Проблемы реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти.

В современный период революционных изменений и реформ одним из факторов подъёма и развития является высокоэффективный государственный аппарат. Но, несмотря на установление нового механизма власти, о котором частично было сказано в предыдущих параграфах данной работы, «многие принципы построения государственного аппарата, методы управленческой деятельности остались прежними». Это весьма негативно складывается на работе власти.

В связи с этим было решено разработать программу модернизации различных институтов власти, в основу которой была положена административная реформа, результатом которой должно стать государство, адекватное современности и целям, перед которыми стоит страна. Об этом говорилось ещё в Послании Президента РФ Федеральному собранию 1998 года. В процессе модернизации не ставится цели разрушения механизма управления страной, а планируется цепь последовательных, поэтапных шагов, позволяющих внедрять новые принципы, методы, структуры без нарушения управляемости. Государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим.

В первую очередь, планируется уточнить и сделать стабильной структуру органов исполнительной власти. Ведь сейчас органы исполнительной власти живут так, будто они продолжают оставаться штабами отраслей централизованного народного хозяйства. Так, например, планировалось создать чёткую систему федеральных органов исполнительной власти, ограничившись лишь федеральными министерствами, федеральными службами и федеральным надзором. Однако в последствии была создана более громоздкая система, описанная в § 3 предыдущей главы.

Во-вторых, планируется переход к управлению на основе собственной компетенции, что подразумевает избавление от рецидивов командной системы, которая существовала в советский период. Поэтому для каждого государственного органа, государственного учреждения, должностного лица необходимо очертить рамки его компетенции, установив чёткую ответственность за их решения и действия. Компетенция означает наличие полномочий, которые орган, учреждение или должностное лицо не просто вправе, но и обязаны применять для выполнения своих функциональных задач. Это выражается в принятии нормативных актов разного уровня, подробно характеризующих создание, функционирование, полномочия, а также различные вопросы, касающиеся конкретного органа, учреждения, должностного лица.

Наконец, административная реформа подразумевает освоение современных технологий управления, которые планируется внедрять в процессе реформирования исполнительной власти и государственной службы различными способами.

Но, административная реформа не будет ограничиваться только этими направлениями. По мнению авторов, реформа должна сопровождаться и изменением подходов к ресурсному обеспечению органов управления. Основными статьями расходов на управление должны стать содержание государственных служащих, а также затраты на информационное и аналитическое обеспечение решений.

Предполагается реформировать государственный аппарат, положив в основу «систему заслуг и достоинств». Такая система означает:

1. превращение государственной службы из службы «государевой» в службу подлинно гражданскую;

2. гибкую, не ориентированную на иерархию систему формирования и обновления государственного аппарата;

3. отбор, продвижение и удержание на государственной службе наиболее квалифицированных и добросовестных людей;

4. строгую определенность должностных обязанностей;

5. создание режима, обеспечивающего подконтрольность корпуса государственных служащих, с другой стороны - его правовую защищенность от произвола руководителей и средств массовой информации;

6. рационализацию затрат на содержание госаппарата;

7. повышение внимания к вопросам административной этики, оживление практической ценности понятия служебной репутации.

«Нынешняя организация работы госаппарата способствует коррупции». Поэтому важнейшей составной частью административной реформы - антикоррупционная реформа. Для изменения установки, ценностей, стереотипов поведения как чиновников, так и остальных граждан необходимо:

1. ввести в действие комплекс законов, в которых будут предусмотрены меры противодействия коррупции;

2. осуществить изменения в методах государственного регулирования экономики и социальной сферы;

3. укрепить подразделения правоохранительных органов, занятых борьбой с коррупцией;

4. реализовать меры организационного характера в ведомствах с целью предупреждения и пресечения коррупционного поведения;

5. мобилизовать усилия институтов гражданского общества по противодействию коррупции.

Также огромные проблемы возникают из-за непрозрачности в работе госаппарата. Для решения этой проблемы следует определить четкий перечень той информации, которую госорганы обязаны делать доступной обществу. Этот перечень должен быть установлен законодательно. Такая мера необходима как для развития гражданского общества, так и для формирования цивилизованной предпринимательской среды.

Период новейшей истории России характеризуется разрушением старого и формированием нового общества. Однако из-за плохого состояния системы органов исполнительной власти, на которые возложено проведение реформ, многие из них обречены на провал.

А состояние органов исполнительной власти катастрофическое. Уровень бюрократии за последние годы достиг небывалых пределов, а эффективность работы большинства органов оставляет желать лучшего. Даже сама система органов, их компетенция, функции, полномочия, принципы формирования и деятельности не были четко прописаны. А именно четкое закрепление в законодательстве таких вопросов является одним из признаков демократического государства, на звание которого претендует современная Россия. Чёткой структуры не было даже в системе федеральных органов исполнительной власти.

Именно поэтому в 1997 году была начата административная реформа, сутью которой является рационализация деятельности органов исполнительной власти. Была предпринята серия мер по реформированию системы органов исполнительной власти. Во-первых, за эти годы были приняты законы, регламентирующие структуру органов исполнительной власти, а также законы, детально регламентирующие деятельность отдельных органов исполнительной власти (самый главный из них - ФКЗ «О Правительстве РФ»). Так же предпринимаются меры (о них было сказано в главе III) для повышения эффективности работы системы органов исполнительной власти. Некоторые результаты уже есть, они уже даже ощущаются. Но для осознания эффективности данной реформы необходимо: 1. завершение реформы; 2. определённое время после реформы.

Такова ситуация с системой органов исполнительной власти.

Наши рекомендации