Обеспечение результативности антикоррупционной политики.

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширятся, поэтому должны быть созданы механизмы, которые позволят уменьшить масштабы коррупции. Абсолютная победа над коррупцией невозможна и более того, в нормальном состоянии власти и общества коррупция является технологически полезным сигналом о неполадках в методах работы власти. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией (за окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции), коррупцию нельзя ограничить только законодательными мерами и борьбой с ее проявлениями. Борьба с коррупцией достигнет успеха, если она будет всеохватна, комплексна, постоянна и на это будут направлены все силы власти и общества. Говоря об эффективности антикоррупционной политики следует брать во внимание то, что коррупция это не только подкуп и продажность государственных и муниципальных служащих, но и иные злоупотребления лиц, имеющих публичный статус (в том числе в государственных и муниципальных предприятиях и некоммерческих организациях), связанные с незаконным получением (присвоением) ими имущества, услуг или льгот вопреки интересам службы.

Эффективная борьба с коррупцией требует системного подхода и применения комплексных методов, в том числе научных. Борьба с коррупцией должна базироваться на следующих принципах: 1) не должны ущемляться или ограничиваться законные 'права и свободы человека и гражданина; 2) эффективность противодействия коррупции может быть обеспечена только согласованными действиями госорганов, общественных организаций и граждан государственная система борьбы с коррупцией предусматривает осуществление госполитики, направленной на устранение и нейтрализацию факторов, способствующих развитию коррупционных действий; 3) правовая база борьбы с коррупцией должна учитывать смену с-э и политической ситуации в гос-ве; 4) главное внимание в противодействии коррупции должно уделяться проведению предупредительно-профилактических методов, основанных на анализе и прогнозировании тенденций расширения коррупционных деяний.

С целью эффективного предупредительного влияния на социальные предпосылки коррупции и ее форм, нейтрализации этого явления необходимо осуществлять политические, экономические, правовые, организационно управленческие, социально-психологические меры, которые осуществлять комплексно и согласованно. К политическим мерам должен быть отнесен комплекс идеологических и массово-политических мер.

Экономические меры: полное и своевременное выполнение государством обязательств перед человеком и гражданином; обеспечение опережающих темпов роста реальных доходов населения (бедность - это одна из причин коррупции и преступности); усиление соцнаправленности бюджета; усовершенствование налоговой политики; усовершенствование методов поддержки предпринимательства и т. д.

Правовые меры: проведение правового анализа законодательства относительно механизма охраны и защиты от коррупции; выявление пробелов, противоречий между правовыми нормами.

Постоянные меры включают в себя: a) разработку на определенный период самой антикоррупционной программы, т.е. документа, содержащего основные направления политики на данный период; b) разработку на определенный период планов по противодействию коррупции, т.е. документов, конкретизирующих и структурирующих антикоррупционную программу; c) контроль за реализацией антикоррупционной программы и планов с внесением в них необходимых корректив и оценка степени их реализованности; d) деятельность специализированного антикоррупционного органа по противодействию коррупции (если таковой создан); e) деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению и расследованию фактов коррупции; f) судебную практику в части применения ответственности за коррупционные деяния; g) деятельность контролирующих инстанций (контрольно- ревизионных, парламентские расследования и др.); h) мониторинг состояния коррупции (в территориальном, отраслевом и функциональном разрезах), в том числе посредством статистических, социологических и иных методов; i) мониторинг системы институтов власти с точки зрения их эффективности в противодействии коррупции; j) антикоррупционное просвещение и воспитание.

СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ ЗА РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ И РАСХОДОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ (самая вредная коррупция): эффективные формы и методы контроля:

установление максимально дифференцированной бюджетной классификации

введение механизмов финансовой прозрачности принципы составления смет и их исполнения

введение специализированных мер ответственности (персональной) в отношении ДЛ

прозрачности гос и мунзаказазов и закупок

ужесточение требований к финансовой отчетности

и т.п.

Взаимодействие палаты Федерального Собрания РФ и президентской власти.

Согласно Конституции РФ Федеральное собрание является парламентом РФ и представляет собой законодательную ветвь власти. ФС состоит из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Гос. Думы (нижняя палата). Конституцией предусмотрена различная компетенция для обеих палат.

основы взаимодействия: глава 4 К РФ, которая в целом посвящена статусу именно Президента России, что еще раз подчеркивает высший статус Президента как ОГВ по отношению к другим субъектам. - согласование назначений ряда должностных лиц, назначение выборов и роспуск Гос. Думы (также предупреждение и роспуск), - участие Президента в законодательном процессе (зак.инициатива,заключения) - введение военного и чрезвычайного положения,

- отрешение Президента от должности и другие.

совместные полномочия Президента и Парламента:

- формирование ОГВ: Так, Президент назначает Председателя Правительства РФ, но осуществляет это только с согласия Гос. Думы - низшей палаты парламента России. Как видно, Президент имеет большие полномочия, связанные с формированием федеральных органов государственного управления.

Составляющий одну из основ конституционного строя РФ принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган государственной власти РФ был обязан своим «рождением» только одно ветви власти. Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов государственной власти задействованы и Президент, и Федеральное Собрание - представитель Парламента. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает определенных должностных лиц, а Парламент одобряет, либо парламент назначает, а кандидатуры предлагает Президент.

Что касается органов судебной власти, то Президент предлагает кандидатуры судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и т.п., а назначает указанных лиц Совет Федерации.

- утверждение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. (роль Парламента – номинальна). Президент назначает и отзывает дипломатических представителей после консультаций (а не согласования), с соответствующими комитетами или комиссиями палат ФС.

- совм. Работа в комиссиях, образуемых Президентом.

Взаимодействие: Ст.84 К РФ - полномочия Президента РФ по взаимодействию с федеральной законодательной властью. Осуществление государственной власти невозможно без тесного сотрудничества, взаимодействия глав государства с парламентом.

В отношениях с Гос. Думой на Президента возложен ряд иных полномочий, связанных с деятельностью данного государственного органа. Так, Президент назначает выборы Гос. Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом, а также распускает Гос. Думу в случае и порядке, предусмотренных Конституцией. Последнее полномочие выступает как правовое средство разрешения конфликтных, тупиковых ситуаций, угрожающих самим условиям государственности. Конституция предусматривает три основания роспуска Гос. Думы Президентом: трехкратное отклонение представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства (ч.3 ст.111); повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству (ч.3 ст.117); отказ в доверии Правительству, вопрос о котором был поставлен по инициативе его Председателя (ч.4 ст.117).

Президент и Парламент обладают равной законодательной инициативой и вправе вносить законопроекты для обсуждения. Однако, в отличие от Парламента, Президент законы не принимает. Таким правом наделена Государственная Дума. В то же время, после принятия закона, он может быть отклонен Советом Федерации. Но и в законотворческом процессе наблюдается тесная взаимосвязь деятельности Президента и Парламента, поскольку, если закон принят Гос. Думой и не был отклонен Советом Федерации, он поступает именно к Президенту, который подписывает и обнародует его.

Средством влияния главы государства на деятельность ФС является и предусмотренный п.«е» ст.84 Конституции РФ институтпослания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. (СФ разрабатывает на их основе собст.планы). Члены СФ часто работают в коллегиях минист-в и вед-в, корд. и совещат.органах при През.

В соответствии со ст.93 Конституции РФ Президент России может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Гос. Думой обвинения в государственно измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.(практически невозможно осуществить из-за сложности процедур).

Прочие: институт полномочных предст-й в палатах ФС: уч-ют в заседаниях, представляют законопроекты През., обоснования отклонения …; Главное управление внут.политики През. (создано спец-о для вз-я с ФС): вз-е с членами СФ и ГД, партиями, анализ и обобшение полит.тенденций, подготовка встреч с През.

Наши рекомендации