Перспективы и проблемы вступления РФ в ВТО.

Главная цель – свобода торговли, создание единого мирового рынка. На февраль 2008 г. в ВТО состоит 153 страны.

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году.

Официальная позиция Правительства РФ(по Старцеву): В условиях глобализации и взаимозависимости стран исключение страны из процесса обмена товарами и услугами означает «проигрыш», т.к. страна теряет рынки сбыта, сталкиваясь с протекционными мерами, всё это негативно сказывается на общем экон. развитии => вступать в ВТО придется, чем раньше – тем лучше. Оппозиционная точка зрения: Вступление в ВТО выгодно некоторым отраслям (экспортно-ориентированным: нефть, газ, частично – металлургия и ВПК), но вероятны негативные последствия для других отраслей, которые неконкурентоспособны на м/народ. рынках, они могут прекратить свое существование, если их вытеснит импорт (автопром, сельское хозяйство, банковская сфера).

Задача переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Длительность переговоров связана с тем, что Правит-во РФ пытается вытребовать свои условия, сохранив некоторые протекцион. механизмы (напр. в с/х) и продлив время переходного периода:

· частичная / полная ликвидация специальных таможенных ограничений

· ликвидация / ограничение гос поддержки отдельных отраслей (с/х, автопром)

· отказ от госрегулирования цен (напр. на энергоносители), их выравнивание с мировыми ценами

· неурегулированность вопроса об авторском праве (специально для вступления в ВТО была написана 4 часть ГК РФ, но этих мер недостаточно)

Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение рос. законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Перспективы:

1. Краткосрочные: серьезная трансформация законодательства и сегментов гос. управления

2. Среднесрочные: кризис некоторых отраслей (это будет зависеть от условий переходного периода, и от того, какие меры гос-во запланирует на этот период), возможно их отмирание

3. Долгосрочные: определяются тем, как будет эволюционировать российская экономика под управление гос. органов и проводимой в стране политики.

Правит-во должно располагать необходимой законодательной базой, приведенной в соответствие с нормами и правилами ВТО, и эффективным гос. механизмом регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Объективно требуется как усиление регулир. и контрол. ƒ гос-ва в области ВЭД, так и восстановление управляемости рос. нар. хозяйством в форме, адекватной рыноч. отношениям => необ-ть реализации программ по развитию слабых отраслей эк-ки (в т.ч. админ. реформа, нац. проект с/х, снижение барьеров для предприним-ва. На наст. момент нацпроект с/х не дал положит. рез-ов, что не добавляет позитива по поводу вступления в ВТО.

РФ не может успешно развивать торговые и эк. связи с зарубежными партнерами по своим собственным правилам, не похожим на правила, принятые во всем мире. В долговременном, стратег. плане целесообразность вступления России в ВТО очевидна. Главный вопрос — когда вступать: сейчас, через год или через десять лет?

Главные аргументы “за”:

— РФ выйдет на новые рынки товаров и услуг;

— будут устранены различные тарифные и нетарифные барьеры, ограничивающие межд.торговлю;

— РФ получит доступ к механизму разрешения торговых споров в рамках ВТО;

— законод-во и практика ВЭД в России будут приведены в соответствие с принятыми межд. нормами.

Главные аргументы “против”:

— гос. защита российского товаропроизводителя от иностранной конкуренции будет значительно затруднена;

— либерализация тарифов сделает более привлекательным не производство, а импорт товаров;

— поступления в бюджет от импортных пошлин снизятся;

— вступление в ВТО не гарантирует от прим-я в будущем некот. странами против наших товаров антидемпинг. мер;

— воспользоваться преимуществами, получаемыми в результате вступления в ВТО, для расширения экспорта рос. продукции “глубокого передела” РФ в ближайшие десятилетия не сможет.

Трудности, с которыми сталкивалась рос. сторона на переговорах по вступ-ю в ВТО, обусловлены в первую очередь тем, что РФ стремится действовать, исходя из нац интересов. Тем не менее, ряд требований и претензий к России ее партнеров по переговорам являются вполне обоснованными. В частности, речь идет о вопросах борьбы с контрафактной продукцией, эффективной защиты прав интеллектуальной собственности.

Нужно время, чтобы подготовить отечественное производство к жесточайшей конкуренции, чтобы выдержать ее и развиваться, а не погибнуть.

Наши рекомендации