ресурсов на оборону. Важнейшие элементы этой политики: национализация всей крупной и средней промышленности и большей части мелких предприятий, максимальная централизация управления промышленным производством и распределением (главкизм); продразверстка; полное запрещение частной торговли и введение государственной монополии на распределение предметов широкого потребления и продовольствия; плановое снабжение населения товарами (карточная система) по классовому и производственному принципу; всеобщая трудовая повинность; уравнительность в оплате труда. Эта политика в 1921 г. была заменена новой экономической политикой.

ВОЛОСТНОЕ ПРАВЛЕНИЕ – в России орган крестьянского самоуправления волостью, с 1838 г. состояло из волостного головы, старост (заседателей) и писаря. Подчинялось палате государственных имуществ. С 1861 г. волостное правление состояло из волостного старшины, сельских старост, сборщиков податей. Волостная администрация находилась в ведении мирового посредника, с 1874 г. – уездного по крестьянским делам присутствия, с 1889 г. – земского участкового начальника. Волостное правление собиралось для решения хозяйственных и других местных вопросов.

ВОЛОСТНОЙ СХОД – в России с 1837 г. орган волостного самоуправления, с 1861 г. формировался из выборных общинными сходами крестьян – по одному от 10 дворов, а также сельских старост и волостных должностных лиц. На волостном сходе избирались должностные лица волости, волостной суд, уполномоченные по выборам в Государственную думу, решались хозяйственные и общественные вопросы.

ВОЛОСТЬ – в России с XI в. административно-территориальная единица, возникшая в результате развития сельской общины. В XIII – XVI вв. волости были в черных (государственных), дворцовых, боярских, монастырских землях. Волости отдавались в кормление волостелям, которых заменили губные и земские учреждения. В конце XVII в. волость теряет свое значение и возрождается как административно-территориальная единица в конце XVIII в., когда создается волостное правление, а в 1837 г. также и волостной сход. По Положению от 19 февраля 1861 г. волость – административно обособленная часть уезда с числом жителей от 300 до 2000 душ. Наибольшее расстояние селений от центра волости не должно было превышать 12 верст. Волостью управляли волостной старшина и иные должностные лица (волостной писарь, сборщик податей). Был волостной суд. С 60-х гг. создавались кочевые волости. После февраля 1917 г. были учреждены волостные земства. Волость упразднена в ходе административно-территориальной реформы в СССР 20-х гг.

ВОТЧИНА – форма землевладения феодалов в Русском государстве. Вотчина передавалась по наследству, могла отчуждаться (в отличие от поместья). Вотчинники обладали иммунитетными правами (суда, сбора налогов и др.) в своих владениях. В XVII в. поместное землевладение по правовому положению приближалось к вотчиному. Соборным уложением 1649 г. (гл. XVII) Вотчины делились на родовые, жалованные и купленные. При отчуждении и передаче по наследству родовых вотчин имелись ограничения. Правовое регулирование положения жалованных вотчин во многом определялось условиями пожалования. Купленные вотчины имели более свободный режим, в частности они могли передаваться по наследству жене. Постепенно происходило сближение правового положения вотчин и поместий. Петр I Указом о единонаследии 1714 г. фактически уравнял эти виды землевладения, дав им единое название – «имение». Термин вотчина сохранялся в российском обиходе и позднее, обозначая полученное по наследству дворянское имение.

ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – в России бывшие помещичьи крестьяне, лично освобожденные при проведении крестьянской реформы 1961 г., но не заключившие еще выкупной сделки на землю, за пользование которой несли повинности в пользу помещика (платили оброк, работали на барщине). Помещик оставался попечителем сельского общества, сохранял ряд административно-полицейских полномочий (контроль над сельской администрацией, охрана порядка и т.д.). В 1881 г. был издан законодательный акт об обязательном выкупе наделов временнообязаннами крестьянами, однако переход в категорию крестьян-собственников растянулся вплоть до 1917г.

ВСЕОБЩАЯ ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ– привлечение Советской властью в 1918 – 1920 гг. к труду всего трудоспособного населения страны. Всеобщая трудовая повинность юридически введена Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) на основе социалистического принципа обязательности труда «в целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства». Уклонившиеся от всеобщей трудовой повинности подлежали судебной ответственности.

ВСНХ (ВЫСШИЙ СОВЕТ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА)– 1. ВСНХ РСФСР образован при СНК декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 2 (15) декабря 1917 г. в качестве центрального органа по руководству экономикой страны, но в ходе практической работы его роль свелась к управлению промышленностью. Основными структурными органами ВСНХ стали главные комитеты и центры (главки) по отраслям промышленности и видам продукции. Местными органами ВСНХ были образованные при Советах областные, губернские и окружные совнархозы (СНХ). СНХ создавались во всех советских республиках. 2. После образования СССР были учреждены (в 1923 г.) ВСНХ СССР и ВСНХ союзных республик, в автономных республиках – ГлавСНХ. В 1932 г. в ходе реорганизации управления промышленностью вместо системы совнархозов созданы отраслевые наркоматы. В частности, на базе и вместо ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности. 3. ВСНХ при Совете Министров СССР в 1963 – 1965 гг. – высший государственный орган по руководству промышленностью и строительством. Его местными органами были совнархозы.

ВЦИК (ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТОВ) – верховный законодательный, распорядительный и контролирующий орган Советской России в 1917 – 1937 гг. Соединил одновременно законодательные и исполнительные функции, избирался Всероссийскими съездами Советов и действовал между ними в качестве высшего органа власти.

ВЧК (ВСЕРОССИЙСКАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ ПРИ СНК ПО БОРЬБЕ С КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ И САБОТАЖЕМ) – образована 7 (20) декабря 1917 г. После подавления массового саботажа с августа 1918 г. стала именоваться «ВЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности». Являясь органом государственной безопасности, ВЧК одновременно вела борьбу и с наиболее опасными общеуголовными преступлениями. Имея правовой статус наркомата, ВЧК опиралась на свои территориальные (губернский и уездные ЧК – на правах отделов местных Советов) и специальные органы: пограничные, транспортные, фронтовые и армейские ЧК, затем – особые отделы в армии. Задачей ВЧК и ее органов были розыск, пресечение и предупреждение преступлений, но в критические для Советской власти моменты ВЦИК и СНК предоставляли ВЧК и чрезвычайные полномочия, которые в основном сводились к проведению внесудебных репрессий. ЧК были созданы во всех советских республиках. Эти чрезвычайные органы государственной безопасности просуществовали до 1922 г.

ГЕНЕРАЛ–ГУБЕРНАТОР – в России с 1708 г. назначаемый царем руководитель значительной губернии, с 1755 г. – генерал-губернаторства (наместничества), состоявшего из нескольких губерний или одной (Московской, Рижской) губернии. Наместничества в 1796 г. были упразднены. В XIX – начале XX вв. генерал-губернаторы назначались в столицах и на окраинах империи. По указу 1879 г. назначались временные генерал-губернаторы. Генерал-губернаторы подчинялись непосредственно царю, пользовались значительно большими, чем губернаторы, полномочиями.

ГЕНЕРАЛ–ПРОКУРОР – в России с 1722 г. высший чиновник, наблюдавший за законностью деятельности государственного аппарата, глава прокуратуры, а с 1802 г. также и министр юстиции.

ГОЛОВНИЧЕСТВО – по Русской Правде денежное взыскание с виновного в пользу семьи убитого.

ГОНЕНИЕ СЛЕДА – по Русской правде розыск преступника по его следам.

ГОРОДНИЧИЙ – в Московском государстве с первой половины XVI в. должностное лицо, назначавшееся для надзора за городскими укреплениями, обеспечения города боеприпасами. Городничий ведал также полицейскими делами (городовой приказчик), с 1775 – 1782 гг. по 1862 г. – глава административно-полицейского управления в городе (по Уставу благочиния или полицейскому 1782 г. – руководитель управы благочиния).

ГОРОДОВЫЕ МАГИСТРАТЫ – в России с 1721 г. сословные органы городского самоуправления, ведавшие развитием торговли и промышленности, организацией школ, осуществлявшие финансовую деятельность и суд по гражданским делам. С 1775 по 1864 гг. – суды первой инстанции для горожан.

ГОРОДОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ – законодательные акты XIX в., которыми регламентировалось городское самоуправление в России. По городовым положениям 1846 г. упразднялась (созданная согласно Жалованной грамоте городам 1785 г.) Шестигласная дума в Петербурге, учреждалась всесловная городская дума. Из представителей пяти сословных групп избиралась Общая дума, которая формировала Распорядительную думу из 12 человек. Избирателями могли быть только мужчины, владевшие недвижимым имуществом с доходом не ниже 100 руб. в год, приписанные к городскому обществу не менее 2 лет. Правительство назначало городского голову, который должен был принадлежать к высшим сословиям и владеть недвижимым имуществом, оцениваемым не ниже 15 тыс. рублей. Правительством назначался и руководитель думской канцелярии, что позволяло направлять и контролировать деятельность думы. Городовым положением 1862 г. подобные изменения были проведены в Москве. В московскую Общую думу избиралось 175 гласных (по 35 от каждой из пяти сословных групп), в Распорядительную – 10 человек (по 2 от сословной группы). В Общую думу наряду с купечеством избиралось титулованное дворянство, общественные деятели. Городовым положением 1892 г. поднимался имущественный ценз, что значительно сокращало число избирателей и увеличивало представительство в городских думах крупной буржуазии и дворянства. Ограничивались полномочия выборных органов, решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями. Это рассматривается как городская контрреформа.

ГОРОДСКИЕ ДУМЫ – распорядительные органы городского самоуправления в России по Городовому положению от 16 июня 1870 г. Члены Городских дум – гласные, избираемые на 4 года городскими обывателями на трех избирательных собраниях. На каждом из них избиратели, выплачивавшие треть городского налога, избирали треть гласных. Избирателями могли быть только владельцы домов и торгово-промышленных предприятий, мелкие собственники. Городскую думу возглавлял городской голова.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА – в России создана в соответствии с рескриптом, изданным 18 февраля 1905 г. «Учреждение Государственной думы» и Положение о ее выборах разрабатывалось в Министерстве внутренних дел под руководством министра А.Г. Булыгина. 6 августа 1905 г. император Николай II утвердил Манифест, «Учреждение Государственной думы» и Положение о выборах в Государственную думу. Согласно «Учреждению», Государственная дума создавалась «для предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений», которые должны были, затем поступать через Государственный совет к императору для утверждения. Выборы в Государственную думу должны были проходить на куриатной основе и многостепенным порядком. Женщины, рабочие, военнослужащие, учащиеся не получали избирательных прав. В результате противодействия со стороны оппозиционных сил эта Государственная дума, получившая название «булыгинской», не была созвана. 17 октября 1905 г. (во время всеобщей политической стачки) Николай II издал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором обещал созыв законодательной Государственной думы, в выборах которой должны были принимать участие все слои населения. 11 декабря 1905 г. были внесены коррективы в Положение о выборах в Государственную думу. Избирательными правами наделялись все мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Но по-прежнему не могли участвовать в выборах военные и представители национальных меньшинств. К ранее учрежденным землевладельческой, городской и крестьянской избирательным куриям прибавлялась рабочая курия, расширялся состав избирателей от городской курии. Рабочие могли участвовать в выборах по предприятиям, с числом работающих на них не менее 50 человек. Выборы от рабочей и крестьянской курий были трех и четырехстепенными, от землевладельческой и городской – двухстепенными. 20 февраля 1906 г. вышли Манифест об изменении «Учреждения Государственного совета» и о пересмотре «Учреждения Государственной думы» и «Учреждение Государственной думы», в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопроса о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Государственная дума избиралась на пять лет. Ее депутаты не были подотчетны избирателям, они могли отстраняться Сенатом, Государственная дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Государственную думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет. Не подлежали обсуждению Государственной думой вопросы об исключении или сокращении платежей по государственным долгам, о кредитах Министерству двора, о государственных займах. В дореволюционной России Государственная дума избиралась всего 4 раза. Первая (27 апреля – 8 июля 1906 г.) и вторая (20 февраля – 2 июня 1907 г.) были распущены досрочно за свою оппозиционность царскому правительству. Третья Государственная дума (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г.), избранная по новому избирательному закону от 3 июня 1907 г., просуществовала положенный пятилетний срок. Четвертая Государственная дума, избранная 15 ноября 1912 г. в обстановке нового социально-политического кризиса, 27 февраля 1917 г. императорским указом была распущена на перерыв. Депутаты создали 27 февраля Временный комитет Государственной думы. Окончательно Государственная дума была распущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г. ввиду начала выборов в Учредительное собрание.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ГПУ) – создано вместо и на базе ВЧК при НКВД РСФСР в феврале 1922 г. С образованием СССР ГПУ РСФСР реорганизовано (в 1923 г.) в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Оно руководило деятельностью ГПУ других союзных республик. В 1922 1934 гг. ГПУ – ОГПУ были конституционными органами по охране государственной безопасности СССР.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ – в России с 1810 г. совещательный орган при императоре. В него входили высшие государственные чиновники, назначаемые царем; с 1906 г. – законодательная палата, состоявшая из назначаемых царем и выбираемых на корпоративной основе членов. Ликвидирован в октябре 1917 г.

ГРАДОНАЧАЛЬНИК – в ряде крупных городов Российской империи с середины XIX в. глава администрации с правами губернатора. Градоначальник непосредственно подчинялся министру внутренних дел или генерал-губернатору. Возглавлял полицию. В начале XX в. градоначальства были в Петербурге, Москве, Одессе, Севастополе, Керчи, Николаеве, Ростове-на-Дону, Баку.

ГУБЕРНАТОР (от лат. gubernator – правитель) – 1. В России с начала XVIII в. высшее должностное лицо в губернии. В XIX – начале XX вв. подчинялся министру внутренних дел. 2. В зарубежных странах глава администрации в феодальных или крупных административно-территориальных единицах.

ГУБЕРНИИ – в России с 1708 г. до районирования 1923 –1929 гг. крупная административно-территориальная единица. Число губерний увеличивалось с 8 (в 1708 г.) до 50 (в конце XVIII в.) и до 101 (в начале XX в.). Губернии делились на провинции, дистрикты, уезды.

ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ – в России учреждено в 1775 г. как альтернативное наместническому правлению, а с 1796 г. единый коллегиальный орган управления губернией, в состав которого входили губернатор, советники и другие должностные лица. В XIX в. Губернское правление состояло из губернатора, вице-губернатора, советника и асессора. Было совещательным и исполнительным органом при губернаторе.

ГУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ – в Русском государстве органы местного самоуправления (губные избы, старосты) с XVI в. по 1702 г. Формировались на основе губных грамот, обычно составлявшихся и рассылавшихся Разбойных приказом от имени высших органов власти. Начав создаваться в крупных поселениях, волостях, Губные учреждения становятся основными органами управления в уездах. Губные учреждения ведали борьбой с преступностью (полицейские и судебные функции), составлением кабальных книг и др. Выборные из дворян старосты (излюбленные головы) вместе с целовальниками (из крестьян) вершили дела в губных избах, где также служили подьячие, находились постоянные и временные сторожа. Для поиска и задержания лихих людей, их охраны и этапирования привлекались в порядке повинности местные жители. Губные учреждения находились в непосредственном подчинении Разбойного приказа, в котором утверждались смертные приговоры, вынесенные Губными учреждениями. С переходом к абсолютизму Губные учреждения подпадают под руководство воевод (особенно по полицейским делам).

ДАНЬ – у славян первоначально натуральный или денежный сбор победителей с побежденных племен. В Русском государстве дань известна с IX в. и взыскивалась как феодальная рента. С XV – XVI вв. – обязательный налог с черносошных и дворцовых крестьян, посадских людей. К XVII в. дань объединена с другими налоговыми сборами (на наместнический корм, городовое и ямчужное дело) и стала называться «данными деньгами», а поскольку она поступала в четверти – финансовые приказы, то и «четвертными доходами». С объединением в 1679 г. важнейших прямых налогов в один – «стрелецкие деньги» «данные деньги» были отменены. Была церковная дань с приходов в пользу архиереев. В XIII – XV вв. русские земли платили дань Золотой Орде.

ДВОЕВЛАСТИЕ – политическая ситуация в России с февраля по июль 1917 г., когда после падения самодержавия на политической арене оказались два самостоятельных органа власти: Временное правительство, бывшее законным преемником царского правительства и признанное за границей, а также Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, сформировавшийся как революционный орган, и Советы на местах. 1 (14) марта Временный комитет Государственной думы, имевший значительное влияние в столице, создавая Временное правительство, заключил соглашение с Петроградским Советом о поддержке Временного правительства и праве контроля за ним со стороны Совета. Отношения между Временным правительством и Петроградским Советом колебались от сотрудничества до соперничества. Так, между ними были кардинальные разногласия по вопросам продолжавшейся мировой войны. Петроградский Совет, хотя и обладал реальной силой, но, не имея легитимности и будучи функционально аморфным, не претендовал на единовластие в стране. Временное правительство, сознавая свой временный характер, не вело решительных преобразований. Его задачей была подготовка созыва Учредительного собрания и проведения реформ. После неудачной попытки в июле Петроградского Совета установить единовластие, ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ИК Всероссийского Совета крестьянских депутатов, избранные на Всероссийских съездах, 9 (22) июля объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства, к которому и перешла вся власть в стране.

ДВОРЕЦКИЙ – в Русском государстве XV – XVII вв. глава дворцового управления, с XVII в. придворный титул, в России XVIII – начала XX вв. управляющий хозяйством в помещичьих имениях, городских особняках.

ДВОРОВЫЕ ЛЮДИ – в Древней Руси лица, входившие в число придворных людей великих и удельных князей; с конца XVII в. до отмены крепостного права в России дворовые люди – частновладельческие крестьяне, не имевшие наделов и жившие на господских дворах для обслуживания помещичьих семей.

ДВОРЦОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – в России феодально-зависимые крестьяне в великокняжеских, царских вотчинах, землях, принадлежавших императорской фамилии. В 1797 г. переименованы в удельных крестьян.

ДВОРЯНСТВО – формируется в раннефеодальном государстве из вассалов и слуг монарха, министериалов, оформляется в качестве служилой привилегированной группы при сословно-представительной монархии и консолидируется в единое сословие светских феодалов при абсолютизме. Наряду с родовитыми дворянами в это сословие включались лица, занимавшие определенное должностное положение, за заслуги перед государством и государем, а также получившие образование. В дворянском сословии существовала определенная иерархия, юридически оформленная разделением на высшее и низшее дворянство. С развитием феодальных отношений развиваются титулатуры. Оформились титулы герцога, маркиза, графа, виконта, барона и др. В период феодализма дворянство было наряду с духовенством господствующим сословием. Экономическое и политическое могущество дворянства основывалось на землевладении, праве эксплуатировать людей, населявших принадлежавшие дворянам земли, и осуществлять в отношении них административные и судебные функции. Дворянство наследовало права и привилегии. Дворяне освобождались от налогов и тяглых повинностей, несли воинскую и государственную службу, вели сельское хозяйство. Физический труд и торговля рассматривались как занятия, недостойные дворянина. С утверждением буржуазных отношений наиболее консервативная часть дворянства разорялась.

В Русском государстве дворянство возникло в XII – XIII вв. как военно-служилый слой; в процессе образования и развития централизованного государства оно становится важнейшей социальной опорой великокняжеской, а затем и царской власти, с середины XVI в. консолидируется, включает в себя отдельные группы служилых людей. Значение дворянства возрастает, приближается к боярско-вотчинной аристократии, а в начале XVIII в. в правовом положении уравнивается с ней. Название дворянство, вытеснив термин «шляхетство», в XVIII в. становится единым названием высшего сословия светских феодалов. Дворянство как сословие упразднено в 1917 г.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ – утверждена СНК 2 (15) ноября 1917 г. В ней провозглашались основные принципы национальной политики Советской власти: равенство и суверенность народов России; их право на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств; отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России. Декларация стала юридической базой для создания народами Советского государства своей национальной государственности.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ТРУДЯЩЕГОСЯ И ЭКСПЛУАТИРУЕМОГО НАРОДА – написана В.И. Лениным для Учредительного собрания, но утверждена в январе 1918 г. Третьим Всероссийским съездом Советов. Это первый комплексный конституционный акт Советской республики, суммарно закрепивший политические и социально-экономические отношения, сложившиеся после Октябрьского вооруженного переворота. Он провозглашал основные принципы деятельности и задачи государства трудящихся. Декларация была включена в качестве вводного раздела в Конституцию РСФСР 1918 г.

ДЕСЯТИНА – 1. Десятая часть дохода, взимаемая с населения на содержание церкви. На Руси установлена в X в. Владимиром Святославичем. 2. Русская поземельная мера, известная с конца XV в. Десятина вначале составляла 2500, а с 1753 г. – 2400 кв. саженей. В XVIII – начале XIX вв. – хозяйственная или косая десятина составляла 3200 кв. саженей, круглая десятина 3600 кв. саженей, сотенная десятина – 10000 кв. саженей. Декретом СНК от 11 сентября 1918 г. в России вводилась новая метрическая система (метр, гектар и пр.). Старая система официально была упразднена в 1927 г. 3. Церковный округ, часть епархии в России до начала XVIII в.

ДИСТРИКТЫ (от лат. districtus) – в ряде европейских стран округа (административные, судебные, избирательные и т.п.). В России дистрикты учреждаются в 1718 – 1720 гг. Губернии были поделены на провинции, которые делились на дистрикты (старинные уезды) и управлялись воеводами и земскими комиссарами. Позднее по дистриктам избирались от дворян должностные лица по сбору податей и выполнению различных полицейских функций. Для осуществления судопроизводства назначались единоличные ландрихтеры, а с 8 января 1719 г. – коллегиальные надворные суды. В это время в России впервые предпринимается попытка отделения суда от администрации.

ДОВОДЧИК (от «довод» – доказательство, аргумент) – в Русском государстве XV – XVI вв. должностное лицо наместничьей администрации, постоянно или временно осуществлявшее на местах расследование преступлений, а также административно-финансовые функции.

ЖИТЬИ ЛЮДИ – в Новгородской земле XIV – XV вв. крупные и знатные землевладельцы, занимавшие в феодальной иерархии второе место после бояр, в отличие от которых они не могли назначаться на высшие государственные должности (посадников, тысяцких, сотских, губных старост, воевод и др.), не обладали привилегиями последних (в частности, по уплате податей и несению повинностей в пользу государства). Житьи люди занимались торговлей. Они избирались старостами улиц, подвойскими, участвовали в суде архиепископа и торговом суде, включались в состав посольств. После ликвидации самостоятельности Новгорода в 1478 г. многие житьи люди были переселены в центральные уезды Русского государства.

Наши рекомендации