ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. ИВАН III И ВАСИЛИЙ III – СОБИРАТЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ (1462–1530)

Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образованное централизованное государство стало называться Россией.

Окончательное складывание единого Российского государства относят ко времени правления Ивана III (1462–1505):

1) практически мирно прошло присоединение в 1463 г. Ярославля и в 1474 г. Ростова;

2) ожесточенное сопротивление оказала часть населения Новгорода в 1478 г.;

3) в 1485 г. после небольших боев была присоединена Тверь.

Уже при сыне Ивана III Василии III (1505–1533) в 1510 г. в состав России вошел Псков и последней в 1521 г. – Рязань. В 1480 г. было снято монголо-татарское иго – Россия стала независимой.

Единое Российское государство: 1)центральную власть в стране проводили великий князь и вместе с ним Боярская дума (совещательный орган при правителе). Одновременно с боярской верхушкой входило в силу также и служилое дворянство. Оно часто являлось опорой великому князю во время его борьбы с родовитым боярством. За службу дворяне обретали поместья, которые не могли передаваться по наследству. В начале XVI в. были образованы приказы – учреждения, выполнявшие функции управления военными, судебными и финансовыми делами. Возглавлял приказ боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Со временем задачи государственного управления усложнялись, число приказов выросло. Оформление приказной системы позволяло усилить централизованное управление страной;

2) страна разделялась на уезды (которые представляли собой прежние удельные княжества) во главе с наместником. Уезды, в свою очередь, делились на волости во главе с волостелями;

3) наместники и волостели получали земли в кормление, с которых они собирали часть налогов в свою пользу. Назначение на должности происходило на основе местничества (так назывался порядок, при котором предпочтение во время назначения на государственную службу имели люди родовитые, знатные, а не отличающиеся знаниями, умом и соответствующими способностям). Позднее кормления были отменены. На местах управление находилось в руках губных старост (губа – округ), которые избирались из местных дворян, а также земских старост, которых выбирали из числа черносошного населения, и городовых приказчиков – из городских жителей;

4) в XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии. Мероприятия, которые были направлены на укрепление великокняжеской власти, очень активно проводил Иван IV. На начальном этапе своего правления Иван IV еще мирился с существованием Избранной рады – Ближней думы государя, куда входили его ближайшие единомышленники. Избранная рада не являлась официальным государственным органом, но на деле управляла Российским государством от имени царя.

В 1549 г. был созван первый Земский собор, который являлся совещательным органом, собранием сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. Решениями Земского собора были приняты меры, значительно расширившие права дворян и ограничивающие права крупных феодалов – бояр, которые могли бы составить оппозицию царю. Земские соборы не были постоянно действующими органами государственной власти, они собирались нерегулярно.

КУЛЬТУРА РУСИ XIV–XV вв

Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре непоправимый урон. С начала XIV в. она возрождается.

Литература

1. Одним из самых распространенных жанров становится историческая повесть, в которой замысловато совмещались исторические факты с литературным вымыслом. Авторы произведений при этом часто использовали гиперболизацию (преувеличение). Большое распространение получили такие повести, как «О Щелкане Дудентьевиче», «О разорении Рязани Батыем» и др. Пропитаны духом оптимизма, патриотизма произведения, которые одухотворили русскую культуру после славной победы в Куликовской битве 1380 г. Ей посвящены известные исторические повести «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина».

2. Очень популярным был и другой литературный жанр – «хождения» – описания путешествий в далекие страны. Так, например, тверской купец Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» (относится к третьей четверти XV в.) живописал свое далекое путешествие в Индию.

3. Жанр агиографии (житий святых) на Руси так же получил распространение. Характерно, что из византийской, болгарской литератур был заимствован стиль «плетения словес», который предполагал пышность, помпезность. В этом стиле, в частности, выдержаны жития Сергия Радонежского, Стефана Пермского, написанные Епифанием Премудрым (начало XV в.).

4. Развивалось летописание: многие летописей, в том числе одна из более ранних, Лаврентьевская (1370-е гг.), сохранились до нашего времени в оригинале. В 1442 г. начал создаваться «Русский хронограф» – описание всемирной истории, которое составил Пахомий Логофет.

5. В ходе обличения ереси новгородский священник Геннадий Гонзов в конце XV в. составил первый русский кодекс Библии. С этого же времени появляются полемические трактаты оппонентов внутри-церковных групп: «осифлян»(Иосиф Волоцкий) и «нестяжателей» (Нил Сорский).

Архитектура

В Новгороде было построено большое количество небольших каменных церквей (Ковалевская, Спаса на Ильине улице, Волотовская и др.).

В Московском княжестве первые каменные постройки – храмы в Звенигороде и Загорске, собор Андроникова монастыря в Москве. В 1367 г. возведены первые белокаменные стены Московского кремля. Во второй половине XV в. кремль был значительно перестроен: возведены новые стены, построены красивые соборы: Успенский (1476–1479), архитектор – итальянец Аристотель Фиорованти; Благовещенский (1484–1489), построен псковскими мастерами; Архангельский (1505–1509). Для торжественных приемов построена Грановитая палата (1487–1491).

Живопись

Во второй половине XIV – первой половине XV в. творили два великих русских живописца – Феофан Грек и Андрей Рублев. Совершенства они достигли в иконописи. Феофан Грек был автором фресок в московском храме Рождества Богородицы, участвовал в росписи Архангельского собора.

Для стиля Феофана Грека в иконописи характерны:

1) выбор ярких сочных красок;

2) эмоциональность;

3) экспрессия.

Андрей Рублев является автором фресок Благовещенского собора во Владимире, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Самая знаменитая его икона – «Троица».

Для произведений Андрея Рублева характерны:

1) высокий духовный пафос;

2) проникновенность, человечность образов.

Наши рекомендации