Сущность и осн. хар-ки совр. п-ки.

Сущность и осн. хар-ки совр. п-ки.

Политика в современном информационном обществе становится все более виртуальной. Информационная квази реальность уже не просто подменяет, а часто заменяет и даже вытесняет материальный предметный мир. В современном обществе политика на три четверти состоит из PR, который является важнейшим коммуникативным инструментом управления

политическим пространством. Сегодня манипуляция массовым сознанием становится нормой политической жизни.

Традиционно политику можно рассматривать как деятельность государства, партий, общественных движений и организаций, направленную на координацию и интеграцию отношений между социальными группами, классами, нациями, имеющими разнонаправленные и противоречивые интересы в целях обеспечения целостности общественной системы и упрочения политической власти доминирующей группы.

Современную политику можно рассматривать как организованное заранее коммуникационное событие,

отрепетированное и обращенное в первую очередь к населению. Поэтому в таком контексте политика реализуется как способ манифестации политических идей и демонстрации роли своих сторонников в реальном политическом процессе страны. Если есть сцена и зритель, то обязательно должны быть и артисты, роль которых играют

политики. Публичную политику можно рассматривать как спектакль, в рамках которого разворачивается политическое действие.

П-ка как «спектакль».

Современную политику можно рассматривать как организованное заранее коммуникационное событие, отрепетированное и обращенное в первую очередь к населению. Поэтому в таком контексте политика реализуется как способ манифестации политических идей и демонстрации роли своих сторонников в реальном политическом процессе страны. Если есть сцена и

зритель, то обязательно должны быть и артисты, роль которых играют

политики. Публичную политику можно рассматривать как спектакль, в рамках которого разворачивается политическое действие. Политик и его окружение, разыгрывающие политический «спектакль»,

ориентируются не на реальные потребности общества, а подчиняются законам политической драматургии. Они активно участвуют в конструировании реальности, постановке зрелища, участниками которого сами же и являются. Сегодня достоинство тех или иных политических лидеров все больше определяется не их реальными достижениями (улучшение жизни населения, принятие эффективных законов и т.п.), а тем впечатлением, которое они производят на избирателя. В условиях потребительского общества, в котором мы живем, политик также становится товаром со всеми присущими ему свойствами. Поэтому не так важно содержание самого политического товара, сколько широко разрекламированный его

бренд. В этих условиях политик должен быть одновременно актером. Эффективность политики в настоящее время определяется не столько реальными делами, а мнениями людей, формирующимися под влиянием средств массовых коммуникаций. Теперь не так важно, что реально думает, говорит и делает политик, главное – как люди воспринимают то, что видят и слышат под воздействием масс медиа и какие выводы из этого делают.

Задачи полит. PR.

«Политический PR – это управление массовыми политическими коммуникациями. Это управление информационными процессами и информационными потоками».

Задачи:

- создание системы публичного информирования общества о принципах, нормах, правилах гос-ного управления и функциях политических институтов

- изменение или трансформация политического курса, стратегических или тактических аспектов реализации политики

- смена или коррекция направлений, целей, стратегии государства и его отдельных институтов

- эволюционирование процессов революционного сознания, ведущего к изменению политического режима

- участие политических консультантов в процессе создания партий, движений, входящих в политику новых политических лидеров и т.д.

Стр-ра полит. PR.

В рамках политического пиара реализуются:

– коммуникационные действия, направленные на формирование, развитие и мобилизацию политических партий и общественных движений;

– коммуникационные кампании, связанные с получением поддержки со стороны общественности, какой-либо партии, правительства и т.п.

– коммуникационные процессы, направленные на формирование и управление общественным мнением;

– информирование общественности и разъяснение сущности проводимой политики и т.д.

Следуя концепции Д.В. Ольшанского, можно предположить, что основными элементами системы политического PR являются:

– политический консалтинг;

– политический маркетинг;

– политическая реклама;

– имиджмейкинг;

– информационный лоббизм;

– электоральный PR;

– политико-административный PR

Политический консалтинг.

Современное политическое консультирование можно определить как профессиональную деятельность по интеллектуальному и организационному обеспечению политических кампаний посредством создания и реализации высокоэффективных технологий, способных компенсировать слабость традиционных, т.е. партийнополитических методов реализации лидерства, мобилизации поддержки, осуществления информационно-пропагандистской, индоктринальной и символизирующей функции кампании.

Полит. реклама.

Политическая реклама «представляет собой такую форму направленного безличного обращения к человеку, которая в условиях свободного и конкурентного выбора информации нацелена на создание у него позитивного образа политического товара (кандидата, института, символа)… мобилизующего его (человека) на соответствующую поддержку.

Полит. маркетинг.

Политический маркетинг есть совокупность технических приемов, имеющих целью обеспечить более тесную связь кандидата с максимально большим числом избирателей и с каждым избирателем в отдельности, подчеркнуть разницу между ним и его конкурентами и противниками и, используя минимум средств, добиться в ходе кампании оптимального числа голосов избирателей, необходимого для победы.

Полит. имиджмейкинг.

Политический имиджмейкинг – это конструирование, предъявление и продвижение имиджа какого-либо политика, партии или общественно-политического движения, которые находятся в центре внимания любой избирательной кампании. Однако целенаправленная, регулярная работа по формированию имиджа должна проводиться и в период между выборами. Именно такой подход позволяет обеспечить политику, партии и

т.п. на основе позитивной общественной реакции высокую репутацию и поддержку.

Две модели лоббирования.

В мировой практике существует две модели лоббирования:

1) англо-саксонская модель. Она предполагает обязательность государственной лоббистской деятельности и, соответственно, строго очерчивает ее допустимые рамки;

2) континентальная модель. Официально лоббизм как бы и не существует, но заинтересованные организации и структуры могут воздействовать на законодательные органы власти, официально участвуя в работе специально созданных совещательных структур.

Электоральный PR.

Под избирательными кампаниями понимают «скоординированные, целенаправленные на осуществляемые в течение определённого законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечение его победы в день выборов». Во время избирательной кампании специалисты по связям с общественностью широко используют маркетинговые и рекламные технологии, систематически осуществляют мониторинг средств массовой информации, организуют и направляют работу членов команды и добровольных помощников (полевые работники) данного кандидата.

Технология работы специалистов по PR во время избирательной кампании:

1. Еще до начала избирательной кампании политические маркетологи проводят исследования с целью выяснить:

а) на какое число сторонников может рассчитывать кандидат или

политическое объединение в округе;

б) каков идеальный портрет кандидата на выборную должность;

в) какие характеристики неприемлемы, с точки зрения избирателя,

для кандидата на выборную должность;

г) каковы демографические характеристики потенциальных сторонников кандидата и их политических объединений;

д) каков демографический состав избирательного округа;

е) каков уровень известности и популярности кандидата и т.д.

2. Специалисты по политической рекламе готовят и размещают рекламные материалы (ролики, постеры, призывы), а также придумывают рекламные и антирекламные слоганы.

3. Мониторинг СМИ. Отношения группы поддержки кандидата со СМИ

носят двусторонний характер. С одной стороны, группа поддержки стремится передать информацию о себе в СМИ, а с другой – отследить содержание массовых коммуникаций по ряду принципиальных вопросов, в том числе о себе самой. Кроме того, в обязанность группы поддержки входит контроль за PR-деятельностью конкурентов.

4. Добровольцы – это агитаторы, которые ходят по квартирам, звонят по телефону, стоят в пикетах и т.п. В любой избирательной кампании огромное количество «черновой» и рутинной работы, без которой не обойтись (разноска агитационного материала по почтовым ящикам, расклеивание наружного материала, противодействие распространению агитационных материалов конкурентов и пр.). Для выполнения этой работы

никаких денег на наем исполнителей не хватит. Поэтому так важно привлечь к ней энтузиастов.

Осн. напр-я сбора инф-ии.

Сбор информации – важнейшая часть работы избирательной компании. На основе полученных данных строятся прогнозы и планы по продвижению кандидата. Включает в себя:

1) Мониторинг СМИ, производится отделом мониторинга и экспертно-аналитическим отделом

2) Печатные издания. Анализ информации по пунктам (название, дата, номер, номер и название полосы, автор, источник информации, проблема или тема, короткое содержание, архивирование ксерокопированных публикаций по персоналиям, создание электронного путеводителя по архиву, анализ собранной информации, количественные оценки публикации, качественная оценка PR-структур конкурентов, используемые новостные поводы, приоритеты тем, принадлежащих к определенным кандидатурам, прогноз)

3) Радио. Запись и прослушивание фонограмм, фиксирование материалов необходимой тематики, занесение в электронную базу данных, архивирование информации.

4) TV. То же, что и у радио, только видеоматериалы.

5) Сбор информации в прошлые годы, материалов конкурентов.

6) Сбор информации о регионе проведения выборов (демографические, экономические, исторические, политические данные, данные УВД и др.)

7) Количественные и качественные исследования общественного мнения

8) Анализ взаимоотношений между конкурентами, анализ спонсоров конкурентов

25. Демограф. данные могут быть собраны по след. параметрам…

- пол, возраст, национальность

- кол-во семей, браков, разводов

-динамика рождаемости и смертности, кол-во детей в семьях

- информация о смертности: причины, возраст, территориальная особенность, динамика

- уровень и динамика информационных процессов

26. Экономич. данные могут быть собраны по след. параметрам…

-средние цены на основные продукты и динамика

- уровень занятости и безработицы населения

- уровень доходов избирателей

- данные о промышленности, местном предпринимательстве, кол-ве предприятий на территории округа

- средняя заработная плата на предприятии

- финансовое состояние предприятия: прибыльность, убыточность, долги

- состав акционеров крупнейших организаций округа

27. Данные об истории культуры могут быть собраны…

- общая история

- история основания и развития населенных пунктов

- важные события

- мифы, рассказы, предания

- характерные культурные особенности отдельной территории

- религиозные предпочтения населения

28. Инф-я о полит. сит-ии…

- кол-во партий, объединений и движений в округе

- полный комплекс информации о политических силах (численность сторонников, данные о лидерах, адреса представительств)

- их предполагаемое поведение на выборах (политические симпатии, возможные коалиции, политические акции)

29. Данные УВД…

- преступность на данной территории

- состав преступлений, количественный и качественный анализ, раскрываемость

- анализ преступников (пол, возраст, национальность)

- проблемы УВД

- местные криминальные авторитеты, группировки, отношение власти к ним, отношения между группировками

30. Инф-я о предыдущих выборах…

- кол-во избирателей на каждом участке

- явка избирателей

- политические предпочтения на каждом из участков

- дополнительная информация

Стратег. образ.

Стратегической целью любой избирательной кампании является формирование привлекательного, положительного имиджа кандидата на политический пост. Имидж, с которым действует политик во время избирательной кампании и благодаря которому он должен победить, называется стратегическим образом. Он обладает своими особенностями:

Во-первых, этот образ является регионально обусловленным. Если кандидат выдвигался когда-то в некотором регионе и главными чертами его были гибкость и высокая надежность, то при его выдвижении в другом регионе главной чертой стратегического образа может оказаться компетентность и забота о людях. Региональная обусловленность последнего может быть связана с множеством различных факторов.

Во-вторых, стратегический образ обусловлен временем. Нельзя использовать образ, успешный в кампании, которая имела место в недалеком прошлом. Разные времена требуют новых героев. Поэтому учет динамики времени ставит имиджмейкеров перед трудной задачей поиска новых образов даже при выборах в том же регионе спустя лишь короткий отрезок времени.

В-третьих, стратегический образ имеет важнейший психологический аспект – он связан с изменчивостью потребностей избирателей. Они

находятся в относительной динамике, особенно сильно меняясь в государствах с нестабильной политической обстановкой.

В-четвертых, стратегический образ обусловлен демографическим фактором. Вопрос возраста и пола избирателей является весьма серьезным, если речь идет о регионах с определенной изменчивостью демографической картины. Так, в сельских районах идет значительное старение

электората за счет миграции молодежи в город. В городах сосредоточивается избыточное молодежное население. Потому в этих условиях важно правильно сформировать стратегический образ.

В-пятых, стратегический образ зависит от этнопсихологического

фактора. В республиках с многонациональным населением важно учитывать многие элементы их национальной психологии, культуры, традиций.

Осн. тактические модели.

К тактическим целям относятся такие, которые связаны с коммуникативными технологиями, с конкретными способами организации и проведения избирательной кампании, а также детальной разработкой ее временных этапов. Как в теории, так и на практике существует большое количество тактических моделей проведения избирательных кампаний.

Так А.И. Ковлер предлагает такой вариант помесячного календаря предвыборной кампании:

Время до выборов Тип стратегии

18–8 месяцев Стратегия завоевания политического пространства и закрепления на нем безотносительно к категориям избирателей

8–4 месяца Изучение избирательного рынка, анализ своих организационных возможностей. Определение целей и приоритетов кампании, ее тем и лозунгов. Подготовка предвыборной программы

4 месяца Выдвижение кандидатуры и мобилизация потенциальных сторонников,

начало кампании по сбору средств

4–2 месяца Реализация стратегии, сконцентрированная на завоевании «критической массы» избирателей, еще не принявших решение

2 месяца – день Реализация стратегии по нейтрализации кампании соперников, до голосования укрепление позиций среди завоеванного электората Соответственно, за 6 месяцев до начала выборов предлагаются различные варианты подготовительной работы: учеба менеджеров, подготовка аналитических материалов, создание команды кандидата. Сама кампания планируется на срок в 4 месяца.

Кампания проходит три этапа:

1) предкампания (18–6 месяцев до выборов);

2) выдвижение кандидатов и организационные мероприятия (за 6–4 месяца до выборов);

3) собственно избирательная кампания (за 4 месяца до выборов – день выборов).

А. Жмыриков предлагает свой «алгоритм воздействия», призванный активизировать избирателей. Он состоит из трех этапов:

1. За 15 дней до голосования – «выброс» биографических листовок в ящики избирателей с целью расширить их знания о кандидате.

2. За 8 дней – расклеивание плакатов с изображением кандидата с характерным жестом, который он демонстрировал на встречах с избирателями. Цель – оживить в памяти имидж кандидата.

3. За 4 дня до выборов – информационный бум, включающий в себя две 10-минутные телепередачи и четыре полутораминутных клипа.

Стандартный американский вариант президентских выборов предполагает деление кампании на три этапа:

1) рассказ о себе;

2) антиреклама противника;

3) рассказ о решении проблем данным кандидатом.

Несомненно, это условное деление. Каждые выборы вносят в него свои особенности.

Российская группа Ефима Островского предложила рассматривать общество как многослойную пирамиду, состоящую из народа, слоя непрофессиональных коммуникаторов, более тонкого слоя профессиональных коммуникаторов (журналисты, политологи и другие эксперты), элиты (владельцев избирательных ресурсов) и избирательного аппарата, считающего голоса. Кампания членится на этапы в соответствии с работой в разных слоях. Для обеспечения ее ресурсами необходима работа элит. Здесь создается командно-штабная инфраструктура и формируется бюджет. На следующем этапе следует привлечь на свою сторону профессиональных коммуникаторов. Здесь проводятся «круглые столы» и создаются нужные рейтинги. Привлекаются мощные медиаресурсы. Следующий этап – организация «непрофессиональных» коммуникаций и формирование актива. Итак, движение кампании выглядит следующим образом: элита профессиональные непрофессиональные актив коммуникаторы. Успех кампании будет решаться на уровне актива, поскольку война в

СМИ будет взаимно гаситься. Поэтому самым важным становится четвертый этап – кампания в массах.

Осн. ср-ва распр-я инф-ии.

В ходе избирательной кампании широко используются постоянные, оперативные и ситуационные средства распространения информации.

Постоянные средства распространения продукции политического PR, существующие независимо от политической конъюнктуры СМИ, – это телеканалы, газеты, журналы, Интернет. Однако часть этих средств используется не только для распространения политического PR, но и создается под чисто политические задачи. К последним относятся газеты, журналы, сайты, принадлежащие различным политическим группировкам. Например: «Соколы Жириновского» – ЛДПР; «Лимонка» – орган НБП и т.п. Оперативные средства – это носители PR-информации, созданные специально для проведения избирательной кампании. Основным признаком оперативных средств является срок их действия в течении избирательной кампании. К ним относятся: специально учрежденные газеты; раздаточные материалы (памятки, календари, брошюры с различными советами и т.п.); рекламные ролики, постеры, сайты, открытые в Интернете только на период кампании; специальные, целевые выпуски постоянных СМИ, приуроченные именно к выборам. Таким образом, оперативные средства должны обращаться ко всем и

работать со всеми. Именно этим и вызвана необходимость подзаголовков: «Народная газета», «Общественно-политическая газета», «Газета жителей Тмутараканского района» и т.п. Особое место среди оперативных средств занимают различные рекламные материалы. Постеры, рекламная продукция (памятки, календари и т.д.), видеоматериалы объединены тем, что они отражают всю идеологию кампании. Как правило, часть оперативных материалов является носителем слогана, девиза кампании.

Ситуационные средства – это средства, доносящие до избирателя реакцию кандидата или его группы поддержки на различные события в ходе предвыборной кампании.

Кампания характеризуется некоторой условной этапностью: сбор подписей, знакомство с кандидатом, период активной агитации, последняя неделя перед выборами.

Поскольку большинство избирательных кампаний похожи по структуре, то и ситуационные средства стереотипны:

1) обращение кандидата. Как правило, оно следует сразу же за официальной регистрацией. В первом обращении кандидат обязательно благодарит тех, кто поставил свои подписи в его поддержку, и принимает

на себя обязательства перед избирателями;

2) примерно в середине избирательной кампании необходимо напомнить о кандидате. Либо кандидат снова сам обращается к избирателям,

либо это делает его группа поддержки. В содержании обращения обязательна ссылка на встречи с избирателями, которые помогли кандидату еще лучше разобраться в ситуации округа. Если обращение идет от группы поддержки, то оно заканчивается призывом голосовать за кандидата;

3) к моменту активной агитации возникает несколько информационных поводов для нового обращения к избирателям;

4) в конце последней недели перед выборами обращение кандидата к избирателям должно быть составлено так, чтобы они поняли, что кандидат видит и понимает все болевые точки округа. В то же время заканчивается обращение не агитационным призывом, а просьбой обязательно прийти на избирательный участок и отдать свой голос за того, кого избиратель посчитает достойным.

Осн. ситуац-е ср-ва.

Ситуационные средства – это средства, доносящие до избирателя реакцию кандидата или его группы поддержки на различные события в ходе предвыборной кампании.

Кампания характеризуется некоторой условной этапностью: сбор подписей, знакомство с кандидатом, период активной агитации, последняя неделя перед выборами.

Поскольку большинство избирательных кампаний похожи по структуре, то и ситуационные средства стереотипны:

1) обращение кандидата. Как правило, оно следует сразу же за официальной регистрацией. В первом обращении кандидат обязательно благодарит тех, кто поставил свои подписи в его поддержку, и принимает

на себя обязательства перед избирателями;

2) примерно в середине избирательной кампании необходимо напомнить о кандидате. Либо кандидат снова сам обращается к избирателям,

либо это делает его группа поддержки. В содержании обращения обязательна ссылка на встречи с избирателями, которые помогли кандидату еще лучше разобраться в ситуации округа. Если обращение идет от группы поддержки, то оно заканчивается призывом голосовать за кандидата;

3) к моменту активной агитации возникает несколько информационных поводов для нового обращения к избирателям;

4) в конце последней недели перед выборами обращение кандидата к избирателям должно быть составлено так, чтобы они поняли, что кандидат видит и понимает все болевые точки округа. В то же время заканчивается обращение не агитационным призывом, а просьбой обязательно прийти на избирательный участок и отдать свой голос за того, кого избиратель посчитает достойным.

Типы избирателей.

Типы избирателей:

1) партийный избиратель;

2) эгоцентрический экономический избиратель: что лично я получу по сравнению с тем, что имею?

3) социотропический экономический избиратель: что получит страна

4) избиратели группы интересов: ориентируются по групповым лидерам;

5) более сложные избиратели, основывающиеся в принятии решения не на одном аспекте.

Осн. стр-ии рекл. кам-ии.

1. «Стратегия рывка» предполагает победу на выборах до выборов, т.е. рывок на ранних стадиях кампании, чтобы сразу намного опередить остальных «в забеге». Для осуществления этой цели вначале заполняются рекламное пространство и рекламное время по максимуму. Распространяются все виды наглядной агитации, а также значки, майки и т.п. Аналогичный рывок осуществляется в последние десять дней перед голосованием. Главная задача – узнаваемость и повышение авторитета кандидата.

2. «Стратегия быстрого финала» – медленное наращивание темпа и размещение рекламы в больших количествах в последний период перед голосованием. Количество рекламы не дает возможности пропустить ее мимо внимания.

3. «Стратегия большого события» в основном нацелена на привлечение внимания журналистов. Такими «большими событиями» могут стать публичные теледебаты с противником, привлечение известных людей в команду и их выступление перед избирателями, громкая пресс-конференция. Такая стратегия применяется в комплексе с другими.

4. «Крейсерская стратегия» – стратегия для лидеров гонки. Она способствует сохранению лидерских позиций. Рекламное время и пространство равномерно используются на всем протяжении кампании. Эффективно сочетается со «стратегией быстрого финала».

Сущность и осн. хар-ки совр. п-ки.

Политика в современном информационном обществе становится все более виртуальной. Информационная квази реальность уже не просто подменяет, а часто заменяет и даже вытесняет материальный предметный мир. В современном обществе политика на три четверти состоит из PR, который является важнейшим коммуникативным инструментом управления

политическим пространством. Сегодня манипуляция массовым сознанием становится нормой политической жизни.

Традиционно политику можно рассматривать как деятельность государства, партий, общественных движений и организаций, направленную на координацию и интеграцию отношений между социальными группами, классами, нациями, имеющими разнонаправленные и противоречивые интересы в целях обеспечения целостности общественной системы и упрочения политической власти доминирующей группы.

Современную политику можно рассматривать как организованное заранее коммуникационное событие,

отрепетированное и обращенное в первую очередь к населению. Поэтому в таком контексте политика реализуется как способ манифестации политических идей и демонстрации роли своих сторонников в реальном политическом процессе страны. Если есть сцена и зритель, то обязательно должны быть и артисты, роль которых играют

политики. Публичную политику можно рассматривать как спектакль, в рамках которого разворачивается политическое действие.

П-ка как «спектакль».

Современную политику можно рассматривать как организованное заранее коммуникационное событие, отрепетированное и обращенное в первую очередь к населению. Поэтому в таком контексте политика реализуется как способ манифестации политических идей и демонстрации роли своих сторонников в реальном политическом процессе страны. Если есть сцена и

зритель, то обязательно должны быть и артисты, роль которых играют

политики. Публичную политику можно рассматривать как спектакль, в рамках которого разворачивается политическое действие. Политик и его окружение, разыгрывающие политический «спектакль»,

ориентируются не на реальные потребности общества, а подчиняются законам политической драматургии. Они активно участвуют в конструировании реальности, постановке зрелища, участниками которого сами же и являются. Сегодня достоинство тех или иных политических лидеров все больше определяется не их реальными достижениями (улучшение жизни населения, принятие эффективных законов и т.п.), а тем впечатлением, которое они производят на избирателя. В условиях потребительского общества, в котором мы живем, политик также становится товаром со всеми присущими ему свойствами. Поэтому не так важно содержание самого политического товара, сколько широко разрекламированный его

бренд. В этих условиях политик должен быть одновременно актером. Эффективность политики в настоящее время определяется не столько реальными делами, а мнениями людей, формирующимися под влиянием средств массовых коммуникаций. Теперь не так важно, что реально думает, говорит и делает политик, главное – как люди воспринимают то, что видят и слышат под воздействием масс медиа и какие выводы из этого делают.

Наши рекомендации