SS фед-ции и их правовое полож-е.

SS фед-ции часто им. свои к-ции, кот. не нужд-ся в утв-и ФОГВ (в США, ФРГ – все SS, в Индии свой к-ный закон им. только шт. Джамму и Кашмир, в провинциях Пак-на и у шт. Венесуэлы к-ций нет).

SS фед-ции создают свои одно- или 2-хпал. парл-ты, кроме ОАЭ, где кажд. эмиратом упр-т абсолютный монарх – эмир. Парл-ты издают местные законы.

SS фед-ции имеют свои ОИВ, в т.ч. пр-во (губе-р, ПМ), могут им. собств. судеб. с-му, в т.ч. ВС, дейст-щую параллельно с фед. судами (США), но во мн. Фед-циях (Канада) у SS фед-ции собств. судеб. с-мы нет.

SS фед-ции могут им. своё гр-во (США+, Индия и Пак-н-).

Иногда SS фед-ции им. свои символы (герб, флаг, столицу), могут закл-ть между собой неполитич. союзы, эк-кие и к-рные соглаш-я с SS фед-ций др. г-в, а иногда и с др. г-вами.

Возможны дог-ры о разгранич-и полномочий фед-ции и её SS.

Иногда SS фед-ции создают свои предст-ва в др. г-вах, но только с разреш-я МИД для вып-я задач эк-кого и к-рного х-ра.

SS фед-ции предст-ны в верхней пал. фед. парл-та, кот. счит-ся специфич. органом выраж-я их интер. Они им. в этой пал. равное предст-во, незав. от числ-ти Н. (по 2 сен-ра от кажд. шт. в США, по 3 – в Бразилии), или неравное, кот. завю от числ-ти Н., хотя и не проп-но ему.

SS фед-ции иногда создают свои координационные органы (совет гл. пр-в шт., нац. ассамблея легислатур – законодат. органов шт.), иногда неск. SS фед-ции объед-ся в крупные эк-кие р-ны, кот. образуют разл. эк-кие ком-ты по разл. совместным программам.

SS фед-ции пр. вых. из фед-ции не им.

НеS-ты в фед. г-вах:

Наряду с S-тами фед-ции, кот занимают всю (Австрия, РФ) или подавляющую часть тер-рии г-ва, сущ-т и др. части фед. г-ва:

- фед. тер-рии или союзные тер-рии (Виргинские о-ва США);

- фед. владения – обычно это прибрежные о-ва, кот. не населены или насел-е кот. им. переменный с-в – сл-ба маяков, метеост. и т.д. (Венесуэла). Полностью упр-ся ФОГВ, лишь в отд. из них есть племенные советы;

- фед-ный или столичный округ (Колумбия в США, Бразилия в Бразилии);

- ассоциированные штаты, занимающее особое полож-е (Пуэрто-рико в США). Теор-ки незав-мы, но отв-ть за их об. и внеш. снош-я несёт пр-во США, сами они никаких внешнеполитич. акций не осущ-т.

С-вные части фед-ций, не явл-ся S-тами, своих к-ций не им. В некот. случ. они создают местные парл-ты, кот. в Индии принимают даже местные зак., но эти зак. требуют санкции назн-мого губе-ра, да и сами парл-ты дейст-т скорее как совещат. органы

НеS-ты фед-ции за редким искл. не предст-ны в верхней пал. фед. парл-та (в Бразилии и Нигерии они посылают предст-лей в Сенат, но меньшее число, чем шт.). В США неS-ты посылают 1 делегата (резидент-комиссара) в пал. предст-лей с пр. совещат. гол.

Сущ-т неск. сп-бов размежевания предметов вед-я и полномочий фед-ции и её SS, в осн. кот лежит разл. сочет-е 4-х эл-тов:

1. Искл-ные полномочия фед-ции.

2. Искл-ные полномочия SS фед-ции.

3. Совместная (конкурирующая) компетенция фед-ции и её SS.

4. Остаточные полномочия, не охваченные ни одним из перечисленных эл-тов.

Для осущ-я искл-ных полномочий фед-ции на тер-рии SS фед-ции созд-ся тер-ные фед. органы – делегатуры (упр-я, отделы) мин-в, заним-хся вопр. общефед. компетенции (МВД, юстиции и т.д.). Если эти вопр. нах-ся в совместной компетенции фед-ции и её SS, такие органы обычно нах-ся в двойном подчин-и соотв-щих ФОГВ и ОГВ SS фед-ции.

Формы уч-я SS фед-ции в реш-и общег-ных вопр.:

1. Осущ-е совместной компетенции фед-ции и её SS, в т.ч. изд-е зак. SS фед-ции, при приоритете фед. зак-ва.

2. Созд-е особой верхней пал. в парл-те (Сенат), рассм-мый как специфич. орган предст-ва SS фед-ции.

3. Авт-кое вкл-е по долж-ти ДЛ SS фед-ции в ФОГВ.

4. Предст-во SS фед-ции при центральных ОГВ.

5. Периодич. (не реже 1 р. в год) созываемые совещ-я ПМ фед-ции и ПМ-ров (губер-ов) её SS, рез-ты кот. иногда могут оформл-ся ФЗ или использ-ся в пр-кой деят-ти ИОГВ.

6. Совещ-я през-та и глав ИВ SS.

7. Совещ-я рук-лей одноимённых ФОИВ и ОИВ SS фед-ции с Ц формир-я пол-ки в дан. отр. эк-ки, упр-я или корд-ции пр-ких действий.

8. Уч-е SS фед-ции

Виды фед. контроляза собл-м К-ции, ФЗ S-тами фед-ции:

1. Регулярный, его виды:

- к-ными и ин. судами за соотв-м НПА S-тов фед-ции фед-ной к-ции;

- ФОИВ;

- фин. контроль за правильным использ-м фед-ных субсидий.

2. Фед. принужд-е – чрезвыч. сп-бы фед. контроля:

А. «Жёсткие»:

- введ-е ЧП на тер-рии S фед-ции или её части, неск. SS;

- прямое през-кое правл-е тер-рии S фед-ции или её части, неск. SS. На основании указа през-та деят-ть ЗОГВ S фед-ции приостан-ся, или он м.б. распущен (его полномочия осущ-ся фед. парл-том, пр-во S фед-ции смещ-ся или, его деят-ть приостан-ся, вся полнота вл. по упр-ю S-том фед-ции переходит к през-ту. Он назн-т для этого своего предст-ля.

- фед. интервенция (вмешат-во) – то же + использ-е армии.

- приостановл-е собств. упр-я S фед-ции - то же, только осущ-ся ПМ-ром с последующим утв-нием парл-том в парл-ких респ-ках и парл-тарных монархиях.

Б. «Мягкие»:

- резервир-е зак. S фед-ции по некот. вопр. на усмотр-е главы г-ва. Осущ-ся в тех фед-циях, где в S-тах есть предст-ль фед-ции (губе-р), кот. подпис-т зак. S фед-ции для вступл-я их в силу. Он может не подписать закон, если нах-т опр-ное несоотв-е) и представить его на рассм-е гл. фед-ции (пр-ки фед. пр-ву). Оно и решает согласиться с зак. или факт-ки отменить его.

- фед. законодат. замещ-е – временное изъятие полномочий S-та принимать зак. по конкр. вопр., если S не справл-ся с конкр. зад. В этом случ. приним-ся ФЗ, теряющие силу при последующем принятии необ-мого зак. S фед-ции.

Особ-ти РФ

три вида субъектов:

-республики-государства, образованные по национально-территориальному принципу;

-края, области, города федерального значения - гособразования, созданные по территориальному принципу;

-автономная область, автономные округа - национально-государственные территориальные образования.

- смешанный пр-п постр-я фед-ции – НТО (респ-ки, АО, АОбл) и АТО (края, обл., ГФЗ);

- «матрешечная» стр-ра фед-ции, когда одни субъекты (АО) входят в с-в др.;

- асимм-ть РФ.

Пол-ко-правовая асимметрия доп-ся эк-кой асимметрией, неравномер-ть СЭ-кого р-тия регионов.

Пр-пы ГУ РФ:

1. приоритета и рав-ва П и С Ч и Г на всей тер-рии РФ;

2. равноправия и самоопред-я народов в рамках РФ;

3. постр-е РФ по смешанному нац-но тер-ному и адм-но-тер-ному пр-пу;

4. принцип разграничения ПВ и П властей в РФ по вертикали между ФОГВ и ОГВ S-тов РФ;

5. гос. целостность;

6. равноправие S-тов РФ в их взаимоотн-х между собой и с РФ в целом;

7. разнопорядковость S-тов РФ по их г-но-правовому статусу;

8. верхов-во К-ции РФ и ФЗ на всей тер-рии РФ.

1. Общие принципы Государственная власть двойственна (федеральная и субъектов), двойная система законодательства, исполнительной и (иногда) судебной власти
2. Террит. деление и террит.единицы S фед-и: образуются, изменяются, реформируются самостоятельно
3. Наличие выборных ОВ Обязательно
4. Определение полн-ий и механизма формирования территориальных ОВ Определяются самостоятельно (с учетом федеральных конституционных ограничений)
5. Издание правовых актов По любым вопросам, не отнесенным к федеральному ведению («презумпция компетенции субъектов»)
6. Атрибуты государственности Конституции (Уставы), часто – официальный язык, свое гражданство, государственная символика
7. Степень разнообразия в организации власти, полномочиях и статусе Равноправное разнообразие
8. Примеры США, Мексика, Бразилия, Индия, Австралия, ФРГ, Швейцария

Типы

  Дуалистическая федерация Кооперативная федерация Централизованная федерация
1. Сферы законодательных полномочий (по Конституции) - список исключительных полномочий федерации - список запретов для субъектов - презумпция компетенции субъектов - список исключительных полномочий федерации - список запретов для субъектов - сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение) - презумпция компетенции субъектов - список исключительных полномочий федерации - список запретов для субъектов - сферы конкурирующего законодательства (совместное ведение) - список полномочий субъектов - презумпция компетенции федерации
2. Распределение полномочий исполнительной власти Независимые системы ОИВ у федерации и у субъектов, четкое разграничение полномочий У федерации – только центральные ОИВ; на территориях действуют только ОИВ субъектов, которым федерация делегирует полномочия ОИВ субъектов подконтрольны и подотчетны, часто подчинены федеральным
3. Бюджетный федерализм Редкие федеральные гранты и программы, в остальном – взаимная независимость Многоуровневая система перераспределения налоговых поступлений, дотаций, взносов Финансовые ресурсы концентрируются в федеральном бюджете, откуда распределяются по усмотрению федерации
4. Примеры США, Австралия ФРГ, Швейцария Индия, Пакистан

Наши рекомендации