Проблема выбора формы управления жилыми домами: правовое регулирование и практика решения.

Кондоминиум (лат. con — вместе и dominium — владение) — совместное владение, обладание единым объектом, чаще всего домом, но также и другим недвижимым имуществом. Понятие «кондоминиум» получило большое распространение в ряде государств, в частности в США.

Това́рищество со́бственников жилья́ (ТСЖ) — российский эквивалент кондоминиума. Это юридическое лицо, некоммерческая организация, созданное на основе объединения собственников помещений многоквартирного дома для совместного управления находящегося в совместном владении и пользовании собственников помещений этого дома, а также ведения хозяйственной деятельности в таком доме в виде эксплуатации общего имущества, строительства дополнительных помещений и объектов общего имущества и сдачи в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

В зарубежной правовой практике термином «кондоминиум» обозначаются специфические правоотношения, возникающие при совместном владении. В частности эти правоотношения устанавливаются между собственниками квартир в многоквартирных домах или между собственниками нескольких, в том числе и односемейных, домов, расположенных на едином земельном участке. В России применение этого термина получило особую практику — им обозначали не правоотношения, а сперва участников этих правоотношений, затем — их объект.

Впервые понятие кондоминиума было введено Федеральным законом «Об основах федеральной жилищной политике» № 4218-1 от 24 декабря 1992 года : «Кондоминиум — товарищество собственников жилых помещений в многоквартирных домах с установлением условий совместного владения и пользования межквартирными лестницами, лифтами, коридорами, крышами, техническими подвалами, внеквартирным инженерным оборудованием, придомовой территорией и другими местами общего пользования». Здесь этим термином обозначается специфический субъект права на недвижимое имущество — товарищество собственников жилья.

Далее еще одно определение этому понятию появилось в указе Президента РФ «Об утверждении временного положения о кондоминиуме» № 2275 от 23 декабря 1993 г.: «Кондоминиум является объединением собственников в едином комплексе недвижимого имущества в жилищной сфере (далее именуются — домовладельцы), в границах которого каждому из них на праве частной или государственной, муниципальной собственности, иной форме собственности принадлежат в жилых домах жилые (квартиры, комнаты) и / или нежилые помещения, включая пристроенные, а также другое недвижимое имущество, непосредственно связанное с жилым домом, являющееся общей собственностью домовладельцев и следующее судьбе права домовладельца на жилое и / или нежилое помещение». И здесь этим термином обозначается субъект права на недвижимое имущество — товарищество собственников жилья.

В указе Президента РФ «О новом этапе реализации государственной целевой программы „Жилище“» № 431 от 29 марта 1996 г. о кондоминиуме говорится уже не как о субъекте права, а как об объекте — многоквартирный дом или группа домов.

Современное понятие кондоминиума было введено Федеральным законом № 72-ФЗ от 15 июня 1996 года. Оно означало совокупность земельного участка, помещений (включая жилые, нежилые и помещения общего пользования), ограждающих конструкций и инженерных коммуникаций многоквартирного жилого дома или нескольких односемейных домов. После вступления в силу нового Жилищного кодекса, с 1 марта 2005 года понятие кондоминиума исчезло из российского законодательства (см. Федеральный закон № 188-ФЗ от 29 декабря 2004 года). Ближайшим аналогом кондоминиума сейчас является многоквартирный дом, при этом форм управления этим многоквартирным домом (включая земельный участок под ним) предусмотрено несколько. Из них наиболее близко общему понятию кондоминиума Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Жилищный кодекс (ст. 161) предусматривает три способа управления многоквартирным домом:

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме,

управление Товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или заключение договоров на управление им;

управление управляющей организацией.

Способ управления должен выбираться на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Порядок создания, деятельности и ликвидации ТСЖ изначально регулировался Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15 июня 1996 № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», однако последний с 01.03.2005 утратил силу и в настоящее время порядок создания и управления ТСЖ регулирует только Жилищный кодекс Российской Федерации. Непродолжительное время (с 18.04.2006 по 15.12.2007) деятельность создания ТСЖ регулировал Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», который устанавливал особую процедуру регистрации ТСЖ по сравнению с коммерческими организациями, но впоследствии ТСЖ были выведены из-под действия этого закона. В настоящее время регистрация создания ТСЖ осуществляется в том же порядке, что и регистрация создания коммерческих организаций.

Товарищество собственников жилья создают собственники квартир многоквартирного дома, для совместного управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения его эксплуатации, пользования и распоряжения квартирами и общим имуществом. Целью деятельности ТСЖ как некоммерческой организации не может являться получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг.

Решение о создании товарищества собственников жилья может быть принято только на собрании собственников помещений в многоквартирном доме проведенном в порядке предусмотренном статьями 45-48 ЖК РФ. Решение о создании товарищества и утверждении его устава принимаются большинством голосов всех собственников, независимо от того, присутствуют они на общем собрании или нет (ст.136 Жилищного кодекса). Остальные решения можно принимать большинством голосов присутствующих.

Создание ТСЖ не означает, что его членами автоматически становятся все собственники в данном доме, так как членство в ТСЖ возникает только на основании заявления собственника о вступлении в ТСЖ. В любой момент член ТСЖ может выйти из ТСЖ и собственник, не являющийся членом ТСЖ, может в любой момент вступить в ТСЖ. Если в ТСЖ присутствует менее 50 % собственников, то закон требует ликвидации такого Товарищества.

В одном доме может быть создано одно ТСЖ, хотя одно ТСЖ может объединять несколько домов, имеющих общий земельный участок и/или общую инженерную инфраструктуру.

Высшим органом в ТСЖ является Общее собрание членов, оно избирает Правление — постоянно действующий исполнительный орган, из числа которого избирается Председатель правления ТСЖ — лицо действующее от имени товарищества без доверенности, обладающее правом подписи всех документов товарищества. Председатель правления ТСЖ не является органом управления ТСЖ, так как статья 144 Жилищного кодекса РФ не относит его к числу таковых. Так же избирается Ревизионная комиссиия (Ревизор) для контроля финансово-хозяйственной деятельность Правления и Председателя. Правление и Председатель правления избираются на срок до двух лет. При этом нет ограничений на повторное избрание одних и тех же лиц.

Жилищный кодекс РФ прямо не указывает, как должен производиться подсчёт голосов на общем собрании членов ТСЖ, в отличие от общего собрания собственников многоквартирного дома (порядок подсчёта голосов на общем собрании собственников установлен императивно и изменить его Уставом ТСЖ или иным образом нельзя). При отсутствии в Уставе ТСЖ положений о порядке подсчёта голосов на общем собрании членов ТСЖ, следует применять правила, установленные для подсчёта голосов на общем собрании собственников.

Возможны следующие варианты (не запрещено использовать и любой другой):

Число голосов пропорционально общей площади помещений. То есть, чем больше квартира (или нежилое помещение) — тем больше голосов на общем собрании членов. Один собственник нескольких помещений может обладать значительным процентом голосов. Такой вариант предусмотрен в Жилищном кодексе для подсчёта голосов на общем собрании собственников помещений (ч.3 ст. 48, ч.1 ст. 37 ЖК РФ), в том числе и для принятия решения о создании ТСЖ. По аналогии его можно принять и для голосования внутри ТСЖ.

Один член — один голос. Если одному собственнику принадлежит несколько помещений, он не получает дополнительных преимуществ. Если одно помещение принадлежит нескольким собственникам, каждый из них получает право голоса в ТСЖ.

Одно помещение (квартира или нежилое) — один голос. При этом не учитывается разница в площадях помещений и количество собственников.

При определении критерия подсчёта голосов следует учитывать потенциальную возможность

возникновения сложностей при определении кворума собрания

манипулирования числом голосов, например, путём оформления квартиры на нескольких членов семьи вместо одного и т. п.

несоответствие между размером обязанностей нести расходы по содержанию дома (императивная норма — пропорционально доле общей площади помещений) и числом голосов при решении вопроса об установлении размера таких расходов.

Преимущества: ТСЖ одна из форм местного самоуправления, позволяет инициативной группе решать проблемы, позволяет широкому кругу заинтересованных лиц принимать участие в решении вопросов функционирования дома.

Проблемы.

Первая проблема. В настоящее время в неотложном ремонте нуждается более половины всего жилищного

фонда. Жилищным кодексом РФ расходы на капремонт общего имущества многоквартирного дома возложены на собственников квартир и обременение граждан обязанностью финансирования капремонта жилфонда без приведение домов в надлежащее состояние неизбежно приведет к социальному напряжению, вызванному повышением жилищно-коммунальных платежей.

К примеру, депутатами Челябинской городской Думы в 2006 и в 2007 годах с целью недопущения разрушения жилфонда и инженерных сетей выделялись финансовые средства (106 млн. и 230 млн. руб.) на реализацию программ по капремонту, модернизации и реконструкции муниципальных объектов ЖКХ, но этих средств недостаточно для приведения жилищного фонда в состояние, соответствующее установленным законодательством нормам и правилам. Данный вопрос без финансовой поддержки государства решить трудно. Поэтому депутаты при поддержке ЗСО Челябинской области направили обращения в ГД ФС РФ и в Правительство РФ по вопросу оказания финансовой помощи МО-ям при решении вопросов проведения капремонтов.

Другая проблема - развитие договорных отношений: с поставщиками коммунальных услуг (переход на заключение прямых договоров с поставщиками для борьбы с неплательщиками); с собственниками жилья и нанимателями.

Еще одна проблема - установление предельных индексов роста стоимости жилищно-коммунальных услуг

Федеральной службой по тарифам России, которые не обеспечивают полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказанные услуги.

Проблема качества предоставления жилищно-коммунальных услуг - к улучшению качества предоставления ЖКУ приведет развитие конкурентных отношений в сфере ЖКХ.

Социальная защита граждан при оплате ЖКУ.

Неподготовленность населения к нововведениям в жилищной сфере, несовершенство законодательной базы в

сфере ЖКХ, длительность разработки нормативных документов на уровне Правительства РФ.

Билет № 30

Механизмы взаимодействия Правительства РФ и Федерального Собрания РФ.

2-ФКЗ от 17.12.97 «О Пр-ве РФ»

Пр-тву РФ принадл. пр. законод. иниц-вы в Фед. Собр-и.

Пр. законодат. иниц-вы Пр-во РФ осущ-т поср-вом внес-я законопр. в ГД.

Пр-во РФ вправе вносить в ГД в соотв-и с ее Регл-том поправки к нах-ся на рассм-и ГД законопр.

Пр-во РФ дает письм. заключ-я на законопр. о введ-и или об отмене налогов, об освоб-и от их уплаты, о выпуске гос. займов, об изм-и фин. обязат-в г-ва и на законопр., предусм-щие расходы, покрываемые за счет ФБ. Закл-е Пр-ва РФ напр-ся S-ту права законод. иниц-вы и в ГД в срок до 1 мес. со дня поступл-я законопр. в Пр-во РФ. По согласов-ю с соотв-щим S-том права законодат. иниц-вы этот срок м.б. продлен.

S-может напр-ть в палаты ФС офиц-ные отзывы о рассм-мых палатами ФЗ и законопр. Офиц. отзывы Пр-ва РФ подлежат обязат. оглаш-ю или распростр-ю при рассм-и ФЗ и законопр. на засед-х СФ или ГД.

Закл-я Пр-ва РФ на законопр., попр. к законопр. и офиц. отзывы Пр-ва РФ о рассм-мых палатами ФС ФЗ и законопр. Подпис-ся Предс-лем Пр-ва РФ или его замом и напр-ся в палаты ФС.

Чл. Пр-ва РФ вправе присут-ть и выступать на засед-х палат ФС, их ком-тов и комиссий в соотв-и с регл-тами палат.

Для представл-я в палатах ФС внесенного Пр-вом РФ законопр. назн-ся офиц-ный предст-ль (офиц. предст-ли) Пр-ва РФ. Для защиты позиций Пр-ва РФ по заключ-м, попр. и офиц. отзывам поруч-м Предс-ля Пр-ва РФ или одного из его замов м.б. напр-н спец. предст-ль, полномочия кот. опр-ся в поруч-и. Предст-ли Пр-ва РФ присут-т на засед-х палат ФС при рассм-и ФЗ и законопр, где им предост-ся слово в соотв-и с регл-тами палат.

Пр-во РФ предст-т Гос. Думе ФБ и отчет о его исполн-и. Отчет об исполн-и ФБ за прошедший фин. год предст-ся ГД Пр-вом РФ одноврем. с проектом ФБ на след. фин. год.

Предс-ль Пр-ва РФ вправе поставить перед ГД ? о доверии Пр-ву РФ. В этом случ. ГД вправе либо выразить Пр-ву РФ доверие, либо отказать в доверии.

Наши рекомендации